Мастер — класс к районному мероприятию Большая перемена — Память сильнее времени


Мастер-класс
Память сильнее времени
(на доске)
«Пусть властно по своей орбите
Нас ритм сегодняшний кружит -
      Вернее будущее видит лишь тот,
Кто прошлым дорожит»
 
Ход классного часа.
 Учитель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на  нашем мероприятии.
Звучит музыка:
 Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
     Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
     Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,
 Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
     Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается.
 
 Сообщение Ю. Левитана об окончании войны.
 Учитель:«Война» и «Победа» – вобрали в себя все 1418 дней и ночей между 22 июня 1941-го и 9 мая 1945-го, 27  миллионов унесённых жизней, все страдания и надежды, ненависть и героизм, страх и горе, равно как и радость, торжество, гордость и счастье со слезами на глазах.
 
Осталось совсем немного времени до того дня, когда наша страна будетотмечать 70 -летний юбилей со дня окончания Великой Отечественной войны. Всё дальше уходят те годы. Время стирает из памяти людей то, как это было, но память сильнее времени!
 
Как Вы думаете: Почему память сильнее времени?
Родители рассуждают: память является «живой», то есть её хранителями выступают: семья, нации, государство;
память это то, что человек может пронести через годы;
каждый знает о войне из рассказа её участников - своих близких;
 мы храним письма, документы, фотографии, вещи, как самое дорогое.
 
Учитель:    у времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Эхо войны до сих пор не затихает в людских душах.
Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!
 
Учитель: Сегодня  мы будем вспоминать события тех лет.Каждая команда выполнит свое задание и представит результат своей работы. Задание вы найдете в синих конвертах, а, если потребуется, подсказку в розовых конвертах.
(дается время для работы в группах) 5-7 минут
Вашему вниманию свое задание представляет команда номер один.
1 командаВойна вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными городами и селами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти. На защиту Родины становился весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу. Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжелых испытаний.
( просмотр презентации).
Учитель: с каждым годом Россия теряет тех, кто с честью и достоинством защищал нашу Родину, тем самым народ теряет бесценную, «живую» память о войне.
Вопрос: Как же сохранить память о тех событиях, о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны?
Родители рассуждают: необходимо сохранить светлую память о войне;
 передавать информацию от поколения к поколению;
ценить, что  мы живем под «мирным небом», благодаря доблестным солдатам;
помнить, что наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого тех, кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле;
люди называют города и улицы именем героев;
увековечивают в стихах, фильмах;
 наш долг пронести память о великих подвигах наших дедов.
 
Учитель
Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.
Об одном, из таких произведений расскажет 2 команда
3 команда: наша команда расскажет о ветеранах Великой Отечественной войны - наших земляках.
 Учитель: Что знают нынешние школьники о Великой Отечественной войне? Что говорят взрослые? Чтобы узнать ответ мы отправились брать интервью, которое предлагаем вашему вниманию.
( смотрим и слушаем интервью)
Учитель:    Выдающиеся герои великих исторических войн, участники переломных моментов истории — наши деды и прадеды. Их время было временем сражений. Они боролись за наше счастье, за то, чтобы мы сейчас получили возможность жить в мире и спокойствии. Сейчас, к сожалению, об этом не все знают.
Учитель:    Каждый год в  майские дни народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, клянется живым. Вот уже прошло почти 70 лет со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. С каждым годом война от нас все дальше и дальше, а ветеранов все меньше и меньше. Ведь тем, которым в войну было 18-20 лет, сейчас уже за 80! Давайте же бережнее к ним относиться, ведь нашей жизнью мы обязаны им.
 Учитель: у вас сегодня есть возможность выразить благодарность участникам войны. У вас на столе в конверте открытка ветерану. Предлагаю  написать поздравление.
 
( пишут поздравление, затем зачитывают и прикрепляют к доске).
 
Учитель: В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки счастливых людей. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча коснулась сердца каждого.
Давайте подведем итог.
На  фоне музыки родители выкладывают буквами на доске: Спасибо за победу!
Перед  нами была поставлена задача рассказать о войне. Мы постарались отразить как можно больше важных этапов военного времени.
В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. В Европе к этому времени уже почти два года шла Вторая мировая война. На первом этапе Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше в глубь страны. Около двух миллионов советских солдат попало в плен или погибло. Причинами поражений стали неготовность армии к войне, серьезные просчеты высшего руководства, преступления сталинского режима, внезапность нападения. Но и в эти тяжелые месяцы советские воины героически сражались с врагом. Защитники Брестской крепости держались целый месяц уже после того, как линия фронта передвинулась далеко на восток.
В конце 1941 года враг стоял в нескольких десятках километрах от Москвы, а Ленинград был полностью окружен. Но немецкий план закончить войну осенью был сорван.
В результате контрнаступления Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года немцы были отброшены. Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался — несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев.
Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил перелом. Летом 1943 года под Курском произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны, в котором гитлеровцы потеряли около 350 танков и 3,5 тыс убитыми. Под ударами Красной Армии немецкие части стали отходить к границам Советского Союза.
А в немецком тылу разгорелась партизанская война. Летели под откос вражеские эшелоны, уничтожались отряды карателей и предателей-полицаев. На действия партизан фашисты ответили террором против мирного населения, но исход войны уже был предрешен.
К лету 1944 года Красная Армия освободила территорию Советского Союза и приступила к освобождению европейских государств, захваченных фашистами. Одновременно с Советским Союзом войну против немцев вели союзники по антигитлеровской коалиции — Англия, США и Франция. Летом 1944 года был открыт долгожданный второй фронт, который облегчил положение Красной Армии.
Весной 1945 года советские и союзнические войска вступили на территорию Германии. Началась завершающая Берлинская операция, в которой советскими войсками командовал маршал Г. К. Жуков. 9 мая 1945 года Жуков вместе с военачальниками союзников принял капитуляцию Германии.
За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 миллионов человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния. Победа в Великой Отечественной войне — одна из самых ярких страниц истории нашей страны.
Команда 2
Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. В них сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата. Например, песня «Соловьи»
Автор стихов этой трогательной песни Алексей Фатьянов на фронте воевал в качестве рядового. Вот его воспоминания: "Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!... С первых дней Великой Отечественной войны, находясь в рядах нашей славной армии, я глубже стал понимать величие чувств людей, их душевную красоту, узнал цену дружбы и любви, цену вовремя сказанного, нужного слова".
Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт – фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «Как мы пели «Соловьи, соловьи…»! А как замечательно пел сам Фатьянов – помню слёзы на глазах ».
Звучит песня «Соловьи»
Текст песни:
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,Пусть солдаты немного поспят,Немного пусть поспят.Пришла и к нам на фронт весна,Ребятам стало не до сна,Не потому, что пушки бьют,А потому, что вновь поют,Забыв что здесь идут бои,Поют шальные соловьи.Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,Пусть солдаты немного поспят,Немного пусть поспят.Но что война для соловья,У соловья ведь жизнь своя,Не спит солдат, припомнив домИ сад зеленый над прудом,Где соловьи всю ночь поют,А в доме том солдата ждут.Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,Пусть солдаты немного поспят,Немного пусть поспят.А завтра снова будет бой,Уж так назначено судьбой,Чтоб нам уйти, недолюбив,От наших жен, от наших нив,Но с каждым шагом в том боюНам ближе дом в родном краю.Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,Пусть солдаты немного поспят.Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,Пусть солдаты немного поспят.
Рассказать о войне.
Рассказать о песне военных лет «Соловьи».
Рассказать о ветеранах Великой Отечественной войны-наших земляках.