Право на труд.Трудовые правоотношения.
Тема: «Право на труд. Трудовые правоотношения»
«Труд избавляет человека от трех главных зол –
скуки, порока и нужды»
Вольтер (1694 – 1774г.г). французский писатель,философ – просветитель
Цели урока:
Образовательная:
-Сформировать начальные знания особенностей трудового права, научить работать с нормативно-правовыми документами.
-Сформировать начальные знания о трудовых правоотношениях несовершеннолетнего работника и работодателя;
-Научить адекватно анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу;
Развивающая:
-развить логическое мышления и речь учащихся через решение задач по трудовому праву.-сформировать умения работать и анализировать нормативно-правовые документы,
-грамотно реализовывать на практике свои конституционные права.
Воспитательная:
-повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних,
-воспитать уважение к праву;
-сформировать представление о культуре труда;
-сформировать активную жизненную позицию учащихся.
Основные понятия:
Право; трудовое право; правоотношения;субъекты права; Трудовой кодекс РФ; несовершеннолетний; труд; право на труд.
Межпредметные связи:
основы правоведения.
Оборудования и материалы:
компьютер,мультимедийная установка, доска, опорный конспект, карточки с тестовыми заданиями
План урока
1)Право на труд
2)Трудовые правоотношения
3)Деятельность профсоюзов
Ход урока
I.Организационный момент. Сообщение темы урока.
Учитель.Здравствуйте, ребята, тема нашего сегодняшнего урока:
«Право на труд.Трудовые правоотношения».
II.Вводная беседа
Работа с рубрикой « Вспомните» (стр.145 учебник)
III.Изучение новой темы.
Рассказ учителя ( с использованием презентации)
Сегодняшняя тема урока продолжает изучение курса обществознание, в частности раздела «Право». О роли труда в развитии человека и общества вы уже многое знаете. Современная жизнь общества и отдельной личности немыслима без труда. В пословицах и других формах фольклора народ выразил своё уважение к труду и осуждение праздности. Многие отрицательные качества личности народная мудрость объясняет нежеланием трудиться, склонностью к безделью. «Лень – мать всех пороков» - эта пословица пришла к нам из другой страны. А вот и наши: «Без дела жить – небо коптить», «Ленивый – к обеду, ретивый – к работе», «Лень мужика не кормит». (Какие ещё пословицы своего народа на эту тему вы знаете?)
Трудолюбие – моральное качество, характеризующее расположение личности к своей трудовой деятельности. Это значит, что человек работает с желанием, добросовестно, старательно. Такое отношение к труду проявляется в количестве и качестве результатов труда, в материальных и духовных благах, которые созданы трудом. Трудолюбие проявляется в трудовой активности, в усердии работника. В труде человек формируется как личность, развивает свои способности.
Мыслители всех времён осуждали праздность и лень. В Посланиях Апостолов сказано: «Если кто не хочет трудиться, тот да не ест». А. П. Чехов писал, что без труда не может быть чистой и радостной жизни.
Право на труд. Это право относится к основным правам и свободам человека. Оно закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, к которому наша страна присоединилась в 1973 г. Конституция РФ провозглашает свободу труда как неотъемлемый элемент свободы личности. Свобода труда означает, прежде всего, запрещение принудительного труда. Вместе с тем в Конституции закрепляются:
право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
право на труд в условиях безопасности и гигиены;
право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;
право на защиту от безработицы;
право на трудовые споры работников с работодателями;
право на отдых, гарантией которого являются установленные законом ограничение продолжительности рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.
Все эти нормы являются юридической гарантией права на свободный труд.
В предыдущие годы в процессе изучения курса вы уже знакомились с материалом о труде в быту, распределении трудовых функций в семье. Но основная трудовая деятельность большинства людей в нашей стране – это работа на предприятиях и в организациях, которые могут быть основаны на частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных организаций (это индивидуальные, семейные, коллективные предприятия и учреждения, а также предприятия кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных товариществ, общественных организаций, государственные, коммунальные). Кроме Конституции РФ, отношения в сфере труда регулируют Трудовой кодекс Российской Федерации (2001), Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» и другие нормативные акты.
Трудовые правоотношения. Вы уже знаете, что правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права. Трудовые правоотношения – один из видов конкретных правоотношений. Особенность их в том, что они регулируются нормами трудового права. Согласно Трудовому кодексу, трудовые правоотношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным и трудовым договорами. Согласно закону, граждане имеют право на выбор места работы путём прямого обращения к работодателям или бесплатное посредничество службы занятости. К числу работодателей относятся физические либо юридические лица: предприятия, учреждения, организации; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане и индивидуальные предприниматели, имеющие право принимать на работу по трудовому договору.
2)Работа с документом (Раздаточный материал)
-ответьте на вопрос: «Когда вы сможете поступить на работу?»
