Рабочая программа по устной речи в 0 классе


Пояснительная записка
Рабочая программа «Устная речь. 0 класс» составлена на основе авторской программы Москва, «Просвещение», 2011г. Авторы программы А.К. Аксёнова, Т.Н.Бугаева, И.А.БуравлёваНормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных общеобразовательных стандартов начального общего, среднего (полного) общего образования»
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)
Учебный план ГБОУ школы-интерната пгт.Ильского на 2015-2016 учебный год.
Положение о рабочей программе (утв.Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету.
Цели и задачи дисциплины.
Целью дисциплины является развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания.
Задачи раздела «Устная речь»:
способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять задания по словесной инструкции;
Называть предметы и соотносить их с картинками;
Внятно выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;
Правильно здороваться и прощаться;
Называть своё имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителя и воспитателя;
Читать наизусть 2-3 коротких стихотворения.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по устной речи для 0 класса разработана с учетом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.
Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения специальной (коррекционной) школы. Учебный предмет «Устная речь» дает ученикам такие знания, умения и навыки, которые помогут социализироваться в обществе.
В течение обучения в 0 классе «устная речь» изучается с постепенным увеличением объема и нарастанием сложности по следующим разделам: «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения».
Распределение материала в 0 классе представлено концентрически с учетом познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей учащихся.
Самое серьезное внимание при обучении устной речи в программе уделяется формированию у школьников познавательных навыков, что жизненно важно для умственно отсталых детей.
Учащиеся на уроках устной речи овладевают определенным объемом знаний и используют их в процессе чтения, русского языка, изучения других предметов, а также в быту.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения на этапе пропедевтического периода обучения учебный предмет «Устная речь» изучается в 0 классе по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов.
4.Содержание учебного предмета.
Аудирование – 12 часов
Слушание – 12часов.
Выполнение простых поручений: «Сядь за парту».
Слушание и отчетливое воспроизведение звуков в рифме.
Слушание и отчетливое воспроизведение слогов и слов в рифме.
Выбор из двух картинок соответствующей высказыванию.
Слушание сказки с опорой на картинку, выбор картинки к сказке «Теремок».
Слушание сказки с опорой на картинку, выбор картинки к сказке «Репка»
Слушание сказки с опорой на картинку, выбор картинки к сказке «Колобок»
Слушание сказки с опорой на картинку, выбор картинки к сказке «Маша и медведь»
Слушание сказки с опорой на картинку, выбор картинки к сказке «Лиса и журавль»
Слушание стихотворений А. БартоРазучивание коротких стихотворений А. Барто с голоса учителя.
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
Аудирование – 6 часов
Рассказывание – 6часов.
Пересказ русской народной сказки «Маша и медведь»
Беседа о транспорте, о труде водителя.
Обучение рассказыванию. Сюжетно-ролевая игра «Почта».
Беседа на тему: «Моя семья»
Беседа на тему: «Школа, в которой я учусь»
Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
Дикция - 7часов
Упражнения на произнесение слов-7 часов
Игры и упражнения для артикуляционного аппарата.
Заучивание и произнесение чистоговорок.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Пение слоговых цепочек.
Перечисление названий 2-3 предметов на одном выдохе.
Упражнения на произнесение слов, стихотворений в сопровождении движений.
Практическое различие громкой и тихой речи.
Выразительность речи- 7часов
Игровые упражнения- 7 часов
Игровые упражнения с подражанием голосов животных.
Разучивание стихотворения «Мишка» А. Барто с драматизацией.
Слушание и беседа по сказке «Царевна-лягушка»
Заучивание новогодних стихотворений.
Знакомство со сказкой «Морозко».
Разучивание слов новогодних песен.
Слушание сказки «Дюймовочка»
Подготовка речевой ситуации – 12 часов
Составление рассказа-12 часов
Составление рассказа по теме «Школьная жизнь»
Проигрывание речевой ситуации «Давайте познакомимся»
Дидактическая игра «Отгадай, что в моем ранце?»
Проигрывание ситуации «Мне нужна помощь»
Составление рассказа по теме «Игры и игрушки»
Игра «Разноцветный сундучок»
Беседа о транспорте «Прогулка в автомобиле»
Беседа о музыкальных инструментах «Веселый оркестр»
Рассказывание по серии картинок «Терем-теремок»
Составление предложений по серии картинок «Репка»
Составление предложений по серии картинок «Колобок»
Беседа на тему: «Мы обедаем»
Организация высказывания – 12 часов
Составление предложений-12 часов
Беседа на тему: «Я помощник»
Составление предложений по теме «Спокойной ночи»
Беседа на тему: «Что мы ели» (о продуктах питания).
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Беседа о профессиях.
Беседа о весне и труде людей весной.
Беседа о весне и весенних каникулах.
Составление предложений по теме «Доброе утро»
Обыгрывание ситуации «Я во дворе»
Сюжетно-ролевая игра «Покупаем школьные принадлежности»
Беседа по теме: «Весенняя прогулка»
Сюжетно-ролевая игра «В магазине игрушек»
Организация пересказывания –10 часов
Составление рассказа-10 часов
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Разучивание коротких стихотворений, потешек с голоса учителя.
