Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности В ритме перемен
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МКОУ
«Тальменская СОШ №6»
Алексеева Н.Л.
_____________________
УТВЕРЖДЕНО:
Советом Школы «Муниципального о
Тальменского района Алтайского края»
Протокол № от г
Президент Совета Школы
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся
на 2013-2018 учебный год
« В ритме перемен»
«Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Тальменская средняя общеобразовательная школа № 6
Тальменского района Алтайского края»
Паспорт программы внеурочной деятельности
общественных объединений обучающихся
«В ритме перемен»
1.Наименование и вид программы обоснованное описания проблемной ситуации, на решение которой она направлена.
Дополнительная развивающая программа внеурочной деятельности
в общественных объединениях обучающихся в рамках
реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО на 2013-2020 учебный год
« В ритме перемен»
2.Описание участников программы
Администрация школы, рабочая группа педагогов, включающая классных руководителей, педагога-организатора, учителя физической культуры, заведующего библиотечно-информационным центром, руководителя школьного музея, преподавателя – организатора ОБЖ, медицинского работника, представителей Совета школы, совета ДПО «Надежда», совета МО «Союз».
3.Цель и задачи Программы
Цель данной программы заключается в улучшение здоровья учащихся и сотрудников учреждения, в обеспечении здорового образа жизни всего школьного коллектива.
Задачи программы:
- обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья;
- привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психическими возможностями учащихся;
- воспитать в детях чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества;
- обучить навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
-снизить вероятность развития антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения ребенка; повышение уровня жизнестойкости подростка.
4.Научные, методологические методические основания программы
- Конвенция о правах ребенка;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования.
- Программа развития «Школа достижения успеха-2» на 2013-2018 годы
- Программа воспитания и социализации обучающихся на 2010-2020 годы
- Федеральный Закон РФ «Об общественных объединениях» 19 мая1995 года №82-ФЗ, принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года;
- Закон Р.Ф. «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» Принят Государственной думой 26 мая 1995 года (с изменениями от 21 марта 2002г, 29 июня, 22 августа 2004 г.);
- Устав Учреждения.
5.Необходимость реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач
Проблема, заключается в том, что в детских, подростковых и молодёжных организациях в образовательных учреждениях не используется система оценки результатов деятельности учащихся, как требуют ФГОС. Не достаточно разработана оценка личностных результатов: уровня сформированности ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.
Данная модель обеспечивает интеграцию ресурсов участников образовательных отношений в целях позитивной самореализации личности ученика, в том числе:
-создает условия для возможности вырабатывать новые подходы управления образовательным процессом в учреждении, основываясь на согласовании и учете интересов участников школьного сообщества: педагогов, учащихся и родителей;
-обеспечивает наличие структуры управления образованием в учреждении, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью;
-обеспечивает согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между субъектами управления образованием на уровне школы;
-формирует систему разрешения противоречий и конфликтов, возникающих между субъектами управления.
-предоставляет возможность организации внеурочной деятельности школьников в общественных объединениях для повышения качества образования, развития социальных, адаптивных умений школьников;
- создает условия для выбора направлений внеурочной деятельности с учетом запросов родителей и учащихся;
- обеспечивает рост учащихся, участвующих в самоуправлении общественных объединений;
- создает условия для воспитания будущих активных субъектов гражданского общества.
6.Структура и содержание программы
- Титульный лист;
-Пояснительная записка;
-Тематический план с указанием видов деятельности обучающихся;
-Планируемые результаты обучающихся;
- Способы и формы оценивания результатов обучающихся;
- Учебно- методическое обеспечение воспитательного процесса.
