Исследовательская работа О вреде курения языком математики
Управление образования Кунгурского муниципального района
VIII муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся
Математика
О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ ЯЗЫКОМ МАТЕМАТИКИ
Шведов Артемий МБОУ «Филипповская основная общеобразовательная школа»
6 класс
Емельянова Лариса
Вячеславовна
учитель математики
МБОУ «Филипповская основная
общеобразовательная школа»
Кунгурский район – 2014 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. О вреде курения ……………………………………………................5
1.1. Из истории табакокурения……………………………………….... 5
1.2. Химический состав дыма и его влияние на организм человека….6
1.3. Безжалостная статистика в мире и в России ………………………8
Глава 2. Математическое представление данной проблемы …….................... 10
2.1. Статистическое исследование по вопросу курения ………………10
2.2. Опыт «Курящая кукла»……………………………………………...11
Глава 3. Причины курения ……………………………………………………... 12
3.1. О причинах языком математики……………………………………12
3.2. Мифы о курении……………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………. 15
Использованные источники и литература……………………………………... 16
Приложения
Введение
О вреде курения и употребления наркотиков, особенно для детского и молодого организма, написано много статей, брошюр и книг, постоянно говорят нам в школе на классных часах, родителями в семье, по телевидению. На практике же мы не раз убеждались, что многие взрослые сами подвержены этим вредным привычкам.
Цель работы: привлечь внимание взрослых к проблемам табакокурения подростков, используя метод статистики.
Задачи:
1) доказать, что курение подростков это серьезная угроза здоровью учащихся;
2) используя математический язык, наглядно представить данные по теме.
Практическая значимость: математическое представление данной проблемы в виде диаграмм, таблиц, графиков способно оказать большее влияние, нежели длинная лекция или толстая брошюра.
Методы исследования:
1) изучение литературы по данной теме, её анализ;
2) статистическое наблюдение в виде анкетирования, обработка анкет и подсчет ответов;
3) опыт «Курящая кукла».
В последние десятилетия во всем мире проведено множество исследований, развивших и углубивших представления о вредном влиянии курения на беременность. Практически во всех странах мира имеет место выраженный рост числа курящих женщин. При этом важную роль играют социальные факторы и условия. Курят женщины во всех слоях общества. Женщины, относящиеся к низкой социальной группе курят во время беременности, и курят по – многу, причем табачные изделия низкого качества, с большим содержанием никотина и смолистых веществ. Женщина из высоко обеспеченных слоев, жены « новых русских », « бизнес – леди » курят более дорогие и более высокого качества табачные изделия, но содержащиеся в них никотин и смолистые вещества все равно влияют на будущее или на подрастающее потомство. Как это им объяснить?
В 5 классе на уроке математики мы изучали тему «Круговые диаграммы» и нам рассказали о статистике – науке, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов. Мы решили провести статистическое исследование по вопросу курения и выяснить, насколько серьезно эта проблема стоит перед сельской школой. Основным методом исследования стало анкетирование учащихся 5-9 классов МБОУ «Филипповская основная общеобразовательная школа».
Используя метод статистики мы попробуем доказать, что курение подростков это серьезная угроза здоровью учащихся. При помощи математического языка попытаемся наглядно представить данные по теме, полученные из разных источников: СМИ, от педагогов школы, Интернета, бесед с работниками медпункта, биологом. Говорят, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Нам кажется, что математическое представление данной проблемы в виде диаграмм, таблиц, графиков способно оказать большее влияние, нежели длинная лекция или толстая брошюра. Своей работой мы хотим, еще раз, привлечь внимание взрослых к проблемам табакокурения подростков, а к уже курящим учащимся обратиться со словами: «Знать о своем враге почти все – уже часть победы над ним! Знай это не для того, чтобы потреблять, а для того, чтобы не потреблять!»
