Рабочая программа элективного курса Политическая карта мира
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Политическая карта мира».
Батаева Светлана Георгиевна
Учитель географии МБОУ СОШ №5
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Политическая карта мира» предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений.
За основу для разработки Рабочей программы взята авторская программа элективного курса О.В. Крыловой.
Целью изучения данного курса является более подробное знакомство учащихся с современной политической картой мира и основными этапами ее формирования, с типологией стран современного мира, предполагает расширение и углубление знаний по страноведению, а также с основными международными организациями.
Курс «Политическая карта мира» представляется актуальным, так как изучение всех её аспектов в динамике, в исторической последовательности представляет особый интерес для историков, политологов, географов и других специалистов. Знание современной политической карты вооружает учащихся элементарными знаниями, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.
Программа предполагает организацию самостоятельной деятельности учащихся на всех этапах работы. Курс имеет практическую направленность , которая учитывает индивидуальные особенности школьников.
Содержание курса подразумевает работу с разными источниками информации. Программа рассчитана на 34 часа, режим занятий – 1 час в неделю. Формы учебно-познавательной деятельности: лекции, семинары, индивидуальные и групповые формы работы, конференции, выполнение проектов.
Цель курса: Создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, расширить и углубить базовые знания и представления страноведческого характера, необходимых современному человеку.
Задачи курса:
Получить знания по политической географии, которые помогут учащимся ориентироваться в современном мире;
Способствовать формированию географического мышления учащихся, развитию творчески мыслящей личности;
Возбудить интерес к политической географии, профессии географа.
Способствовать формированию картографической грамотности;
Обучение работе с использованием различных источников информации, в том числе географических карт, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны знать и понимать:
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: формы государственного устройства и правления, государственный суверенитет, метрополии, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты), распад и объединение государств, ООН, монархии, республики (парламентские и президентские, федеративные и унитарные), конфедерации, Содружество, Французский союз, территориальная структура экономики, государственные границы (сухопутные, морские), территориальные воды, шельфовая зона, экономическая зона, естественные рубежи как границы, пограничные споры, анклавы, топонимика (названия и географическое положение стран мира, колониальный раздел), геополитика, естественные границы, сферы влияния, динамическое равновесие интересов, жизненное пространство, геостратегические области мира, новый мировой порядок, евразийство, составлять картосхемы;
показывать на политической карте страны и территории мира, их столицы;
называть этапы формирования политической карты мира, его регионов (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании), связанные с этими этапами события, последние изменения на политической карте мира и их причины;
объяснять связь между колониальным разделом мира и сегодняшними особенностями экономической и общественной жизни стран Нового Света;
объяснять принципы функционирования международных организаций, структуру, их роль в политической жизни
понимать функции миротворческих миссий ООН; сопоставлять международные правила проведения государственных границ, существующие границы и выявлять причины территориальных споров между государствами;
объяснять причины существующих межгосударственных споров и возможные пути их решения;
различать основные направления политической географии, школы геополитики и геополитические модели мира и теории;
аргументированно оценивать преимущества и недостатки геополитических теорий;
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
самостоятельно искать фактологическую информацию (статистику) в Интернете, организовывать, представлять и интерпретировать информацию;
работать с текстом, понимать прочитанное, искать и отбирать источники информации (по СМИ, Интернету, хрестоматии);
работать с источниками информации: составлять план работы, конспекты, тезисы выступления, аннотации;
работать в команде (в составе временного творческого коллектива), распределять функции и сферу ответственности за конечный результат, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики;
составлять тесты, реферировать, составлять аналитические записки по проблеме;
решать практические аналитические задачи на базе изученных теорий;
организовывать и представлять результаты своей работы, в том числе с использованием презентации в программе Power Point, аналитических записок, рефератов;
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе, способностью к самообразованию;
умением позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития;
целостным мировоззрением; умением оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;
гражданской позицией, умением вести диалог и достигать взаимопонимания, критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.
Учебно-методическое обеспечение: дидактический материал, географические карты и атласы, глобус, справочники.
Формы организации учебного процесса: лекции, беседа, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, диспуты.
Формы контроля:
1. Тематический контроль:
- тестирование;
- устный и письменный опросы;
- творческие работы учащихся;
- проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.
2. Итоговый контроль:
- тестирование;
- творческие работы учащихся;
- написание рефератов и проектов по темам курса.
- создание презентаций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименованиетем курса
Всегочасов
В том числе
лекции
самостоятельныеработы
семинары
1
Введение. Территория и границы.
