Конспект урока по окружающему миру на тему Органы чувств 3 класс Школа России


ЭТАП УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
1.Этап мотивации
(эмоционально вхождение в урок) Добрый день солнцу и птицам,Добрый день улыбчивым лицам. 
Поздороваемся с нашими улыбчивыми гостями! Садитесь.(Дети садятся по местам)А теперь улыбнитесь друг другу.Улыбнитесь мне.
Не будем терять время, начнем наш урок! Учащиеся здороваются с гостями и садятся
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
О чем мы говорили на прошлом уроке?
Какие органы человека вы знаете?
Что теперь нам необходимо сделать, чтобы двигаться к новым знаниям?
Как выяснить то, что мы не знаем?
(на столах карточки для заполнения пробного действия)
- Попробуйте отметить номера органов, указанных на фигуре человека.
- Давайте огласим свои пробные результаты.
(на доске большой образец фигуры человека, по ответам учащегося заполняю цифрами органы )-А у кого получилось по-другому? (используется маркер другого цвета)
Организм человека
Органы дыхания, органы, кровообращения, пищеварения и т.д.
Выяснить, что мы не знаем!
Попробовать, пробное действие.
Дети заполняют номера, указанных на фигуре человека органов (в индивидуальных карточках)
Учащиеся озвучивают свои результаты.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
Почему не смогли выполнить задание одинаково?
Какое возникло затруднение? Сформулируйте свое затруднение.
Как вы думаете, зачем нам нужны эти органы?
Давайте уточним тему нашего урока.
Какую цель поставим перед собой? Разные результаты получились, потому что не знаем эти органы.
Чтобы чувствовать окружающий нас мир.
Органы чувств.
Выяснить, что это за органы. Узнать, что такое органы чувств.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Мы сейчас с вами превратимся в группы исследователей.
Кто такие исследователи?
Нам предстоит провести настоящее исследование. Как ученые мы будем придерживаться плана действий.
ПЛАН: (на доске)
Исследуем.
Анализируем, выясняем, обсуждаем.
Вывод.
Люди, которые изучают, что то исследуют.
5.Этап реализации построенного проекта. Предлагаю вам провести свои исследования в группах.
Сначала вспомним правила работы в группах.
Делимся на группы.
На ваших партах лежал «Листы исследования». Они красного цвета. На этих листах задание и план, по которому вы должны работать.
1 группа. ( на листе рисунок мяча)
Задание: Назовите предмет. Опишите цвет, форму и размер предмета._______________ Какой орган чувств помог вам выполнить это задание?_________________________
Вывод: ___________________________
Придумайте и нарисуйте значок, которым вы могли бы обозначить орган, который вы исследовали.
2 группа. (коробка с мандарином)
Задание: Почувствуйте запах, определите предмет.
Какой орган помог вам в этом задании?
Вывод.___________________
Придумайте и нарисуйте значок, которым вы могли бы обозначить орган, который вы исследовали.
3 группа. (в солонках пудра сахарная и солевая)
Задание: Попробуйте пудру, определите вкус и назовите вещество.
Какой орган чувств вы использовали?
Вывод______________
Придумайте и нарисуйте значок, которым вы могли бы обозначить орган, который вы исследовали.
4 группа. (на столе плеер с наушниками, запись звука пение птиц)
Задание: Прослушайте запись. Что вы услышали?
Какой орган чувств вам помог выполнить это задание?
Вывод__________________
Придумайте и нарисуйте значок, которым вы могли бы обозначить орган, который вы исследовали.
5 группа. ( в мешочке колючий мячик, мягкий предмет)
Задание. Опишите эти предметы.
Какой орган помог вам это почувствовать?
Вывод______________________
Придумайте и нарисуйте значок, которым вы могли бы обозначить орган, который вы исследовали.
Представители от групп делают выводы.
По выводам и высказываниям детей учитель на доске формирует эталон. ( значки дети сами вывешивают на эталон)
Оцените работу своей группы.
Что мы с вами сконструировали?
Сколько органов чувств у нас получилось?
Назовите их.
Орган зрения – глаза! Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего горят о человеке.
Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их
расположение.
Орган слуха-уши. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д.
Внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
Орган обоняния-нос. Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.
Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.
Огорчения, волнения временно притупляют обоняние. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Органы осязания-кожа. Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.
.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.
Орган вкуса-язык. «Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные..Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
Как называется наш эталон? Зачем нам нужны эти органы? Чем они помогают человеку?
Как можно назвать одним словом все эти органы, если они помогают нам чувствовать окружающий нас мир?
Органы на эталоне мы с вами обозначим цифрами, чтобы нам легче было по нему работать.
Учащиеся называют правила в группах.
Учащиеся самостоятельно работают в группах, организовывают работу в соответствии с планом, анализируют и делают вывод.
Каждая группа отвечает на пункты своего плана, делает и высказывает вывод.
Дети поднимают знаки оценки работы своей группы.
Эталон по теме.
Пять органов чувств.
Орган зрения-глаза, орган слуха-уши, орган обоняния-нос, орган осязания-кожа, орган вкуса-язык.
-
Органы чувств помогают нам почувствовать мир, познать его.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Поработали в группах, а теперь я предлагаю вам работу в парах. Перед вами маленький конверт. Откройте конверт, возьмите из него задание № 1
Соедините пазлы по схеме « Орган чувств – его название – его значение и применение»
Какая пара готова, просигнализируйте нам!
Обсуждение результатов. Оцените работу своей пары жестами
Учащиеся работают в парах.
.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Достаньте из конверта № 2 карточку белого цвета. Вам предлагается текст. Читаете предложение, определяете какой орган чувств участвует у вас в этом предложении и на месте пропусков указываете цифру .
ТЕКСТ
Солнечным летним днем я отправился в лес. Воздух в лесу был чистым и свежим ______. Полянка была покрыта зеленой травой и разноцветными летними цветами__________.
На сосне шуршала белка, а на березе пел соловей_______. Я вышел к малиннику, ветки укололи меня______. Но какая же вкусная, сочная и сладкая ягодка малина____________.
Проверка по образцу.
Из конверта достаньте карточку розового цвета. Проверьте свою работу по образцу.
Оцените свою работу.
Если орган чувств указан в предложении указан верный, то отметьте это предложение плюсом(в кружочке).
Кто выполнил работу верно? Молодцы!
У кого одна ошибка?
У кого две и более?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (приложение) Дети заполняют текст, пользуясь эталоном
Самопроверка по образцу.
8.Этап включения в систему знаний и повторения Откройте рабочую тетрадь. Найдите задание № 2 на стр. 74. Для выполнения этого задания используйте информацию учебника на странице 126-128.
На перемене дежурные соберут ваши рабочие тетради на проверку. Самостоятельная работы в рабочих тетрадях.
9. Этап рефлексии учебной деятельности Вспомните тему урока.
Какие цели мы ставили на уроке? Достигли мы их?
Приведите доказательства этого.
Перед вами лист на котором изображена ваша лесенка успеха. Оцените свою работу на уроке.
Если тема вами была усвоена, мне все удалось, я бы похвалил бы себя- нарисуйте смайла на верхней ступеньке.
Если есть какие то неточности, что то было не совсем понятно, но я старался- нарисуйте смайл на среднее ступеньке.
Если мне было трудно, не все у меня получилось, я совсем запутался и тема мне не понятна-нарисуйте смайлик на нижней ступеньке.
Работа детей.
Домашнее задание.
Учебник стр 126-129, ответы на вопросы стр 129 Проверь себя.