Методическая разработка урока по физической культуре на тему Передача мяча двумя руками сверху в рамках ФГОС


Пояснительная записка
Преподаватель: Киргетова Татьяна Владимировна
Класс:5 «Б»
Предмет: Физическая культура
Тема урока:»Волейбол»Перемещение в волейбольной стойке игрока. Передача мяча двумя руками сверху
Цель урока: Ознакомить обучающихся с историей игры в волейбол. Совершенствовать технику перемещений в волейбольной стойке, обучение верхней передачи мяча.
Задачи урока: предметные:
Совершенствовать технику перемещений в стойке волейболиста.
Обучение верхней передачи мяча, сформировать навыки владения техники волейбола.
Совершенствовать умения выполнять комплекс упражнений с мячами
Развивать физические качества: быстроту, ловкость и координационные способности.
метапредметные:
Развивать умение контролировать и давать оценку своим действиям.
Формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности.
личностные:
Воспитывать нравственные, интеллектуальные, волевые качества.
Формировать знания и умение выполнять самоконтроль для здоровьесбережения.
Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, силу воли, дружелюбие.
Количество часов:1 час
Методы обучения на уроке: Словесные ( слово учителя), наглядные (показ упражнений учителем), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении игровой задачи),самостоятельная работа в выполнении элементов упражнений, методы стимулирования контроля ( оценки)
Тип урока: обучающий
Здоровьесберегающие технологии на уроке :используются как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения.
Оборудование: мячи, свисток, волейбольная сетка.
Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)
Этап образовательного процесса Деятельность учителя Деятельность учащегося
Личностная Регулятивная Познавательная Коммуникативная
1 2 3 4 5 6
Подготовительный
(12 минут)
1.Сообщение УЗ на урок
Знакомство с темой и планом урока. Познакомить с историей волейбола.
-Как вы думаете, где зародился волейбол?
- Кто был основоположником волейбола?
- В каком году появился волейбол?
Организация выполнения строевых упражнений(команд)
Разновидности ходьбы:
-на носках(пятках)
-вращение мяча пальцами вверх, вниз ,в стороны
-выпадами,на каждый выпад коснуться мячом пола впереди стоящей ноги
-выпадами передача мяча под ногой с руки на руку,на каждый выпад.
Разновидности бега:
-Лицом вперёд
-с захлёстыванием голени
-с высоким подниманием бедра , каленями касаться мяча.
-бег спиной вперёд ,мяч впереди на вытянутых руках
2.Разминка: ОРУ с волейбольными мячами.
а)  И.п. – мяч в прямых руках над головой. Отведение
 прямых рук за голову;
 б)  И.п. – мяч перед грудью.
 повороты корпуса влево-
 вправо («скручивание»);
  в)  проносы мяча под ногами  (восьмёрка);
   г)  выпады в стороны, руки с мячом   вперед;
  д)  прыжками в приседе,мяч на коленях;
  е)  бег на месте, перебрасывая мяч   из левой руки в правую.
3 Специальные упражнения:
     а)  Передача мяча  в парах двумя   руками из-за головы,  ловля двумя руками;
     б)  Передача мяча  одной рукой,  ловля двумя руками;
 в)  Бросок мяча с отскоком от пола двумя руками, с наклоном вперед;
 г)  Бросок мяча с отскоком от пола одной рукой. Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок
Рассказ о истории волейбола.
Как зарождался волейбол?. Кто являлся основоположником игры волейбол?.В каком году волейбол появился в СССР?
Волейбол и Олимпийские Игры.
.
В ходьбе выполняются упражнения фронтально, беговые поочередно. Во время проведения упражнений следить за осанкой
Перестроение по парам для упражнений с мячами. Учащиеся через одного берут мячи.
Руки в локтях не сгибать. Амплитуду движений постепенно увеличивать
Поворот выполняется в сторону ноги, делающий шаг
Мяч проносится под ногой на уровне голени
Глубокие выпады сзади стоящая нога прямая
Мяч держать руками
Ноги работают быстро и часто
Акцент на движение кистей рук
По траектории, точно в руки партнеру
Акцент на движение кистей рук
Акцент на движение кистей рук
Во время броска следить за дыханием, за постановкой кисти.
формирование интереса
Выполняют команды. У каждого ученика мяч в руках: мяч держать двумя руками у груди. Следить за правильной постановкой стоп, сохранять расстояние между ногами. Мяч в руках. Бег в колонне, дистанция шага. Мяч держать на уровне таза
Установить роль разминки при подготовке работы с волейбольными мячами
Умение выполнять физические упражнения для развития мышц
Правильное выполнение задания
Активное участие в диалоге с учителем.
Самостоятельно строят высказывания на заданную тему.
Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Выполнять строевые команды, контролировать свои действия согласно инструкции.
Сознательное выполнение определенных упражнений.
Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп
Выполняют команды учителя, контролируют свои действия Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя
Совместно с учителем делают вывод: о игре волейбол узнают о основоположниках игры
Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.
Произвольно строим речевое проговаривание упражнений за учителем при проведении разминки
Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками.
Строят высказывания по теме «история волейбола»Обсудить ход предстоящей разминки.
Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем
Основной(28 минут)
Сегодня мы с вами закрепим перемещения в стойке игрока, а так же будем учиться передаче мяча 2-мя руками сверху,
А сейчас я попрошу вас построиться и мы начинаем работу.
1 часть (18минут)
Кисти рук в «замок». Кистевое вращение в сочетании с ходьбой перекатом с пятки на носок
Стойки и перемещения игрока. Перемещение от лицевой линии до средней линии – лицом вперед, обратно – спиной вперед
Обучение передачи двумя сверху:
1)Работа в парах вдоль зала
1. Передача мяча сверху двумя руками от головы.
2. Верхняя передача мяча после одного отскока от пола.
3.Один учащийся набрасывает мяч другому, тот выполняет верхний приём над собой.
2)У сетки – работа в тройках
1. Первые номера встают лицом перед своими игроками, держа в руке мяч в стойке волейболиста один занимающийся набрасывает мяч партнеру, второй верхней передачей возвращает ему мяч обратно.
2.Ученик подбрасывает мяч и выполняет передачу мяча 2-мя руками сверху партнеру. Партнер ловит и делает тоже задание.
3. Верхняя передача над собой и передача партнеру.
2 часть (10 минут)
Класс делится на три команды
Эстафета с элементами волейбола
1. Капитан держит мяч в руках перед лицом (кисти в «ковшик»). Сгибая ноги и, выпрямляя их, бросает мяч партнеру через сетку игрок тоже стоит в позе волейболиста, ловит и бросает мяч обратно. После этого становится в конец строя
2. «Одна верхняя передача». Капитан накидывает волейбольный мяч через сетку, игрок выполняет передачу сверху и становится в конец строя. Игра завершается, когда все побывают в роли капитана, команда, закончившая игру раньше выигрывает.
3. Добежать до сетки, подкинуть мяч, пройти под сеткой, поймать мяч с обратной стороны. Оббежать стойку, вернуться обратно в строй команды, передав мяч следующему. Деление класса на два отделения.
(по половому признаку или по степени физической готовности)
Рассказ и показ техники верхней передачи.
Перемещениями называют способы передвижения игрока на площадке для выполнения технических приёмов и тактических действий. Обратить внимание на постановку стопы, ноги слегка согнуты. Руки согнуты в локтевых суставах, кисти на уровне пояса.
Проведение краткого инструктажа, руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости).
Рассказ учителя: приём начинается с разгибания ног, затем начинают движения руки.
В момент соприкосновения рук с мячом ноги разгибаются быстро, заключительным движением кистей рук мячу придаётся необходимое направление.
При верхней передачи основная нагрузка приходится на указательные и частично средние пальцы, большие пальцы смягчают воздействие мяча на руки, а безымянные и мизинцы поддерживают мяч.
После каждых 10 передач меняться ролями. Руки с ногами выравниваем, плавно выпрямляемся и мяч подбрасываем своему игроку.
Обратить внимание учащихся на стойку и расположение рук и пальцев на мяче.
Набрасывать мяч партнеру точно на подготовленные руки.
Обратить внимание на стойку и готовность рук к передаче. При передаче руки и ноги выпрямляются, руки сопровождают полет мяча и после передачи почти полностью выпрямляются.
Помогает и поправляет
- У вас все получилось, вы молодцы!
Но нам есть, к чему стремится, чтобы быть сильными, здоровыми, ловкими. Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление дисциплинированности.
Повторяют за педагогом и запоминают.
Владеть известными современному волейболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях
Развитие чувства ритма
Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью
Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок
Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях
Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения
Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Активное включение в выполнение двигательного действия;
взаимодействие со сверстниками;
развитие внимания умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма.
Принимать инструкцию учителя, четко ей следовать.
Осуществлять контроль.
Оценивать выполнение двигательных действий согласно поставленным задачам.
Сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль
Самоконтроль правильности выполнения упражнений
Умение собраться, настроиться на деятельность
Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона. Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое
Определить эффективную модель
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу
Владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом
Владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом
Умение выделять необходимую информацию
Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.
Анализ полученной информации
Умение сосредоточиться для достижения цели Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий
Развиваем умение выразить свою мысль по поводу освоения технических приёмов и тактических действий одноклассниками
Уметь договариваться в совместной деятельности, взаимодействовать со сверстниками.
Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
Формирование умения работать в группе; договариваться; контролировать действия партнера
Умение заметить достоинства и недостатки своего исполнения движений
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам
Взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи
Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников
Заключительный- рефлексия (5минут)
1Рефлексия.Вспомните тему нашего урока. Удалось достичь поставленных целей. -Что удалось на уроке, что не удалось?- Что нового узнали на уроке?- Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока, оценивание работы класса в целом (над чем ещё необходимо работать2.Домашнее задание История волейбола в Олимпийском движении.
Восстанавливаем пульс, дыхание.
Проверяем степень усвоения обучающимися УЗ
Ставим УЗ на дом Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.
Условия, необходимые для достижения поставленной цели
Определить смысл поставленной на уроке УЗ
Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя
Вычленять новые знания.
Формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ
Обсуждают работу на уроке.
Повторяют новые полученные знания на уроке.
Оценивают свою деятельность. Обеспечиваем социальную компетентность и учет позиции других людей
Отвечают на вопросы учителя, формулируют понятие «Рациональном питании школьников»
Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке