Рабочая программа по физической культуре для 5 класса ФГОС (3 часа/нед, 102 часа в год).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурдинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол № от 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Бурдинская СОШ»
В. М. Утяшов
Введено приказом № от 2016 г.
Рабочая программа
по предмету ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
для 5 класса
Количество часов в неделю - 3 часа
Количество часов в год - 102 часа
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Давлетбаев А. И.
учитель физической культуры
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР В. Н. Утяшова
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от ___.___.201___г.
Руководитель МО фысыфсфыс
2015 - 2016 уч. г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической культуре, программы В.И. Лях, А.А. Зданевич. – Просвещение 2011, по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Бурдинскакя СОШ» на 2015 – 2016 учебный год.
Программа разработана на 102 часа в год, из расчета 3 часа в неделю.
Программа направлена на изучение физической культуры на базовом уровне, для достижения следующих целей:
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление здоровья.
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности.
-овладение технологиями современных оздоровительных систем физ.воспитания, обогащения индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упр. и базовыми видами спорта.
-освоение системы знаний о занятиях физ. культурой, их роли и значения в формировании здорового образа жизни и соц. ориентации.
-приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физ.упр.
Содержание программного материала уроков в планировании состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной).
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Особенностями рабочей учебной программы образовательной области «Физическая культура» в основной школе являются:
Соотнесенность с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений
Направленность на реализацию принципа вариативности
Объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности
Учебное содержание каждого из разделов программы излагаются в логике от общего к частному и от частного к конкретному.
Общая характеристика учебного предмета.
Уроки физической культуры – это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. Уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. Уроки могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планирования, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактическое материалы и методическое разработки учителя. Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности:
Продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5 – 6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений, так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти, мышления. Учебная деятельность может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально.
В основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5 – 7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение педагогической задачи.
Продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5 – 7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те. Которые касаются предмета обучения.( например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т.д.) В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков: планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
-планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки- с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
-планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности; 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности): 3) выносливость (общая и специальная)
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно, как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке и ориентированы на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков. На таких уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Обучать способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности таких уроков:
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
Планирование относительно продолжительной заключительной части урока (7-9 мин);
Использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
Обеспечение индивидуального подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия
В целом каждый из типов уроков по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности. При этом приобретаемые школьниками знания и умения должны включаться систему домашних заданий, при выполнении которых они закрепляются.
В течение учебного года учащиеся готовятся к сдаче норм ГТО, соответствующие возрастным нормам. Подготовка к сдаче норм ГТО осуществляется на каждом уроке.
Цели учебной программы.
Целью обучения предмета «Физическая культура» в основной школе является формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с обще прикладной и спортивной – рекреационной направленностью.
Задачи учебной программы.
Расширение двигательного опыта
Содействие гармоническому физическому развитию
Совершенствование функциональных возможностей организма
Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии
Обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии, гигиены, профилактики травматизма, коррекции осанки.
Формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования, из расчета 3 часов в неделю с V по IX классы.
Учебно-тематический план по физической культуре
для 5-9 классов
№ п/п
Наименование разделов
Классы
5кл.
6кл.
7кл.
8кл.
9кл.
Кол-во
часов
№
ур.
Кол-во
часов
№
ур.
Кол-во
часов
№
ур.
Кол-во
часов
№
ур.
Кол-во
часов
№
Ур.
1
Основы
знаний
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
В процессе уроков
2
Легкая атлетика
26
2-27
26
2-27
26
2-27
26
2-27
26
2-27
3
Спортивные игры
21
28-48
20
28-47
21
28-48
20
28-47
20
28-47
4
Лыжная подготовка
14
49-62
14
48-61
13
49-61
13
48-60
13
48-60
5
Спортивные игры
16
63-78
16
62-77
17
62-78
17
61-77
17
61-77
6
Легкая атлетика
26
79-105
28
78-105
27
79-105
27
78-105
27
78-102
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
Историческое развитие физической культуры в России.
Педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательных действий и воспитания физических качеств.
Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращение и энергообеспечение при мышечных нагрузках.
Возрастные особенности развития физических качеств.
Психофункциональные особенности собственного организма.
Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Правила личной гигиены, профилактики травматизма.
Уметь:
Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации.
Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей.
