Урок по окружающему миру для 1 класса по теме: Наши помощники — органы чувств

МОУ «СОШ № 13»





Урок по окружающему миру для 1 класса по теме:
«Наши помощники – органы чувств»










Провела
учитель начальных классов
Зинина Л. В.




г. Железногорск


Этапы урока
Ход урока
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты

Организационный момент.
I. Мотивация к учебной деятельнос
ти
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ребята, а вы умеете надувать воздушные шарики? Давайте с вами это представим. Надули?- Что дальше мы должны сделать?
- Правильно завязать. А теперь улыбнитесь вашему соседу по парте, подарите шарик и с хорошим настроением начнем наш урок.
- Ребята, сегодня к нам в класс пришёл очень странный гость. Что в нём странного? (Нет лица: глаз, носа, рта, ушей.) А легко ли ему будет жить? Почему? (он не получит информацию, не почувствует) Давайте вернем ему его органы. Какие органы ему возвращаем?
Оценивают свою готовность к уроку.

Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

Самоопределение, смыслообразование, учебно - познавательная мотивация.



II. Актуализа
ция и фиксирова
ние индивидуального затруднения в пробном действии







- Ребята, давайте отгадаем этот кроссворд. 
Есть два,
Без них никуда. Слева брат и справа брат, Всё слышат, но молчат(уши) А – одно? (ухо).
Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза) А один брат? (глаз)
Двое белых лебедей -  У каждого по пять детей (руки ) А один лебедь?
Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит (нос)
.Если б не было его, не сказал бы ничего (язык).
– По горизонтали появилось слово «органы». Да, наши уши, глаза, кожа, нос и язык – это особые, специальные органы нашего тела.
- Для чего они нам нужны?
– Вы уже, наверное, догадались, какая тема сегодняшнего урока? О чем мы будем говорить?

Отгадывают кроссворд.

Опираясь на отгадки и ключевое слово, ставят цель, формулируют тему урока.


Включение в работу на личностно-значимом уровне.
Познавательный интерес к уроку.




Умение ставить и формулировать для себя задачи в учебе и познавательной деятельности.


Постановка учебной задачи. Формулирование темы.

- Предположите, какое знание мы сегодня будем «открывать»?
-Кто может сформулировать тему?
Тема сегодняшнего урока: « Твои помощники – органы чувств».
- О чем вы хотите узнать?
- Какая цель нашего урока?
- Какие задачи встают на пути к достижению цели?
Ученики: - Как органы чувств помогают в познании окружающего мира.
- Изучить «работу» органов чувств, убедиться в их значимости для человека.
Определение темы урока и его цели. Выдвижение гипотезы и её обоснование. Определение результата - знать работу органов чувств.














III.
Выявление места и причины затруднения.
Практичес
кая работа в группах.


























Выявление места и причины затруднения











Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построено
го проекта





Выявление места и причины затруднения
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта.






