Методическая разработка элективного курса по географии для 9 класса Политическая карта мира
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №29
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методический совет Директор МБОУ СОШ №29
_________ С.К.Лазар _________ М.Б.Светлова
ПРОГРАММА
элективного курса для учащихся 9-х классов
по географии
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА
Автор: В.Н.Симаков, учитель географии
Сургут
2016
АННОТАЦИЯ
В соответствии с Концепцией профильного обучения учащимся 9-х классов в ближайшее время должны быть предложены курсы по выбору или элективные курсы.
Элективный курс призван выполнять следующие функции:
1) выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса, в полной мере обеспечивая углубленное изучение отдельных предметов;
2) развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
3) удовлетворять познавательные интересы отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного ими профиля.
Программа курса предпрофильной подготовки рассчитана на 15-17 часовЭлективный курс «Политическая карта мира» разработан с учетом особенностей школы, возможностей и потребностей учащихся. Предлагаемый вариант в значительной степени опирается на уже имеющийся у учителя опыт преподавания. Что касается знаний современной политической карты, то они всегда актуальны и полезны.
Элективный курс «Политическая карта мира» способствует расширению кругозора учеников, проводит межпредметные связи с историей, экономической географией, обществознанием, учит работе с различными источниками информации, приёмам анализа и оценки данных по разным критериям.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
Политическая карта мира
Направленность программы
Социально-педагогическая
Ф.И.О. педагога, реализующего программу элективного курса
Симаков Вячеслав Николаевич
Год разработки
2016
Где, когда и кем утверждена программа элективного курса
Методический совет Протокол №5 от 31.08.2015
Информация о наличии аннотации
Имеется
Цели
1. Знакомство с современной политической картой мира
2. Формирование представления о типах современных государств, критериях оценки основных экономических, демографических показателей
3. Обучить приёмам классификации стран по различным признакам.
4. Развить представление о современных международных проблемах и путях их решения.
5 .Изучить цели и назначение международных союзов и организаций в политике, экономике, культуре.
Задачи
1. Иметь представление о динамике изменения ПКМ.
2. Знать основные международные союзы и организации, предмет их деятельности.
3. Уметь работать со статистическими материалами (таблицами, диаграммами, графиками и тд.).
4. Овладеть навыками классификации по различным признакам.
5. Понимать и оценивать события, происходящие в политике, экономике, культуре стран мира, их значимость для России
Ожидаемые результаты освоения программы
В рамках самостоятельной работы учащиеся создадут
классификационные таблицы
Заполнят контурную карту «Изменение границ государств в ХХ в.» по регионам мира (Европа, Азия, Африка, Америка.)
Подготовят рефераты о деятельности международных организаций, о современных проблемах международных отношений.
Подготовят материалы для участия в семинарах.
Подготовят компьютерную презентацию по выбранной теме: о стране мира; о международных союзах и др.
Срок реализации программы
17 часов
Количество часов в неделю / год
17 часов
1 час в неделю
Возраст учащихся
15 лет
Формы занятий
Тематические занятия, практические занятия, лекции, семинары, творческие проекты
Методическое обеспечение
Литература:
«Страны и народы» хрестоматия для 10 кл. по географии. М., «Просвещение» 2009г.
«Страны мира» Статистический справочник(2010-2014г.)
«Древо познания» Энциклопедия «Маршалл Кавендиш» 2014г.
Географический энциклопедический словарь. М., «Энциклопедия» 2015г.
Атлас географический.
Атлас исторический.
CD,DVD:
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2009г.
«Экономическая и социальная география мира» Мин. Обр. России. 2013г.
Материалы периодической печати: «Аргументы и факты», «Экономика и политика» и др.новостные ленты и материалы сети Интернет.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь)
Медиакомплекс;
Презентационные материалы;
Лекции
«Мультимедийный образовательный комплекс для 9-х классов» (компакт-диск).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира и основными этапами ее формирования, с типами странсовременного мира, их многообразием и многоликостью, а также с основными международными организациями. Курс «Политическая карта мира» актуален, вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.Содержание курса предполагает работу учащихся с разными источниками информации, предполагает самостоятельную (индивидуальную или коллективную) форму работы.
Курс рассчитан на 1517 часов и может быть успешно завершен в течение учебной четверти.
