Открытое занятие Куклы в народной традиции русского народа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества городского поселения
«Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края




Конспект занятия
объединения ДПИ «Оч.умелые ручки»
Тема: «Куклы в народной традиции русского народа»
для детей 1-ого года обучения, 8-12 лет


Выполнил:
педагог дополнительного
образования ЦРТДиЮ
Фатеева А.В.

п. Чегдомын, 2016 год.
Тема: «Куклы в народной традиции русского народа»
Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Цель: приобщение к народному культурному опыту посредством изготовления традиционной тканевой куклы.
Задачи:
познакомить с традиционными народными куклами;
продолжить формировать навыки работы по созданию народной игрушки в традициях декоративно – прикладного искусства и бытового дизайна;
развивать творческое мышление и воображение;
воспитывать уважение к народному творчеству.
Материалы и оборудование.
Технологическая карта изготовления тканевой куклы «Веснянка».
Тканевые куклы: «Крупеничка», «Богач», «Пеленашки», «Кубышка – травница», «Неразлучники», «Веснянка».
Детали изделия:
для туловища и головы - вырезанный из белой бязи квадрат 24х24 см.;
для рук - полоска из белой ткани 14х10 см.;
для юбки - полоска из однотонной цветной ткани 15х10 см.;
для кафтана - вырезанная полоска из цветной ткани 26х8 см.;
для передника - желтая атласная тесьма 10х6 см.;
для волос - вязальные нитки желтого или коричневого цветов;
для закрепления волос - оранжевая тонкая атласная тесьма;
для пояса - плоская декоративная тесьма с каймой светло – зеленого цвета с мелким рисунком;
для завязывания - нитки «Ирис» белого цвета.
Ножницы.
Музыкальный центр.
Условия проведения занятия: учебное помещение, стилизованное под русскую светелку, большой стол, русские народные костюмы.
Ход занятия:
Организационный этап.
Педагог в дальнейшем Хозяюшка в сарафане и кокошнике приглашает девчат на посиделки:
Хозяюшка: - Эй, девчата, проходите к нам на посиделки!
Девочки в русских народных костюмах заходят в горницу. У них в руках куклы обереги.
Хозяюшка: - Девушки - красавицы, давайте поздороваемся с нашими гостями! (дети кланяются гостям)
1 ребенок:
На завалинках в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.


2 ребенок:
Вечерами при лучине,
Когда вьюга за окном
Песни пели, не тужили,
Занимались ремеслом.

3 ребенок:
Матери учили дочек
Жизни, разуму – уму,
Говорили, песни пели,
И творили красоту.

4 ребенок:
Прясть учили, вышивали,
Куклы разные плели,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Основной этап.
Хозяюшка:
- Добро пожаловать в нашу светёлку, на посиделки! Посмотрите, как красиво наша светелка украшена в русском народном стиле, все эти рубахи и рушники вышиты вручную жителями нашего поселка. Да и мы с вами одеты сегодня в нарядные русские сарафаны, потому, что сегодня мы тоже будем заниматься рукоделием, изготавливать тряпичную куклу в русском народном стиле.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. на ней ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Издревле тряпичные куклы делились на три вида: обрядовые, игровые и обережные. К первым, например относится Соломенная Масленица, которую сжигают, чтобы скорее весна пришла.
Игровые. На Руси испокон веков деревенские бабушки мастерили кукол, чтобы ребенок не скучал и не плакал, пока работает мать. В поле из соломы, травы, из кусочка ткани, из подручного материала в мгновение ока могла появиться кукла.
Куклы-обереги предназначались для защиты людей от влияния злых сил. Их изготавливали без применения ножниц и иголки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали.
Я вижу наши красны девицы, как это и заведено, пришли на посиделки не с пустыми руками, они принесли с собой кукол.
- Девочки, расскажите нам о своих куклах.
1 ребенок: Кукла «Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Зерновушка», «Горошинка»)
· это оберег на сытость и достаток в семье. Традиционно куклу наполняли гречишным зерном. «Крупеничка»
· главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куклу вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым, и в семье будет достаток. 2 ребенок: В канун праздника «Осенины» праздник урожая 22 сентября - самый крупный осенний праздник, когда завершалась жатва, делалась кукла «Богач».
При создании Богача думали о своём роде, предках с любовью и благодарностью. Кукла «Богач» - оберег на прибыль и достаток на будущий год, защита благополучия семьи. Как правило, Богач после изготовления путешествует по дому, выбирает себе место. Замечено, что после того как место найдено - богач становится незаметным, «невидимым».

3 ребенок: «Куклы-пеленашки» были даже в самых бедных крестьянских семьях. Из ткани и лоскутков их крутили, пеленали (пеленашки) для детей мамы, бабушки, старшие сестры. В крестьянских семьях к этим игрушкам относились очень бережно, их никогда не разбрасывали по избе, всегда убирали в короб или корзину, потому, что «Пеленашки» оберегали детей от дурного глаза.

