Конспект на тему Мои помощники-Органы чувств
3 класс
Познание мира. Тема « Мои помощники-органы чувств».
Этап; время;
цель этапа;
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Самоопределение
к деятельности
1 мин.
Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Формируемые
Личностные: самоопределение
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Слайд№1-2)
- Рада всех вас видеть на уроке окружающего мира. Сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.
Включаются в учебную деятельность.
2.Актуализация знаний
7 мин.
Цель: Готовность
мышления и
осознания
потребности к
построению нового
способа действий.
Формируемые:
Познавательные:
общеучебные; логические;
Коммуникативные:
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение работать в парах
1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) (Слайд 3)
- С каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?
- Для чего же нам надо знать свой организм?
- Какие науки нам помогают изучить наш организм?
- Зачем нам нужно знать, как заботиться о здоровье?
- С какими двумя группами органов человека мы познакомились на прошлом уроке?
- А теперь я вам предлагаю собрать пары.
(Классификация функций органов человека (собери пары)).
Участвуют в диалоге:
Отвечают на вопросы
- Организм человека.
- Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы.
- Физиология, анатомия, гигиена.
- Чтобы правильно использовать свой организм и, не причиняя ему вред
-Внутренними и наружными.
Дети работаю в парах, сопоставляя карточки
4. Постановка учебной задачи (создание
проблемной
ситуации)
5 мин
Цель: Выявление
места и причины
затруднения,
постановка цели
урока.
Формируемые
Познавательные:
постановка и
формулирование
проблемы; поиск и
выделение
необходимой
информации
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
5. «Открытие»
детьми нового
знания.
17 мин
Цель: Построение
детьми нового способа
действий и
формирование
способности к его выполнению
Формируемые
Познавательные:
Построение
логической цепи
рассуждений;
самостоятельное
создание способов
решения проблем
поискового характера;
Коммуникативные:
Инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации со
сверстниками и с
учителем
Познавательные:
Извлечение из текста необходимой информации
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации
Личностные:
следование моральным нормам и этическим требованиям
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
1.Ведет диалог
(На доске плакат с изображением человека, но без лица.)
- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного?
-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?
Учитель выставляет на доску рисунок глаза.(После ответа детей выставляются по очереди рисунки органов чувств.)
- А что вы чувствуете, когда на улице мороз?- ( прикрепляется на доску знак вопроса).
2. Побуждает к осознанию темы и цели урока. ( Слайд 4)
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?
- Можете ли вы сформулировать тему урока?
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
Стимулирует к деятельности.
- Предлагаю два варианта: первый – сама объясню, второй – на основе ранее полученных знаний попробуете выполнить сами.
- Какой вариант выберете вы и почему?
2. Организует деятельность
- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?
-Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?
- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Давайте приступим к исследованию.
2. Организует деятельность (Слайд 5)
1.Исследование органа зрения.
-Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
- Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
- Продолжаем наше исследование. (Каждый ученик получает задание ,На каждый стол выдаются предметы для исследования)
1.Что общего и в чём различие предметов?( 1-й получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов(белый, красный, зелёный)
. 2.Рассмотри фигуры и разбейте их на группы(2-й получает конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера.)
3.Рассмотри книги, журналы, может успеешь почитать.( 3-й Книги , журналы репродукции картин)
- Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?
Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, их форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза- это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего? Поправляю: Глаза - это орган зрения. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире . Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»(Рисунок с доски перемещаем на лицо человека)
Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете?
Самостоятельная работа с учебником .
2. Исследование органа обоняния.
(Слайд 6)
Практическая загадка
-Закройте глаза, а я вам загадаю загадку. (Учитель разрезает лимон и лук, проносит его по классу, разносится благоприятный запах). Чему принадлежит этот запах?
- Прочитайте по учебнику самостоятельно об этом органе. Задайте друг другу вопросы.
Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния
3.Исследование органа вкуса.(Слайд 7)
- Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь. На языке расположены вкусовые сосочки. В них собраны окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи. Докажем это.
-Представим ,что мы пробуем лук, мед, лимон, соль. Отметьте на рисунке какая часть языка за какой вкус отвечает.
Проверяем ,у кого совпало.
Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения и обоняния.
- Как беречь орган вкуса?
4.Исследование органа слуха.
- Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! 6, 65. В нашем классе тишина.
- Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? Включаю грамзапись. Какая музыка прозвучала? Что помогло вам почувствовать, услышать это?
Речь людей, пение птиц, шум ветра - всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать?
5. Исследование органа осязания
(Слайд 9)
Практическая работа
Определи предмет на ощупь.
Один ученик у доски закрытыми глазами отгадывает, что он держит в руках, но надев толстые рукавички. А другой , без рукавичек.( Мяч, мех). Кто точнее определит?
Что вам помогло определить предметы?
- Выслушаем ваши сообщения.
(Слайд 10)
- Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?
Участвуют в диалоге
- У человека нет лица, ушей, глаз, носа, рта.
- Так некрасиво. Если бы не было глаз, мы бы не видели.
- Мы чувствуем холод
Высказывают свои мнения
Предлагают и согласовывают тему урока
- Изучение органов чувств.
Формулируют конкретную цель
-Познакомиться с органами чувств, научиться их беречь.
Предпочитают «открывать» новое знание сами
- Это люди, которые что-то изучают, исследуют
-Мы будем исследовать человека
Исследуют органы зрения
Выполняют задание
Анализируют полученный материал
Формулируют выводы
Высказывают свои мнения
Работают по учебнику с.132
Отвечают на вопросы
Учащиеся учатся работать в парах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Задают вопросы
Отгадывают загадку
Высказывают мнения
Дети зарисовывают на листочке точки вкуса
Делают выводы
Ответы детей
Выполняют задание.
Дети слушают
- Мы ничего не слышали , потому что уши наши были закрыты .Уши нужны чтобы слышать
Дети отвечают
Выдвигают свое мнение
На основе опыта осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков
Выступление детей.
Дети делают выводы по результатам исследований.
Первичное закрепление
6 мин.
Цель: Усвоение нового способа действий
Формируемые
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Регулятивные: овладение новыми понятиями, умение анализировать
Организует работу по закреплению нового знания
Природоведческий диктант
1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.(кожа).
2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы. (язык)
3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?
4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо) Как называются видимые уши?
5. Орган помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза).
Дети выполняют задание для самостоятельной обработки материала
(Запись в тетрадях – кожа, язык, нос, уши, глаза – органы чувств)
7.Самостоятельная работа
5 мин.
Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха
Формируемые
Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция
Коммуникативные:
учебное
сотрудничество
Учитель предлагает карточки со словами, необходимо собрать пары
Дети собирают пары,
используя прием классификации
8.Рефлексия деятельности (итог урока)
Домашнее задание
4 мин
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.
Формируемые
Познавательные:
умение структурировать знания
Коммуникативные:
аргументировать свои высказывания
Регулятивные:
саморегуляция; самооценка
1.Организует анализ полученного результата урока.
- Какую цель урока мы ставили?
- Достигли мы этой цели?
2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке.
- Посмотрите на мандарин. Какой орган включается? Потрогайте кожу на ощупь. Почистим мандарин. Съедим.
-О чем говорит вам это число «5»?
- Оцените свою работу на уроке по шкале успешности.
(Слайд 11)
3. Проводит инструктаж по домашнему заданию:
Подобрать интересные факты об одном из органов чувств.
-Иногда можно услышать такое выражение. «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь .Попробуйте узнать. Спросить у родителей или в других источниках информации.
-Спасибо за урок.
Вспоминают поставленную цель урока.
- Познакомиться с органами вкуса, научиться их охранять.
- Достигли.
Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.
Самостоятельно работают , рассуждают, делают выводы, сравнивают свои предположения с другими мнениями Оценивают свою работу на уроке.
Записывают домашнее задание.
Этап обучения по данной теме: основной.
Цели: формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Используемые методы, приемы, технологии обучения: технология деятельностного метода, ИКТ
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку, дидактический материал. Прогнозируемые результаты:
Предметные:
В конце урока ученики
знают органы чувств;
умеют различать, охарактеризовать органы чувств.
умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
проводить сравнение, группировку, обобщение.
Метапредметные:
умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
15