Рабочая программа по предмету Математические представления и конструирование 8 вид 2 вариант
Содержание рабочей программы
Оглавление Страницы
Оглавление 2
Пояснительная записка 3-4
Учебно-тематический план 5
Календарно-тематическое планирование 6-12
Уровень подготовки учащихся 13
Перечень учебно-методического оборудования 14
Список литературы 15
Лист корректировки. 16
Пояснительная записка
Рабочая коррекционная программа по предмету «Математические представления и конструирование » для 1 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
Математика готовит учащихся коррекционной школы к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением такой задачи как коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств ребёнка.
Предлагаемая программа по курсу «математические представления и конструирование» ориентирована на практическую направленность знаний, умений и навыков детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-познавательной деятельности.
Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детской конструктивной деятельности, именно поэтому математическая и конструктивная деятельность представлены в одном блоке и разделены на темы в каждой четверти с учётом принципа концентричности. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития учащихся, материал распределён с постепенным усложнением и увеличением объёма. В связи с вышеизложенным определяются следующие цели и задачи реализации программы:
Задачи программы:
диагностика и развитие наглядно-действенного мышления, памяти;
формирование элементарных обще учебных умений и навыков;
овладение учащимися элементарной терминологией;
формирование у учащихся представлений о форме, величине, количестве и пространстве;
коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Цели программы:
создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся;
способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности;
создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Программа рассчитана на учащихся 1 классов в возрасте 7-9 лет. Согласно учебному плану школы 3 часа в неделю, 27 часов – 1 четверть, 18 часов – вторая четверть, 27 часов – третья четверть и 21 час – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 35 минут.
Организационная структура уроков
Уроки строятся на основе следующих принципов:
интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
системности;
преемственности.
Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приёмов, так и инновационных (просмотр обучающих дисков и др.). Основной формой организации является урок.
В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов со взрослыми и сверстниками.
Каждый урок по математическим представлениям и конструированию оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.
Учебно-тематический план
№ Тема Количество часов
I четверть
1 Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде 8
2 Упражнения и игровые ситуации со строительным материалом и дидактическими игрушками 4
3 Количественные представления 9
4 Представления о форме 7
II четверть
5 Представления о форме 5
6 Представления о величине 5
7 Пространственные представления 6
8 Временные представления
4
III четверть
9 Упражнения и игровые ситуации со строительным материалом и дидактическими игрушками 18
10 Количественные представления 10
IV четверть
11 Представления о форме 7
12 Представления о величине 5
13 Пространственные представления 7
14 Временные представления 4
Всего часов по программе 99
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Дата Кол-во часов Примечание
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
Знакомство со сборно-разборными игрушками. 1 Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек. 1 Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек. 1 Знакомство с детским строительным материалом. 1 Простые постройки. 1 Простые постройки. 1 Сборка дидактической игрушки из деталей. 1 Упражнения и игровые ситуации со строительным материалом и дидактическими игрушками.
Игровые упражнения в собирании полифункционального материала. 1 Игровые упражнения в собирании полифункционального материала. 1 Игровые упражнения со строительными наборами. 1 Игровые упражнения со строительными наборами. 1 Количественные представления.
Счёт. 1 Упражнения на соотнесение отдельных единиц с пальцами. 1 Упражнения на соотнесение отдельных единиц с пальцами. 1 Упражнения на соотнесение отдельных единиц с пальцами. 1 Складывание шариков в одну ёмкость. 1 Складывание плодов в одну ёмкость. 1 Знакомство с приёмом перекладывания. 1 Практические упражнения с использованием приёма перекладывания. 1 Практические упражнения с использованием приёма перекладывания. 1 Представления о форме.
Игровые упражнения в сухом бассейне. 1 Игровые упражнения в сухом бассейне. 1 Игровые упражнения в сухом бассейне. 1 Игры с мячами. 1 Игры с мячами. 1 Катание мяча. 1 Бросание мяча. 1 Представления о форме.
Игровые упражнения с мягкими модулями 1 Игровые упражнения с мягкими модулями 1 Игровые упражнения с мягкими модулями 1 Игровые упражнения с мягкими модулями 1 Игровые упражнения с мягкими модулями 1 Представления о величине.
Игровые упражнения в сопоставлении двух объектов по величине. 1 Игровые упражнения в сопоставлении двух объектов по величине. 1 Игровые упражнения в сухом бассейне. 1 Игровые упражнения в сухом бассейне. 1 Игровые упражнения в сухом бассейне. 1 Пространственные представления
Перемещение учащихся в помещении класса. 1 Перемещение учащихся в помещении класса. 1 Подвижные игры. 1 Подвижные игры. 1 Подвижные игры. 1 Подвижные игры. 1 Временные представления.
