Открытый урок по химии в 8 классе по теме «Обобщение знаний по теме: Кислоты, кислотные оксиды, соли».


Открытый урок по химии в 8 классе по теме
«Обобщение знаний по теме: Кислоты, кислотные оксиды, соли».
Цель урока:
1. Рассмотреть свойства, способы получения кислот, кислотных оксидов, солей.
2. Развивать умение групповой, индивидуальной и исследовательской работы.
Задачи урока:
1. Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала углубить знания учащихся о свойствах и способах получения кислот, кислотных оксидов, солей, отработать умение составления уравнений химических реакций.
2. Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развивать способность делать умозаключения и выводы.
3. Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство коллективизма при работе в парах группах, уверенность в своих силах.
Тип урока: урок повторения и обобщения с элементами исследования.
Оборудование:
1. Реактивы (10%-ный растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксид натрия, раствор карбоната натрия, нитрата серебра, хлорид бария, медь. цинк, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый);
2. лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки);
3. дидактический материал (таблица растворимости, плакат “Химические свойства кислот”, карты-исследований, карточки-инструктажи, карточки с домашним заданием);
4. ТСО: интерактивная доска, презентация урока, мультимедийные программы.
Структура урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию новой темы.
III. Обобщение и систематизация знаний.
IV. Первичный контроль знаний.
V. Информация о домашнем задании
VI. Подведение итогов урока, выставления оценок.
VII. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки. Раскрытие целей и задач урока.
Девиз урока: Я хочу начать наш урок с эпиграфа: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Это изречение принадлежит лауреату Нобелевской премии, драматургу Б. Шоу.
Эмоциональный настрой на урок: (под шум моря)
Перед тем как начать урок, давайте создадим положительный настрой. А для этого закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся на морской берег. Послушайте дыхание моря, почувствуйте запах морского бриза. Вдохните глубоко этот свежий и чистый аромат! Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вы спокойны, добры, приветливы, у вас прилив сил, вы настроены на работу. Я желаю вам хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза.
II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию новой темы.
Учитель: Ребята, у нас сегодня весьма необычный урок, нам предстоит увлекательнейшее путешествие по «Царству Кислот, Солей и Кислотных оксидов». И в конце нашей экскурсии вы обязательно найдете настоящий клад с сокровищами! Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, готовы ли вы к путешествию, и для этого соберем определенный багаж знаний.
Задание№1 «Химическая корзинка- разминка»
Блиц-опрос:
1. Что называют кислотами?
2. Какова классификация кислот?
3. Что называют кислотными оксидами?
4. Что называют солями?
5. Что называют индикаторами? Какие вы знаете индикаторы?
6. Что называют реакцией нейтрализации?
Задание№2 « Блеф-диктант»
При правильном утверждении-1; при неправильном утверждении-0:
Я утверждаю, что:
1. Азотная кислота-это двухосновная, бескислородная кислота.
2. Кислота окрашивает лакмус в красный цвет.
3. Медь взаимодействует с соляной кислотой.
4. При взаимодействии кислотного оксида с водой образуется кислота.
5. Соль серной кислоты называют карбонатом.
6. В результате реакции нейтрализации образуется только соль.
7. При взаимодействии цинка с серной кислотой выделяется водород.
8. Оксиду серы (IV) соответствует серная кислота.
Ключ к ответам: 0,1,0,1,0,0,1,0
Критерии выставления оценок:
Оценка «5»- 0 ошибок
Оценка «4»-1-2 ошибки
Оценка «3» -3-4 ошибки
Оценка «2» -5 и более ошибок
III.Обобщение и систематизация знаний.
Учитель:
Ну что ж необходимый багаж знаний собран и мы двигаемся в путь!
И первая наша остановка на границе в « Царство Кислот, Солей и кислотных оксидов». И так проходим таможенный контроль.
А) индивидуальные задания
Представители каждой группы выполняют индивидуальное задание у доски:
Карточка№1:
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать соляная кислота (НСl): СаО, СО2, Нg, КОН, NaCl, Zn, АgNO3 ? Запишите возможные уравнения реакций.
Карточка№2:
При взаимодействии 10 г. цинка с соляной кислотой выделился водород. Определите объем и количество вещества водорода?
Карточка№3:
Закончите возможные уравнения реакций:
ВаСl2+H2SO4-------
Cu+ HCl-------
KOH+HNO3---------
CO2+H2O---------
Na3PO4+H3PO4---------
Б) Работа в группах:
Карточка №1:
Зимой между рамами окон иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой. С какой целью это делается? Почему сосуд нельзя наполнять кислотой до верху?
Карточка №2:
Двум ученикам нужно разбавить концентрированную серную кислоту. Ученик №1 взял хим. стакан с конц. серной кислотой и налил туда воды…
Ученик №2 сделал иначе: Он взял сосуд с водой и налил туда серной кислоты….
Кто из учеников получил ожог серной кислотой? Ответ обоснуйте.