Глава 1. О вреде курения
1.1. Из истории табакокурения Табак родом из Америки. До открытия Колумбом в Старом Свете о нем не знали. 12 октября 1492 г. флотилия Колумба высадилась на берегу одного из Багамских островов – Гуанахани. Колумб назвал его Сан-Сальвадор. Он думал это восточное побережье Индии. В качестве подарка местные жители поднесли Колумбу сушенные листья растения «петум». Они курили эти листья, свернув в трубочки. В поисках золота Колумб отправился на юг и высадился на Кубе 27 октября 1492 г. Жители встречали с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». При курении каждый делал 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри. Хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, многие матросы и сам адмирал Христофор Колумб втянулись в это занятие. Такой притягательной оказалась сила этого растения. Оно получило название «табак» от имени провинции Табаго острова Гаити. После второго путешествия Колумба в Америку семена табака были завезены в Европу, а затем и во все уголки мира. Так началось победоносное шествие табака по странам и континентам. Сначала люди приписывали табачному дыму лечебные, тонизирующие свойства, но в 1604 году, появилась первая книга о вреде курения. К сожалению, почти все попытки медиков и церкви оградить людей от курения не увенчались успехом. Теперь в мире курит пятая часть человечества.
Интересно заметить, что в России в начале 17 века курение не только запрещалось, но и каралось битьём палками по 60 ударов по голове и столько же по ступням. Повторно замеченный курильщик лишался носа: ему его отрезали. Петр I, однако, сам курил и внедрил курение в своем окружении. С тех пор оно стало распространяться в России. К концу 19 века табак стал везде широко применяться, но в небольших количествах – курение трубки или сигары, жевательный или нюхательный табак. Сигареты были редкостью. Ситуация стала меняться в 1884 году, когда Джеймс Бонсак усовершенствовал машинку, скручивающую сигареты. До этого сигареты скручивали вручную. Человек с навыком мог скрутить 4 сигареты в минуту или приблизительно 2000 в день. Новая машинка имела производительность 120000 сигарет в день!
1.2. Химический состав дыма и его влияние
на организм человека
Как известно легкие состоят из множества мельчайших альвеол, суммарная поверхность стенок которых достигает в момент вдоха более 100 квадратных метров. Нетрудно представить, какое огромное число частиц дыма оседает в легких. Но частицы дыма только одна из составных частей табака. При курении происходит так называемая сухая перегонка: воздух при затяжке табаком нагревается до высокой температуры и извлекает из него различные вещества, которые вместе с дымом поступают в легкие (Приложение 1, диаграмма 1). Наибольшее значение имеют: СО , NH3, канцерогенные углеводороды (от лат. слова рак – «канцер»), радиоактивный элемент полоний, который находится в табачном дыме в виде изотопа с атомным числом 210 и периодом полураспада 138 дней. 50% полония, содержащегося в табачном изделии, при курении переходит в дым и попадает в легкие. При выкуривании одной пачки сигарет средней крепости массой 20г образуется в среднем: 1 г табачного дегтя; 0,92 г оксида углерода; 0,64 г аммиака; 0,18 г никотина; 0,22 г перидиновых оснований; 0,0012 г серо водорода; 0,0012 г синильной кислоты (Приложение 1, диаграмма 2).
