Конспект урока Народная тряпичная кукла

МОУ «Ерлинская ОШ»




Конспект урока по технологии в 5-м классе.





Народная тряпичная кукла.
Изготовление куклы «Выхвалка».





Составила: Мачигина И.Л

2016 год.


Раздел: создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
Тип занятия: открытие новых знаний. Вид занятия: урок творчества. Формы работы учащихся: работа в группах, просмотр, слушание, анализ, рассуждение. Цели урока:
Образовательные - расширять кругозор учащихся, познакомить с народными обычаями и традициями.
Воспитательные - воспитывать уважение к народным обычаям и традициям, эстетический и художественный вкус, аккуратность.
Развивающие - развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, творческие способности, самостоятельность, фантазию.
Методы обучения: устное изложение нового материала с использованием презентация, беседа, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов, использование игровых моментов.
Задачи. Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «Выхвалку». Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к обычаям русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Воспитывающая – воспитывать любовь и уважение к русской культуре и традициям.
Межпредметные связи: технология, история, математика. Оборудование: лоскуты, нитки, тесьма, ленты, ИКТ (презентация), образцы кукол.
Ожидаемые результаты. Личностные результаты: уметь осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности; осуществлять совместную практическую деятельность; анализировать свою деятельность;
слушать учителя. Предметные результаты: понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;
осваивать способы работы с лоскутом; применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: определять с помощью учителя тему урока и собственную цель; выявлять собственные затруднения; находить способы выхода из затруднений; организовывать свою деятельность; контролировать и анализировать собственную деятельность. Познавательные УУД: искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы; конструировать новое знание; применять знание на практике; излагать свое мнение; способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.
Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока;
анализировать изделие; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию.
Структура занятия: 1. Организационный этап (Самоопределение к деятельности). 2.Актуализация субъективного опыта. 3. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи). 4.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания). 5. Этап проверки понимания урока.
6.Этап практической работы. 7. Рефлексия. 8.Заключительный этап.

Ход занятия
1.Организационный этап. Здравствуйте, девочки. Меня зовут Мачигина Ирина Львовна.

Я работаю в школе, которая находится в старинном селе Ерлино. Сегодня я проведу у вас урок технологии. У вас на столах лежат стикеры, напишите на них свои имена и нам будет легче общаться. Приглашаю вас по дорожке сказочной в путь-дорогу дальнюю, в старину глубокую! А кого мы встретим на этой дороге, вы узнаете, ответив на мои вопросы.
Словарь С.Ожегова: «Детская игрушка в виде фигурки человека», что это за игрушка?
Словарь В.Даля: «Сделанное из трепья, кожи, бумаги, дерева и пр. подобие человека...»
Ответы детей.
Учитель: правильно, тема нашего урока: «Кукла». Но не простая кукла, купленная в магазине. Посмотрите (открываю сундучок с лоскутами и лентами) какую куклу можно сделать из этих материалов? Ученицы: ответ, дискуссия. Учитель: правильно, тряпичную куклу из лоскутков и ленточек.

2.Актуализация субъективного опыта. Цель: Актуализация субъектного опыта учащихся в решении проблемной ситуации. Учитель: Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин утверждал: « Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа». Народная кукла – это игрушка или подружка? Подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос. Кукла сопровождала человека от рождения до последних дней жизни. Были куклы для младенцев, дети росли – появлялись новые куклы, собирались замуж или жениться – их сопровождали другие куклы, у женщин, и даже у бабушек были свои куклы. Сегодня мы познакомимся с девичьими куклами и научимся изготавливать одну из них.
3. Этап постановки целей и задач занятия (проблема – формулировка задачи) Цели этапа: развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа; воспитать любовь к русской культуре и традициям.
Давайте решим, что вы хотите узнать, чему научиться сегодня на уроке.(Цели вывешиваются на доске) Ответы учениц, постановка цели и задач: я хочу узнать традиции русского народа, я хочу научиться делать тряпичную куклу, я хочу узнать способы использования лоскутков

4.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Учитель. (Показ образцов) во время ожидания ребенка женщина делала первую куклу для него. «Кувадка». Их делали несколько и развешивали над колыбелью. И сейчас осталась традиция развешивать игрушки на веревочке над коляской или кроваткой, сейчас это просто игрушки, а кувадки оберегали колыбель и младенца.

Мама ждала рождения дидятки и появлялась другая кукла. Это «Пеленашка». Она берегла колыбельку пока не появлялся ребенок, потом становилась игрушкой для него.

