ВСЕ ДЕЛАЕМ САМИ СВОИМИ РУКАМИ
ВСЕ ДЕЛАЕМ САМИ СВОИМИ РУКАМИ
(практическое коррекционно-развивающее занятие по социально-бытовой ориентации и привитию санитарно-гигиенических навыков)
Цели: учить детей выполнять работу по самообслуживанию в определенном порядке; развивать и корректировать санитарно-гигиенические и трудовые навыки по привитию детям навыков повседневного ухода за одеждой и обувью; воспитывать культуру труда, радость от выполненной работы, вырабатывать потребность и необходимость выполнять работу по самообслуживанию для полноценной социальной и биологической жизнедеятельности.
Оформление доски:
Плакат с фотографиями детей «Все делаем своими руками»;
пословицы о труде:
• Только тот не ошибается, кто ничего не делает.
• Труд человека кормит, а лень портит. (вторая часть пословиц перевёрнута обратной стороной к доске)
Отдельные сюжетные картинки: мальчик чистит обувь, мальчик вешает брюки на плечики, плакаты:
0000 Неправильно дети принимают пищу
0000 Правильно дети принимают пищу
1. Допивает суп через край тарелки
2. Вытирается рукой.
3. Пользуется салфеткой.
4. Правильно держит вилку с ножом.
5. Отказывается от рыбных блюд.
6. Разговаривает во время еды.
Оборудование: 2 одёжные щётки, 2 обувные щётки, ведро с водой, стол, резиновые перчатки (2 пары), зубные щётки (2 штуки), чистые белые тряпочки (2 штуки), 5 текстов рассказа, обувной крем (разный), 11 цветных бумажных детских рук.Ход занятия
I. Оргмомент и сообщение цели занятия.
Воспитатель.
Повторим материал предыдущего занятия.
Правильно расставьте таблички, как правильно принимать пищу в школьной столовой?
Посмотрите на пословицы и продолжите их. Чтобы проверить, нужно перевернуть табличку и прочитать.
Ребята, давайте прочитаем тему нашего практического занятия.
Делаем руками всё своими сами (нужно поставить правильно слова и прочитать тему занятия)
Давайте представим такую ситуацию. Вы пришли с прогулки в класс. На улице грязь. Что вы должны будете делать? (Снимаем обувь и переодеваемся.)
- Переобулись и переоделись, а вас ждет работа. В какой последовательности нужно выполнять эту работу? Давайте посмотрим картинки, на которых дети заняты домашними делами.
- Объясните, что мы будем чистить в первую очередь обувь или школьный костюм? (В начале чистим костюм, потому что он чище обуви, а потом обувь.-И так, мы с вами наметили план работы на сегодняшнем занятии.
Воспитатель.
Как бы не был нарядно одет человек, но если на одежде у него - грязные пятна, вряд ли он будет выглядеть опрятно и красиво. Внешний вид – это то, что сразу бросается в глаза и очень многое говорит о человеке. Опрятный человек всегда вызывает симпатию, а с людьми же, которые всегда грязные и неаккуратные, мало кто желает общаться.
Наша задача:
Сегодня на практическом занятии мы с вами покажем, что мы уже умеем делать сами своими руками и научимся чистить одежду и обувь в домашних условиях.
Ребята, какие виды одежды вы знаете?
Дети: одежда школьная, домашняя, спортивная, рабочая.
Что мы уже умеем делать с одеждой?
Дети: Умеем стирать и полоскать, пришивать пуговицы, чистить одежду после учёбы, прогулки и спортивных занятий.
Все ли вы умеете выполнять эти операции со школьной одеждой?
Давайте посмотрим, как это делает Ваня.
II. Чистка школьной формы.
Я покажу, как чищу школьные брюки.
Брюки я складываю по стрелкам,
кладу на стол,
сухой щеткой очищаю пыль со всех сторон,
грязные пятна затираю мокрой тряпочкой,
при необходимости прочищаю все брюки влажной щеткой или губкой,
стряхиваю и вешаю на вешалку.
.
Воспитатель.
Хорошо ты выполнил работу. Ребята, вы посмотрели, как Ваня чистит школьные брюки, и хотите ли что-то добавить, спросить? Вопросы детей.
А сейчас отгадайте загадку.
Кто меня назвать не сможет?
Я на ёжика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваше платье?