7.Используемые методики, технологии, инструментарий
Методики: Дискуссионные площадки(четыре раза в год проводятся дискуссионные площадки в 3 этапа: 1 этап встреча со специалистом, 2 этап обсуждение на форуме АИС «Сетевой город», 3 этап «Круглый стол» , игровые методики (ролевые игры- учащимся предлагалось выступить в роли человека с плохим зрением, спортивные игры(волейбол, пионер бол , минифутбол, дартс, настольные игры шашки, шахматы, домино и др), работа с понятиями(при подготовительной работе к плановым и стихийным движениях при разработке проектов, при подготовке проведения акций и.т.д.) активные (участие в флеш-мобах, проведение массовых зарядок, фотографирование, создание фильмов из опыта работы, выпуск плакатов, листовок, стенгазет, подготовка материалов на сайт школы) и интерактивные методики (обсуждение актуального вопроса на форуме АИС «Сетевой город», взаимодействие с участниками группы волонтёров Алтайского края в социальной сети, анкетирование, опросы, тестирование) поисковая творческая деятельность (подготовка к социальным и исследовательским проектам), выбор решения на основе имеющихся альтернатив(свободный выбор на участие в общественных движениях и акциях), работа с документом (при подготовке и работе над социальными и исследовательскими проектами).
Технологии: здоровьесбережение (все мероприятия направлены на формирование ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни), проблемное обучение(нахождение пути решений заданной проблемы при создании и реализации социальных проектов, участие обучающихся в процедурах самообследования), системно-деятельностный подход в обучении(стихийные движения и акции по инициативе обучающихся, при проведении которых обучающиеся самостоятельно определяют проблемы, пути его решения и стремятся к достижении планируемых результатов в рамках ЗОЖ)
Инструментарий разрабатывается рабочей группой учреждения на основе опыта изложенного в сборнике научных трудов Вальдмана И.А.
8.Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
Условием эффективности является готовность администрации и органов коллегиального управления учреждением предоставлять полномочия, ответственность и ресурсы общественным организациям по мере их становления.
Риском для использования опыта может стать:
-отсутствие мотивации педагогов школы для организации данной деятельности с учащимися;
-особую сложность может вызвать работа с детьми «группы риска». Необходима помощь педагога-психолога;
-отсутствие необходимой материальной базы в школе для реализации инициатив общественных объединений.
9.Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы
Права и обязанности участников программы:
№
Участники
программы
права
обязанности
ответственность
1
Педагоги, специалисты
-На участие в мероприятиях в рамках формирования здорового образа жизни.
-На инициативу проведения внеплановых мероприятий
На принятие участие разработки мероприятий
-На участие в процедурах самообследования и оценки его проведения.
Выбор видов мероприятий и форм участия в них.
-Поддерживать инициативу у участников образовательного процесса
-Создавать условия для организации проведения мероприятий
Осуществлять консультационное сопровождения мероприятий
Недопущение анетиобщественных действий участников мероприятий, направленных на антипропаганду ЗОЖ;
-обеспечение безопасности за жизнь и здоровье обучающихся во время мероприятий.
2
обучающиеся
-Вести здоровый образ жизни.
-Принимать участие в инициируемых ими мероприятиях
-
Несут ответственность за реализации собственных инициатив и принимаемых решений
3
родители
10.Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы
Требования к специалистам, реализующим программу:
-педагогическое образование;
- являются педагогическими работниками учреждения реализующего программу;
- выполнение работником пребываний предусмотренных должностной инструкцией в рамках трудовой функции «Воспитательная деятельность»
Перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы:
1.Антинаркотическое воспитание: учебное пособие.-Барнаул,2012.
2. Методические рекомендации по реализации мониторинга здоровья обучающихся: разработка и утверждение показателей эффективности деятельности подведомственных государственных организаций общего образования общего образования / сост.В.Ф. Лопуга.- Барнаул: АКИПКРО 2013.
3.10 лет программе «Разговор о правильном питании». Итоги и перспективы: Информационный сборник/Составитель А.Г. Макеева.М: ОЛМА Групп, 2009.
4.Вальдман И.А. Самооценка школы как инструмент эффективного управления общеобразовательным учреждением. // Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием: Сборник научных трудов / ФГНУ
·Институт управления образованием
· РАО; под общей ред. С.Ю. Новоселовой. М. ; СПб. : Нестор-История,2013.-с.72-91.
5.Вальдман И.А. Самооценка школы: основные понятия. [Электронный ресурс] // И.А. Вальдман // Проблемы современного образования. – 2012. – № 2. – С.115-124. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
6.Вальдман И.А. Самооценка школы: назначение и базовые элементы. [Электронный ресурс] // Семинар « Управление качеством работы школы на основе самооценки» г. Барнаул 12 - 13 июня 2013.
7. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания/Методическое пособие.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011.
8. Здоровое поколениеXXI века: материалы VII краевой научно-практической конференции (Текст) –Барнаул, 2009
9. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования .-М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
Требования к материально- технической оснащённости организации, осуществляющей образовательную деятельность, для реализации программы:
Помещение: актовый зал, учебный кабинет ИКТ, спортивный зал, школьная рекреация.
Оборудование: компьютеры с доступом к интернет- сети, доступ участников к форуму АИС. Сетевой город.Образование., мультимедийный проектор, экран, звукоусилительная аппаратура.
Инструментарий: разрабатывается рабочей группой учреждения на основе опыта изложенного в сборнике научных трудов Вальдмана И.А.
Требования к информационной обеспеченности организации, осуществляющей образовательную деятельность, для реализации программы:
Библиотечно-информационный центр, оборудованный компьютерами с доступом к Интернет – сети, множительной техникой
Школьный сайт
Информационные стенды в рекреациях учреждения.
11. Сроки и этапы реализации
Первый этап 2014-2015 г. Подготовительный. Анализ работы общественных объединений на базе МКОУ «Тальменская СОШ №6». Обновление локальных актов:
1) Программа воспитания и социализации обучающихся на 2013-2018 г.г. (в рамках реализации Воспитательной компоненты)
2) Устав школы
3) «Положение о творческом экзамене-компоненте внутришкольной системы оценки достижения образовательных результатов»
4) Оптимизационную модель внеурочной деятельности МКОУ «Тальменская СОШ №6»
5) Проект «Здоровое будущее-залог успешности» программы развития учреждения «Школа достижения успеха –2» на 2014-2019 годы.
6) Подпрограмма «Здоровый ученик –успешный ученик»
7) Разработка блок-схемы модели внеурочной деятельности МКОУ «Тальменская СОШ 6» в рамках реализации ФГОС ООО.
Второй этап 2014 - 2015 г.г. Основной. Реализация мероприятий по решению задач проекта «Здоровое будущее – залог успешности». Создание условий для занятий учащихся хореографией, волейболом, кикбоксингом, борьбой, хоккеем на основании договоров о социальном партнёрстве с ДЮСШ и ТДШИ. Обновление содержательного раздела основной образовательной программы учреждения, введение внеурочной деятельности из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное, открытие кружка «Учусь создавать проект», с целью обучения детей по созданию проектов в том числе по проблемам правильного питания.
В подпрограммах воспитания и социализации в рамках реализации воспитательной компоненты ООО наряду со следующими направлениями: гражданско-патриотическое, нравственное и духовное, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное, социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое, правовое воспитание и культура безопасности, воспитание семейных ценностей, формирование коммуникативной культуры, экологическое, определить здоровьесберегающее направление как одно из приоритетных в выборе учащимися по предложенным мероприятиям.
Создание программы по формированию жизнестойкости обучающихся в МКОУ «Тальменская СОШ 6».
Проведение мероприятий согласно разработанным проектам программы «В ритме перемен»:
- проект «На стыке интересов»
- проект «Время выбирать»
-проект «Время действовать»
Третий этап 2018 г. Аналитический. Обработка итогов за прошедший период. Определение дальнейших целей и путей развития.
12.Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые)
В результате реализации программы «В ритме перемен» будет обеспечено:
-увеличение количества учащихся, участвующих в коллегиальном управлении общественных объединений, которое позволит увеличить охват школьников постоянно действующими общественными объединениями и общественными движениями, направленными на формирование ЗОЖ;
- проведение не менее двух за учебный период постоянно-действующих дискуссионных площадок для свободного самовыражения педагогов, учащихся и родителей, в том числе на форуме «АИС. Сетевой город. Образование» по проблемам здорового и безопасного образа жизни;
-результативность мероприятий просветительской направленности, способствующих здоровье сбережению (отказ от курения), профилактике правонарушений (отсутствие преступлений);
- вовлечение участников образовательных отношений (родителей, лиц их заменяющих) в общественно-значимые проекты по инициативе общественных объединений учреждения;
-увеличение количества организаций района, ставших партнерами в решении образовательных задач общественных объединений обучающихся по вопросам здорового и безопасного образа жизни
13.Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные:
-Рост уровней по формированию качеств по показателям:
для младших школьников и подростков с 1 уровня до 2 уровня (при максимальном до 3 уровня), проявляющих а) отношение к обществу, б) отношение к людям в) отношение к себе
для молодежи рост с +5 до +20 баллов (при максимальном +28 баллов) – а) отношение к миру, б) отношение к семье, в) отношение к Земле (природе), г) отношение к культуре) отношение к человеку как к иному.
