Методические рекомендации воспитателям по обучению детей 4-го года жизни сюжетно-ролевым играм


Для организации игр используется разнообразный инвентарь, который соответствует тематике игр. В ходе игры дети изучают новые слова, осваивают новые действия, с которыми их знакомит воспитатель. Дети учатся переносить игровые действия на аналогичный предмет, отличающийся цветом и размером, эмоционально реагировать на действия с игрушкой. Также воспитатель создает условия для развития и стимулирования познавательной деятельности детей в игровой ситуации.
До трех лет игру ребенка составляют в основном действия, которые он сначала повторяет за кем-то, а потом уже воспроизводит самостоятельно. Задача взрослого в игре на этом этапе – объединять разные действия, характерные для какой-то роли. То есть показывать, что играть “в маму и малыша” – это и кормить куклу (накладывать воображаемую кашу из кастрюльки в тарелку, подносить ложечку ко рту куклы), и купать, и качать, и гулять (катать в колясочке). Еще одна важная задача – разнообразить среду, то есть обеспечивать ребенку поток новых возможных моделей, которые можно повторить. Третья – задавать объекты игры. “Малышом” может стать не только кукла, но и завернутый в тряпочку брусочек, а для игры в “шалаш” подойдет любая ткань, которой можно накрыться – от полупрозрачной косынки до покрывала с кровати.
В качестве методических рекомендаций можно предложить следующее:
- взрослый организует игру;
- взрослый направляет ход игры;
- взрослый учит детей вести диалог внутри игры.
Необходимо обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:
1. Выбор игры, которую вы будете включать.
2. Оснащение (оборудование).
3. Наличие развивающей и разнообразной предметно-игровой среды в зависимости от возраста и тематики.
Реализуя первое условие – взрослый как партнер детей включает одновременно в совместную игру детей с разными уровнями коммуникативных способностей, развертывая ее таким образом, чтобы игра была привлекательна для тех и других – мы привлекали детей с разным уровнем развития способностей. Для этого можно использовать следующие методы и приемы:
1. Обыгрывание новых игрушек.
2. Показ игровых действий воспитателем.
3. Показ игровых действий воспитателем с привлечением детей.
4. Участие воспитателя в игре.
5. Совместная игра с ребенком.
6. Отраженное игровое действие с немедленным воспроизведением ребенком.
7. Отраженное игровое действие спустя время после его показа.
8. Наблюдение за выполнением взрослым бытовых действий.
9. Проговаривание лексико-грамматического материала, используемого в игре.
10. Общая оценка игры каждого ребенка.
11. Самостоятельные действия ребенка по словесной инструкции.
12. Организация одиночной игры.
13. Самостоятельные игровые действия ребенка с использованием помощи педагога.
Воспитателю необходимо создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие эмоционально-благополучная атмосфера включены: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских взаимоотношений.Следует вовлекать в игру малоактивных детей, которые предпочитают отмалчиваться, придерживаться того, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения и правильными могут оказаться разные ответы, иногда не похожие друг на друга. Стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, но, прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения.
В работе с этими детьми нужно выявлять их особенности, попытаться вывести их из состояния малоактивности путем организации совместной с педагогом игровой деятельности. Предложить ребенку сделать своими руками поделки, например, кукольную мебель, телевизор, пианино и т.п., целью налаживания контактов с детьми менее активными в общении.
Играя с ребенком, достаточно соблюдать два принципа: следовать за ребенком и думать на шаг впереди ребенка. Они кажутся противоположностями друг другу, но на самом деле они дополняют друг друга. Первый принцип предполагает, что в игре инициатива должна быть в руках ребенка: он придумывает сюжет, роли, выбирает объекты игры.
Первый принцип нужен для развития самостоятельности ребенка. Воспитатель может проявить инициативу в рамках отведенной роли – но если он станет творцом всей игры, то ребенок быстро потеряет к ней интерес. Второй принцип создает зону ближайшего развития. Для того, чтобы игра приносила пользу для развития ребенка, она должна быть чуточку сложнее, чем самостоятельная игра малыша. За счет объяснения, что паровозы «питаются» углем, или благодаря вовремя заданному вопросу «а почему», или с помощью волшебного «давай попробуем вместе» – взрослый может помочь развитию игры и обогатить внутренний мир ребенка.
Реализуя второе условие – активизировать общение и взаимодействие детей – в качестве основных методов и приемов в различной последовательности использовались:
- коммуникативные игры;
- беседы на различные темы.
Педагогические действия:
- вызываем у детей интерес к новым игрушкам, желание поиграть с ними;
- поощряем желание ребенка играть рядом с товарищем в игровом уголке;
- способствуем возникновению и укреплению в игре доброжелательных отношений между детьми;
- воспитываем бережное отношение к игрушкам и учим поддерживать порядок в игровом уголке;
- учим правильно, в соответствии с функциональным назначением, использовать сюжетные игрушки (машину – катать, куклу – укачивать, из кубиков – строить и т. п.);- учим производить с игрушками простые игровые действия, а затем последовательно объединять их в связные эпизоды, отображающие реальные жизненные ситуации (кормить куклу, раздевать, укладывать ее спать, одевать куклу, сажать ее в коляску, идти с ней гулять; нагружать машину кубиками, отвозить их, выгружать, сооружать простую постройку, вновь ехать за кубиками);
- формируем умение воспроизводить показанные педагогом игровые действия, соблюдать очередность при выполнении определенных действий;
-поощряем проявление чувства взаимопомощи, совместного поочередного пользования игрушками;
-оказываем детям необходимую помощь в организации самостоятельных игр, не допускаем возникновения конфликтов между детьми;
- учим обозначать словом предметы и действия с ними.
Цель данной наработки состоит в решении следующих задач:
1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении.
2. Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения.
3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей.
4. Формирование у детей положительного взаимоотношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление.
Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ. Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу. Такие советы обогащают замысел игры.
Большое внимание уделяется формированию дружеских и тёплых взаимоотношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.