«Изготовление традиционной тряпичной куклы «Веснянка».


Тема: «Изготовление традиционной тряпичной куклы «Веснянка».

Цель: Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду
народного художественного творчества.

Задачи:
1.Познакомить с традициями и символикой куклы «Веснянки».
2.Обучить традиционным приемам изготовления игрушки, развивать навыки
работы с материалом.
3.Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.

Материалы:
Для педагога: иллюстрации, образы изделий, схемы изготовления.
Для детей: белый лоскут, нитки белые, красные, лоскуты цветной ткани,
ножницы.
Тип урока: комбинированный
Дидактическое обеспечение: образцы, журнал “Народное творчество”, “34 Куклы” Алла Столярова, “Куклы” И.Юкина.
Оборудование: наглядный материал: куклы, изготовленные на фабриках, самошитые, куклы-закрутки, изготовленные на уроках, ткань, тесьма, иглы, нитки, магнитофон, аудиокассета.
Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.
Ключеные слова: тряпичная кукла, кукла-закрутка, шитая кукла, игровая кукла, обереговая кукла, ряженая кукла, кукла-грелка, кукла-салфетница, куклы-марионетки.
Оформление кабинета: выставка “Кукольная сказка”, высказывания из книги “Домострой ХVI век”: “Хорошие жены – рукодельные  – доход и сбереженье всему Что скроит  – остатки и обрезки – сберечь”

Ход занятия:
I этап.
Чтение песенки-заклички «Веснянка».

Приди к нам, весна,
С радостью,
С великою к нам милостью,
С рожью зернистою,
С пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
С просом и гречею,
С калиной-малиною,
С черной смородинкой,
С грушами, яблоками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Педагог: Ребята, почему весна приходит к нам с радостью? Что такое «милость»? Рожь, пшеница, овес, ячмень, просо, гречка - что это? Лазоревые цветы - это какие цветы? Беседа с детьми о приметах весны.
Ответы детей: милость - добро, лазоревые цветы - голубые, муравушка – светло - зеленая молодая трава, солнце светит ярче, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, на деревьях и кустах появляются почки, а затем листочки, пробивается молодая травка, расцветают первые цветы: мать-и-мачеха, примула, подснежники, желтая хохлатка; прилетают перелетные птицы: жаворонки, ласточки, грачи, соловьи, кукушки, скворцы, лебеди, журавли, аисты; люди сажают деревья, делают скворечники для птиц; некоторые звери в лесу меняют «шубки»; птицы вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов, люди меняют зимнюю одежду на более легкую.

Педагог.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов куко
·л. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мир В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Веснянка это веселая, задорная кукла, которую делают на приход весны. У куколки Веснянки есть еще одно имя Авдотья-Весновка. Веснянки начинали делать с 14 марта. В старину этот день считался первой встречей весны. С этим днем связывались особые приметы. Считалось, что Авдотья хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит. Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку прозвали еще и Свистуньей, приговаривая: «Вот те на! Приехала Свистунья».

II этап.
Изготовление куколки «Веснянки».

Последовательность изготовления куколки:
Белый лоскут шириной в 2 ладони и длиной в 3 ладони, плотно скручивают в трубочку по длинной стороне.
Яркие нитки наматывают на картон, разрезают с одной стороны.
Свернутую трубочкой ткань складывают пополам, внутрь кладут пучок нитей - это будут волосы.
Шею перетягивают красной ниточкой.
Еще один белый лоскуток шириной в одну ладонь и длинной в две ладони сворачивают трубочкой и перевязывают края красной нитью – это будут ручки.
Руки вкладывают в основу и перевязывают косым крестом, а потом на талии.
Заплетают косу.
Два ярких лоскутка присобирают и приматывают к талии спереди и со спины. Приматывают передничек и надевают на голову платок (можно просто украсить голову лентой).


III этап.
Оценка работ.

Хоровод «Что за славный денек!»
Что за славный денек, Поднимают руки вверх.

Собирайся, народ,
В хоровод! Движение рук к себе


Станем кругом ходить, Ходят по кругу в хороводе в одну сторону,
Да весну веселить. в другую сторону.


Хоровод заведем, Останавливаемся
Дружно все запоем
«Здравствуй, здравствуй, Кланяемся
Весна!


Игры с куклами.










15