«Самостоятельная работа по изготовлению кухонной прихватки на уроках».
Разработка этапа урока:
«Самостоятельная работа
по изготовлению кухонной прихватки на уроках».
Может использоваться как часть этапа урока или в качестве дидактического материала на дополнительных занятиях (кружковая работа и т.д.).
Цель самостоятельной работы:
-Совершенствовать навыки работы с технологической документацией в виде инструктивно-технологических карт.
-Развивать навыки пространственного мышления и графических умений.
-Воспитывать аккуратность в работе и трудолюбие.
План самостоятельной работы:
1.Выбор эскиза изделия.
2.Выбор узора для прихватки.
3.Изготовление выкроек деталей основы и мелких деталей.
4.Раскрой деталей прихватки (таблица №1).
5.Технологическая обработка деталей кухонной прихватки (таблица №2).
6.Окончательная обработка изделия, при соблюдении техники безопасности.
Инструкционно-технологическая карта
«Подготовка и раскрой деталей кухонной прихватки»
Таблица №1
№ п/п Последовательность технологических операций Инструменты, приспособления, материалы Самоконтроль
1 Выполнить эскиз изделия в цвете в натуральную величину. Карандаш, лист бумаги, фломастеры Соблюдение пропорций узора и прихватки
2 Выполнить эскиз узора Карандаш, лист бумаги элементы орнамента симметричны
3 Изготовить лекало узора Бумага, ножницы Края узора ровные вырезанные строго по начерченным линиям, элементы орнамента симметричны
4 Изготовить шаблон формы изделия
(диаметр прихватки в натуральную величину равен 20см.) Карандаш, ножницы, картон Края шаблона ровные вырезанные строго по начерченным линиям.
5 Разложить детали прихватки на основной ткани и прокладочном материале
обрезки материалов Разложить детали с учетом направления долевой нити
6 Раскроить детали прихватки
(из основной ткани 2 детали, из прокладочной ткани 1 деталь) ножницы Размеры прокладки строго совпадают с размерами деталей для основы
7 Выкроить косую полоску ткани длиной равной диаметру изделия + 10см., шириной 4 см. Ножницы, линейка, потновский мел Полоска ткани должна быть выкроена строго под углом 45градусов к направлению нити основы
Инструкционно-технологическая карта
«Изготовление кухонной прихватки»
Таблица №2
№ п/п Последова-тельность технологи-ческих операций Инструктивные указания Инструмен-ты, приспособ-ления, материалы Самоконтроль
1 Дублирова-ние ткани для узора Ткань для узора продублировать материалом с клеевым покрытием Утюг, гладильная доска. Поверхность ткани после дублирования должна быть ровной, без воздушных пузырей.
2 Намеливание узора на ткань На продублированной ткани обводят мелом или другим средством лекало узора, толщина линии 1 мм. Мел, простой карандаш Намеленные линии ровные, элементы орнамента симметричны
3 Выкраива-ние узора Вырезать из ткани узор по намелованной линии Ножницы Срезы узора ровные вырезанные строго по намеленным линиям, элементы орнамента симметричны
4 Выбор расположе
ния узора Наметить местоположение узора на лицевой стороне детали изделия. Узор приколоть к детали прихватки булавками.
Булавки, карандаш, мел Вырезанный узор должен быть расположен строго в центре детали изделия, приколоть ровно, гладко к поверхности детали
5 Наметыва-ния узора Наметать узор к детали изделия сметочным стежком, длина стежка 1см. Игла, нитки, ножницы Длина стежка сметочной строчки строго 1 см.
6 Пришивание узора Пришить узор по срезам тамбурным швом (цвет нитки в цвет узора, длина стежков и растояние между стежками 3мм.Игла, нитки, ножницы длина стежков и растояние между стежками одного размера
7 Удаление сметочной строчки Удалить строчку временного назначения. Ножницы, колышек Нитки удаляются осторожно, чтобы не повредить ткань, предварительно разрезать нить ножницами через каждые 10см.
8 Влажно тепловая обработка лицевой детали прихватки Отутюжить лицевую деталь прихватки с узором, с изнаночной стороны через проутюжильник утюг 9 Заготовка окантовоч-ной полоски для края прихватки Полоску ткани сложить вдоль изнаночной стороной во внутрь, срезы уравнять и сметать, отутюжить (длина стежка сметочной строчки 1 см.), строчку временого назначения удалить Утюг, игла, нитки, ножницы Ширина в двое сложенной окантовки по всей длине равна 2 см.
10 Соединение основных деталей прихватки с прокладкой На изнаночную сторону одной из деталей положить прокладку, сверху прокладки изнаночной стороной положить вторую деталь изделия, срезы уравнять и сметать три слоя вместе Игла, нитки, ножницы Срезы трех деталей должны совпадать
11 Окантовка края при-хватки полоской ткани Приметать заготовленную полоску по контуру прихватки с лицевой стороны (длина стежка сметочной строчки 1 см., ширина шва 0,5см.) Игла, нитки, ножницы Ширина шва приметывания по всей длине полоски равна 0,5 см.
Притачать полоску по контуру прихватки. (ширина шва 0,7см.) Швейная машинка, ножницы Ширина шва притачивания по всей длине полоски равна 0,7 см.
12 Удаление сметочной строчки Удалить строчку временного назначения. Ножницы, колышек Нитки удаляются осторожно, чтобы не повредить ткань, предварительно разрезать нить ножницами через каждые 10см.
13 Влажно тепловая обработка окантовочного шва. Шов притачивания полоски к прихватке приутюжить через проутюжильник утюг Края прихватки должны быть плоскими, ровными
14 Окантовка края при-хватки полоской ткани Обогнуть край прихватки полоской ткани на изнаночную сторону и наметать (длина стежка сметочной строчки 1 см., ширина шва 0,3см.) Игла, нитки, ножницы Ширина шва наметывания по всей длине полоски равна 0,3 см.
Настрочить по контуру полоски, в конце сделать петлю (ширина шва 0,1-0,2см.) Швейная машинка, ножницы Ширина шва настрачивания по всей длине полоски равна 0,1-0,2 см.
15 Удаление наметочной строчки Удалить строчку временного назначения. ножницы Нитки удаляются осторожно, чтобы не повредить ткань
16 Окончате-льная влажно тепловая обработка прихватки Отутюжить готовую прихватку, с изнаночной стороны через проутюжильник утюг Без заминов, соответствие товарному виду
Рефлексия: предложенная инструкционно-технологическая карта соответствует возможностям ученика, способствует расширению общекультурного кругозора и национальных традиций в оформлении изделий быта и помогает учителю добиться формирования информационной компетентности и предметных умений.