Влияние никотина на организм при курении имеет самое большое значение. Ни одно другое вещество, входящее в состав табачного дыма, не разрушает организм так сильно. Никотин действует преимущественно на нервную, пищеварительную и дыхательную системы. При первом контакте нерва с никотином, нерв агрессивно реагирует и для его раздражения требуется гораздо меньше электрического тока. После нескольких контактов нерва с никотином, нерв привыкает и после некоторого времени раздражается от отсутствия этого яда. По этому принципу и происходит привыкание организма человека к табакокурению. Многие курильщики считают, что частые перекуры подавляют их потребность к никотину и повышают работоспособность. На самом деле все не так. Никотин угнетает клетки головного мозга и всей нервной системы и понижает работоспособность организма.Он и многие другие вещества хорошо растворяются в воде, вместе со слюной они попадают в желудочно-кишечный тракт. Синильная и другие кислоты, а также сероводород, анилин, никотин раздражают слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки. Отсюда возникают гастрит, потеря аппетита, боли, язвы желудка, двенадцатиперстной кишки. Перед попаданием в легкие табачный дым наносит удар по слизистой оболочки рта, гортани, носа и зубам. Зубная эмаль разрушается из-за перепада температур (приблизительно 40°С). В трещинах откладывается табачный деготь, придающий желтизну зубам и специфический запах ротовой полости. Аммиак, кислоты, пиридиновые основания, твердые частицы и другие вещества раздражают слизистые оболочки легких. Составные части дыма попадают в кровь. Наступает кислородное голодание. Особенно страдают нервные клетки, в результате чего при больших дозах наступает паралич и остановка сердца. В «дневном рационе» курильщика синильной кислоты в 40 раз меньше, чем смертельная доза для человека. Аммиак (NH3) растворяется в воде, образуется щелочно-реагирующий раствор – нашатырный спирт. Раздражая слизистые оболочки легких, нашатырный спирт вызывает безлихорадочный бронхит. В итоге значительно снижается работоспособность легких, и повышается заболеваемость такими болезнями как туберкулез. Табачный деготь – концентрат жидких (орг. кислоты, эфирные масла, анилин и др.) и твердых (частицы углерода, канцерогены, полоний) веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливаясь в альвеолах. Тем самым сокращая доступ кислорода к крови. По данным разных источников ежегодно в мире умирает от 3,5 до 5 млн. человек. 90% онкологических заболеваний вызвано курением (Приложение 1, диаграмма 3).
1.3. Безжалостная статистика в мире и в России
Курение табака (никотинизм) – вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Можно сказать, что это одна из форм токсикомании. На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод, что в настоящее время курит 60% мужчин и 20% женщин на всем земном шаре (Приложение 1, диаграмма 4). Как не вспомнить Карла Линнея, который на заданный ему однажды вопрос, куда бы он определил в своей системе человека, ответил: «Животное двуногое, без перьев и курящее».
От болезней, вызванных курением, каждый год в мире (по данным разных источников) умирают от 3,5 до 5 миллионов человек. По прогнозам специалистов, через двадцать лет скорбная цифра достигнет десяти миллионнов, оставив далеко позади смертность от СПИДа и в автокатастрофах. Но ужаснее всего, что армию курильщиков активно пополняют подростки.
В России производство сигарет составляет 410 млрд. штук в год.
- 300 тысяч человек в РФ погибают ежегодно в результате табакокурения.
- Смертельная доза никотина для взрослых – 20 сигарет, выкуренных одна за другой. Для подростка – 10 сигарет. Известны случаи, когда подростки умирали, выкурив подряд 2-3 сигареты.
- Лишь 70% сигарет производится легально, остальные 30% - подпольная продукция содержат гораздо больше смол и никотина.
Столько курящих в нашей стране:
по данным исследования «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака» (GATS), в России курит: мужчин — 60,2 %; женщин — 21,7 %. Всего курят 43,9 млн взрослых, что составляет почти 40 % населения страны (Приложение 1, диаграмма 5). В возрастной группе от 18 до 44 лет курит почти половина граждан России. 7,3 млн человек начали курить в возрасте моложе 18 лет. В России выявлена высокая интенсивность курения. Среднее число сигарет в день: мужчины — 18 сигарет в день, женщины — 13 сигарет в день. Пассивному курению подвергается около 80 процентов населения России — 35 % на работе, 90,5 % — в барах и 78,6 % — в ресторанах. При этом воздействие пассивного курения повышает риск болезни сердца среди некурящих людей на 60 %.
