Рабочая программа по информатике 10-11 класс (Поляков, углубленка)
СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-1" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc470259976" 14ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 13 PAGEREF _Toc470259976 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc470259977" 14СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc470259977 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc470259978" 14УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 13 PAGEREF _Toc470259978 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc470259979" 14КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 13 PAGEREF _Toc470259979 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc470259980" 14ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 13 PAGEREF _Toc470259980 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc470259981" 14ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ 13 PAGEREF _Toc470259981 \h 14271515
13 LINK \l "_Toc470259982" 14СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ 13 PAGEREF _Toc470259982 \h 14301515
13 LINK \l "_Toc470259983" 14УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 13 PAGEREF _Toc470259983 \h 14321515
15ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по курсу «Информатика и ИКТ» 10-11 класс
(углубленный уровень)
Нормативно-правовое и программно--методическое обеспечение:
Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету «Информатика и ИКТ» 2004г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (http://window.edu.ru/resource/206/37206/files/09-1-s.pdf)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России).
Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приказ ГУОиН Челябинской области от 01.07.2004г. №02-678).
«О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» (приказ МОиН Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839).
О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо МОиН Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404.
Приложение к письму МОиН Челябинской области № 03-02/5361 от 17.06.2016 г. «О преподавании учебных предметов «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в 2016-2017 учебном году».
Учебный план МАОУ «Гимназия №100 г.Челябинска» на 2016-2017 учебный год.
Локальный акт: «Положение о рабочей программе» (решение педагогического совета № 1 от 30.08.2012).
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям и рассчитана на 280 часов (10 класс – 4 часа в неделю, 11 класс – 4 часа в неделю).
В качестве основы для разработки рабочей программы принята примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне и ориентирована на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
Основы информатики
Алгоритмы и программирование
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Основными целями курса являются:
развитие интереса учащихся к изучению новых информационных технологий и программирования;
изучение фундаментальных основ современной информатики;
формирование навыков алгоритмического мышления;
формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники;
приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
В современных условиях программа школьного курса информатики должна удовлетворять следующим основным требованиям:
обеспечивать знакомство с фундаментальными понятиями информатики и вычислительной техники на доступном уровне;
иметь практическую направленность с ориентацией на реальные потребности ученика;
допускать возможность варьирования в зависимости от уровня подготовки и интеллектуального уровня учащихся (как группового, так и индивидуального).
Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Включено повторение основных разделов информатики для подготовки к итоговой аттестации. Изменение часов объясняется основными целями и задачами, обозначенными в Федеральном компоненте государственного стандарта. Однако ЕГЭ, предполагаемый как проверка основных знаний учащихся, заставляет увеличить количество часов на все темы курса.
В каждой теме предусмотрено выделение часов на изучение теории, выполнение работ компьютерного практикума и решение задач. Обязательные практические работы сохранены в полном объеме.
Перечень средств ИКТ, необходимый для реализации программы:
Аппаратные средства:
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.) одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства:
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Web-страниц.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(10 КЛАСС)
№
Тема
(количество часов)
Содержание
1
Повторение
(2ч.)
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. Повторение изученного за курс 5-9 класса. Вводный контроль.
2
Информация и
информационные процессы
(7ч.)
Информатика и информация. Информационные процессы. Измерение информации. Структура информации. Иерархия. Деревья. Графы.
2
Кодирование информации
(14ч.)
Двоичное кодирование и декодирование. Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации. Системы счисления. Кодирование текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
4
Логические основы
компьютера
(12ч.)
Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна. Упрощение и синтез логических выражений. Предикаты и кванторы. Логические элементы компьютера.
5
Компьютерная арифметика
(6ч.)
Хранение целых и вещественных чисел в памяти компьютера и операции с ними.
6
Устройство компьютера
(9ч.)
История и перспективы развития компьютерной техники. Архитектура компьютеров. Магистрально-модульный принцип. Процессор. Память. Устройства ввода и вывода.
7
Программное обеспечение
(13ч.)
Прикладные программы. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных.
8
Компьютерные сети
(7ч.)