Разрабатывать индивидуальный двигательный режим
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений
Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма
Пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать:
Физические способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Скоростные
Бег 60м. (с)
9.2
10.2
Силовые
Лазанье по канату на расстояние 6м. (с)
12
-
Прыжок в длину с места (см)
180
165
Выносливость
Кроссовый бег на 2км. (мин.с)
8.50
10.20
Координация
Последовательное выполнение пяти кувырков (с)
10.0
14.0
Челночный бег 3х10м. (с)
8.2
8.8
Содержание учебного материала.
1. Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр. Виды состязаний в программе Олимпийских игр древности, правила их проведения. Известные участники и победители древних Олимпийских игр. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии.
Физическая культура (основные понятия). Понятие о физическом развитии, характеристика его основных показателей. Осанка как показатель физического развития человека, основные ее характеристики и параметры. Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки. Правила составления комплексов упражнений. Физическое развитие человека. Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека. Роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек Адаптивная физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и телосложения, профилактика утомления.
Физическая культура человека. Закаливание организма способами принятия воздушных и солнечных ванн, купания. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм. в укреплении здоровья человека). Техника выполнения простейших приемов массажа на отдельных участках тела (поглаживание, растирание, разминание) Оказание доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.
2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен). Организация досуга средствами физической культуры, характеристика занятий подвижными и спортивными играми, оздоровительным бегом и оздоровительной ходьбой, оздоровительными прогулками. Составление (совместно с учителем) плана занятий спортивной подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленности.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, показатели осанки). Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств). Самоконтроль за изменением частоты сердечных сокращений (пульса) во время занятий физическими упражнениями. Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств).
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; содержание еженедельно обновляемых комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержание домашних занятий по развитию физических качеств. Наблюдения за динамикой показателей физической подготовленности с помощью тестовых упражнений.
3. Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Комплексы дыхательной и зрительной гимнастики. Комплексы упражнений для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки, регулирования массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания. Комплексы упражнений для формирования телосложения.
Индивидуальные комплексы адаптивной лечебной) и корригирующей физической культуры. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).
4. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с элементами акробатики. Организующие команды и приемы: построение и перестроение на месте и в движении; передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; передвижение в колонне с изменением длины шага. Акробатические упражнения и комбинации: кувырок вперед в группировке; кувырок назад в упор присев; кувырок назад в упор стоя ноги врозь; перекат вперед в упор присев; из упора лежа толчком двумя в упор присев. Ритмическая гимнастика (девочки) стилизованные общеразвивающие упражнения; танцевальные шаги (мягкий шаг, высокий шаг, приставной шаг). Зачетные комбинации. Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики) Махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре, соскок поворотом. Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием; опорный прыжок через гимнастического козла способом ноги врозь (козел в ширину, высота 100-110 см). Зачетные комбинации прыжки через гимнастического козла. Подтягивания из виса. ОРУ с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг). Девочки: ОРУ с обручами, булавами, большим мячом, палками. Упражнения на разновысоких брусьях: наскок на нижнюю жердь; из упора на нижнюю жердь, махом назад, соскок (в правую, левую сторону); наскок на верхнюю жердь в вис; в висе на верхней жерди размахивание изгибами; из виса на верхней жерди перейти в сед на правом (левом) бедре с отведением руки в сторону. Упражнения на гимнастическом бревне (девочки): передвижения ходьбой, бегом, приставными шагами, прыжками; повороты стоя на месте и прыжком; наклоны вперед и назад, вправо и влево в основной и широкой стойке с изменяющимся положением рук; стойка на коленях с опорой на руки; полушпагат и равновесие на одной ноге (ласточка); спрыгивание и соскоки (вперед, прогнувшись, с поворотом в сторону, с опорой о гимнастическое бревно); зачетные комбинации. Мальчики: Упражнения на гимнастической перекладине: из виса стоя толчком двумя переход в упор; из упора, опираясь на левую (правую) руку, перемах правой (левой) вперед; из упора правая (левая) вперед, опираясь на левую (правую) руку, перемах правой (левой) назад; из упора махом назад переход в вис на согнутых руках; вис на согнутых ногах.
Баскетбол. Ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. передача мяча одной рукой от плеча; передача мяча при встречном движении; передача мяча двумя руками с отскока от пола; бросок мяча двумя руками от груди с места, штрафной бросок; вырывание и выбивание мяча; перехват мяча во время ведения; повороты с мячом на месте; тактические действия: подстраховка; личная опека. Игра по упрощенным правилам. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Технические приемы и тактические действия в баскетболе. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:5, 3:3.