3)Рассказ учителя «Права работника»
В обобщённом виде права и обязанности работника и работодателя обстоятельно изложены в Трудовом кодексе РФ.
Среди прав работника отметим такие:
право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращённого рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации.
Работник также имеет право на:
создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
участие в управлении организацией в предусмотренных законами и коллективным договором формах;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещёнными законом способами.
В обязанности работника входит:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относится к имуществу работодателя и других работников;
незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
А работодатель имеет право в соответствии с законом заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации.
Работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; обеспечивать работникам равную плату за труд равной ценности. Закон возлагает на него и иные многочисленные обязанности.
При первом поступлении на постоянную работу для вас будет заведена трудовая книжка – документ, подтверждающий трудовую деятельность. В дальнейшем, устраиваясь на другую работу, нужно предоставить трудовую книжку, в которой зафиксируется переход с одного предприятия на другое.
Можно ли сменить место работы, если вас привлекает труд на другом предприятии, более интересный, лучше оплачиваемый, с лучшими условиями труда, а также в связи с переездом или иными причинами? Закон не выдвигает каких-либо ограничений. Нужно лишь письменно (личным заявлением) предупредить работодателя за две недели. После этого трудовой договор расторгается.
Прекращение действия трудового договора возможно и по инициативе работодателя. Например, если выяснилось, что вы не соответствуете занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, то это может быть основанием для увольнения.
Другими основаниями могут быть неоднократное неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, совершение хищений. Закон чётко определяет и другие возможные причины увольнения работника.
Есть немало людей, проработавших большую часть жизни на одном предприятии. Как правило, это люди, знающие дело, умеющие взаимодействовать с другими работниками, повышающие свою квалификацию. Обычно их уважают и ценят.
Согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений осуществляется в системе социального партнёрства. Работники и работодатели через своих представителей заключают коллективный договор, регулирующий социально-правовые отношения в организации. Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют профессиональные союзы.
Важным условием нормальной работы является дисциплина труда. Её соблюдение – обязанность работника. Трудовая дисциплина обеспечивается созданием благоприятных условий для нормальной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд.
Речь идёт не только о своевременной явке на рабочее место и полном использовании рабочего времени, но и о добросовестном, творческом отношении к работе. На каждом предприятии дисциплина регулируется правилами внутреннего распорядка. К их нарушителям применяются дисциплинарные взыскания. За причинённый ущерб (порча материалов, изделий, инструментов, спецодежды, необеспечение сохранности имущества) виновные несут материальную ответственность (т. е. обязаны возместить ущерб). Законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто совмещает работу с учёбой (сокращение продолжительности рабочего дня, дополнительные отпуска). Если, продолжая учиться в школе или в образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования, вы пожелаете совмещать в течение учебного года учёбу с работой, ваш рабочий день не должен превышать 2,5 часа (пока вам не исполнится 16 лет), 3,5 часа – до 18 лет.
Поступив на работу после окончания 9 класса, вы сможете также одновременно учиться по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения в каком-либо образовательном учреждении среднего образования. При этом, если вы будете успешно учиться, работодатель должен будет предоставлять вам, кроме предусмотренного для всех работников ежегодного отпуска, дополнительный отпуск для сдачи экзаменов, подготовки и защиты выпускной работы.
Если после окончания 11 класса вы поступите на работу, вы сможете учиться в высшем профессиональном образовательном учреждении также по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения. И в этом случае закон предусматривает для вас дополнительные отпуска.
Таким образом, пользуясь льготами, вы сможете без отрыва от работы продолжить образование, повысить свою квалификацию, приобрести шанс найти более интересную, с более высокой оплатой работу.
4) Работа ученика( опережающее задание)
Чтобы наши права как работника были соблюдены,нам на помощь приходит профсоюз.Что такое профсоюз расскажет нам Кристина.
Рассказ с использованием презентации.
5) А теперь я вам предлагаю закрепить полученные знания и немного поиграть.
Класс разбивается на 2 команды
Задание: команда «Работодатель»в течение 1 минуты составляет требования для несовершеннолетних работников, а команда «Работник» после полученной информации предлагает свои условия, на которые смогут выполнить предложенную работу» 1 минута.
IV.Итог урока.
Дифференцированное задание
-тест по теме (4 человека)
-задание 3 рубрика « В классе и дома» ( 1 ученик)
-беседа по вопросам:
1)Что означает право на труд?
Какие права и обязанности включаются в трудовой договор?
Что такое трудовая книжка?
В каких случаях действие трудового договора прекращается?
В чём значение дисциплины труда?
Какую ответственность несёт нарушитель трудовой дисциплины?
Что вы знаете о льготах, предусмотренных законом для тех, кто совмещает работу с учёбой?
-задание 1 рубрика « В классе и дома» (весь класс)
V.Домашнее задание
Параграф 17 на «4»-«5»-эссе по эпиграфу,на «3»-найти пословицы и поговорки о труде