Топология сетей. Локальные сети. Сеть Интернет. Адреса в Интернете. Всемирная паутина. Электронная почта. Электронная коммерция. Интернет и право. Нетикет.
9
Алгоритмизация и
программирование
(45ч.)
Переменные и арифметические выражения. Ветвления. Циклы. Процедуры и функции. Рекурсия. Массивы. Перебор элементов. Поиск элемента в массиве. Сортировка. Символьные строки. Преобразования «строка-число». Матрицы. Использование файлов для ввода и вывода данных.
10
Методы вычислений
(13ч.)
Точность вычислений. Решение уравнений. Дискретизация. Оптимизация. Статистические расчеты. Обработка результатов эксперимента.
11
Информационная безопасность
(8ч.)
Вредоносные программы и защита от них. Шифрование. Хэширование и пароли. Стеганография. Безопасность в Интернете.
12
Систематизация и
обобщение материала
(3ч.)
Повторение изученного за курс 5-10 класса. Итоговый контроль.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(11 КЛАСС)
№
Тема
(количество часов)
Содержание
1
Повторение
(2 ч)
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. Повторение изученного за курс 5-10 класса. Вводный контроль.
2
Информация и
информационные процессы
(12ч.)
Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона. Передача информации. Помехоустойчивые коды. Сжатие информации без потерь. Алгоритм Хаффмана. Сжатие информации с потерями. Информация и управление. Системный подход. Информационное общество.
2
Моделирование
(13ч.)
Модели и моделирование. Системный подход в моделировании. Использование графов. Этапы моделирования. Моделирование движения. Дискретизация. Математические модели в биологии. Модель «хищник-жертва». Обратная связь. Саморегуляция. Системы массового обслуживания.
4
Базы данных
(18ч.)
Информационные системы. Таблицы. Иерархические и сетевые модели. Реляционные базы данных. Запросы. Формы. Отчеты. Нереляционные базы данных. Экспертные системы.
5
Создание web-сайтов
(16ч.)
Веб-сайты и веб-страницы. Текстовые страницы. Списки. Гиперссылки. Содержание и оформление. Стили. Рисунки на веб-страницах. Мультимедиа. Таблицы. Блочная верстка. XML и XHTML. Динамический HTML. Размещение веб-сайтов.
6
Элементы теории алгоритмов
(8ч.)
Уточнение понятие алгоритма. Универсальные исполнители. Алгоритмически неразрешимые задачи. Сложность вычислений. Доказательство правильности программ.
7
Алгоритмизация и
программирование
(25ч.)
Решето Эратосфена. Длинные числа. Структуры (записи). Динамические массивы. Списки. Использование модулей. Стек. Очередь. Дек. Деревья. Вычисление арифметических выражений. Графы. Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала). Поиск кратчайших путей в графе. Динамическое программирование.
8
Объектно-ориентированное
программирование
(14ч.)
Что такое ООП? Объекты и классы. Скрытие внутреннего устройства. Иерархия классов. Программы с графическим интерфейсом. Работа в среде быстрой разработки программ. Модель и представление.
9
Компьютерная графика и
анимация
(12ч.)
Ввод цифровых изображений. Кадрирование. Коррекция фотографий. Работа с областями. Фильтры. Многослойные изображения. Каналы. Подготовка иллюстраций для веб-сайта. GIF-анимация.
10
3d моделирование и анимация
(16ч.)
Проекции. Работа с объектами. Сеточные модели. Модификаторы. Контуры. Материалы и текстуры. Рендеринг. Анимация. Язык VRML.
11
Систематизация и
обобщение материала
(3ч.)