Волейбол. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. Бег с ускорениями, изменением направления, темпа, ритма, из различных и.п. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 36 м от сетки. Нижняя прямая подача мяча через сетку. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов), Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: бег на длинные, средние и короткие дистанции; высокий старт; низкий старт; ускорения с высокого старта; спринтерский бег; гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанции регулируется учителем или учеником); эстафетный бег; бег с преодолением препятствий; кроссовый бег. Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»; прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись». Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча по движущейся (катящейся) мишени; метание малого мяча на дальность с разбега (трех шагов) Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей. Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п, в цель и на дальность (обеими руками).
Лыжная подготовка. Основные способы передвижения на лыжах. Попеременный двухшажный ход; одно временный одношажный ход; передвижения с чередованием ходов, переходом с одного способа на другой (переход без шага, переход через шаг); перешагивание на лыжах небольших препятствий. Техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений Подъем «елочкой». Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции 3,5 км. Игры: «Остановка рывком», «Эстафета с передачей палок», «С горки на горку» и др. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах.
Плавание. Имитационные и тренировочные движения для освоения техники плавания способами кроль на груди и спине (основные способы плавания: кроль на груди и спине). Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, прыжок с тумбы в воду ногами вниз, поворот на дорожке «Маятником» Упражнения по совершенствованию техники движений рук, ног, туловища, плавание в полной координации. Игры и эстафеты на воде.
Мини-футбол. Ведение мяча по прямой с обеганием лежащих и стоящих предметов; удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу после отскока мяча); остановка катящегося мяча; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по правилам. Судейство игры. Элементы футбола в подвижной игре «Бегуны и прыгуны» Групповые и индивидуальные тактические действия.
Бадминтон. Стойка игрока. Техника подачи, приемы, передачи волана. Судейство игры. Техника держания ракетки. Учебная игра. Парная игра.
Скандинавская ходьба. Снаряжение. Техника ходьбы. Постановка палок. Шаг. Дыхание. Согласованность действий при ходьбе.
Элементы единоборств. Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки. Подвижные игры. Правила поведения учащихся во время занятий. Влияние занятий единоборствами на организм человека и развитие его координационных и кондиционных способностей. Оказание первой помощи при травмах. Подготовка мест занятий. Выполнение обязанностей командира отделения, помощника судьи. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом.
5. Прикладно-ориентированная подготовка
Прикладно-ориентированные упражнения. Передвижение ходьбой, бегом, прыжками по пологому склону, сыпучему грунту, пересеченной местности; спрыгивание с ограниченной площадки и запрыгивание на нее; преодоление препятствий (гимнастического коня) прыжком боком с опорой на левую (правую) руку; расхождение вдвоем при встрече на узкой опоре (гимнастическом бревне); лазанье по канату в два и три приема (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и спиной к стенке (девочки); передвижение в висе на руках с махом ног (мальчики) преодоление препятствий прыжковым бегом; преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
У учащегося будут сформированы
Учащийся получит возможность для формирования
Личностные
умения содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
способности управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой в игровой и соревновательной деятельности.
знаний об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры.
красивой (правильной) осанки, умению ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений.
умений максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные
понимания физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявления доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья.
Предметные
знаний о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья, способностей проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности.
соблюдения правил игры и соревнований и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
способностей организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечения безопасности мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
способностей вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективного оценивания их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
способности интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом.
Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 5 классов – 3 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Физическая культура» для 5 класса составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич.- Москва.: Просвещение, 2011). Данная программа допущено Министерством образования Российской Федерации, соответствует федеральному компоненту стандарта образования по ступеням обучения.
Предмет
Класс
Всего кол-во часов
Кол-во часов в неделю
Распределение часов
Используемый учебник
Теория
Практика
Контрольных работ
Физическая культура 5-7 классы, В.И. Лях, М., Просвещение, 2011.
Физическая культура 5 класс, А.П. Матвеев, М., Просвещение, 2013.
Физическая культура
5
102
3
4
92
6
Методическая тема на 2015-2016учебный год
Районная
Школьная
Учителя
Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.
Повышение качества образования как фактор социализации учащихся.
Формирование спортивного стиля жизни на основе систематических занятий физической культурой и спортом.
№
Тема
урока
Тип
урока
Элементы содержания
Планируемые результаты
Дата проведения
Примечание
План
Факт
I четверть
Основы знаний
1
Инструктаж по охране труда
вводный
Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Понятие об утомлении и переутомлении. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма
Знать требования инструкций.