Курс адресован учащимся 9-х классов общеобразовательной школы.
Вид курса: межпредметный.
Форма занятий: урок 40 минут.
ЦЕЛИ КУРСА:
Знакомство с современной политической картой мира (ПКМ) и этапами её формирования.
Формирование представления о типах современных государств, критериях оценки основных экономических, демографических показателей и тенденциях их изменения.
Обучить приёмам классификации стран по различным признакам.
Развить представление о современных международных проблемах и путях их решения.
Изучить цели и назначение международных союзов и организаций в политике, экономике, культуре.
ЗАДАЧИ КУРСА:
Иметь представление о динамике изменения ПКМ.
Знать основные международные союзы и организации, предмет их деятельности.
Уметь работать со статистическими материалами (таблицами, диаграммами, графиками и тд.).
Овладеть навыками классификации по различным признакам.
Понимать и оценивать события, происходящие в политике, экономике, культуре стран мира, их значимость для России.
6 Овладение навыками проектной деятельности, составления презентаций.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ:
В рамках самостоятельной работы учащиеся создают классификационные таблицы по следующим показателям:
1. площадь территории,
2. количество населения,
3. экономические показатели (ВВП, ВВП на душу населения).
Заполняют контурную карту «Изменение границ государств в ХХ в.» по регионам мира (Европа, Азия, Африка, Америка.)
Готовят рефераты о деятельности международных организаций, о современных проблемах международных отношений.
Готовят материалы для участия в семинарах.
Проводят презентацию своих проектов по темам, выбранным самостоятельно или предложенным учителем.
МЕТОДЫ:
Установочная лекция.
Обзорная лекция с элементами эвристической беседы.
Семинар.
Самостоятельная работа.
Тестирование.
Работа со статистическими источниками и картами.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Представление о многообразии стран современного мира.
Оценка правильности выбора гуманитарного профиля дальнейшего обучения.
Умение работать со статистическими материалами.
Написание и оформление реферата, презентации с использованием ИКТ.
Умение анализировать материал и делать выводы о тенденциях развития.
Умение составлять характеристику страны, используя межпредметные связи с историей, экономической географией.
Подготовка проектов по теме, предложенной учителем, или выбранной самостоятельно.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ:
Зачётная - по итогам выполнения работ.
Самооценка своих достижений путём анкетирования.
Взаимооценка – при обсуждении проектов и презентаций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименованиетем курса
Всегочасов
В том числе
лекции
самостоятельныеработы
семинары
1
Введение
1
1
2
Политическая карта мира и основные этапы ее формирования
4 (5)
1
2
1(2)
3
Государства мира
4
2
2
4
Международные организации
3 (4)
2 (3)
1
5
Современный мир
2
2
4
Итоговое занятие
1
1
Итого
15 (17)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Тема 1. Политическая карта мира(45 часов)
Учебная лекция «Политическая карта мира» (1 час)
Лекция носит установочный характер и призвана подготовить учащихся к предстоящей двухчасовой самостоятельной работе по разным политическим картам. За предыдущие годы обучения в 68-м классах учащиеся получили фрагментарные знания о современной политической карте мира, в курсе географии 7-го класса преимущественно отрывочные по отдельным материкам. Ряд представлений о формировании политической карты в историческое время ученики получили на уроках истории. Следовательно, на лекции целесообразно актуализировать фактические знания учащихся и придать им возможный теоретический аспект. Дать краткое представление об основных этапах формирования политической карты, представления о государственной территории, государственных границах и типах государств мира по формам государственного управления и устройства.Глубина содержания лекции определяется возрастом и уровнем подготовки учащихся и в еще большей степени связана с содержанием предстоящей самостоятельной работы по изучению политических карт разного времени. Во время лекции не следует раскрывать учащимся собственно фактические примеры изменений политической карты, произошедшие в ХХ веке, которые девятиклассники могут установить самостоятельно, анализируя карты атласа.