Затем мама делала «Зайчик на пальчик». Уходя из дома, родители надевали на пальчик дочке зайчика, чтобы не скучала.

В возрасте 5 лет девочка уже сама мастерила простую куколку «Отдарок» на подарок. Эту куклу она дарила родителям со словами благодарности. Девочки учились уважать родителей, дорожить их вниманием.

В возрасте 7 лет девочке дарили куклу « Каша». В этом возрасте крестьянские дети уже помогали родителям вести хозяйство. Эта кукла ростом с чугунок, по ножки насыпали крупу, по пояс наливали воды, по шейку получалось каши, своего рода мерный стаканчик. Мама дарила куклу без одежды. А после «первой каши» девочке доверяли сшить ей платье.

В 11-12 лет девочка делала куклу « Выхвалку». Она была экзаменом по шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на «посиделки». Эта кукла была проводником из детства на другой возрастной уровень. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Традиционная кукла "Выхвалка" для того, чтобы ею хвалиться. Традиция хваления куклами существовала у русских девочек, которые шили их сами. Величина куклы определялась размером ладони девочки. Весной, после Пасхи, девочки гуляли по деревне, хвастались куклами.

Тряпичная кукла «На вывалку» - эта кусок ткани, свернутый в «скалку», и обтянутое белой тряпицей лицо, лицо не рисовали, такая безликая кукла переживала радости и невзгоды с хозяйкой. Делали её без иголки и без ножниц. Нельзя было ни уколоть, ни порезать.

Кукла «Перевертыш» знакомила девочку с отличиями девичьего и женского костюма, с традициями русского народа.


В каждой семье было около ста кукол, их бережно хранили, девушки забирали их в дом мужа.
Так, кто же она, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница и почему? Ответы детей.
5.Этап проверки понимания Мы познакомились с девичьими куклами. А какую куклу делали девочки в вашем возрасте? («На выхвалку») Учитель: «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова? Ученица: нужно браться за работу, даже если сначала страшновато. Учитель: правильно.
Физкультминутка. (Смена вида деятельности).
Для того чтобы выполнить данную работу рассмотрите инструкционную карту и приступаем к работе.

Выберите ткань понравившейся расцветки. Обратите внимание, какой формы лоскуток нужен для юбки, а какой для платочка.
6.Этап практическая работа. Цель этапа: Изготовить куклу своими руками. Учиться работать с инструкционной картой. Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Ход выполнения изделия. Обсуждение последовательности изготовления куклы. Индивидуальное изготовление куклы. Самостоятельная работа. УДД Личностные (установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью).
Познавательные (искать подходящие способы для решения поставленной цели).
Коммуникативные (уметь вести диалог, отстаивать свою точку зрения).
7.Рефлексия. Цели этапа: Зафиксировать новое содержание, изучение на занятии; оценить собственную деятельность на уроке; поблагодарить одноклассников, которые помогли; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
Учитель: девочки, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, ваша цель достигнута? (кластер)
Ученицы: (Ответ...) Учитель: что вы сегодня узнали нового?
Учитель: скажите, что получилось у вас хорошо, что не получилось? Учащиеся: (Ответ...)

Учитель. Куклы «Выхвалки» готовы,
Покажите нам обновы,
Похвалитесь рукоделием,
Мастерством своим, умением.

Анализ кукол, оценки.

8.Заключительный этап.
А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Александра Сергеевича Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», так давайте же будем любить и бережно относиться к культуре нашего народа, к своим родовым корням, ведь только из прошлого произрастает будущее! Учитель: девочки, спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы.
Уборка рабочих мест.



Ресурсы.
1. Газета М.К. 23 января 2009 года.
2. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: традиционные народные куклы. О. Я. Воробьева. –Волгоград: Учитель, 2009г.
3. Мы - славяне! Мария Семенова. «Азбука-классика», 2006г.
4. Русская тряпичная кукла. Галина и Мариня Дайн. Культура и традиции. 2008г.
5. Традиции русской народной культуры. Е.А. Гурбина, М.В. Гурко, С.А. Лёвина. – Волгоград: «Учитель», 2007г.
6. Отрывок из статьи с сайта // http://webdesign. Perm. Ru/014/08/
7. // http:// www. Screen.ru/galleru/Russian/5a.htm.

Объект 2Объект 5Объект 7Объект 8Объект 9Рисунок 3Объект 515