Устный опрос
Легкая атлетика
Спринтерский бег
2-3
Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон
обучение
Комплекс ОРУ. Повторение ранее пройденных строевых упражнений. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением (30 – 60 м) с максимальной скоростью. Старты из различных И. П. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 15 – 20 с.)
Уметь демонстрировать
Стартовый разгон в беге на короткие дистанции
4-5
Высокий старт
обучение
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Высокий старт и скоростной бег до 50 м (2 серии). Бег со старта в гору 2 -3 х 20 – 30 м.
Уметь демонстрировать технику низкого старта
6-7
Финальное усилие. Эстафеты
комплексный
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением 2 – 3 серии по 20 – 40 м. Эстафеты, встречная эстафета.
Уметь демонстрировать финальное усилие в беге
8
Развитие скоростных способностей
совершенствование
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Скоростной бег до 40 м. Бег 60 м – на результат
9-10
Развитие скоростной выносливости
комплексный
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег на месте с высоким подниманием бедра и опорой руками о стенку. Выполнять в среднем темпе сериями по 10 – 20 сек. Бег от 200 до 1000 м. Учебная игра
Уметь демонстрировать физические кондиции (скоростную выносливость)
Метание
11
Развитие скоростно-силовых способностей
обучение
ОРУ с теннисным мячом комплекс. Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки. Броски и толчки набивных мячей: юноши – до 2 кг, девушки – до 1 кг. Метание на заданное расстояние. Метание т/мяча на дальность отскока от стены с места и с шага. Метание на дальность в коридоре5-6 м
Уметь демонстрировать отведение руки для замаха
12
Метание мяча на дальность
комплексный
ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе. СУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Челночный бег – на результат. Метание теннисного мяча с 4 – 5 шагов разбега на дальность. Метание в горизонтальную и вертикальную цели (1х1) с расстояния 6 – 8 м
Уметь демонстрировать финальное усилие
Прыжки
13
Развитие силовых способностей и прыгучести
обучение
Комплекс с набивными мячами (до 1 кг). Специальные беговые упражнения. Прыжок через 2 или 4 шага (серийное выполнение отталкивания); повторное подпрыгивание и прыжки на одной ноге, делая активный мах другой; Прыжки с места и с разбега – доставать подвешенные предметы, ветки рукой, головой. Прыжки в длину с места – на результат. Прыжок через препятствие (с 5 -7 беговых шагов), установленное у места приземления, с целью отработки движения ног вперед
Уметь демонстрировать технику прыжка в длину с места
14 –
15
Прыжок в длину с разбега
комплексный
ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Прыжки в длину с 5 – 7 шагов разбега. Гладкий бег по стадиону 6 минут – на результат
16
Прыжок в длину с разбега
совершенствование
ОРУ. Специальные беговые упражнения. СУ. Медленный бег с изменением направления по сигналу. Прыжки в длину с разбега – на результат
Уметь выполнять прыжок в длину с разбега
Длительный бег
17
Развитие выносливости
комплексный
ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Многоскоки. Смешанное передвижение (бег в чередовании с ходьбой) до 4000 м – мальчики, до 2500 м – девочки. СИ
Корректировка техники бега
18 -19
Развитие силовой выносливости
комплексный
ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков, лазанием и перелезанием. Бег 1000 м – на результат
Тестирование бега на 1000 м
20
Преодоление препятствий
обучение
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег с преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий наступанием, перешагиванием и прыжком в шаге
Уметь демонстрировать физические кондиции
21-22
Переменный бег
комплексный
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег с низкого старта в гору. Разнообразные прыжки и многогскоки. Переменный бег – 10 мин
Уметь демонстрировать физические кондиции
23 -24
Гладкий бег
комплексный
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег 1500 м - без учета времени. История отечественного спорта.