Слушание сказки «Два жадных медвежонка». Беседа по содержанию.
Пересказ сказки с опорой на картинку.
Инсценировка стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки».
Чтение сказки «Гуси-лебеди». Беседа по содержанию.
Составление рассказа из серии сюжетных картин.
Чтение сказки «Заюшкина избушка» с опорой на картинку.
Обучение рассказыванию «Что я видел на прогулке».
Беседа о лете. Каникулы.
5.Тематическое планирование.

ппРазделы программы, темы Кол-во часов Основное содержание по темам
I Аудирование12 Слушание 12 Выполнение простых поручений: «Сядь за парту».
Слушание и отчетливое воспроизведение звуков в рифме.
Слушание и отчетливое воспроизведение слогов и слов в рифме.
Выбор из двух картинок соответствующей высказыванию.
Слушание сказки с опорой на картинку, выбор картинки к сказке «Теремок».
Слушание сказки с опорой на картинку, выбор картинки к сказке «Репка»
Слушание сказки с опорой на картинку, выбор картинки к сказке «Колобок»
Слушание сказки с опорой на картинку, выбор картинки к сказке «Маша и медведь»
Слушание сказки с опорой на картинку, выбор картинки к сказке «Лиса и журавль»
Слушание стихотворений А. БартоРазучивание коротких стихотворений А. Барто с голоса учителя.
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
II Аудирование 6 Рассказывание 6 Пересказ русской народной сказки «Маша и медведь»
Беседа о транспорте, о труде водителя.
Обучение рассказыванию. Сюжетно-ролевая игра «Почта».
Беседа на тему: «Моя семья»
Беседа на тему: «Школа, в которой я учусь»
Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
III Дикция 7 Упражнения на произнесение слов 7 Игры и упражнения для артикуляционного аппарата.
Заучивание и произнесение чистоговорок.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Пение слоговых цепочек.
Перечисление названий 2-3 предметов на одном выдохе.
Упражнения на произнесение слов, стихотворений в сопровождении движений.
Практическое различие громкой и тихой речи.
IV Выразительность речи 7 Игровые упражнения 7 Игровые упражнения с подражанием голосов животных.
Разучивание стихотворения «Мишка» А. Барто с драматизацией.
Слушание и беседа по сказке «Царевна-лягушка»
Заучивание новогодних стихотворений.
Знакомство со сказкой «Морозко».
Разучивание слов новогодних песен.
Слушание сказки «Дюймовочка»
V Подготовка речевой ситуации 12 Составление рассказа 12 Составление рассказа по теме «Школьная жизнь»
Проигрывание речевой ситуации «Давайте познакомимся»
Дидактическая игра «Отгадай, что в моем ранце?»
Проигрывание ситуации «Мне нужна помощь»
Составление рассказа по теме «Игры и игрушки»
Игра «Разноцветный сундучок»
Беседа о транспорте «Прогулка в автомобиле»
Беседа о музыкальных инструментах «Веселый оркестр»
Рассказывание по серии картинок «Терем-теремок»
Составление предложений по серии картинок «Репка»
Составление предложений по серии картинок «Колобок»
Беседа на тему: «Мы обедаем»
VI Организация высказывания 12 Составление предложений 12 Беседа на тему: «Я помощник»
Составление предложений по теме «Спокойной ночи»
Беседа на тему: «Что мы ели» (о продуктах питания).
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Беседа о профессиях.
Беседа о весне и труде людей весной.
Беседа о весне и весенних каникулах.
Составление предложений по теме «Доброе утро»
Обыгрывание ситуации «Я во дворе»
Сюжетно-ролевая игра «Покупаем школьные принадлежности»
Беседа по теме: «Весенняя прогулка»
Сюжетно-ролевая игра «В магазине игрушек»
VII Организация перессказывания 10 Составление рассказа 10 Составление рассказа по сюжетной картинке.
Разучивание коротких стихотворений, потешек с голоса учителя.
Слушание сказки «Два жадных медвежонка». Беседа по содержанию.
Пересказ сказки с опорой на картинку.
Инсценировка стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки».
Чтение сказки «Гуси-лебеди». Беседа по содержанию.
Составление рассказа из серии сюжетных картин.
Чтение сказки «Заюшкина избушка» с опорой на картинку.
Обучение рассказыванию «Что я видел на прогулке».
Беседа о лете. Каникулы.
6.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
Печатные пособия
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой. Авторы программы А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва, … «Просвещение», Москва, 2011г.
С.В.Комарова Устная речь. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва, «Просвещение», 2011г.
Технические средства обучения
Магнитная доска
ПК
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания. И.о. зам. директора по УР
МО учителей начальных ___________________
классов
ГБОУ школы-интерната Т.Н. Суворова
от_____ 20 г. № 1 _____________________ .08. 20 г.
Руководитель МО
_____________М.В. Фуголь