Глава 2. Математическое представление данной проблемы
2.1. Статистическое исследование по вопросу курения
Было спланировано исследование среди учащихся 5 – 9 классов по вопросу курения. Исследование началось с этапа статистического наблюдения. Для этого была составлена анкета из вопросов, требующих простого несложного ответа. Проводилось сплошное анонимное исследование, поэтому данная анкета была предложена всем учащимся. Так как анкетирование проводилось анонимно, поэтому ответы в большинстве случаев соответствуют действительности. В течение недели было опрошено 40 учеников 5- 9 классов. Анкеты были обработаны и произведен подсчет ответов. Данные были внесены в таблицы и разбиты по группам. По наиболее интересным данным были составлены столбчатые диаграммы. В некоторых случаях используются круговые диаграммы. По результатам анализа собранного материала были сделаны выводы и составлены рекомендации для дальнейшего исследования. Из всех опрошенных 18 учеников заявили, что они пробовали курить, имея на это различные причины. Но только 8 человек продолжили свой опыт и заявили что они и сейчас постоянно курят. При этом только 5 человека ответили, что им нравится курить (Приложение 1, диаграмма 6). Значит из 18 учеников пробовавших курить, только 5 ученикам этот опыт принес положительные эмоции. Курящие имеют различный стаж курения, но в основном это от года до 3 лет. Только 3 человека курят от 2 до 4 лет. Скорее всего, это заниженные данные. Опрос показал, что среди опрошенных 40 человек 21 имеют хронические заболевания. Среди них 14 человек из курящих семей (Приложение 1, диаграмма 7). Таким образом, получается, что курение родителей незначительно повлияло на здоровье их детей, но возможно опрошенные ученики скрыли наличие хронических болезней или просто ещё не знают. Курение, скорее всего, влияет на здоровье самих курильщиков, но страх заболевания от курения не известен учащимся. Практически везде они видят только внешнюю сторону курения, его престижность и моду на курение. В фильмах и телепередачах, которые смотрят ученики, никто не говорит об опасности курения. Там даже спортсмены держат в руках сигарету!
2.2. Опыт «Курящая кукла»
Для доказательства вреда курения мы провели опыт «Курящая кукла» (Приложение 2, рис.1). Чтобы изготовить наше пособие мы взяли:
1) детскую куклу
2) резиновую грушу
3) кусок ваты
4) одноразовую систему для внутривенного вливания растворов
5) сигарету с фильтром.
Затем протягиваем трубку через отверстие в туловище и выводим в отверстие рта куклы (Приложение 2, рис.2). Небольшой кусок ваты помещаем в утолщение трубки системы (Приложение 2, рис.3). На один конец трубки надеваем сигарету (Приложение 2, рис.4). На противоположный конец трубки – резиновую грушу. Поджигаем сигарету (Приложение 2, рис.5). Сжимая грушу, заставляем куклу выкурить сигарету полностью (Приложение 2, рис.6). После этого вынимаем вату из трубки (Приложение 2, рис.7), разворачиваем и показываем присутствующим (Приложение 2, рис.8 и рис.9). Поясняем, что всё это попадает в лёгкие после выкуривания одной сигареты!
Использование куклы, а не просто трубки, усиливает эмоциональное восприятие. Образ куклы переносится многими на себя. По словам участников, как будто бы заглядываешь внутрь своего тела и чувствуешь, что происходит там, когда приходиться вдыхать дым.
Глава 3. Причины курения
3.1. О причинах языком математики
По данным нашего исследования в школе среди мотивов курения большинство детей называют «за компанию», «от нечего делать», «баловство», «любопытство». 76% подростков курят на улице, 18% прячутся в разных местах, 6% смельчаков пускают кольца дома, пока взрослые отсутствуют. Такую наглость позволяют себе те, у кого курит кто-то из родителей. Кстати, дымящая семейка – отличные условия для того, чтобы чадо подружилось с сигаретой: магию личного примера еще никто не отменял (Приложение 1, диаграмма 8, диаграмма 9).
