Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования


ФГОС общего образования
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования на данный момент определяют вектор развития российской школы.
Что принципиально нового в этом документе?
Воспитание – основополагающая, приоритетная компонента в формировании личности школьника и его успешной социализации;
В основании ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность учащихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальны возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности;
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие;
ФГОС второго поколения имеет рамочный характер – это единая для всех уровней образования модель стандартизации системы образования.
Для любой ступени системообразующими элементами являются результаты:
Личностные;
Матапредметные;
Предметные.
Личностные результаты – это готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Личностные результаты делятся на 3 группы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ ЦЕННОСТНАЯ И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
Самоуважение;
Самооценка Мотивация учебная;
Мотивация социальная;
Границы собственного знания и «незнания» Ориентация на выполнение морально-нравственных норм;
Способность к решению моральных проблем;
Оценка своих поступков
Метапредметные результаты – это результаты, которые включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. УУД делятся на 3 группы.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Управление своей деятельностью;
Контроль и коррекция;
Инициативность и самостоятельность Речевая деятельность;
Навыки сотрудничества Работа с информацией;
Работа с учебными моделями;
Использование знаково-символических средств;
Использование общих схем решения;
Выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, подведение под понятие, установление аналогий
Основная образовательная программа (ООП) - набор документов, которые регламентируют содержание и организацию обучения в данном образовательном учреждении на соответствующей ступени образования. У каждого образовательного учреждения должно быть разработано три ООП: начальное, основное и среднее(полное) образование.
ООП определяет содержание образования, включает в себя программы отдельных учебных предметов, курсов (в том числе и интегрированных), междисциплинарные образовательные программы.
Междисциплинарные образовательные программы ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе программы формирования:
Универсальных учебных действий;
ИКТ-компетентности обучающихся (формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий);
Основ учебно-исследовательской и проектной деятельности (конструктивистский подход к обучению, обучение ориентировано на обучающегося, учитель – помощник);
Смыслового чтения (чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста).
Таким образом, ФГОС общего образования определяют ожидаемые образовательные результаты, общие подходы к их реализации на нормативном уровне. Однако четких средств достижения этих ожидаемых результатов, к сожалению, на данный момент нет. Есть лишь рекомендации. Поэтому новый стандарт – это стандарт побуждения педагога к самообразованию, профессиональному самосовершенствованию. Ибо вопрос выбора эффективных средств и методов решения поставленных задач нам, педагогам, предстоит решать самим.