Урок по обществознанию для 9 класса по теме «Труд и право»
ПЛАН УРОКА.
Предмет: Обществознание.
Класс: 9 – Б. (возрастной состав учащихся 15-16 лет).
Характеристика класса: в классе 24 человека (9 мальчиков, 15 девочек) учащиеся осваивают разные уровни: базовый уровень осваивают 40% учащихся, повышенный уровень освоения у 45% учащихся, высокий уровень усвоения у 15% учащихся. Все учащиеся смотивированы на получение знаний: высокий уровень мотивации у 60% . Обучающиеся активны в процессе обучения, свободно и безбоязненно высказывают свою точку зрения, практически отсутствует страх перед неправильным ответом. Атмосфера в классе дружелюбная, позитивная. В коллективе нет изгоев, лишенных общения.
Тема урока: Труд и право.
Вид урока: урок учебной деятельности ( формирует естественно-научное отношение к миру).
Цели урока: (целеполагания по Блуму).
1 уровень: Дать представление о труде и важности труда в обществе.
2 уровень: Охарактеризовать трудовое законодательство РФ в частях: трудовой договор, особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, рабочее время.
3 уровень: Применение полученных знаний для работы с источником (ТК РФ)продемонстрировать умение анализировать и делать выводы..
4 уровень: Оценить и высказать свою точку зрения по поводу освоения нового материала по теме «Труд и право». Оформление наглядности возможно в двух вариантах:
- На доске – тема урока, написание плана после целеполагания учащихся (мел, доска).
-При наличии мультимедийного оборудования (проектора или интерактивной доски): тема урока и написание на интерактивной доске плана урока после целеполагания учащихся.
-Наилучший вариант проведения урока в компьютерном классе( в нашей школе такая возможность есть).
Этапы урока и их продолжительность. Задача, решаемая учителем на данном этапе. Планируемая деятельность обучающихся. Содержание деятельности учителя по обеспечению решения поставленной задачи этапа, организация деятельности обучающихся с учетом реальных особенностей класса).Показатели выполнения задач.
1этап- организационный – от 30 секунд до 1 минуты. Психологическая готовность учащихся к уроку, собранность, готовность работать. Подготовка к уроку (если не сделали этого на перемене, а такое возможно с отдельными учащимися этого класса), приветствие. Учитель перед классом задает вопрос: Все ли готовы к уроку? У всех ли на столе необходимый набор средств (учебник, ручка, тетрадь) для работы? Приветствие: Здравствуйте, садитесь. Учащиеся внимательны, собраны и готовы приступить к работе.
11 этап- Целеполагания.
3 минуты. Мотивирую учащихся, создаю условия, чтобы дети поставили цели. Формируют представление о собственной цели на данном уроке. Согласовываю и конкретизирую цель урока, записываю её на доске или на интерактивной доске. Запись в тетради поставленной цели, как обязательное условие выполнения задания.
111 этап – Планирование.
5 минут. Создаю условия для построения плана урока через наводящие вопросы по теме. Составляет свой план достижения цели через наводящие вопросы учителя.
Для составления плана задаю вопросы:
1.Кто из вас когда-либо трудился? (предполагаемы ответ – все).
2.Кто даст определение, что такое труд?
3.Кто имеет опыт работы на предприятии, в организации? (половина ребят работала в производственных бригадах, на сырзаводе).
4.Отличаются ли отношения вас, как работника с работодателем, от отношений с мамой, когда вы помогаете ей по дому? Чем?
5.В какой форме должны оформляться отношения работника и работодателя? (устно или письменно). Записанный план на простой или интерактивной доске.
План:
1.Труд, виды труда.
2.Право на труд.
2.Трудовые отношения.
3.Трудовой договор:
а)виды трудовых договоров.
б)содержание трудового договора.
4.Безработица.
1У этап-Реализация плана.
23 минуты. Реализация плана. Работа с тексом Конституции( ст. 37).,Трудового кодекса РФ в части статей: 63,65,56,57,58,81,91,114, Организую, контролирую, координирую деятельность учащихся.
(см.тексты и задания в Приложении №1, Приложение №2 или в презентации «Труд и право».) Класс разбивается на группы по 3 человека. Каждая группа получает индивидуальное задание, после выполнения которого и полученных устных ответов учитель подводит итог и дает представление о таком социальном явлении как безработица, показывая роль труда в современном обществе и его необходимость. Устные ответы на поставленные вопросы.
У этап- Этап контроля и оценки.
8 минут.
Организую контроль и оценку. Решение теста «Труд». Получение оценки своей деятельности. Определяют, достаточно ли последовательно пройдены все этапы плана. Отвечают на вопрос: позволяет ли полученная информация достичь поставленную цель. Авторское тестирование и его успешность (интерактивный тест «Труд», состоящий из 9 вопросов, см. файл).
У1 этап – Рефлексия.
4 минут. Создаю условия для осмысления ребенком своих действий. Ученик отвечает на вопросы:
1.Достиг ли я поставленной цели?
2.Что было трудно на уроке?