Всего было опрошено 40 учеников. Из них 35 учеников из семей, где есть курящие родители. При этом практически не встречаются семьи с обоими курящими родителями. У 11 учеников из семей курящих родителей имеют курящих брата или сестру (Приложение 3, табл.1). Личный пример родителей, это только одна причина курения детей. В распространении курения имеет значение своеобразное принуждение детей к этой вредной привычке со стороны курящих. В школах курящие считают некурящих трусами, «маменькиными сынками», не вышедшими из-под опеки родителей, несамостоятельными. Желание избавиться от такого мнения друзей встать вровень с курящими достигается с помощью первой выкуренной сигареты. Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным. Из систематически курящих мужчин 16,9% начали курить в 8-9 лет. Сами ученики называют и другие причины. Мы условно разбили их на три группы: для здоровья, по слабости характера, для повышения авторитета(Приложение 3, табл.2) . Таким образом, большинство опрошенных называют в основном в качестве причин курения – слабость характера. Среди учащихся считающих, что курение полезно, видят в курении средство получать удовольствие и снятие стресса. Но они не думают о том, что стресс может быть из-за того, что в организме начинается болезнь, причиной которой стали никотин и табачный дым.
3.2. Мифы о курении
Миф I: Курево успокаивает нервы и спасает от стрессов.
На самом деле компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.д.) не расслабляют, а просто «тормозят» важнейшие участки центральной нервной системы. Зато, привыкнув к сигарете, человек без неё уже расслабиться не может. Получается замкнутый круг: и возникновение и прекращение стресса зависят от курения.
Миф II: Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру.
Во-первых, кругом полно дымящих толстяков. Во–вторых, притупляя сигаретой чувство голода, вы провоцируете развитие гастрита и язвенной болезни желудка. В-третьих, худеть с помощью курения – это всё равно, что привить себе инфекционную болезнь и «таять на глазах от неё».
Миф III: На морозе сигарета согревает.
Табачный дым действительно создает кратковременный согревающий эффект, поскольку содержащиеся в нем яды сужают сосуды, увеличивают частоту пульса и повышают кровяное давление. Стоит ли так «греться», чтобы получить взамен как минимум гипертонию?
Миф IV: Сигареты с пометкой «лёгкие» не так вредны, как обычные. Увы, это не так. Постоянно используя легкие сигареты, курильщики затягиваются чаще и глубже, что впоследствии может привести к заболеванию раком не самих легких, а так называемой легочной периферии – альвеол и малых бронхов.
Миф V: Столько людей в мире курят, и ничего – живут.
ЖИВУТ, но как? Молодые до болячек, связанных с курением, просто еще не дожили, а пожилые скорее лечатся, чем живут полноценной жизнью. Сегодня доказана прямая зависимость между курением и раком легких. Табачный дым разрушает ген р53, подавляющий развитие рака. К тому же курильщики чаще страдают от язвы желудка и сердечнососудистых заболеваний. Курение также нередко приводит к хроническому бронхиту.
Заключение
О том, что с каждым днем все большее количество детей подвержено вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркотикам – знают все. Это уже становится проблемой общества. Поэтому целью нашего исследования стала проблема курения. Мы изучили химический состав табака и табачного дыма, его влияние на организм человека. Учителя помогли провести анкетирование учащихся нашей школы, и мы убедились, что эта проблема рядом с нами. Наши сверстники курят, и говорят что это безобидно для человека. Но это не так. Наше исследование показало, что среди учащихся 5-9 классов пробовали курить 45% . При этом особой роли не играло наличие в семье курящих взрослых. Чаще всего пробуют курить не те, у кого перед глазами пример родителей, а те, у кого слабый характер. Многие пробуют курить потому, что курят их друзья или просто хочется побыстрее стать «взрослым». Некоторые хотят казаться сильными, крутыми и независимыми внешне, при этом оставаясь слабыми и зависимыми. Из опрошенных учащихся, пробовавших курить, продолжили опыт только 8 человек. Но при этом только пяти из них нравится курить. Но почему же остальные 3 не бросят курить, если им это не нравится? И снова слабость характера. Они готовы идти на конфликт со взрослыми, чтобы только не покинуть свою компанию курящих друзей. Часто многие из этих «друзей» готовы тоже бросить курение. Получается замкнутый круг. Многие бросили бы курить, но они думают, что не нравится курение только им и это признак слабости. Но слабость не в этом, слабость в неспособности бросить то, что не нравится, а значит и вредит здоровью.
