Методическая разработка к уроку Буквенная запись свойств действий над числами.Уравнения








Методическая разработка урока по теме
«Буквенная запись свойств действий над числами. Уравнения»







Урок подготовила
Илиева М.М.,
учитель СОШ № 21
г.Павлодар







Дайте ребенку любознательность.
Знания он возьмет сам.

А.Грин
Цели урока: 
образовательные:
·          закрепить навыки упрощения буквенных выражений; продолжить работу по обучению учащихся алгебраическому способу решения задач.
развивающие:
·         развивать интерес к математике, логическое мышление и математическую грамотность речи, уметь объективно оценивать свои достижения.
воспитательные:
·          воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, культуру общения и диалога.

Оборудование: компьютер, проектор (презентация в Power Point), карточки с заданиями тестов, индивидуальные оценочные листы, копировальная бумага, карточки с домашним заданием.
Работа учащихся состоит из 6 заданий. Результаты каждого задания ученики заносят в индивидуальные оценочные листы:

Фамилия

Имя

Задания
Количество баллов

№ 1


№ 2


№ 3


№ 4


№ 5


№ 6


Итоговое количество баллов
(n)

Оценка



Оценка за урок зависит от суммы n набранных баллов по всем заданиям. Если n больше 30, то ученик получает «5»; при n больше 25, но меньше 30 – оценка «4»; при n больше 18, но меньше 25 – оценка «3»; при n меньше 18 ученик получает «2».





Ход урока
1. Организационный момент.
2. Начало урока посвящается повторению.

Задание № 1. Тест
Вариант 1 Вариант 2
1.Заполните пропуски так, чтобы утверждения были верными:
1. Соедините линиями соответствующие записи:

а) В любой сумме ___________ можно как угодно ___________ и произвольным образом ___________ в группы.
Переместительное свойство сложения

(ав)с=а(вс)=авс




а(в+с)=ав+ас

б) Арифметика – наука _________, основные ее задачи связаны с вычислением значений ______ ______.
Переместительное свойство умножения



в) В любом ___________ множители можно как угодно ____________ и произвольным образом ___________ в группы.
Сочетательное свойство сложения






ав=ва

г) _________ одного выражения другим, равным ему, называют ______________.
Сочетательное
свойство умножения






(а+в)+с=а+(в+с)

д) Чтобы из некоторого выражения ___________ алгебраическую сумму, надо прибавить к нему отдельно каждое слагаемое этой суммы, взяв его с ________________ знаком.
Распредели-
тельное
свойство






а+в=в+а


Оценка – 2 балла.
Задание № 2.
2. Составьте алгебраическую сумму из следующих слагаемых:
2. Составьте алгебраическую сумму из следующих слагаемых:

а) –х, -у, а, -в
а) а, -в, -с, d

б) –р, 12q, -2m, 5
б) 2а, -2в, 4с, -3d


Оценка – 2 балла.

Учитель ставит слайд с ответами. Происходит быстрая проверка и комментарии заданий. Ученики выставляют себе оценки в оценочные листы.

Задание № 3. «Математическая эстафета»

Работа по командам. На последней парте каждого ряда находится листок с 10 заданиями ( по два-три задания на каждую парту). Эти же задания записаны на доске. Ученики, получившие листок, выполняют первые два- три задания (разрешается совместная работа) и передают листок впереди сидящим ребятам, после чего подключаются к работе всего класса.
Работа считается оконченной, когда учитель получает три листка ( по количеству рядов) с выполненными 10 заданиями. Побеждают учащиеся того ряда, в котором раньше решат 10 примеров.