Самостоятельная групповая работа учащихся«Сравнительная характеристика политической карты мираначала и конца ХХ века»(2 часа)
В начале занятия составляется план работы, и учащимся предлагаются задания для самостоятельной исследовательской работы по картам атласа.Информационные ресурсы:1) Атлас «Новейшая история ХХ века». М.: АСТ-ПРЕСС, 2013: «Мир к 1914 году» (с. 23), «Мир в конце ХХ века» (с. 3031), «Мир после Второй мировой войны. 1945середина 80-х гг.» (с. 2021).2) В настоящее время готовится к изданию атлас «Россия. Новейшая история ХХ века». М.: ДикДрофа, 2014.
Семинар«Как изменяется политическая картав настоящее время»(12 часа)
Одной из характерных особенностей современного этапа формирования политической карты является разъединение и слияние государств. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, сравните политические карты «Европа в конце ХХ века» (с. 29.) и «Европа после Второй мировой войны. 1945 середина 80-х гг.» (с. 1819); политические карты «Мир в конце ХХ века» (с. 3031) и «Мир после Второй мировой войны. 1945 середина 80-х гг.» (с. 2021, здесь и далее Атлас «Новейшая история ХХ века». М.: АСТ-ПРЕСС, 2013).
Тема 2. Государства мира(4 часа)
На первом занятии полезно познакомить учащихся с крупными регионами мира: 1) Африкой (в том числе Северной и Тропической); 2) Северной (Англо-саксонской) Америкой; 3) Латинской Америкой (в том числе Средней или Мезоамерикой, Центральной Америкой, Андским или Горным Западом, Ла-Платским регионом); 4) Австралией и Океанией; 4) Европой (Северной, Западной, Южной, Восточной); 5) Азией (Центральной и Восточной, Юго-Восточной, Южной, Юго-Западной). Итогом этой работы может стать контурная карта «Крупные регионы мира».Далее необходимо актуализировать знания девятиклассников о типах государств по величине территории, предложив им необходимые «единицы измерения»:Самое большое государство в мире Российская Федерация. Ее площадь 17 млн км2. Второе по величине территории государство мира Канада, 9,97 млн км2, для запоминания примерно 10 млн км2. (Пользуясь политической картой, назовите государства мира, площадь которых приближается к 10 млн км2).Государства с величиной территорий от 1 до 3 млн км2: Перу 1,3 млн км2, Алжир 2,4 млн км2, Индия 3,3 млн км2. (Назовите страны, площадь которых составляет от 1 до 3 млн км2. Определите, для каких материков (регионов мира) характерны государства такой площади.)Площадь государств Европы: 1) в сотнях тысяч квадратных километров (Украина 603,7 тыс. км2, Франция 552 тыс. км2 и т.д.); 2) в десятках тысяч квадратных километров (Швейцария 41 тыс. км2). (Пользуясь политической картой, назовите страны Европы, площадь которых измеряется на ваш взгляд: 1) в сотнях тысяч квадратных километров, 2) в десятках тысяч квадратных километров).Полезно также актуализировать знания учащихся о возможных классификациях государств по особенностям географического положения.По итогам этого занятия учащиеся, пользуясь картами атласа, должны уметь определять территориальную принадлежность государства, давать примерную оценку величине его территории и определять особенности географического положения государства по разным основаниям.На втором и третьем занятиях учитель знакомит девятиклассников с типами стран современного мира по уровню социально-экономического развития. В ходе учебной лекции учитель сообщает ученикам характерные особенности государств разных типов, не забывая при этом анализировать и их географическое положение в крупных регионах мира. Таким образом формируется определенный уровень обобщения: страны какого уровня социально-экономического развития доминируют в Северной или Тропической Африке, или Латинской Америке, или в Западной Европе и т. д. Все это способствует формированию у девятиклассников пространственной картины современного мира. При наличии времени интересно познакомить девятиклассников с классификацией стран по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП).На четвертом занятии учащиеся занимаются определением типологической принадлежности государства или государств по возможно большему числу оснований.
Тема 3. Международные организации(34 часа)
В зависимости от имеющихся возможностей изучать эту тему можно по-разному.Один из наиболее интересных вариантов с использованием сетевых ресурсов Интернета непосредственно на занятиях.Прежде всего следует определиться, с какой или какими современными международными организациями (например, государственными или неформальными; глобальными и региональными) будут знакомиться учащиеся, какие знания им более необходимы, например, для выступления на итоговом семинаре, тема которого выбрана заранее. Учащиеся могут по группам познакомиться со структурой и основными направлениями деятельности сразу нескольких организаций, а затем обменяться мнениями о полученных сведениях. Можно предложить каждой группе познакомиться с конкретной международной организацией и на следующем занятии рассказать о ней остальным слушателям курса. Если нет возможности организовать занятия непосредственно в сети, то можно предложить девятиклассникам выполнить поисковые задания вне школы и затем провести занятия в классе. При отсутствии таких возможностей остается традиционный путь сообщения учащимся новых сведений.