1
1
2
Основные этапы формирования
политической карты мира.
6
2
2
2
3
Главные объекты политической карты мира. Государства мира.
1
1
4
Формы государства
3
2
1
5
Типология стран мира
3
2
4
Политическая карта:
Европы
Америки
Азии
Африки
Австралии и Океании
Всего
4
2
4
3
2
15
5
2
5
Международные организации
3
2
6
Итоговый семинар
2
1
Итого
34
№
п/п
Тема раздела, урока
Кол-во ча-сов
Тип урока
Вид контроля, измерители
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Домашнее задание
1
Введение.
Территория и границы.
1
Беседа
Устный опрос
Термины «территория» и «пространство» , государственные границы, их виды. Территории с международным и смешанным режимом
Знать: термины государственная территория, пространство, виды государственных границ.Умение приводить примеры разного вида государственных границ.
Подготовить материал по теме: «Орографические и астрономические границы»
2-7
Раздел 1. Основные этапы формирования политической карты мира
1.Древний и средневековый период формирования политической карты мира
2.Новый период (ХV-ХVI в.)
3.Новейший период I мировая (первый этап)
4. Новейший период II мировая война(2 этап)
5.Третий этап (с начала 90-ых годов)
6. Образование СНГ
6
Лекция с элементами беседы/ комбинированный урок. Семинар
Пр. работа
фронтальный опрос, письменные индивидуальные задания
Особенности процесса формирования политической карты мира с древнего периода
(с момента возникновения и крушения первых государств мира до новейшего периода).
Хронология событий.
Последствия изменения политической карты на каждом историческом этапе.
Знать: Хронологию формирования политической карты мира, историю географических открытий. Распределение колониальных владений.
Подготовить материал по темам:
« Появление новых государств на карте мира»
8
Главные объекты политической карты мира. Государства мира.
1
Беседа/ семинар
Индивидуаль-ный опрос, фронтальный опрос
Понятие: суверенитет государства, несамоуправляющиеся территории на современной политической карте мира.
Непризнанные и самопровозглашенные государства. Причины появления, географическое положение. Непризнанные государства в регионах мира Азии, Африке, Европе, Америке, Австралии и Океании. Сепаратизм. «Горячие точки» на политической карте мира.
Знать понятия:
колония,
протекторат,
доминион,
мандатные
(подмандатные), подопечные территории, кондоминимум Показывать на политической карте мира самопровозглашенные государства, анализировать, приводить примеры, объяснять причины появления на политической карте мира непризнанных и самопровозглашенных государств
Подготовить материал по теме:
« Пограничные конфликты»
9-11
Формы государства:
1.Форма правления.
2.Форма государственного устройства
3.Форма государственного режима
3
Лекция/ комбинированный урок
Фронтальный опрос, тесты
Форма правления и история возникновения.
Республиканская и монархическая форма правления.
Межгосударственное объединение Содружество.
Унитарные и федеративные государства.
Государственный режим.
Знать понятия:
форма правления, монархия (абсолютная, конституционная, теократическая),
республиканская форма правления
(президентская, парламентская республика,
социалистическая республика)
Демократия,
тоталитаризм, диктатура,
авторитаризм, апартеид, геноцид.
Умения приводить примеры различных форм государства.
Подготовить материал по темам «Страны Содружества».
12-14
Типология стран мира:
1.Развитые страны.
2.Развивающиеся страны
3. Страны с переходной экономикой.
3
Лекция/ комбиниро-ванный урок
Индивидуальный опрос, письменные задания
Понятие: тип страны, типология, экономически развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой, переселенческого капитализма, страны «большой семёрки», ключевые страны, нефтеэкспортирующие и др.
Знать: примеры различных типов стран, их положение на карте, особенности.
Подготовить материал по теме «Страны переселенческого капитализма»
15-18
Раздел II
Политическая карта
1.Политическая карта Европы ( до второй Мировой войны)
2.Политическая карта Европы (после второй Мировой войны)
3.Политическая карта Европы на современном этапе.(Северная
Южная Европа)
4.Западная и Восточная Европа.
3
комбинированный урок/семинар
Формирование политической карты Европы. Основные этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ начала XXI вв. Межгосударственные договоры, закрепляющие изменения политической карты мира. Территориальные споры и этнические конфликты. Региональные организации.
Регионы Европы: Северная. Южная, восточная и западная Европа.
Знать: этапы формирования политической карты Европы. Количество стран, различия, типология, классификация.