Количественные:
-доля учащихся, участвующих в самоуправлении общественных объединений- 20% от числа учащихся школы, и как результат, 100% участие школьников в постоянно действующих общественных объединениях и общественных движениях по вопросам формирования здорового и безопасного образа жизни.
-мероприятия просветительской направленности, способствующие здоровье сбережению (отказ от курения –до 100%), профилактике правонарушений (отсутствие преступлений- до 100%).
-вовлечение до 50% участников образовательных отношений в деятельность не менее двух за учебный период созданных и постоянно-действующих дискуссионных площадок для свободного самовыражения педагогов, учащихся и родителей, в том числе на форуме «АИС. Сетевой город. Образование»
-доля учащихся, вовлеченных в общественно-значимые проекты по вопросам ЗОЖ , по инициативе общественных объединений – до 40%.
-количество организаций района, ставших партнерами общественных объединений обучающихся в решении образовательных задач по формированию ЗОЖ – до 10;
-количество учащихся, ставших участниками и победителями районных, краевых конкурсов волонтеров и лидеров (ежегодно не менее 1 победителя во всех объявленных конкурсах учредителем и Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края)
-доля учащихся, представляющих свои достижения в общественной деятельности через защиту программы саморазвития «Мой выбор» на творческом экзамене -20% от числа учащихся школы.
-доля обучающихся из семей, удовлетворенных воспитательным процессом и наличием положительной динамики результатов воспитания -98%
14.Сведения о практической апробации программы на базе МКОУ «Тальменская СОШ №6»
Программа реализуется на базе МКОУ «Тальменская СОШ №6» в течение двух лет. В реализации программы участвуют 100% обучающихся, 25 % родителей обучающихся, социальные партнёры: 7 организаций ( ДЮСШ, ТДШИ, КБУЗ «Тальменская ЦРБ», МУК «Тальменская межпоселенческая библиотека», МБУК «Тальменская районный краеведческий музей», Пожарная часть №30 ФПС ФГКУ 3 отряд ФПС по Алтайскому краю, КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Тальменского района)
Созданию условий для формирования успешного взаимодействия участников образовательных отношений на основе открытости, полноты и достоверности информации, взаимопонимания и доверия способствует разработанная децентрализованная модель управления воспитанием и обучением общественных объединений обучающихся - оптимизационная модель внеурочной деятельности МКОУ «Тальменская СОШ №6».
Система деятельности общественных объединений включает разные мероприятия организационного и управленческого характера. К постоянно действующим детским, подростковым и молодежным общественным организациям и их плановой деятельности введены новые формы деятельности общественных объединений:
- общественные движения, которые планируются советами организаций и осуществляются в течение года. Главной целью общественных движений является вовлечение в социально значимые проекты, акции большинства участников образовательных отношений. Основные направления экологическое, спортивное, здоровьесберегающее, просветительское.
-стихийные движения, возникающие по инициативе старшеклассников вне утвержденного плана, но в обязательном порядке одобренные большинством членов совета молодежной организации и администрацией школы.
-дискуссионные площадки для свободного самовыражения участников образовательных отношений, которые дают возможность вырабатывать новые подходы управления образовательным процессом по вопросам формирования здорового образа жизни в учреждении, основываясь на согласовании и учете интересов участников школьного сообщества: педагогов, учащихся и родителей, в том числе на форуме «АИС. Сетевой город. Образование».
Деятельность общественных объединений также направлена на осуществление исследовательских и социальных проектов по темам ЗОЖ, которые представляются на районных и краевых конкурсах «Лидер», «Волонтер года», конкурс социальных проектов «Я - гражданин», краевой межведомственный проект «Раскачай мир».