Проведя обработку данных по этой теме, мы пришли к выводу, что необходимы не только беседы врачей, телевизионные репортажи, выпускаемая литература, но и более конкретные шаги: применение в действии закона о штрафах за курение, личный пример взрослых, понятие и осмысление вреда курения для здоровья. Мы выбираем здоровье!
Список использованных источников и литературы
1.Смирнов А.Т. Основы Безопасности Жизнедеятельности: Учебник для учащихся 7– 9- х классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2001.
2.Шевченко С.В. и другие. Классные часы. 1 – 11 классы. – Волгоград: Учитель, 2003.
3.Журнал «Семейный доктор», № 5, 2000.
4.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – Москва: Просвещение, 1985.
5. сайты:
Все новости в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infosmi.net , свободный
О курящих в мире и России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vse-sekrety.ru , свободный
О здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.doktorpiter.ru свободный
Школа здоровья – О курении [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http:// www.dietologia.ucor.ru , свободный
Приложение 1
Диаграмма 1. Состав табака
Диаграмма 2. Вещества, образующиеся при выкуривании 1 пачки сигарет
Диаграмма 3. Количество человек в мире, умерших от болезней вызванных курением
4991104290060
Диаграмма 4. Количество курящих людей на земном шаре
Диаграмма 5. Количество курящих людей в России в процентах
Диаграмма 6. Количество курящих среди учащихся 5-9 классов
МБОУ «Филипповская ООШ»
Диаграмма 7. Количество детей, имеющих хронические заболевания
center4499610
Диаграмма 8. Количество процентов курящих детей из некурящих семей
Диаграмма 9. Количество процентов курящих детей из курящих семей
Диаграмма 10. Причины курения
Приложение 2
1394460365760
Рис. 1 Опыт «Курящая кукла»
5467354061460
Рис. 2 Изготовление пособия «Курящая кукла»
990604147185
centertopРис. 3 Вкладывание ваты в утолщение трубки
Рис. 4 Прикрепление сигареты
448310-358140
Рис. 5 Поджигание сигареты
4514853975735
Рис. 6 Выкуривание сигареты при помощи резиновой груши
63246080010
Рис. 7 Вынимание ваты из трубки
4705354718685
Рис. 8 Потемнение ваты
194310-205740
Рис. 9 Темные пятна в «легких» после выкуривания 1 сигареты
Приложение 3
Таблица 1. Курящие семьи
Всего опрошено Курит отец Курит мать Курит брат Курит сестра
40 33 4 10 1
Таблица 2. Причины курения
Для здоровья По слабости характера Для повышения авторитета
Снятие стресса. Нечем заняться. Быть крутым.
Сохранение фигуры. Не могут бросить. Не выделяться из компании.
Против ожирения. Затягивает. Чтобы побаивались.
Нравится получать «наркотики». Много нервничают. Для престижа.
Удовольствие. Попадают под чужое влияние. Чтобы не быть белой вороной.
Наслаждение. Не могут остановиться и привыкают. Чтобы казаться взрослее.
Из-за разлуки с любимым человеком. Из-за плохого душевного состояния. Нет силы воли. Много проблем. Зависимость от сигарет. Обида. Что-то не получается в жизни. От злости или горя. Приложение 4
Анкета для проведения исследования:
1. Пробовали ли вы курить?
2. Куришь ли ты сейчас?
3. Сколько месяцев или лет ты куришь?
4. Тебе нравиться курить?
5. Курят ли родители?
6. Курят ли брат или сестра?
7. Твое мнение: «Почему люди курят?»
8. В каком возрасте чаще начинают курить?
9. Имеются ли у вас какие либо хронические заболевания?