Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Народная текстильная безликая кукла
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Народная текстильная безликая кукла»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации программы: летняя оздоровительная смена в 21 день
2016
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Наряду с промышленными и кустарными красавицами в последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Вероятно, это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации. Самые вдохновленные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в нее не вложена душа и глядя на такую куклу теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы, бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Характерная черта современного образования – это внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности. В последние годы в РФ и Республике Хакасия наблюдается тенденция к возрождению и сохранению народных обычаев и традиций.
Актуальность программы направлена на воспитание свободной личности, одухотворённой с национальным сознанием, готовности к сотворчеству и сотрудничеству. Важно просвещать детей и прививать любовь к народному искусству, что приведёт к развитию эстетического вкуса, чувства гармонии цвета и форм. Учащиеся изучают не только историю и культуру своего народа, но и учатся самостоятельно выполнять изделия декоративно прикладного творчества. Отличительная особенность программы заключается в интегрированном использовании культурных народных традиций и современных техник художественной обработки материалов.
Направленность программы художественная. Её реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности в творчестве, но и создать условия для развития личности ребёнка, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации.
Адресат программы: дети и подростки проявляющие интерес истории хакасского и русского народа, к народной текстильной, безликой, обрядовой кукле
Формы обучения и виды занятий. Форма обучения - очная. Виды занятий - групповые, индивидуальные.
Режим занятий: по 30 мин. 2 раза в неделю в рамках «Часов Знаний и Творчества».
Срок освоения программы – летняя оздоровительная смена в 21 день.
Методы обучения.
1.Словесный – рассказ, беседа, объяснение, убеждение. 2.Наглядный – знакомство с иллюстративным материалом, видами различных текстильных кукол. 3.Практический метод является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний. Педагог показывает выполнение определенных операций и их последовательность.
Принципы обучения, на которых построена программа:
принцип воспитывающего обучения - знакомство с культурой, традициями и ремеслами русского и хакасского народа способствует привитию любви к малой Родине;
принцип изучения нескольких декоративных вариантов, в пределах каждой области;
принцип доступности – в процессе обучения материал излагается таким образом, в начале то что близко и понятно детям, а затем более сложное, требующее для выполнения усидчивости, терпения, настойчивости;
принцип наглядности - все занятия сопровождаются демонстрацией народных кукол, сувениров;
принцип связи обучения с практикой - учебный процесс построен так, что дети используют теоретические знания в решении практических задач в реальной жизни.
Принцип обучения в разновозрастных группах;
Принцип возрождения и популяризации историко – культурного наследия хакасского и русского народа;
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умение отобразить его в своих практических работах.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
познакомить с миром художественных промыслов
формировать эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета.
формировать развитие знаний, умений и навыков при работе с тканью, ножницами..
Развивающие задачи:
развить мастерство, чувство красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности.
развить стремление к совершенствованию своих умений, к применению их в работе;
расширить кругозор учащихся: познакомить с историей возникновения промысла- шитьё текстильных кукол;
Воспитывающие задачи:
воспитать подрастающее поколение на народных традициях;
воспитать у учащихся волю, целеустремленность;
содействовать самоопределению, социальной адаптации учащихся в современных условиях;
приобщить к народным ценностям;
Программа построена на основных педагогических принципах: адаптивности, доступности к уровню подготовки учащихся, единства обучения, воспитания и развития личности воспитанников, единства детей и взрослых, свободы самореализации и успешности.
1.3. Содержание программы
Учебный план реализации программы
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
всего
теория
практика
1
История народных текстильных кукол. Кукла крестец - славянская текстильная обрядовая кукла
2
1
1
Минивыставка, самоанализ
2
Кормилка- славянская текстильная безликая кукла
4
1
3
Минивыставка, самоанализ
3
Колоколенка текстильная праздничная кукла
4
1
3
Минивыставка, самоанализ
Содержание программы
Тема 1. ИЗ истории народных текстильных кукол. Кукла крестец - славянская текстильная обрядовая кукла.
Теория: Материалы и инструменты для работы. Подбор материалов. Значение текстильных кукол в жизни человека.
Практика: Изготовление текстильной куклы.
Форма контроля: Минивыставка, самоанализ
Тема 2. Кукла кормилка.
Теория: Материалы и инструменты для работы. Подбор материалов. Значение в жизни человека.
Практика: Изготовление текстильной куклы.
Форма контроля: Минивыставка, самоанализ.
Тема 3. Кукла колоколенка.
Теория: Материалы и инструменты для работы. Подбор материалов. Значение в жизни человека.
Практика: Изготовление текстильной куклы.
Форма контроля: Минивыставка, самоанализ
1.4. Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
Правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами.
Основные особенности направлений ДПИ.
Отличительные особенности народных текстильных кукол.
Учащиеся должны уметь:
Качественно выполнять каждую работу.
Достигать выразительности своих работ.
Обобщать и конкретизировать опыт народных умельцев.
Метапредметные результаты
Личностные:
Формировать желание выполнять учебные действия;
Регулятивные:
Учиться готовить рабочее место, с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному педагогом планом с опорой на образцы, рисунки, схемы;
С помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
Познавательные:
Ориентироваться в выбранных материалах и инструментах;
Делать выводы о результате совместной работы всей группы.
Коммуникативные:
Учиться слушать и слышать педагога и учащихся, совместно обсуждать виды декоративно прикладного творчества и искусства, выбирать оптимальные решения выполнения творческих работ;
Учиться выполнять предложенную работу в паре.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.2. Ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования 1 кв. категории
Материально-техническое обеспечение программы
1. Хлопчатобумажные ткани (однотонные и цветные)
2. Нитки для шитья (хлопчатобумажные, шерстяные), иголки, ножницы
3. Материалы для оформления (ленты, кружево, тесьма, сутаж, бусины, пуговицы)
4. Синтепон, вата, крупы
Информационно-методическое обеспечение
Для успешного усвоения детьми предлагаемого материала во время занятий используется специальная литература по ДПИ, Интернет-ресурсы.
1.Наглядный материал: Образцы изделий ДПИ, иллюстрации, таблицы, схемы последовательности изготовления текстильных кукол
2.Раздаточный материал: Таблицы с поэтапным выполнением изделий.
Иллюстрации. Образцы готовых кукол. Шаблоны для изготовления одежды и кукол.
3.Мультимедийные презентации «Народные текстильные куклы», «Народная текстильная кукла «Колоколенка», «Народные ремесла и промыслы России», образцы кукол.
3. Список литературы
Для детей:
1.Е.Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. «Белый город».
2.В. Феррари «Игрушка своими руками»
3. «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год
Для педагога:
1.Е.А.Гурбина. Занятия по прикладному искусству. Дополнительное образование. – Волгоград, «Учитель», 2010.
2.М.Н. Войдинова «Куклы в моём доме» - М. «Профиздат», 1998 год
3.В.С.Горичева «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год
4.И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
5.Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год
6. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2000.
4. Нормативно-правовое сопровождение программы
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей».
Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Устав АУ ТООЦ «Беркут».
15