Деятельность детских, подростковых и молодежных общественных организаций предполагает активный поиск социальных партнеров для совместной реализации проектов. Такими партнерами становятся органы государственно-общественного управления школы Совет школы, органы коллегиального управления учреждением Суд Чести, широкая родительская общественность, учреждения и общественные организации социума поселка (районный краеведческий музей, районная газета, телевидение, районный совет ветеранов и другие). Такое сотрудничество учащихся и взрослых способствует установлению успешных отношений государственного и общественного управления в школе. Эти отношения благоприятно влияют на повышение качества образования, развитие социальных, адаптивных умений школьников. Кроме того, в рамках системы управления качеством образования учащиеся могут представлять свои достижения в общественной деятельности для оценки личностных, метапредметных результатов на творческом экзамене.
Существующая в школе оптимизационная модель внеурочной деятельности способствует созданию условий для выбора направления внеурочной деятельности учащихся:
-через модель дополнительного образования, которая предполагает деятельность отделений школы искусств: хореография, изобразительное искусство и ДЮСШ на базе общеобразовательного учреждения;
- через систему деятельности общественных объединений (постоянно действующих клубов по интересам, штабов, отрядов, дискуссионных площадок и т.д.; общественных движений, акций, проектов и т.д.; стихийных движений);
- через участие в реализации мероприятий проекта «Здоровое будущее-залог успешности» программы развития учреждения «Школа достижения успеха –2» на 2014-2019 годы, подпрограмма «Здоровый ученик –успешный ученик».
Ведущая идея педагогического опыта
Наш педагогический коллектив исходит из идеи, что каждая современная школа должна стать мощным институтом и инструментом выращивания будущих активных субъектов гражданского общества, у которых сформированы ценности здорового и безопасного образа жизни. Коллектив педагогов считает, что каждый человек обладает своей уникальностью, особой индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность во многом определяет процесс самоопределения человека, его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели. Каждый ученик должен почувствовать себя личностью освоившей правила индивидуального и коллективного безопасного поведения.
В школе создана нормативно-правовая база для реализации дополнительной развивающей программы внеурочной деятельности в общественных объединениях обучающихся в рамках реализации ФГОС ООО на 2013-2018 годы «В ритме перемен»:
-Оптимизационная модель внеурочной деятельности МКОУ «Тальменская СОШ №6»
-Договора о социальном партнерстве
«Положение о творческом экзамене-компоненте внутришкольной системы оценки достижения образовательных результатов»
Ежегодно на заседании Совета Школы педагог-организатор, курирующий деятельность общественных объединений совместно с председателями советов постоянно действующих общественных объединений отчитываются о своей работе, вносят коррективы в план деятельности.
Результаты:
-доля учащихся, участвующих в самоуправлении общественных объединений- 15% от числа учащихся школы, и как результат, 93% участие школьников в постоянно действующих общественных объединениях и общественных движениях направленных на формирование здорового и безопасного образа жизни.
-мероприятия просветительской направленности, способствующие здоровье сбережению (отказ от курения – 11 учащихся), профилактике правонарушений (отсутствие преступлений).
-доля учащихся, вовлеченных в общественно-значимые проекты по инициативе общественных объединений – 25%
-количество организаций района, ставших партнерами в решении образовательных задач общественных объединений обучающихся – 7;
-наблюдается положительная динамика роста участий и побед учащихся в конкурсах, объявленных учредителем и Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края: на районном уровне конкурс «Лидер» 2012г -2 место, 2013г – 1 место; конкурс «Команда-лидер» 2013г-1 место (4уч-ся), конкурс отрядов ЮИД «Законы улиц и дорог» 2012г -1 место (7 уч-ся), 2013г -1 место (7уч-ся), фотоконкурс «Моменты счастья» 2012г -1место (2 уч-ся), 2013г – 1 место; на межокружном уровне конкурс «Волонтер года 2013» - 1 место в Заринском образовательном округе, краевой конкурс лидеров волонтерских объединений «Волонтер года 2013» -диплом I степени., краевой межведомственный проект «Раскачай мир» сертификат участника,
-доля обучающихся из семей, удовлетворенных воспитательным процессом и наличием положительной динамики результатов воспитания -98%
-Положительная динамика сформированности качеств по показателям:
для младших школьников и подростков с 1 уровня до 2 уровня (при максимальном до 3 уровня), проявляющих а) отношение к обществу 2 уровень, б) отношение к людям 2 уровень, в) отношение к себе 2,3.
