Курс ОРКСЭ: формирование обширной базы средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся, а так же уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи


Управление образования администрации Топкинского района
муниципальное бюжетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Сосновская основная общеобразовательная школа»
Выступление на муниципальном методическом объединении учителей ОРКСЭ
Курс ОРКСЭ: формирование обширной базы средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся, а так же уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи
Докладчик:
учитель истории
МБОУ «Усть-Сосновская ООШ»
Мищенко Евгения Владимировна
Усть-сосново, 2014
Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?
         Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.
          Современная эпоха не решила проблему взаимоотношений поколений. Причин этому много: и непростые  90-е  годы прошлого столетия,  разрушившие многое из того,  во что верили бабушки и дедушки современных младших подростков, лишившие стабильности и уверенности в безоблачном будущем их родителей, и невиданные темпы обновления мира, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на нас. Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, — любовь, честность, порядочность, доброе имя.
Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.
Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.
Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.
Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадлежат  разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.
Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.
Участниками воспитательного процесса являются родители, дети и конечно же педагоги. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта. К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Поэтому одной из основных задач учителя по-прежнему является нравственное воспитание ребенка в единстве с родителями, с семьей. В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, «пулемётной очередью» претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов.
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, – как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.        
Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов. Ход реформирования российского общества объективно (меняются экономические, политические, социальные и идеологические координаты) вызывает противоречивые изменения в духовно-нравственной сфере. С одной стороны, происходит расширение чувства свободы и творчества, с другой – нарастает влияние «духа» коммерциализации, эгоистичного принципа «успех любой ценой», ведущего к деформации ценностных ориентиров в понимании добра, справедливости, достоинства, совести, патриотизма.Результаты комплексного всероссийского социологического исследования показали, что в современном российском обществе формируется своя нормативная система, определяющая повседневные практики людей. Если в советский период доминировали такие нормы, как работа на благо общества, готовность прийти на помощь другому, то сегодня в 1,4 раза уменьшилось число людей, стремящихся работать как можно лучше, в 2,6 раза увеличилось число занятых только собой. Более половины респондентов хотели бы взять от общества как можно больше и дать как можно меньше.
Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.
Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся. Они не понимают, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. Повсеместно проводятся родительские собрания, на которых раскрываются цели и задачи курса, содержание модулей. Постепенно большинство родителей стали поддерживать введение нового учебного курса.
Теперь необходимо создание педагогических условий для  духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности (конкретно изучения модулей курса ОРКСЭ), а также определение места духовно-нравственной культуры в его структуре. Для решения данной проблемы учителю  требуется не только знание курса и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на  шесть независимых, но единых по целям и задачам модулям имеющим ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям. В Усть-Сосновской школе введен модуль «Основы Православной культуры», причем родители полностью одобрили введение этого модуля после проведения родительского собрания, на котором были разъяснены цели и задачи введения предмета ОРКСЭ и модуля Основы Православной культуры в частности. (В рамках данного модуля учащимся предлагается ознакомиться с общечеловеческими ценностями и понятиями: «совесть» и «раскаяние», «милосердие», «сострадание», «подвиг» введением философских категорий «Добра и Зла», «Зачем творить добро», «Свобода и моральный выбор человека»).
Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос проблемы «меньшего зла»). Благодаря чему ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике. Что позволяет продолжать формирование:
– основ российской гражданственности.
– чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей страны;
– освоение духовных заповедей;
– формирование уважения ближнего и жить в согласии друг с другом;
– познания традиций проведения православных праздников.
Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, любовь, добро, свобода, добродетель, заповеди, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Кроме этого на уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.
Одной из целей духовно-нравственного развития в современной школе является развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.
В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года говориться: «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
Существует несколько уровней толерантности:
- Уровень понимания необходимости лояльного отношения к другим людям (терплю).
- Уровень принятия существования других, непохожих на меня, как должного (существую).
- Получение удовольствия от общения с другими, не такими, как я (радуюсь).