Демонстрировать технику гладкого бега по стадиону
25
Кроссовая подготовка
совершенствование
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег в равномерном темпе до 15 минут по пересеченной местности
Уметь демонстрировать физические кондиции
II четверть
Баскетбол
26 -27
Стойки и передвижения, повороты, остановки
совершенствование
Инструктаж по баскетболу. СУ. ОРУ с мячом. Специальные беговые упражнения. Стойка игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом. Развитие координационных способностей. Терминология игры в баскетбол. Правила игры в баскетбол
Уметь выполнять комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, повороты)
28 -29
Ловля и передача мяча
обучение
Комплекс упражнений в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча без сопротивления защитника в парах; а) на месте; б) в движении. Прыжки вверх из приседа: 10 раз – мальчики, 8 раз – девочки
Уметь выполнять различные варианты передачи мяча
30 -32
Ведение мяча
комплексный
Упражнения для рук и плечевого пояса. Комплекс ОРУ № 3 – на осанку. Варианты ловли и передачи мяча. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке; а) на месте; б) шагом и бегом по прямой; в) с изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. Подвижная игра «Не давай мяч водящему»
Корректировка движений при ловле и передаче мяча
33-35
Бросок мяча
комплексный
ОРУ с мячом. СУ. Варианты ловли и передачи мяча. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Броски мяча двумя руками от груди с места; броски одной и двумя руками в движении без сопротивления защитника: а) после ведения; б) после ловли. Подвижная игра «Борьба за мяч»
36- 37
Тактика свободного нападения
комплексный
ОРУ с мячом. СУ. Специальные игры, беговые упражнения. Ведения мяча. Ловля и передача мяча. Сочетание приемов: ловля мяча двумя руками на месте – ведение с переводом мяча за спиной на месте – передача; Ловля мяча двумя руками на месте – бросок одной или двумя руками с места; Ловля мяча – ведение – бросок в два шага в корзину с расстояния 3.60м. Тактика свободного нападения . Учебная игра «Мяч капитану»
Корректировка техники ведения мяча
38-39
Вырывание и выбивание мяча
обучение
ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Варианты ведения мяча. Сочетание приемов: ловля мяча двумя руками на месте – ведение с переводом мяча за спиной на месте – передача; Ловля мяча двумя руками на месте – бросок одной или двумя руками с места; Ловля мяча – ведение – бросок в два шага в корзину с расстояния 3.60м. рукой от плеча после ведения в прыжке со среднего расстояния из – под щита. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Учебная игра
Уметь выполнять ведение мяча в движении
40-41
Нападение быстрым прорывом
обучение
ОРУ с мячом. СУ. Специальные беговые упражнения. Ведения мяча. Сочетание приемов: ловля мяча на месте – передача – ловля в движении – бросок одной рукой от головы после двух шагов. Нападение быстрым прорывом (1:0). Учебная игра
42 -43
Взаимодействие двух игроков
обучение
ОРУ с мячом. СУ. Специальные беговые упражнения. Ведения мяча. Сочетание приемов: ловля мяча на месте – обводка четырех стоек – передача – ловля в движении – бросок одной рукой от головы после двух шагов. Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Учебная игра
44-45
Игровые задания
комплексный
Упражнения для рук и плечевого пояса. Комплекс ОРУ № 3 – на осанку. Челночный бег с ведением и без ведения мяча. В парах передача набивного мяча. Игровые задания: 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Учебная игра
Уметь применять в игре защитные действия
46-47
Развитие кондиционных и координационных способностей
совершенствование
ОРУ. СУ. Бег с ускорениями «сериями» на 20, 30, 60м. Прыжки через скакалку на одной и двух ногах. Учебная игра
Уметь владеть мячом в игре баскетбол
III четверть
Лыжная подготовка
Лыжные ходы
48
СУ. Основы теоретических знаний
комплексный
Инструктаж по охране труда на уроках лыжной подготовки. Температурный режим, одежда, обувь лыжника. Повторение попеременного и одновременного двухшажного хода. Обучение бесшажному одновременному ходу
Фронтальный опрос
12.01
49
Одновременных двушажный ход
совершенствование
Продолжение обучения одновременному двухшажному ходу. Закрепление техники работы рук в одновременном бесшажном ходе
Владение техникой выполнения попеременного двухшажного хода
14.01
50
Совершенствование техники бесшажного одновременного хода
совершенствование
Совершенствование техники бесшажного одновременного хода во время прохождения дистанции до 1 км
Владение техникой выполнения одновременного бесшажного хода
15.01
51
Поворот махом на месте через лыжню вперед и через лыжню назад
обучение
Обучение поворотам махом на месте через лыжу вперед и через лыжу назад
19.01
52
Техника спуска со склона до 45’в средней стойке. Подъем «елочкой» на склон до 45’
совершенствование
Повторение техники спуска со склона до 45’ в средней стойке. Подъем «елочкой» на склон до 45’.Прохождение дистанции до 2 км в среднем темпе
21.01
53
Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»
совершенствование
Преодоление подъемов «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой».Прохождение дистанции до 2 км с переменной скоростью
Владение техникой выполнения подъема елочкой
22.01
54