для молодежи рост с +5 до +20 баллов (при максимальном +28 баллов) – а) отношение к миру +10, б) отношение к семье +25, в) отношение к Земле (природе) +16,6, г) отношение к культуре +13,4,
д) отношение к человеку как к иному +8,3.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МКОУ
«Тальменская СОШ №6»
Алексеева Н.Л.
_____________________
УТВЕРЖДЕНО:
Советом Школы «Муниципального о
Тальменского района Алтайского края»
Протокол № от г
Президент Совета Школы
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся
на 2013-2018 учебный год
« В ритме перемен»
«Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Тальменская средняя общеобразовательная школа № 6
Тальменского района Алтайского края»
Составители:
Педагог-организатор
Назаренко Т.В.
Пояснительная записка
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способности каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями, ценностями здорового и безопасного образа жизни. Успех будет гарантирован в том случае, если ребёнок прошел процесс воспитания и социализации в школе, и от того какие знания сумел приобрести. Федеральные государственные общеобразовательные стандарты конкретизируют соотношение между образованием и воспитанием, за этот период воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, и внеурочную деятельность. Если предметные результаты учащихся достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов. Самоутверждение детей в социально полезной и просветительской деятельности по ЗОЖ происходит более эффективно в детских объединениях различной направленности на базе школ. В этих объединениях дети чувствуют себя более комфортно, могут найти понимание, поделиться своими тревогами и радостями. В силу этих причин они реализуют свой индивидуально-творческий и лидерский потенциал, получают возможности для проявления и развития социальной активности, повышения гражданского самосознания, развития чувства собственного достоинства, самостоятельности, ответственности в принятии решений, независимости суждений, способности к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни. Детей нужно готовить не только к тому, чтобы выжить, но и пробуждать в них желание стать сторонниками ЗОЖ, активными, творческими гражданами своей жизни. Человек полноценно может развиваться только в коллективе, где пропагандируется и принимаются общечеловеческие ценности, в том числе ценности здорового и безопасного образа жизни.. Правильное воспитание может быть организованно путём создания сильных коллективов.
Цель данной программы заключается в улучшение здоровья учащихся и сотрудников учреждения, в обеспечении здорового образа жизни всего школьного коллектива.
Задачи программы:
- обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья;
- привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психическими возможностями учащихся;
- воспитать в детях чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества;
- обучить навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
-снизить вероятность развития антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения ребенка; повышение уровня жизнестойкости подростка.
Проекты, мероприятия и контрольные (целевые) показатели реализации проектов (план с указанием видов деятельности обучающихся)
Направления реализации программы:
Проект № 1 «На стыке интересов»
Проект № 2 «Диалог на равных»
Проект № 3 «Время действовать»
Проект № 1 ««На стыке интересов»
Задачи:
Создать условия для выбора системы деятельности общественных объединений через постоянно действующие общественные движения, акции, проекты, исследовательские работы.
Вовлечение большинства участников образовательных отношений в стихийные движения через акции, фотовыставки, конкурсы.
Плановые общественные движения планируются советами организаций и осуществляются в течение года. Главной целью плановых общественных движений является вовлечение в социально значимые проекты, акции большинства участников образовательных отношений. Основные направления – благотворительное, экологическое, спортивное. Стихийные движения, возникающие по инициативе старшеклассников вне утвержденного плана, но в обязательном порядке одобренные большинством членов совета молодежной организации и администрацией школы.
Схеме №1.
Проект 1.
2014-2015
Плановое общественное движение
«Моя малая Родина, где мы родились и живём»
01.09.2014- 28. 01.2014
Плановое общественное движение
«70- летие Великой Победы»
01.01.2015-25.05.2015
2016-2017
Плановые общественные движения
« Моя страна, моя Россия»
01.09.2016- 25.05.2017
2017-2018
Плановые общественные движения
« Алтайский край»
01.09.2017- 25.05.2018
Планируемые результаты обучающихся Проекта 1
№ п/п
Показатель
Единица измерения
2013
2014
2015
2016
2017
2018
1.