Подготовить материал по темам
«Важнейшие международные организации в регионе»
Презентация «Визитная карточка страны»
19-20
Политическая
карта Америки
1.Северная Америка
2.Латинская Америка
2
Лекция/ Комбинированный урок
Индивидуальный опрос, письменные задания
Регионы Америки. Этапы формирования политической карты региона. Классификация.
Проблемы. Очаги напряжённости.
Колониальные владения.
Знать: этапы формирования политической карты Америки. Количество стран, различия, типология, классификация
Подготовить материал по теме
«Социалистическое государство региона».
21-24
Политическая карта Азии.
1.Юго-
Западная Азия.
2.Южная Азия.
3.Юго-Восточная Азия
4.Центральная и восточная Азия
5
Комбинированный урок/ семинар
Тесты, устный опрос
Политическая карта Азии. Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ начала XXI в. Региональные экономические и политические организации. Территориальные споры и этнические конфликты
Знать этапы формирования политической карты Азии. Количество стран, различия, типология, классификация
Подготовить материал по теме «Азия в ХХI веке».
25-27
Политическая карта Африки.
1.Северная и Западная
2. Центральная и восточная Африка
3.Южная Африка
3
Лекция/ семинар
Устный и письменный опрос
Регионы Африки.
Политическая карта Африки; основные этапы се формирования. Проблемы колониального раздела и деколонизации стран Африки; основные современные политические проблемы Африки.
Знать: этапы формирования политической карты Африки. Количество стран, различия, типология, классификация
28-29
Политическая карта Австралии и Океании.
2
Беседа/комбинированный урок
Тесты, индиви-дуальный опрос
Политическая карта Австралии и Океании; основные этапы се формирования. Проблемы колониального раздела и деколонизации стран Австралии и Океании; основные современные политические проблемы Австралии и Океании
Знать: этапы формирования политической карты Австралии и Океании. Количество стран, различия, типология, классификация.
30-32
Раздел III
Международные организации.
1.Международные экономические и экономико-политичекие
организации.
2.ООН.
3.Организация Североатлантического договора
( НАТО)
2
Лекция/ комбинированный урок
Письменные задания, опрос
Структура ООН;функции основных подразделений ООН: Генеральной Ассамблеи, Экономического и социального совета, Международного Суда, Совета Безопасности.Можно предложить для знакомства и обсуждения следующие документы ООН: «Гражданское общество и глобальное управление» ,
«ООН и гражданское общество»
Декларацией тысячелетия», к 2015 г. все государства, являющиеся членами ООН, взяли обязательство достичь этих целей.)..
Знать: Межгосударственные военные, политико-экономические организации и геополитические объединения. Организация Объединенных Наций. Межрегиональные международные организации. Межрегиональные межгосударственные организации развивающихся стран
Подготовить материал по ООН
33-34
Итоговый семинар
Подведение итогов
1
1
Семинар
Резервный урок
Семинар: «Современный мир: однополярность или многополярность?»,
Анализ проведенной работы и подведение итогов.
Основу содержания семинара составляет обсуждение статьи Е.С. Примакова «Окончание эпохи сверхдержав»
Список рекомендуемой литературы:
Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география: Элективный курс. М.: Дрофа, 2008.
Розанов Л.Л. Геоэкология: элективный курс. М.: Дрофа, 2005 г.- 204 с.
Дронов В.П. Программы элективных курсов. М.: Дрофа, 2006 г.- 191 с.
Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. .М.: Просвещение, 2008 г. – 398 с.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2008 г. – 498 с.
Все столицы мира. Энциклопедический справочник. М. Вече, 2006 г. – 130 с.
Города мира. Энциклопедический справочник «Весь мир». Минск; М.: Харвест: АСТ, 2000 г. – 204 с.
Города и столицы. Энциклопедический справочник «Весь мир». Минск; М.: Харвест, 1999 г., - 193 с.
Довгань Г.Д. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Наглядный справочник. К.; Х.:Веста, 2007. 144 с.
Чернова В.Г.География в таблицах и схемах. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011 г.-96 с.
Андреева В.Н. Предметная география в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г. – 220 с.
Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп.главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 кл.». М.: Дрофа, 1999 г. – 192 с.
Левашов Е.А. Географические имена. Словарь-справочник. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003 г. – 575 с.
Малов В. Географические карты. М.: Слово, 2001 г. – 48 с.
География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн-Пресс, 2006 г. – 265 с.
Заголовок 115