Карточка №3:
Почему даже небольшой ожог плавиковой кислоты (фтороводородной кислоты) может вызвать летальный исход? Ответ обоснуйте.
Учитель: Границу мы преодолели, и мы продолжаем экскурсию по «Царству Кислот и Солей и Кислотных оксидов» и первая наша остановка в «Храме экспериментов».
Групповая работа: (исследовательская работа)
Группа №1:
В трех пробирках находятся бесцветные жидкости: щелочь, кислота, соль. Определите в какой из пробирок находится каждое из веществ при помощи лакмуса. Сделайте вывод.
Группа №2
С какими из предложенных металлов (медь, цинк, железо) будет реагировать соляная кислота. Записать возможные уравнения реакций. Сделать вывод.
Группа №3:
Дан набор реактивов: НCl, Н2SO4, Н2О, ВaCl2. Определите в какой из пробирок находиться серная кислота (Н2SO4 ). Запишите уравнение реакции, укажите признак реакции.
Учитель: А сейчас следующим этапом нашего путешествия будут «Химические игры»:
Игра №1 «Химический светофор»
Задание: Определите к какому классу относится формула данного вещества: сульфат калия, серная кислота, углекислый газ, фосфорная кислота, карбонат натрия, нитрат меди, оксид серы (VI), угольная кислота, оксид фосфор. (За неправильный ответ штрафной вопрос).
Карточки:
Красная- кислота
Желтая- кислотный оксид
Зеленая- соль
Игра №2 «Черный ящик»
Задание: Определите вещество:
1.Некоторые голожаберные моллюски, защищаясь, выделяют из своих желез вещество, воздействующее на кожные покровы и органы обидчика.
2.Об этом веществе говорят «хлеб химии».
3.Перевозят это вещество в стальных или алюминиевых цистернах.
4.Р.Вуд сделал, с помощью этого вещества, химическую грелку.
5.Называли его еще «купоросным маслом». Соли этого вещества: «глауберова», «бариевая каша», гипс, купорос.
6. Сиропообразная жидкость, тяжелее воды почти в два раза.
7.Электролит для аккумуляторов.
Ответ: серная кислота.
Игра №3 « Химический тир»
Задание: Необходимо поразить движущую цель (приложение- программа «По оксидам пли!»)
IV. Первичный контроль знаний
Учитель: Для того чтобы вернуться домой мы должны заполнить «Декларацию знаний».
Так что заключительным этапом нашей экскурсии является Мини- тест
Тест по теме: «Обобщение знаний по теме: Кислоты, соли»
В а р и а н т 1.
1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид:
а) SO3; в) К2О. в) Na2O;
2) В результате взаимодействия оксида серы(VI) с водой образуется:
а) основание; б) кислота; в) соль.
3) В растворах кислот лакмус имеет цвет:
а) бесцветный; б) синий; в) красный.
4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой?
а) Натрий; б) серебро; в) цинк.
5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?
а) NaOH + HCl; б) NaCl + Zn; в) Аu + H2SO4.
В а р и а н т 2.
1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид:
а) СаО; б) K2О; в) СО2;
2) В результате взаимодействия оксида фосфора с водой образуется:
а) щелочь; б) кислота; в) соль.
3) В растворах кислот фенолфталеин имеет цвет:
а) бесцветный (цвет не меняет); б) оранжевый; в) красный
4) Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной кислоты?
а) Сильная;
б) двухосновная;
в) бескислородная.
5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?
а) Н2О + SiО2;
б) Ag + H2SO4 (разб.).
в) Zn + НСl;
И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке(рис. 2). А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.
Оформление ответов:
Рис. 1. Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в». Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке
V. Информация о домашнем задании
Пришла телеграмма: «Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С».
Вам надо разыскать эти вещества. Итак, вы отправитесь на поиски:
SО3 + H2O —> А;
СаО + H2O —> В;
А + В —> С.
О ходе вашего путешествия и поисков напишите или нарисуйте (в виде какой-нибудь творческой работы), а на следующем уроке мы подведем итоги ваших работ.
VI. Подведение итогов урока, выставления оценок.
Дорогие ребята! А теперь я открою вам секрет, про который я говорила в начале урока: вы действительно нашли самый настоящий клад с сокровищами и эти сокровища ваши знания, которые вы добыли сами!
А) Оценка своей деятельности.
1. На уроке я работал(а) активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал(а) / устал(а)
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен \ не понятен \интересен \скучен
Б) «Лестница успеха»
Необходимо оценить, на какой ступеньке вы оказались в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты и свой уровень знаний по этой теме.
“Волшебная лестница знаний”:
- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по “Волшебной лестнице знаний”:
Притча
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как на каторге?
(Поднимают красные кружочки.)
- Кто работал добросовестно?
(Поднимают желтые кружочки.)
- Кто принимал участие в строительстве храма?
(Поднимают зеленые кружочки.)