Наблюдения за погодными явлениями. 1 Наблюдения за погодными явлениями. 1 Погодные явления. 1 Погодные явления. 1 Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов. 1 Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов. 1 Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов. 1 Упражнения на выделение необходимых элементов строительного набора. 1 Упражнения на выделение необходимых элементов строительного набора. 1 Выполнение простых конструкций.
1 Игровые упражнения со сборно-разборными игрушками.
1 Игровые упражнения со сборно-разборными игрушками.
1 Игровые упражнения с конструктивными материалами.
1 Игровые упражнения с конструктивными материалами. 1 Игровые упражнения с конструктивными материалами. 1 Игровые упражнения с конструктивными материалами. 1 Игровые упражнения с конструктивными материалами. 1 Игровые упражнения с конструктивными материалами. 1 Игровые упражнения с конструктивными материалами. 1 Игровые упражнения с конструктивными материалами. 1 Игровые упражнения. 1 Игровые упражнения.
1 Количественные представления.
Игровые упражнения с водой и песком. 1 Игровые упражнения с водой и песком. 1 Игровые упражнения с водой и песком. 1 Пересыпание плодов.
1 Игровые упражнения на выбор из множества предметов по заданию учителя.
1 Игровые упражнения на выбор из множества предметов по заданию учителя.
1 Игровые упражнения с набором «Набрось кольцо».
1 Игровые упражнения с набором «Набрось кольцо».
1 Количество – один.
1 Количество – один. 1 Представления о форме.
Тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов. 1 Тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов. 1 Катание и бросание мячей разных по размеру и фактуре. 1 Знакомство с кубом.
1 Куб .1 Игровые упражнения. на развитие представлений о форме
1 Игровые упражнения. на развитие представлений о форме
1 Представления о величине. 1 Конструирование больших и маленьких пирамидок. 1 Игровые упражнения в сухом бассейне. 1 Игровые упражнения в сухом бассейне. 1 Игровые упражнения на развитие восприятия отношений по величине.
1 Игровые упражнения на развитие восприятия отношений по величине. 1 Пространственные представления.Упражнения в перемещении учеников в классе по заданию учителя. 1 Игровые упражнения. 1 Упражнение на ориентировку в схеме своего тела и лица. 1 Упражнение на ориентировку в схеме своего тела и лица. 1 Игровые упражнения на развитие восприятия и восприятия пространственных отношений. 1 Игровые упражнения на развитие восприятия и восприятия пространственных отношений. 1 Игровые упражнения на развитие восприятия и восприятия пространственных отношений. 1 Временные представления .Наблюдение за погодными явлениями. 1 Наблюдение за погодными явлениями. 1 Прослушивание стихотворений о временах года. 1 Прослушивание стихотворений о временах года. 1 Уровень подготовки учащихся
Овладеть манипулятивными действиями с предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения:
создавать простейшие постройки из строительного материала;
проявлять интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними;
воспринимать и понимать инструкции учителя - возьми, поставь, кубик, кирпичик и т.д.
Перечень учебно-методического оборудования
«Дары Фребеля» - первая-пятая игры ребёнка.
Ёмкость для воды.
Игрушки со съёмными деталями.
Игрушки сборно-разборные: матрёшки (трёх-четырёх составные), пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, одного цвета и разноцветные, строительные наборы.
Игрушки с крепящимися деталями, прищепки и основа для них.
Картинки с изображением разных времён года и частей суток.
Картинки с цифрами и предметами разного количества.
Конструктор деревянный и пластмассовый.
Логические блоки (блоки Дьенеша) из пластмассы (геометрические формы).
Магнитофон, аудиокассеты с записями различных мелодий и детских песен.
Массажные кольца.
Мозаика.
Муляжи овощей и фруктов разного размера.
Мячи разного размера и цвета.
Настольные плоскопечатные игры.
Песок.
Плоские и объёмные геометрические фигуры, предметы.
Полифункциональное игровое оборудование: детский модуль «Пирамида», сухой бассейн.
Природный материал: орехи, шишки, жёлуди, камешки, ракушки.
Прозрачные ёмкости, посуда (баночки, бутылочки, стаканчики, ложки).
Ручки шариковые, карандаши простые и цветные.
Раскраски.
Счётные палочки.
Счётный материал.
Сыпучие материалы, набор коробок и бутылок для сыпучих материалов.
Формочки для песка, совочки.Список литературы
Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб ЦДК. 2011.
Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития.- СПб. НОУ СОЮЗ, 2005.
Баряева Л.Б. Математическая мозаика.- СПб. СОЮЗ, 2005.
Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб. Изд-во РГПУ им. П. И. Герцена; СОЮЗ, 2002.
Баряева Л.Б. Чудо-пирамидка // Игра и дети.-2006..
Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М. Просвещение, 1991.
Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания.- М.ДРОФА, 2008.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1990.
Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени.- М. ВЛАДОС, 2007.
Козлова В.А. Количество и счёт.- М. ДРОФА, 2008.
Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М. Эксто-Пресс, 2001.
Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М, 2008
Лист корректировки