Тема 4. Итоговые семинары(12 часа)
Тему итогового семинара следует определить еще в самом начале подготовки курса. Ее целесообразно сообщить учащимся уже на вводном занятии или, что предпочтительнее, выбрать вместе с учащимися из предложенных вариантов. В зависимости от выбранной темы предстоит скорректировать содержание занятий, подчиняя их теме заключительного семинара. Например, если планируется семинар «Современный мир: однополярность или многополярность?», то при изучении государств мира следует упомянуть о странах «золотого миллиарда», а при изучении международных организаций, познакомить учащихся с Варшавским договором и т.п.Основу каждого семинара составляет обсуждение статьи, представляющей авторский взгляд (политика, географа, геополитика) на ту или иную проблему. Девятиклассники встречаются с несколько новой по содержанию формой работы, отличающейся от привычной работы по учебнику. Учащимся предстоит познакомиться с позицией автора, по возможности разобраться в ней, выделить авторские аргументы, а затем сформулировать собственное отношение к проблеме. Все статьи предложены учащимся с некоторыми сокращениями, дополнены толковым словарем, сопровождаются примерными вопросами для обсуждения.Учителю важно точно определить, сколько времени отвести на подготовку учащихся к семинару, и заранее обеспечить каждого текстом статьи. Текст необходим каждому ученику. В нем можно выделить подчеркиванием позицию автора, отметить необходимые аргументы, сделать на полях собственные пометки и т.п. В этом случае параллельно с работой над содержанием осуществляется не менее важная работа по обучению формам работы с текстом, формированию у учеников общих учебных умений. Рекомендуем найти возможность распечатать тексты.Напомним также, что курс преподается учащимся, которые его выбрали, т.е. ребятам, которые уже заинтересовались и его содержанием, и доброжелательно настроены к учителю, а следовательно, и к предложенной им учебной деятельности. Кроме того, группа учащихся курса по выбору меньше по численности, чем обычный класс. Именно этими условиями объясняется кажущийся завышенным уровень сложности некоторых тем семинаров.
Семинар«Всемирное правительство: утопия или реальность?»
Основу содержания семинара составляет обсуждение статьи академика Н.Н. Моисеева «Информационное общество что это такое?».
Вопросы для обсуждения1. В чем проявляется различие во взглядах на информационное общество? Какая точка зрения вам ближе?2. В чем на взгляд автора статьи заключаются основные трудности становления информационного общества?3. Есть ли, на ваш взгляд, примеры навязывания людям новых стандартов мышления в современном обществе? Как вы оцениваете это явление?4. Согласны ли вы с мнением автора статьи о возможности «зомбирования человечества в планетарном масштабе»? Каковы ваши взгляды на эту проблему?5. Какова ваша точка зрения на возможность создания информационного общества, как «планетарного общества»?6. Какие мировые события и явления современного мира, на ваш взгляд, могли бы (должны бы?) привлечь интерес «Коллективного Интеллекта»?7. Что такое Совет Мудрецов?8. Ваше отношение к предложению автора о создании Совета Мудрецов при ООН?
Семинар«Современный мир: однополярность или многополярность?»
Основу содержания семинара составляет обсуждение статьи Е.С. Примакова «Окончание эпохи сверхдержав»
Вопросы для обсуждения1. Что означала двухполюсная структура мира периода «холодной войны»?2. Какими критериями определяет автор понятие «сверхдержава» современного мира? Есть ли в мире страны, по мнению автора, отвечающие этим критериям?3. «Однополярный» или «многополярный мир»: за и против?4. Какие тенденции свидетельствуют, на взгляд автора, о движении к многополярному миру?5. Какие современные события и явления, на ваш взгляд, подтверждают движение к многополярному миру?