Задания
1 ряд
2 ряд
3 ряд

Раскрыть скобки, упростить выражения:

x+(у-z)
f+(d-c+x)
(a-x)+(c-d)
(x+y)+(y-x)
a-(d-(c+4))
(2y+z)-(z-2y)
7a+9d+3c-5a-6d+c
18x-3x+5x
x+6,3x-2,1x
3,7a-2,5d-7,5d+0,3a
а-(с+х)
f-(x-c-d)
(x+y)-(z+t)
(a-d)-(a-d)
x-(3-(x+6))
(x+3)-(5x-7)
4xy+7x-5xy-2x
2a-15-a+6
1,2-c-0,3c+5
-1,6x+0,2y+2,6x-3,2y
m-(n-p)
f-(x+c+d)
(m-n)-(x-a)
(c-d)-(c+d)
a-(a-(a-10))
(2a-1)
·+(3-4a)
2ad-3da+5a-a
-a-a-a-a
1,5a-3,7a+0,9a
4,2a+3,7d-8a-1,8d




Проверка итогов работы осуществляется с помощью презентации. Оценка 10 баллов
( по 1 баллу за каждый верно выполненный пример).

3. Работа у доски.
Задание № 4. Решите уравнения:
х-(50-х)=12
2у-3(7-2у)=3
-5а+3(3+2х)=7
2,5с-3=с-4,5
(с-2)+(с-1)+с=-3
21+(20-4а)-(11-2а)=0
У доски это задание выполняют несколько учащихся с последующей проверкой правильности выполнения учащимися класса.
Оценка – 6 балла (по 1 баллу за каждое правильно, самостоятельно решенное уравнение).

Задание № 5. Решение задач с помощью уравнений:
Сумма трех слагаемых равна 80. Первое слагаемое в 2 раза больше второго, а второе слагаемое в 3 раза больше третьего. Найти каждое слагаемое этой суммы.
Сумма трех чисел равна 88. Одно число в 2 раза больше второго, а третье – на 4 больше второго. Найти каждое слагаемое этой суммы.

4. Физкультминутка.
Цель: предупреждение нарушений осанки, профилактика заболеваний.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Продолжим решение задач

Девочка прочитала 144 страницы, что составляет 36% числа всех страниц в книге. Сколько страниц в книге?
В саду растут яблони, груши и сливы, всего 130 деревьев. Определите, сколько в саду деревьев каждого вида, если известно, что яблонь в 3 раза больше, чем груш, а слив на 10 больше, чем груш?
Оценка – 8 баллов (по 2 балла за каждую правильно, самостоятельно решенную задачу).


5.Самостоятельная работа (на листочках под копирку)
Вариант 1 Вариант 2
Упростить выражения, решить уравнения:
3х-у+7х-3у 2с-а+4с-7а
у*(-2а)*(-3с) 5ас*(-1,6с)
(х+7)-(3х+5)=2 3(2х-1)+12=х
5(2с-1)-4(3с+1)=2 2-2(с-8)=4с-4

Самостоятельная работа проверяется с помощью презентации.
Копии решений учащиеся сдают учителю, осуществляют самопроверку и самооценку знаний. Отметка за работу равна числу верно выполненных заданий.
Затем учащиеся считают итоговое количество набранных баллов и оценивают свою работу на уроке.

6.Рефлексия.  Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Ребята! Давайте мы попробуем каждый с вами оценить свою работу за урок.
Кто работал так, как первый человек? (поднимите одну руку)
Кто работал добросовестно? (поднимите две руки)
Кто принимал участие в строительстве храма? (встаньте)
7. Домашнее задание сегодня по карточкам.
Вариант 1 решают учащиеся, которые сегодня получили оценку «3», Вариант 2 решают учащиеся, которые работали на «4» и «5».
В а р и а н т  1.                                      
Решите  уравнения(
а)  138 + х = 218
б)  248 – у - 123 =24
Угадайте  корень  уравнения  и  сделайте    проверку(   х + 3 = 9 – х.
В а р и а н т  2.                                    
Решите  уравнения(
а)  257 – х + 124 = 149
б)  165 – ( у + 112 ) = 37
в)  44 + ( а – 85 ) = 105
Угадайте  корень  уравнения  и  сделайте  проверку(   8 – у = у + 2.





15