3.Где пригодится полученная информация. Учитель обрабатывает материал, для быстроты обработки ученикам раздаются вопросы на разных по цвету листах. Например, если у ученика вызвали затруднения вопросы на уроке он берет из предложенных красный листок, если достиг цели берет синий листок и т. д.
Урок успешен, если:
1.80% учащихся достигли поставленной цели.
2.У 60% учащихся не было трудностей, на уроке, с освоением нового материла.
3.50% учеников знают, где применить материал урока.
У11 этап – Домашнее задание. 1 минута Обозначаю материал учебника, которым может воспользоваться ученик при подготовке домашнего задания. Усвоить изученный на уроке материал, путем выполнения домашнего задания. А.И.Кравченко «Обществознание», 9 класс – параграф 14 (38);
Вопросы и задания в конце параграфа №№ 2,5;
Практикум: Составьте трудовой договор от своего имени, оговорив все необходимые условия.
Приложение №1. Работа со статьями Трудового Кодекса Российской Федерации.
№ статьи Выдержка из статьи (статья дается в урезанном виде, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, возможностями их понимания). Задание. Предполагаемый ответ.
Ст. 63 Заключение трудового договора, допускается с лицами, достигшими 16 лет.
С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушая процесса обучения… 1.Указать возраст, с которого допускается заключение трудового договора.
2.Перечислить условия заключения трудового договора с лицами, не достигшими 16 лет. 1.16 лет.
2.Согласие одного из родителей.
Свободное от учебы время.
Легкий труд.
Ст. 65 При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
Трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые …
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
Документы воинского учета - для военнообязанных ..
Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний… Перечислите документы, которые необходимо с собой взять при трудоустройстве. Паспорт.
Трудовую книжку ( оговорить условие).
Страховое свидетельство.
Военный билет (для военнообязанных).
Диплом.
Ст.56 Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда…выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию … О чем договариваются работодатель и работник? Работник, в соответствии с полученной профессией – выполнять работу, а работодатель обеспечить условия труда и выплачивать заработную плату.
Ст. 57 В трудовом договоре указываются:
Фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физическое лицо), заключивших трудовой договор. Существенными условиями трудового договора являются:
Место работы;
Дата начала работы.
Наименование должности, специальности, профессии...
Права и обязанности работника.
Права и обязанности работодателя.
Характеристика условий труда.
Режим труда и отдыха.
Условия оплаты труда… Что характеризуют существенные условия трудового договора? Место работы – где работник будет трудиться.
Дата начала работы – с какого времени он приступит к работе – с 01.02.13.
Примут в должности учителя, врача… в соответствии с дипломной специальностью…
Хар. условий труда – где я буду трудится, мое рабочее место (светло, тепло, холодно и. т.д.)
Режим – во сколько начало рабочего дня, сколько дней в неделю работать, сколько отдыхать.
Условия оплаты – сколько раз в месяц и в каком размере (5 тысяч или 25).
Ст.58 Трудовые договоры могут заключаться:
1)на неопределенный срок.
2)на определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор)….
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. На какие сроки можно заключать трудовые договора? До 1 года
На 1,2,3,4,5 лет.
Не оговорен срок, пока не захочу уволиться с работы.
Ст. 81 Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
…5)неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
6)однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
А)прогула
Б)появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного… опьянения
Г)совершения по месту работы хищения… 1.Чем грозит увольнение работника по инициативе работодателя?
2.Какими качествами должен обладать работник, чтобы не быть уволенным по таким основаниям?
1.Увольнение грозит потерей работы и отсутствием средств для существования.
2.Рабоник должен быть ответственным, трудолюбивым, честным, вести здоровый образ жизни.
Ст. 91 Рабочее время – это время, в течение которого …он должен исполнять трудовые обязанности.. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Сколько часов в день работает работник при пятидневной рабочей неделе? 8 часов.
Ст. 114 Работникам предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Как часто предоставляются отпуска, и что гарантируется работнику во время отпуска? 1 раз в год, с сохранение места работы. Отпуск оплачиваем (работник отдыхает, но среднюю зарплату получает).
Глава 42 Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет Характеристика главы и объяснение отдельных позиций дается учителем.
Приложение №2. Работа со статьями Конституции Российской Федерации.
№ статьи Выдержка из статьи, необходимая для работы по заданной теме. Задание. Предполагаемый ответ.
Ст. 37 1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2.Принудительный труд запрещен.
3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ущемления- пояснение учителя)…
5.Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.1.Какое право закреплено за гражданами РФ .2.Что гарантируется конституцией. 1.Право на труд, на выбор профессии и род деятельности, на безопасные условия труда, на отдых.
2.Гарантии: продолжительность рабочего времени, установленная законом, время отдыха (выходные, праздничные дни), оплачиваемый ежегодный отпуск.
Проведение контроля и оценки возможно в нескольких вариантах:
1.Письменное тестирование (на бумажных носителях)
2.Выбор ответа при работе проектора.
3.Работа в компьютерном классе – наиболее оптимальный вариант. Что сократит время на оценку и контроль.