Семинар«Современный мир: Китай в обозримом будущем»
В некоторых субъектах Российской Федерации более детально изучают страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и семинар по этой теме может быть особенно актуальным. В ходе подготовки к семинару ученики заранее знакомятся с географией Китая по одному из школьных учебников для 10-го класса.
Вопросы для самоконтроля1. В чем проявляется масштабность современного Китая?2. Каковы экономические достижения современного Китая?3. Что такое программа «четырех модернизаций» Китая и каковы результаты ее проведения?4. Какие крупные экономические зоны выделяют в Китае?5. Какова хозяйственная специализация и уровень развития каждой из них?Для обсуждения непосредственно на семинаре можно предложить учащимся следующие материалы:Моисеев Н.Н. Китай в обозримом будущемЛавров С.Б. Переходи через реку, нащупывая камниПримаков Е.С. Окончание эпохи сверхдержав
Вопросы для обсуждения1. Что способствует дальнейшему возрастанию роли Китая в мире?2. Каковы современные взаимоотношения России и Китая?3. Какова роль Китая в современном мире?4. Что позволяет считать Китай геополитическим стабилизатором современного мира?5. Какими критериями определяется понятие сверхдержава современного мира?6. Есть ли в мире страны, отвечающие этим критериям?Заключительное занятие (1 час) можно рассматривать как резервное, а можно использовать для анализа проведенной работы и подведения итогов в той форме, в которой это было заранее обговорено с учащимися.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
«Страны и народы» хрестоматия для 10 кл. по географии. М., «Просвещение» 2009г.
«Страны мира» Статистический справочник(2010-2014г.)
«Древо познания» Энциклопедия «Маршалл Кавендиш» 2014г.
Географический энциклопедический словарь. М., «Энциклопедия» 2015г.
Атлас географический.
Атлас исторический, CD,DVD:
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2009г.
«Экономическая и социальная география мира» Мин. Обр. России. 2013г.
Материалы периодической печати: «Аргументы и факты», «Экономика и политика» и др.новостные ленты и материалы сети Интернет.
Дополнительная литература для учителя:Родионова И.А., Холина В.Н. Политическая карта мира. Пособие по географии для поступающих в вузы. М.: Уникум-Центр, 2008.Заяц Д.В. Политическая карта мира: что изменилось за сто лет // География, № 17/2011, с. 1, 525.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
ТЕМА
часы
СОДЕРЖАНИЕ
ТИП УРОКА
1
Введение
1
Многообразие стран современного мира
лекция
2
Политическая карта мира и основные этапы её формирования
4
1 Что такое ПКМ, как она формируется.
2 Количественные и качественные изменения ПКМ.
3 Анализ количественных и качественных изменений ПКМ в разное историческое время на примерах различных регионов (Европа, Азия, Лат.Америка и тд.)
4 Итоговый семинар. Презентации работ.
Лекция
Лекция
Самостоятельная работа с различными источниками
Обсуждение презентаций.
3
Государства мира
6
1 Что такое государство; его признаки.
2 Типы современных государств.
3 Многообразие культур современных государств.
4 Составление классификаций государств по различным критериям; определение типовой принадлежности по нескольким показателям.
5 Многообразие и тенденции развития стран разных типов.
6 Определение типовой принадлежности стран.
Лекция
Лекция
Лекция
Самостоятельная работа
Семинар
Итоговая проверочная работа-тест
4
Международные организации.
3
1 Значение, функции, типы организаций.
2 Военные, политические, экономические союзы.
3 Роль организаций в современном мире.
Лекция
Лекция
Итоговый семинар
5
Современная политическая карта мира.
2
1 Современная ПКМ. Презентация «Горячие точки мира»
2 Современная ПКМ. Презентация «Мировая интеграция и антиглобализм»
Семинар-обсуждение презентаций
Семинар-обсуждение презентаций.
6
Итоговое занятие
1
Итоговое обобщение. Защита проектов.
Защита проектов.
ИТОГО: 17 ч Введение – 1ч
Тема 1 «Политическая карта мира и этапы её формирования» - 4ч.
Тема 2. «Государства мира» - 6 ч.
Тема 3. «Международные организации» - 3ч.
Тема 4. «Современная политическая карта мира» - 2ч.
Итоговое обобщение – 1ч.
15