4 ребенок: Кукла – кубышка «Травница»
Обережная кукла, изгонявшая, по поверьям, из дома хвори и уныние. Её наполняли душистыми целебными травами, которые источали эфирные масла. А еще её клали в сундук или шкаф к постельному белью.
5 ребенок: Куклы – «Неразлучники»
Перед свадьбой подружки невесты мастерили таких двух кукол с одной общей рукой чтоб муж и жена шли по жизни рука об руку. После венчания кукол подвешивали под дугой упряжки лошадей, везущей молодых домой. После свадьбы оберег хранили в доме и верили, что он помогает уберечь семью от ненужных ссор.
Хозяюшка: Тканевая кукла «Веснянка», таких кукол традиционно делали на Пасху в подарок детям. У яркой и нарядной Веснянки косичка петелькой, чтобы можно было и на руку повесить, и на куст во время игр. А маленькую Веснянку можно носить на одежде как брошку.
Хозяюшка: Девочки, можете оставить своих кукол на столике, чтобы гости на них посмотрели. Рассаживайтесь девочки за столом.
Обучающиеся рассаживаются вокруг большого стола
Хозяюшка:
Сегодня на посиделках мы будем изготавливать куклу «Веснянку».
Нам понадобятся следующие детали: (показ образцов)
для туловища и головы - большой белый квадрат; для рук - полоска из белой ткани;
для юбки - полоска из однотонной цветной ткани;
для кафтана - вырезанная полоска из цветной ткани;
для передника - желтая атласная тесьма;
для волос - вязальные нитки желтого или коричневого цветов;
для закрепления волос - оранжевая тонкая атласная тесьма;
для пояса - плоская декоративная тесьма с каймой светло – зеленого цвета с мелким рисунком;
для завязывания - нитки «Ирис» белого цвета;
Ножницы. Проверьте, все ли у вас на столе есть?
Но, прежде чем начать делать куклу, мы с вами должны вспомнить технику безопасности при работе с колюще – режущими предметами (приложение 2).
Вспомнили – молодцы!
Детали кроя для куколки подбираются педагогом и раскладываются заранее на столе для каждого обучающегося.
Хозяюшка: - Перед вами на столе лежат технологические карты с фотографиями и последовательным описанием изготовления куклы «Веснянки», возьмите в руки технологические карты и давайте повторим с вами последовательность изготовления куклы. Теперь вы можете приступать к работе, а за работой мы немножко с вами побеседуем о русском народном костюме. А Диана вам сегодня будет помогать.
Дети самостоятельно выполняют работу по технологическим картам.
Самые младшие дети 7-8 лет садятся рядом с педагогом для того, чтобы им оказывалась своевременная помощь в виде устной инструкции или показа приёмов выполнения работы.
Звучит русская народная музыка.
Хозяюшка:
- Вот вы сейчас заплетаете косичку вашей куколке, а кто знает почему незамужние девушки на Руси заплетали только одну косу?
- (Ответ детей) На Руси незамужние девушки носили одну косу. Считалось, что это символизировало чистоту и целомудрие.
Хозяюшка: - Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение «коса - девичья краса» имело вполне буквальный смысл - та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой. 
Хозяюшка: - а посмотрите какие яркие кусочки тканей лежат у вас на столах. Что они означают?
- (ответы детей) Красный – значит красивый, символизирует огонь, кровь, продолжение рода.
Желтый – цвет солнца и лета.
Зеленый – цвет весны, нового роста, плодородия, природы, радости.
Педагог проводит индивидуальную работу с некоторыми детьми. Хвалит детей и проверяет осанку, поглаживая детей по спине.
Хозяюшка: если вы немного устали, вы можете встать и работать стоя.
Хозяюшка: - что носили женщины не Руси?
- (ответы детей) Сарафаны и рубахи.
Хозяюшка: - Как известно, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге - рубаху, юбку-поневу и кичку.
Сарафаны носили с белыми рубахами («рукавами») из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из «сарафанных» тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.
Хозяюшка: - Я смотрю вы уже завязываете пояс, вашей кукле, а зачем он нужен?
- (ответы детей) Чтобы подвязать сарафан или кафтан.
Хозяюшка: - Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным). Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию «оберега» - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: «Дарю в день ангела», «Спаси Бог» и т. п. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался защитником от нечистой силы.