IV. Первичное закрепление.
Включение в систему знаний и повторение.
V. Выполнение самостоятельной работы в парах с проверкой
-А чтобы понять, как именно работают эти органы, нам предстоит провести исследование. - Кто такие исследователи? Давайте найдем в словаре Ожегова толкование этого слова: Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями. Мы тоже можем назвать себя исследователями. А исследовать мы будем организм человека. Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы. Сегодня вы будете работать в группах. Это позволит экономить время и помогать друг другу. Переверните карточку с названием вашей команды.
В каждой группе выберите лаборанта. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. - Повторим правила работы в группе.
1. Исследование органа зрения. Группа «Зоркие».
А) - Закройте глаза, не подсматривайте. Я задам вопрос, а вы попробуйте ответить, не открывая глаз. Что у меня в руках?( игрушка, но дети не могут ответить на вопрос.) Откройте глаза. Почему не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты)
- Значит, для чего нам нужны глаза?
Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.
Б) Работа в группах.
На столе каждой группы лежат конверты №1.  В конверте лежат предметы, их надо будет достать, рассмотреть, найти отличия, сделать вывод. Один представитель от группы озвучит ваши выводы. (1 группа - один размер, разный цвет; 2 группа - один размер, один цвет, разная форма; 3 группа - разный размер; 4 группа - открытки, журнал)
В) Общий вывод: - Для чего же нам нужны глаза?
- В чем они нам помогают?  Глаза помогают различать цвет, форму, размер, сам предмет и даже  движение предметов.
Глаза – это часть организма человека, т.е. орган. Может, вы догадались орган чего? Орган зрения. С  его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
Г) Как же  нужно относиться к органу зрения? Какие правила охраны зрения вы знаете?
Д) Работа по учебнику c рисунком. Стр. 58.
-Откройте учебник, на каком из этих рисунков мальчик бережет зрение, а в каких ситуациях поступает неверно?
Е) Физминутка для глаз: « Стреляем глазками», « Палец двоится».
2. Исследование органа слуха. Группа «Чуткие»
А) - Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки. Что я сказала? Для чего нам нужны ушки? Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать)
Б) Минута релаксации. Сейчас вы положите голову на парту и представите, что находитесь в очень загадочном месте. Внимательно послушайте все звуки с закрытыми глазами, а потом расскажите, какие звуки вы услышали?
В) Вывод: Для чего нам нужны уши?
- Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Давайте дадим научное определение.
Уши – орган слуха. (На доску вывешивается карточка.)
Г) - Надо ли беречь орган слуха? Каким образом?
- Посмотрим рисунки в учебнике.– Можно ли так себя вести?
Д) – Сформулируйте правила охраны слуха.
Работа с памяткой. - Давайте прочитаем, как беречь ушки.
Физминутка
(массаж ушных раковин, самомассаж активных лицевых зон)
3. Исследование органа обоняния. Группа «Парфюмеры»
А) - Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием закрытых стаканчиков. - Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.) Что же делать? Мы не сможем узнать, что там внутри? (Нужен новый опыт, снять крышки и понюхать)
Оборудование: 4 стакана, плотно, закрытые крышками. Внутри стаканов по ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) лука.
Проведите исследование и определите, что находится внутри стаканов по запаху.
Б) - Какой орган нам помог почувствовать запах? (Нос)
Вывод. Умение человека различать запахи получило название обоняние. Значит, нос – орган обоняния.
В) - Надо ли беречь нос? Каким образом?
Давайте составим памятку: «Как сохранить обоняние?»
4. Исследование органа вкуса. Группа «Язычки»
А) - Для продолжения работы нам нужны стаканчики.
- Определите, что за жидкость в каждом стакане?
- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?
Оборудование: по 1 стаканчику на каждую группу с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость, 1) сладкая, 2) кислая, 3) солёная, 4) минеральная вода без газа
-Вы не можете определить, что там за жидкость? А что же делать? ( Надо попробовать на вкус) На столах лежат одноразовые ложечки. Попробуйте на вкус. Посовещайтесь. Что ощущаете? - Какой орган помог определить вкус? (Язык)
Б) Вывод: - Значит, язык – орган чего? (Орган вкуса)
5.Организация наблюдения за органом осязания.
Осталась  последняя табличка. - Что на ней написано?
- Кто знает, что называют органом осязания? Почему?
А) Игра «Узнай, что в мешочке» Что делать? Мы не сможем узнать предметы? Надо снять варежку. Почему? Проделаем то же самое, но без варежки.   Почему в варежке вы затруднялись в определении предмета, а без варежки сразу определили? Что кожа помогла нам сделать? (помогла почувствовать)
Б) Вывод: Итак, орган осязания – это кожа.
Работа в печатной тетради.
Выполнение задания.
- Откройте тетрадь, задание 1. Назовите вкус продуктов. С помощью какого органа чувств ты узнаешь их вкус?
Самооценка.
- Покажите сигналы, кто выполнил задание без ошибок?
- С 1-2 ошибками?
Самопроверка.
Проверим себя. Возьмите карточки, прочтите задание. Соедините линиями органы чувств и их названия.
уши
глаза
нос
кожа
язык
орган зрения
орган слуха
орган вкуса
орган обоняния
орган осязания

Проверьте сами  по образцу на экране. Допустил ли кто – то ошибку? Молодцы! Вы хорошо усвоили тему урока.
Общий вывод. Работа с таблицей.
- Кто же они, наши верные помощники? Прочитайте 1 столбик.
- Для чего нам нужны органы чувств?
- Что мы можем делать с их помощью?
– Что чувствовать? Прочитайте 2 столбик.

Ученики:- Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.
Работают со словарём.

Повторяют правила работы в группе, распределяют роли в группе.
Составляют план последовательности действий.
Распределяют роли в группах.






Обучающиеся воспринимают задание, анализируют, сравнивают, предъявляют результат.

Находят отличия предметов, делают выводы.





Формулируют
правила охраны зрения: Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, в темноте, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра



Слушают музыку с закрытыми глазами.



Делают вывод.


Работают с учебником, с предложенными рисунками.
Формулируют
правила охраны слуха.
Работают с памяткой.
Выполняют физминутку








Проводят исследование: пытаются определить содержимое стаканчиков, не снимая крышечек. Дети закрывают глаза, нюхают и определяют, что в стаканчиках.

Рассказывают, как беречь нос, составляют памятку.
Работают с учебником.


Проводят исследование: пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.

Игрок надевает варежку. Опускает руку в мешок и пытается угадать, что за предметы в мешочке.


Делают вывод.

Работают в печатной тетради.





Формулируют основные позиции нового материала.

Используя таблицу, дети называют органы чувств.
Оформляют конечный результат своей работы на уроке.

Установление, что быстрее справиться с задачами поможет групповая форма.







Прогнозирование предстоящей деятельности.




Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Сотрудничество в поиске способа решения проблемы, построение логических цепочек рассуждений, доказательство выдвинутой гипотезы. Управление поведением партнера.
Контроль, коррекция, оценка действий партнера.


































Ставить опыты с помощью учителя. Формулировать результат опыта.






















Владение основами самоконтроля, самооценки. Умение сделать осознанный выбор. Применение знаний, полученных в практической деятельности.
Обнаружение отклонений, коррекция и осознание уровня усвоения.
Связь результата урока с его целями.

VI. Рефлексия учебной деятельнос
ти на уроке.
Оценка работы групп.
- Ребята, вы сегодня дружно поработали, справились со всеми сложными заданиями. Вас теперь, действительно, можно назвать исследователями. Особенно дружно и организованно работала группа
Рефлексия.
– Продолжите высказывание: - Сегодня на уроке я узнал, я научился, я удивился, мне понравилось
– На листах нарисуйте лицо человека и покажите своим товарищам, с каким настроением каждый из вас заканчивает урок.
- Благодарю за работу. Мы – молодцы. Наш урок окончен.



Проводят рефлексию.
Фиксация и обоснование результата собственных открытий.
Осознание ценности нового знания.
Формирование ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.


















15