- Уровень использования общения с другими для самореализации (творю, созидаю).
Большое Внимание на уроках ОРКСЭ уделяется воспитанию патриотизма и гражданственности. С первых уроков ребята говорят о любви к родине. Об особой роли России в мире, ее истории. Только уважение к своему прошлому, осознание желаний, чаяний и устремлений наших предков, осмысление ментальных, духовно-нравственных основ культуры России могут сформировать здоровый патриотизм, гражданственность, обеспечить усвоение семейных ценностей, ценностей труда, науки и искусства, выработать уважительное отношение к окружающему миру. Лишь на основе отечественной культуры возможно естественно и органично ввести ребёнка в мир высокой нравственности российского народа.
Более чем тысячелетняя культура России изобилует примерами нравственных, интеллектуальных, воинских, трудовых подвигов, содержит
огромное количество назидательных сюжетов. Отечественная духовно-
нравственная культура чрезвычайно глубока, красива, философична. Русский
язык, являясь хранилищем народного самосознания, насыщен понятиями
духовно-нравственного содержания. Культура России прославлена мужеством и героизмом, верностью, готовностью к самопожертвованию, кбеспрестанному поиску правды и истины. Вопрос о месте отечественного духовно-нравственного наследия в содержании курса «Основы религиозных культур и светской этики» является чрезвычайно важным. Ответ на него определяет, каким будет современное духовно-нравственное воспитание, будет ли выпускник общеобразовательной школы космополитом, ориентированным на ценности и культуру мира, или патриотом, любящим и ценящим родную культуру и историю, укорененным в отечественных духовно-нравственных ценностях.
Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ. (Например, результатом урока «Россия – наша Родина» могут стать сочинения учащихся на тему «Культурные традиции нашей семьи», которые заставили некоторых родителей задуматься о своих культурных ценностях, взглянуть на свою семью по новому). Таким образом, сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Работа в рамках модуля проходила в несколько этапов. Первый этап, как правило, проходит в апреле месяце. Проводится родительское собрание по теме «Об изменениях  в содержании образования и введении курса ОРКСЭ», а так же анкетирование родителей по выбору модуля и отношению к введению курса. Родители имеют возможность посещать уроки в рамках модуля, им оказывается консультативная помощь по подготовке домашних заданий. Они принимают участие в подготовке детьми домашних заданий, в создании творческих проектов учащихся.  Отношение к предмету у многих родителей изменилось в лучшую сторону. Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.   
     В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Я веду курс ОРКСЭ уже третий год, и мои наблюдения показывают, что у большинства учащихся сформирована адекватная самооценка. Отношение к Родине у всех учащихся положительное, положительное отношение так же к семейным ценностям. Формируется толерантное отношение к представителям других национальностей. Хотя, к сожалению, имеет место небольшие проблемы в межличностном отношении между одноклассниками.
Необходимо продолжить работу по формированию высокого нравственного уровня воспитанности учащихся посредством дальнейшего изучения курса ОРКСЭ, я чтобы он был более эффективным, хотелось бы дать следующие рекомендации:
Использовать в практике обучения методы и приёмы проблемного обучения в совокупности с другими, правильно отобранными технологиями обучения.
Продолжить работу по формированию высокого нравственного уровня воспитанности учащихся посредством дальнейшего изучения курса ОРКСЭ.
Использовать в практике преподавания различные педагогические технологии, направленные на формирование у школьников духовно-нравственных качеств личности в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию
Применять на уроках ОРКСЭ методику работы с художественным иллюстративным материалом, активно используя дополнительный наглядный материал.
Использовать при подготовке к урокам, на уроках православной культуры и ОРКСЭ информационные технологии, Интернет - ресурсы для повышения уровня качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Активнее привлекать к проведению уроков ОРКСЭ родителей обучающихся.
 
Использованная литература:
1)   Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.
2)   Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - № 11.
3)   Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6.
4)   Педагогика/ Под  ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
5) Материалы Социальной сети работников образования nsportal.ru