(Щётка)
Каждому приятно надеть чистое платье или костюм. Аккуратным людям вещи служат дольше. Поэтому всякую одежду: школьную, домашнюю, спортивную, рабочую – надо беречь, содержать в чистоте. У нас в 3 классе на стенде в Уголке здоровья подводятся итоги по чистоте одежды, тела, и аккуратности в шкафу, где лежит ваша одежда. Я хочу отметить самых бережливых, самых чистеньких ребят: Сашу Черных, Надю Кузнецову, Диану Холодюк и других ребят. Полезный совет: щётки для чистки одежды периодически промывайте в холодной воде с мылом. (на доске)
Посадить себе пятно на костюм или платье может любой человек, даже самый аккуратный. Но вот ходить с пятном на своей одежде будет только неряха. Пятна бывают самые разные, и почти каждое можно удалить.
Сегодня мы попробуем самый простой способ очистки пятна:
Разведём на блюдечке немного стирального порошка тёплой водой.
Смочим в растворе зубную щётку (конечно, старую), протрём, как следует, место с пятном.
Затем промоем это место чистой водой,
Высушим и прогладим изделие.
Общие правила:
1.Под пятно, которое вы будете выводить, подложите сложенную в несколько слоёв чистую белую тряпочку.
2. На руках у вас должны быть надеты резиновые перчатки. Зачем?
Если при такой чистке пятно не исчезло, придётся применять более сильное средство. Их можно купить в магазине. О них мы будем говорить на следующих занятиях.
Где выводят пятна на дорогой одежде?
Дети: В химчистке. Что такое химчистка? Предприятие, где чистят одежду.
А у нас сегодня появилась своя химчистка.
Практическая работа. Две девочки выходят для практической работы. ?Приготовить 2 пары резиновых перчаток, 2 кусочка ткани, ткань с пятнами
Физкультминутка. Проводит Иван.
III. Чистка обуви.
От состояния вашей обуви также очень зависит ваш внешний вид. Если вы опрятно одеты, но обувь ваша грязная, то окружающие составят о вас не очень приятное мнение.
Воспитатель.
Мы вам расскажем про три пары туфель, которые лежали в тёмном коридоре. (чтение по ролям.)
Приготовить 5 текстов рассказа
-Ох! – проговорила одна из туфель - если бы вы знали, до чего неряшлива наша хозяйка. Смотрите, какие мы грязные, пыльные, а она и не думает нас помыть!
-Ну, уж нет! – ответила туфля из другой пары. Таких нерях, как наша хозяйка, ещё свет не видывал! Она нас совсем не чистит, а каблуки совсем сносились.
- А наша – то? – мрачно сказали туфли третьей пары. – Она нас носит без шнурков. – Мы шлёпаем, портимся, а ей никакого дела нет. Вот кто настоящая неряха! В коридоре зажёгся свет. – Таня! - , крикнула мама. Как же тебе не стыдно! В каком виде у тебя обувь? Вот так история! Оказывается, у всех трёх пар грязных туфлей одна хозяйка была. И, конечно, неряха!
Этот чистит валенки,
Моет сам калоши.
Он хотя и маленький,
Но, вполне- хороший.
(В. Маяковский)
2-й мальчик (Саша Черных)
- Сейчас я покажу, как я ухаживаю за резиновой или спортивной обувью.
Наливаем в ведро для мытья полов теплую воду,
берем тряпочку, обтираем внешнюю сторону обуви,
промываем подошву,
вытираем насухо,
ставим сушить.
Вытираем пол.
Воспитатель.
Молодец! Вот так все должны ухаживать за резиновой обувью.
Есть ли у вас вопросы по чистке обуви?
Дети:
А как ухаживать за обувью из кожи?
Что нужно для ухода за обувью?
Хорошие вопросы. Это и будет следующей нашей задачей: научиться чистить кожаную обувь.
Вам потребуется: жёсткая щётка с короткой щетиной, чтобы счищать с обуви засохшую грязь, крем, старые зубные щётки, чтобы вычистить грязь из трудных мест, например с подошв, щётки с мягкой щетиной, которыми чистят обувь, бархотки (шерстяная или фланелевая тряпочки), чтобы навести блеск после чистки.
Приготовить: 2 щётки для чистки обуви, старые зубные щётки, крем сапожный, фланелевую тряпочку.