-доля учащихся, участвующих в самоуправлении общественных объединений- 20% от числа учащихся школы, и как результат,
процент
4
6
8
10
15
20
2
100% участие школьников в постоянно действующих общественных объединениях и общественных движениях
процент
10
20
40
60
80
100
3
-мероприятия просветительской направленности, способствующие здоровье сбережению (отказ от курения – до 100%),
процент
10
20
40
60
80
100
4
профилактике правонарушений (отсутствие преступлений - до 100%).
процент
10
20
40
60
80
100
Проект 2 «Диалог на равных»
Задачи:
1. Создать условие для свободного самовыражения участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и родителей, в том числе на форуме «АИС. Сетевой город. Образование».
2. Обеспечивает согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между субъектами управления образованием на уровне школы.
Дискуссионные площадки для свободного самовыражения участников образовательных отношений, которые дают возможность вырабатывать новые подходы управления образовательным процессом в учреждении, основываясь на согласовании и учете интересов участников школьного сообщества: педагогов, учащихся и родителей, в том числе на форуме «АИС. Сетевой город. Образование».
Схема 2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Проект 2.
2014 год
2.1
«Встреча со специалистом»
Тема: «Электронная школа, электронные журналы за и против»
07.10.2014
2.2
На форуме АИС. Сетевой город. Образование».
08.10-14.10.2014
2.3
Круглый стол: Электронная школа, электронные журналы за и против»
15.10.2014
2.4
«Встреча со специалистом»
Тема: «Профессиональный стандарт педагога. Какой он современный учитель?»»
19.11.2014
2.5
На форуме АИС. Сетевой город. Образование».
20.11-25.11.2014
2.6
Круглый стол: «Профессиональный стандарт педагога. Какой он современный учитель?»»
26.11.2014
2015 год
2.7
«Встреча со специалистом»
Тема: «Патриотизм в современном мире»
18.02.2015
2.8
На форуме АИС. Сетевой город. Образование».
19.02- 24.02.2015
2.9
Круглый стол: «Патриотизм в современном мире»
25.02.2015
2.10
«Встреча со специалистом»
Тема: «Наша школьная форма»»
13.04.2015
2.11
На форуме АИС. Сетевой город. Образование».
14.04.- 21.04.2015
2.13
Круглый стол: «Наша школьная форма»
22.04.2015
Планируемые результаты обучающихся Проекта 2
№ п/п
Показатель
Единица измерения
2013
2014
2015
2016
2017
2018
1.
-вовлечение до 50% участников образовательных отношений в деятельность не менее пяти созданных и постоянно-действующих дискуссионных площадок для свободного самовыражения педагогов, учащихся и родителей, в том числе на форуме «АИС. Сетевой город. Образование»
процент
10
15
25
30
40
50
Проект 3 «Время действовать»
Задачи:
Обучающийся должен самостоятельно мотивировать стратегию достижения успеха.
Формирование активной жизненной позиции.
Стимулирование всестороннего развития творчества учащихся.
Деятельность общественных объединений также направлена на осуществление исследовательских и социальных проектов, которые представляются на районных и краевых конкурсах «Лидер», «Волонтер года», конкурс социальных проектов «Я - гражданин».
Деятельность детских, подростковых и молодежных общественных организаций предполагает активный поиск социальных партнеров для совместной реализации проектов. Такими партнерами становятся органы государственно-общественного управления школы Совет школы, органы коллегиального управления учреждением Суд Чести, широкая родительская общественность, учреждения и общественные организации социума поселка (районный краеведческий музей, районная газета, телевидение, районный совет ветеранов и другие). Такое сотрудничество учащихся и взрослых способствует установлению успешных отношений государственного и общественного управления в школе. Эти отношения благоприятно влияют на повышение качества образования, развитие социальных, адаптивных умений школьников.