Хозяюшка: ой, девчата, я вижу куклы у вас получились замечательные.
Веснянка – это славянский оберег. Символизирует красоту и жизнь. Куклу дарили близким людям в начале весны. Считалось, что она приносит своему владельцу здоровье и удачу. Подарить такой оберег женщине – значит пожелать ей всегда быть обаятельной и желанной.
III. Заключительный этап.
Хозяюшка:
Потрудились славно мы.
- Что нового вы узнали?
- Какую куклу вам больше понравилась делать?
- Можете ли вы самостоятельно изготовить такую куклу?
- Как вы можете использовать эти знания в жизни?
Хозяюшка: - Эх красавицы девицы, становитесь в хоровод, праздник к нам идет!
1 ребенок:
Весна, весна красная!  Приди, весна, с радостью,  С радостью великою,  С милостью богатою.  Со льном высоким,  С корнем глубоким,  С корнем глубоким,  С хлебом обильным. 
2 ребенок:
Весна, приди, три угодья принеси!  Первое угодье -  В лугах половодье  Второе угодье -  Солнце на подворье!  Третье угодье -  Зеленое раздолье! 
3 ребенок:
«Солнышко-ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, покажись, Красное, снарядись! Едут господа-бояре К тебе в гости во двор, На пиры пировать, Во столы столовать!»
Хозяюшка: - Так как наша кукла подарочная, мы можем её подарить. Кому мы её подарим, конечно же, нашим гостям. (Дети дарят кукол)
Звучит русская хороводная песня, девочки водят хоровод (можно пригласить в хоровод гостей.)
Заключение: Я вас благодарю за работу, за внимание, всего вам доброго и до свидания! (дети кланяются)
Звучит русская народная песня «Будьте здоровы, живите богато!», под эту песню дети уходят.





















Используемая литература:
Моргуновская Ю. О. Обережные куклы: красиво и просто. – Москва: Эксмо, 2014. – 32 с.
Бунакова Л.В. «Барыня – сударыня Масленица», Дополнительное образование и воспитание, ООО «Витязь – М». № 2, 2008 год – 46-49 с.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] презентация «история русского народного костюма».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Статья «Русский народный косюм»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] презентация на тему: «русский народный костюм» Карасева Е.А.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] презентация «особенности национального русского костюма», Екатерина Панкина.























ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технологическая карта
по изготовлению тканевой куклы «Веснянка»
Фотография
Материалы и порядок изготовления


Нам понадобится:
- вырезанный из белой бязи квадрат 24х24 см.;
- полоска из белой ткани 14х10 см.;
- полоска из однотонной цветной ткани 15х10 см.;
- вырезанный из цветной ткани кафтан 26х8 см.;
- цветная яркая ткань в форме треугольника 17х25х17 см.;
- желтая атласная тесьма 10х6 см.;
- оранжевая тесьма атласная тонкая;
- плоская декоративная тесьма с каймой светло – зеленого цвета с мелким рисунком;
- ножницы;
- нитки «Ирис» белого цвета;
- вязальные нитки для волос.


Возьмите самый большой белый лоскут и сверните его в нетугую трубочку, затем перегните трубочку пополам.



Вязальные нити сложите вместе и пропустите под сгиб скрутки из белой бязи. Затем ниткой «ирис» перемотайте верхнюю часть скрутки, обозначая шею куколки. Длинные концы белых нитей не обрезайте.



Выровняйте концы волос, затем сложите их вместе и туго перевяжите у самой головы одной из вязальных нитей.


Разделите волосы на три пряди и сплетите из них тугую косичку. Чтобы косичка не распускалась, перевяжите ее внизу атласной лентой. Ножницами подровняйте кончики ниток.



Кончик косы пропустите под основание волос со стороны затылка на лоб. Закрепите его, подвязав атласной тесьмой и завязав её на голове бантиком - получится челка, а коса примет форму петельки.



Возьмите маленький белый лоскут и подверните короткие срезы внутрь.


Затем подверните длинные срезы внутрь и сложите пополам вдоль.


Белой ниткой «ирис» перевяжите кончики рук и обрежьте нити.


Затем проденьте получившиеся руки под шеей и выровняйте, чтобы руки были одинаковой длины. Белые длинные нити «ирис» перекиньте через плечо и крест на крест перекиньте на талию под мышки.


Обмотайте талию спереди, и выведите нити назад завязав на два узла.



Юбку соберите руками в гармошку и оберните вокруг тела куклы и туго перевяжите на поясе оставшимися нитками «Ирис».



Передник положите на лицо кукле и с помощью нитки «ирис», привяжите к шее и отверните вниз.


Талию перевяжите нитками «Ирис».


Из цветной зеленой ткани выкроен кафтан. Наденьте кафтан на куклу, подверните внутренние срезы на каждой поле кафтана.


На талии подвяжите кафтан декоративной тесьмой.



Вот какие красивые куколки получились!















ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Директор ЦРТДиЮ
А.А. Федоренко



Инструкция по охране труда при работе с ножницами

При ходьбе ножницы носят вниз остриём.
Если их передают кому – то, то держат за сомкнутые лезвия и передают кольцами вперед.
Ножницы кладут справа от себя на край стола, кольцами к себе.
Нельзя оставлять ножницы раскрытыми.
При работе ножницами не размахивают, нельзя подносить их к лицу.
Вырезая, что либо, следят за движениями лезвий.
Ножницы следует хранить в футляре в раз и навсегда отведенном месте.
Нельзя размахивать руками во время работы.


Инструкцию составил: Е.М. Грищенко













13PAGE \* MERGEFORMAT141315




Рисунок 3Описание: http://maksatiha.tverlib.ru/sites/default/files/folk-doll-052.jpgРисунок 1Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 9Рисунок 12Рисунок 13Рисунок 16Рисунок 18Рисунок 20Рисунок 14 Заголовок 2 Заголовок 315