Посмотрите внимательно, что здесь лишнее. (Расчестка, шампунь)
А сейчас мы будем учиться чистить обувь кремом. Конечно, я должна спросить, кто из вас уже чистил зимние сапожки кремом?
С какой целью мы это делаем?
Средства, предназначенные для ухода за кожаной обувью, выполняют две функции:
1. они образуют на обуви тонкую плёнку, которая придаёт им нарядный вид,
2. они очищают поверхность кожи. Обувь меньше намокает.
Сейчас в магазинах продаётся немало средств для чистки обуви. (Показать)
Практическая работа. Чистка обуви кремом или губкой. ПОКАЗ.
Вадим В. чистит обувь, а Саше Н. задание.
Расположите, в какой последовательности вы будете чистить брюки? (таблички лежат на столе)
Брюки я складываю по стрелкам,
кладу на стол,
сухой щеткой очищаю пыль со всех сторон,
грязные пятна затираю мокрой тряпочкой,
при необходимости прочищаю все брюки влажной щеткой,
стряхиваю и вешаю.
Проверяем!
При уходе за обувью необходимо помнить одно золотое правило: обувь чистить следует не перед выходом из дома, а после прихода с улицы.
Полезный совет: перед тем, как уложить зимнюю обувь на хранение, нужно очистить её от грязи и пыли, набить газетной бумагой и смазать обувным кремом, вазелином или касторовым маслом.
Чем ещё можно чистить обувь мы узнаем на других занятиях. Проверим задание Саши Н.
IV. Игровая часть
1. Отгадайте, как зовут этого мальчика?
Чтение стихотворения (Исаков Саша)
Тротуар ему не нужен:
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет-
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.
Мне признаться, непонятно-
Что он делал?
Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстёгнут воротник
Кто он - этот ученик?
Класс: Неряха.
2. Отгадайте загадки:
Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем
И по слякотной дороге-
Не промокнут наши ноги.
Сапоги
Если дождик, мы не тужим-
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять-
Нам под вешалкой стоять
Резиновые сапоги
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем – домой.
Валенки
3. Какие полезные советы вы запомнили?
Полезный совет: щётки для одежды периодически промывайте в холодной воде с мылом.
Полезный совет: перед тем, как уложить зимнюю обувь на хранение, очистите её от грязи и пыли, набейте газетной бумагой и смажьте обувным кремом, вазелином или касторовым маслом.
4. Частушки про нас, третий класс!
Чистоту и аккуратность
Любят все: и стар, и млад.
И про это вот частушки
Мы поём на новый лад.
Чьи ботинки у порожка
Аккуратненько стоят.
Саша их с утра почистил –
Словно солнышко блестят.
А вот этим-то сапожкам
Стыдно бегать по дорожкам:
Без шнурков, в грязи!.. О. Боже!
Их хозяин Саша тоже!
Стирка, чистка, штопка, глажка
У Дианы каждый день.
Ване, Вадику рубашки
Постирать сегодня лень.
У неряхи да грязнули
Тут прореха, там пятно…
Ваня брюки чуть запачкал –
Пятна вывел все давно!
VI. Закрепление полученных знаний
Что нового вы узнали на занятии?
Как выводить пятна на одежде, как чистить кожаную обувь.
Какой сделали вывод для себя?
Поняли, что гораздо лучше быть опрятным, чистым, ухоженным.
Как вы думаете, эти знания вам где-нибудь пригодятся в дальнейшей жизни?
Мы можем работать в химчистке, в сапожной мастерской по ремонту обуви.
Мы хотим в будущем в нашем классе сделать сапожную мастерскую, как ребята 8 класса и помогать ремонтировать малышам обувь.
VII. Подведение итогов занятия
Потрудились вы на славу. Хорошо работали: Балыбердин Иван,
Исаков Саша, Вербицкий Вадим, Черных Саша, Кузнецова Н и другие.
Получите подарки: щётки для чистки обуви, щётки для чистки одежды, вешалки для одежды.
VIII. Рефлексия
Ребята, вы сегодня на занятии мне понравились, а если вам понравилось занятие, и вы получили полезный для вас материал, то повесьте на доску ручку вашу вверх пальчиками, а если не понравилось- то в низ пальчиками.
Приготовить обведённые ручки детей на цветной бумаге.