Схема 3
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Проект 3. Проекты, мероприятия и контрольные (целевые) показатели реализации проектов
3.1
Участие в районном мероприятии ЮИДД «Законы улиц и дорог»
01.01.13-01.01.18
3.2
Участие в районном фото конкурсе «Моменты счастья»
01.01.13-01.01.18
3.3
Участие в районном конкурсе «Лидер»
01.01.13-01.01.18
3.4
Участие в районном конкурсе актива среднего и младшего звена «Команда Лидер»
01.01.13-01.01.18
3.5
Участи в районном конкурсе актива младшего звена «Радуга талантов»
01.01.13-01.01.18
3.6
Участие в районном конкурсе социально-значимых проектов « Я - гражданин России»
01.01.13-01.01.18
3.7
Участие в краевом конкурсе лидер детских и молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века»
01.01.13-01.01.18
3.8
Участие в краевом конкурсе «Волонтёр года»
01.01.13-01.01.18
3.9
Краевой конкурс социально-образовательных и социально значимых проектов « Я - гражданин России»
01.01.13-01.01.18
Планируемые результаты обучающихся Проекта 3
№ п/п
Показатель
Единица измерения
2013
2014
2015
2016
2017
2018
1.
--доля учащихся, вовлеченных в общественно-значимые проекты по инициативе общественных объединений – до 40%.
%
15
20
25
30
35
40
2
количество организаций района, ставших партнерами в решении образовательных задач общественных объединений обучающихся – до 10;
%
2
3
4
6
8
10
3
-количество учащихся, ставших участниками и победителями районных, краевых конкурсов волонтеров и лидеров (ежегодно не менее 1 победителя во всех объявленных конкурсах учредителем и Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края)
%
4
-доля учащихся, представляющих свои достижения в общественной деятельности через защиту программы саморазвития «Мой выбор» на первом этапе творческого экзамена -20% от числа учащихся школы.
%
4
6
8
10
15
20
Учебно –методическое обеспечение воспитательного процесса:
1.Антинаркотическое воспитание: учебное пособие.-Барнаул,2012.
2. Методические рекомендации по реализации мониторинга здоровья обучающихся: разработка и утверждение показателей эффективности деятельности подведомственных государственных организаций общего образования общего образования / сост.В.Ф. Лопуга.- Барнаул: АКИПКРО 2013.
3.10 лет программе «Разговор о правильном питании». Итоги и перспективы: Информационный сборник/Составитель А.Г. Макеева.М: ОЛМА Групп, 2009.
4.Вальдман И.А. Самооценка школы как инструмент эффективного управления общеобразовательным учреждением. // Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием: Сборник научных трудов / ФГНУ
·Институт управления образованием
· РАО; под общей ред. С.Ю. Новоселовой. М. ; СПб. : Нестор-История,2013.-с.72-91.
5.Вальдман И.А. Самооценка школы: основные понятия. [Электронный ресурс] // И.А. Вальдман // Проблемы современного образования. – 2012. – № 2. – С.115-124. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
6.Вальдман И.А. Самооценка школы: назначение и базовые элементы. [Электронный ресурс] // Семинар « Управление качеством работы школы на основе самооценки» г. Барнаул 12 - 13 июня 2013.
7. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания/Методическое пособие.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011.
8. Здоровое поколениеXXI века: материалы VII краевой научно-практической конференции (Текст) –Барнаул, 2009
9. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования .-М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
Программа духовно-нравственного развития школьников
Плановые общественные движения
Стихийные
движения
акции,
фотовыставки
социальные проекты
исследовательские работы
Дискуссионные площадки
«Встреча со специалистом»
на форуме АИС. Сетевой город. Образование».
Круглые столы
Деятельность общественных объединений направлена на исследовательские и социальные проекты
Районные краевые конкурсы «Лидер», «Волонтёр года», конкурс социальных проектов « Я гражданин России»
Социальные партнёры: инспекторы ГБДД, инспекторы ПС, работники социальной сферы, школьного и районного музея, учитель ОБЖ, инструкторы и тренеры по физической культуре.
органы государственно-общественного управления школы Совет школы, органы коллегиального управления учреждением Суд Чести, широкая родительская общественность, учреждения и общественные организации социума поселка (районный краеведческий музей, районная газета, телевидение, районный совет ветеранов и другие).
Заголовок 1Заголовок 415