Техника торможения плугом
обучение
Торможение плугом при спуске. Прохождение дистанции до 2 км с применением изученных ходов
26.01
55
Прохождение дистанции до 2 км со средней скоростью
совершенствование
Прохождение дистанции до 2 км со средней скоростью
28.01
56
Прохождение дистанции 3 км со средней скоростью
совершенствование
Прохождение дистанции 3 км со средней скоростью
29.01
57
Совершенствование техники лыжных ходов, спусков, подъемов
совершенствование
Совершенствование техники лыжных ходов, спусков, подъемов
2.02
58-60
Подвижные игры на свежем воздухе
комплексный
Подвижные игры на свежем воздухе
4.02
5.02
9.02
61-62
Лыжные гонки
комплексный
Лыжные гонки
11.0212.02
Волейбол
63 -64
Стойки и передвижения, повороты, остановки
совершенствование
Инструктаж Т/Б по волейболу. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Стойки игрока: перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий ( сесть на пол, встать, подпрыгнуть, сделать перекат на спине и др.) Эстафеты, игровые упражнения. Повторение ранее пройденного материала. Развитие координационных способностей
Дозировка индивидуальная
16.0218.02
65 -67
Прием и передача мяча
обучение
ОРУ. СУ. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений. Имитация передачи мяча на месте и после перемещения двумя руками; освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче; передача мяча над собой; передача сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед в парах. Передача мяча в стену: в движении, перемещаясь вправо, влево приставным шагом; передач мяча в парах: встречная, над собой – партнеру; передача мяча в парах через сетку; прием и передача мяча снизу двумя руками: а) в парах с набрасыванием партнером; б) у стены над собой; в) сочетание верхней и нижней передачи в парах. Выполнение заданий с использованием подвижных игр « Салки маршем», «Веревочка под ногами»
Корректировка техники выполнения упражнений
19.02
25.0226.02
68- 70
Нижняя подача мяча
обучение
ОРУ. Специальные беговые упражнения. Нижняя прямая подача мяча: подача мяча в стену; подача мяча в парах - через ширину площадки с последующим приемом мяча; через сетку с расстояния 3 – 6 м. Подвижная игра «Подай и попади»
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка индивидуальная
1.03
3.03
4.03
71 -73
Нападающий удар (н/у)
совершенствование
ОРУ. Верхняя прямая и нижняя подача. Развитие координационных способностей. Разбег, прыжок и отталкивание (шаги по разметке, длина разбега 2 -4 м (3 шага); имитация замаха и удара кистью по мячу; бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега; прямой н/у после подбрасывания мяча партнером. Подвижные игры: «Бомбардиры», « По наземной мишени». Учебная игра
Уметь демонстрировать технику
10.03
11.0315.03
74-75
Развитие координационных способностей
комплексный
ОРУ на локальное развитие мышц туловища. Прием и передача. Нижняя подача мяча. Игровые задания с ограниченным числом игроков (2 : 2, 3 : 2, 3 : 3) и на укороченных площадках. Учебная игра
Корректировка техники выполнения упражнений
17.03
76- 78
Тактика игры
комплексный
ОРУ на локальное развитие мышц туловища. Прием и передача. Нижняя подача мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0). Броски набивного мяча через голову в парах. Прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой. Учебная игра
Корректировка техники выполнения упражнений
18.03
IV четверть
Легкая атлетика
Длительный бег
79- 80
Преодоление препятствий
обучение
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег с преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий наступанием, перешагиванием и прыжком в шаге
Уметь демонстрировать физические кондиции
81-82
Развитие выносливости
комплексный
ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Многоскоки. Смешанное передвижение (бег в чередовании с ходьбой) до 4000 м – мальчики, до 2500 м – девочки. СИ
Корректировка техники бега
83-84
Переменный бег
комплексный
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег с низкого старта в гору. Разнообразные прыжки и многогскоки. Переменный бег – 10 мин
Уметь демонстрировать физические кондиции
85-86
Кроссовая подготовка
совершенствование
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег в равномерном темпе до 15 мин по пересеченной местности
Уметь демонстрировать физические кондиции
87
Развитие силовой выносливости
комплексный
ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков, лазанием и перелезанием. Бег 1000 м – на результат
Тестирование бега на
1000 м
88
Гладкий бег
комплексный
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег 1500 м - без учета времени. История отечественного спорта
Демонстрировать технику гладкого бега по спортплощадке
Спринтерский бег
89-90
Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон
обучение
Комплекс ОРУ. Повторение ранее пройденных строевых упражнений. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением (20 – 50 м) с максимальной скоростью. Старты из различных И. П. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 15 – 20 с)
Уметь демонстрировать
Стартовый разгон в беге на короткие дистанции
91 -92
Высокий старт
обучение
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Высокий старт с пробеганием отрезков от 10 – до 15 м. Бег со старта в гору 2 -3 х 20 – 30 м.
