Доклад Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста путём приобщения к народным традициям, обычаям, творчеству.
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста путём приобщения к народным традициям, обычаям, творчеству.
Социально-личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте является важным направлением развития в целом. При этом под социальным развитием личности понимается в том числе процесс и результат усвоения детьми ценностей, традиций, культуры общества.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Несомненно, приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития интеллекта и духовности. Обращение к народному творчеству и традициям, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре.
Учитывая вышесказанное, мы хотим познакомить вас с особенностями Программы объединения « Умники и умницы»- раннего развития детей, реализуемой в нашем Центре. Данная Программа рассчитана на детей 4-7 лет. Её особенность заключается в том, что в результате её реализации, у дошкольников не только формируются в полном объеме предпосылки будущей учебной деятельности, но и выстраивается целостная картина мира, развивается широкий кругозор.
Большое внимание мы уделяем знакомству детей с историей нашей страны. Занятия по разделу « Моя страна-Россия» ставят своей целью формирование первоначальных знаний о прошлом и настоящем нашей страны, её столицы, о народных традициях, творчестве: воспитание чувства уважения к национальной культуре, жизни соотечественников.
Ребята знакомятся со следующими темами:
Как жили наши предки.
Русские богатыри.
Верования древних славян.
Российские праздники, традиции.
Символика России и Москвы.
Прошлое и настоящее Москвы.
Музеи Москвы.
Знаменитые люди России.
Эти темы являются частью познавательного блока. Для большей эффективности восприятия материала мы используем интегрированный подход. Например, на занятиях по изобразительной деятельности ребята рисуют народный костюм, доспехи богатырей, придумывают сказочных героев. На занятиях по театральной деятельности разыгрывают фольклорные спектакли, участвуют в проведение календарных праздников: «Покров», « Рождественские колядки», « Масленица». На занятиях по ознакомлению с художественной литературой разучивают потешки, загадки, пословицы, поговорки, читают народные сказки.
Особой популярностью у детей пользуются экскурсионное поездки, проводимые совместно с родителями.
Основная цель экскурсионной практики – расширение культурного кругозора детей.
При составлении экскурсионной программы мы охватываем темы связанные как с познавательным блоком, так и с художественно- эстетическим.
Когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.Одним из наших излюбленных маршрутов является посещение Дома сказок на ВДНХ «Жили-были». Это настоящий двухэтажный дворец сказок в русском стиле со своими чердаками и подвалами. Внутри находится множество древних предметов: от прялок и скалок до лошадиных седел и упряжи. В большом зале сказочного дворца дети переодеваются в костюмы сказочных персонажей, превращаются в сказочных героев и вместе с любимыми персонажами отправляются в путешествие по сказкам. Ребятам предлагаются следующие программы:
«От былины к сказке». Повстречавшись на сказочных дорожках с Еремеем -гусляром, ребята оценят красоту и напевность русских былин, узнают о подвигах былинных богатырей, смогут примерить тяжелые богатырские доспехи, узнать их диковинные старинные названия. И нелегкие испытания ожидают будущих богатырей: надо отыскать живую и мертвую воду и не испугаться темной пещеры.
«В гостях у Бабы-Яги» Кому не хотелось в детстве побывать в избушке Бабы- Яги! Но страшно! А в Доме сказок не страшно — все участники этой программы встретятся с доброй Бабой -Ягой и, если выполнят ее задания, окажутся в сказочной избушке. А там … чего только нет: и старинные предметы из сказок, и различная утварь, и печка волшебная. И все можно трогать!
«Предания русской старины». Хорошо жилось Домовушке у своих хозяев, да забыли они заветные слова сказать, когда в новый дом уехали. И осталась Домовушка без дома!Вот такое начало у этой сказки. Приходите, друзья, Домовушке помочь надо! И она в долгу не останется, ведь веселей ее вряд ли сыщешь: она и спляшет, и споет, и небылицу расскажет. И поиграть любит, как вы.А еще вы с Ладой познакомитесь, и она Вас много чему доброму научит.
«Сказка ложь, да в ней намек» . Добрая сказительница пригласит ребят в мир русских сказок. Дети пройдут сказочными тропами, и их не испугает встреча ни с Водяным, ни с Бабой -Ягой! Они преодолеют множество препятствий и помогут Василисе Прекрасной отыскать волшебное колечко.
«Угощение для Змея Горыныча». Кто не боится Бабы-Яги, приходите на эту экскурсию! Именно Баба-Яга вместе с ребятами придумает, чем задобрить Змея Горыныча и укротить его. Дети узнают о различных традиционных блюдах, встречающихся в сказках народов мира, познакомятся с предметами быта и попробуют ими пользоваться. Загадки, игры, хороводы — все это будет в этой программе для ваших детей.
Следующий маршрут – Раменский историко-художественный музей. Раменский музей хоть и называется историко-художественным, так как имеет большую коллекцию живописи и предметов декоративно-прикладного искусства, все же по своей сути был и остается краеведческим. Это единственный музей в районе и поэтому он является важнейшим хранителем и собирателем истории Раменского края.
С дошкольниками интересно посетить следующие Программы:
Бальные хлопоты
Масленичная программа « Невероятные приключения Колобка»
Посетить мастер-классы по декоративно-прикладному искусству:
Гжельская роспись;
Мезенская роспись;
Городецкая роспись;
Сергиево-Посадский промысел;
Русская тряпичная кукла-оберег
Сделать подарок собственными руками:
Дорого яичко к Светлому дню;
Роспись символа будущего года;
Подарок любимой маме;
Декоративная роспись елочной игрушки
Еще одним любимым экскурсионным местом стал « Мастерславль»- Детский город мастеров .Это воссозданная мини-модель российского города со своей инфраструктурой, где делятся мастерством и становятся мастерами через игру в атмосфере детства, доброты и радости. Ребята могут познакомиться с гончарным делом, побывать на ферме, на пасеке.
На днях откроется мастерская «Исторический музей», и у юных горожан появится возможность на собственном опыте узнать, как жили люди в далекие времена.
Проект «Открой свою историю», который заработает в «Мастерславле» на постоянной основе, будет представлять собой серию интерактивных выставок, посвященных разным эпохам истории России. На первой выставке «Древняя Русь», посвященной зарождению Древнерусского государства, у посетителей будет возможность увидеть в какой обуви ходили по пути «Из варяг в греки», где жила «чудь белоглазая», чем были сильны «князь со своею дружиною». Все это и многое другое можно будет узнать на примере музейных копий и точных реплик костюмов, предметов быта, платежных средств IX-XI веков.
В рамках каждой выставки будут проводиться занятия, где детям расскажут о профессиях прошлого.
После каждого посещения музея мы делаем фотовыставку, и ребята записывают свои самые яркие впечатления.
Таким образом, роль приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей Родине для успешного социально-личностного развития трудно переоценить. Однако добиться положительных результатов возможно только в том случае, если работу начинать с младшего возраста, вести её регулярно и целенаправленно.