Уметь демонстрировать технику низкого старта
93 -94
Финальное усилие. Эстафеты
комплексный
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением 2 – 3 серии по 20 – 40 м. Эстафеты, встречная эстафета. ПИ
Уметь демонстрировать финальное усилие в эстафетном беге
95
Развитие скоростных способностей
совершенствование
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег со старта с гандикапом 1 -2 х 30 – 60 м. Бег 60 м – на результат.
96
Развитие скоростной выносливости
комплексный
ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег на месте с высоким подниманием бедра и опорой руками о стенку. Выполнять в среднем темпе сериями по 10 – 20 сек. Бег от 200 до 1000 м. Учебная игра
Уметь демонстрировать физические кондиции (скоростную выносливость)
Метание
97-98
Развитие скоростно-силовых способностей
обучение
ОРУ с теннисным мячом комплекс. Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки. Броски и толчки набивных мячей: юноши – до 2 кг, девушки – до 1 кг. Метание на заданное расстояние. Метание т/мяча на дальность отскока от стены с места и с шага. Метание на дальность в коридоре 5-6 м
Уметь демонстрировать отведение руки для замаха
99
Метание мяча на дальность
комплексный
ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе. СУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Челночный бег – на результат. Метание теннисного мяча с 4 – 5 шагов разбега на дальность. Метание в горизонтальную и вертикальную цели (1х1) с расстояния 6 – 8 м
Уметь демонстрировать финальное усилие
100
Метание мяча на дальность
совершенствование
ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе. СУ. Специальные беговые упражнения. Прыжковые упражнения, выполняемые сериями (с ноги на ногу, толкаясь вверх; то же но через набивные мячи, расставленные низкие барьеры; то же, но на скамью высотой 20 - 40 см). Метание теннисного мяча с 4 – 5 шагов разбега на дальность
Уметь демонстрировать технику в целом
Прыжки
101-102
Развитие силовых способностей и прыгучести
комплексный
Комплекс с набивными мячами (до 1 кг). Специальные беговые упражнения. Прыжок через 2 или 4 шага (серийное выполнение отталкивания); повторное подпрыгивание и прыжки на одной ноге, делая активный мах другой; Прыжки с места и с разбега – доставать подвешенные предметы, ветки рукой, головой. Прыжки в длину с места – на результат. Прыжок через препятствие (с 5 -7 беговых шагов), установленное у места приземления, с целью отработки движения ног вперед
Уметь демонстрировать технику прыжка в длину с места
103
Прыжок в длину с разбега
комплексный
ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Прыжки в длину с разбега
104-105
Повторение пройденного
совершенствование
Подведение итогов
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Итоговая оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставиться за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительных ошибках.
Оценка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в материале, нет должной аргументации и умение использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Оценка «2» - если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в употреблении.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений и умениями в соответствии с требованиями программы по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или наряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владение двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Оценка «2» - если учащийся не овладел основными двигательными действиями и умениями в соответствии с требованиями программы.
(При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.)
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике – путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Список рекомендуемой литературы для учителя
1. Литвинов Е. Н. Физкультура! Физкультура!: учеб. Для учащихся 57 кл. / Е. Н. Литвинов. – М., 2000.
2. Физическая культура: учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. Ред. В. И. Ляха. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008..
3. Примерные билеты и ответы по физической культуре для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в 2004/2005 учебном году / авт.-сост. Б. И. Мишин, Г. И. Погадаев. – М., 2005.
4. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для учреждений образования России / В. С. Родниченко и др. М., 2003.
5. Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура Учебник для 5–7 классов. – М., 2005.
6. Погадаев Г. Н. Физическая культура: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл.: пособие для учителя / Г. Н. Погадаев, Б. И. Мишин. – М.: Просвещение, 2006. – 62 с.
Заголовок 115