Повторение изученного за курс 5-11 класса. Итоговый контроль.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
темы
Название темы или урока по теме
Всего
часов
Практическая
часть
10 класс
1
Повторение
3
0
2
Информация и информационные процессы
7
4
3
Кодирование информации
14
2
4
Логические основы компьютера
12
2
5
Компьютерная арифметика
6
3
6
Устройство компьютера
9
2
7
Программное обеспечение
13
9
8
Компьютерные сети
7
2
9
Алгоритмизация и программирование
45
36
10
Методы вычислений
13
11
11
Информационная безопасность
8
4
12
Систематизация и обобщение материала
3
0
Количество за год
35
75
11 класс
1
Повторение
3
0
2
Информация и информационные процессы
12
4
3
Моделирование
13
7
4
Базы данных
18
12
5
Создание web-сайтов
16
11
6
Элементы теории алгоритмов
8
5
7
Алгоритмизация и программирование
25
21
8
Объектно-ориентированное программирование
14
5
9
Компьютерная графика и анимация
12
8
10
3d моделирование и анимация
16
14
11
Систематизация и обобщение материала
3
0
Количество за год
35
87
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(10 КЛАСС)
№урока по
программе
за год
Название темы или урока по теме
Практическая
часть
Знать/
понимать
Уметь
Опыт познавательской и практической деятельности
Коррек-тировка
1. Повторение (3ч.)
0
Инструктаж ОТ и ТБ. Организация рабочего места. Повторение. Подготовка к к/р.
опасности для здоровья при работе на компьютере;
правила техники безопасности;
правила поведения в кабинете информатики.
Вводный контроль.
Анализ вводного контроля. Работа над ошибками.
2. Информация и информационные процессы (7ч.)
4
Информатика и информация. Информационные процессы. ПР №1. Оформление документа.
понятия «информация», «данные», «знания»;
понятия «сигнал», «информационный процесс»;
понятие «бит»;
основные единицы количества информации;
понятия «список», «дерево», «граф».
определять количество бит, необходимых для выбора из заданного количества вариантов;
переводить количество информации из одних единиц в другие;
структурировать текстовую информацию в виде таблицы, графа, дерева;
определять длину маршрута по весовой матрице графа;
находить кратчайший путь в графе с небольшим числом вершин.
Измерение информации.
Структура информации (простые структуры). ПР №2. Структуризация информации (таблица, списки).
Иерархия. Деревья. ПР №3. Структуризация информации (деревья).
Графы. ПР №4. Графы. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
3. Кодирование информации (14ч.)
2
Язык и алфавит. Кодирование. Декодирование. ПР №5. Декодирование.
понятия «язык», «алфавит», «кодирование», «декодирование»;
дискретный принцип кодирования данных в современных компьютерах; принципы дискретизации;
принципы построения позиционных систем счисления;
принципы кодирования символов в однобайтовых кодировках и UNICODE;
определять количество информации, используя алфавитный подход;
записывать числа в различных системах счисления и выполнять с ними арифметические действия;
определять информационный объем текста, графических данных, звука и видеоданных при различных способах кодирования.
Дискретность.
Алфавитный подход к оценке количества информации.
Системы счисления. Позиционные системы счисления.
Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления.
Арифметические действия в системах счисления.
Другие системы счисления. ПР №6. Необычные системы счисления. Подготовка к/р.
Контрольная работа по теме «Системы счисления».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Кодирование символов.
Кодирование графической информации.
принципы растрового и векторного кодирования графических изображений;
принципы кодирования графических данных, звука и видеоданных.
Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Кодирование информации».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
4. Логические основы компьютера (12ч.)
2
Логика и компьютер. Логические операции. ПР №7. Тренажёр «Логика».
понятия «логическое выражение», «предикат», «квантор»;
основные логические операции;
правила преобразования логических выражений;
принципы работы триггера, сумматора.
вычислять значение логического выражения при известных исходных данных;
упрощать логические выражения;
синтезировать логические выражения по таблице истинности;
использовать логические выражения для составления запросов к поисковым системам;
использовать диаграммы Эйлера-Венна для решения задач;
строить схемы на логических элементах по заданному логическому выражению.
Логические операции.
Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности.
Диаграммы Эйлера-Венна. ПР №8. Исследование запросов для поисковых систем.
Законы логики.
Упрощение логических выражений.
Синтез логических выражений.
Предикаты и кванторы.
Логические элементы компьютера.
Логические задачи. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
5. Компьютерная арифметика (6ч.)
3
Хранение в памяти целых чисел. ПР №9. Целые числа в памяти.
особенности хранения целых и вещественных чисел в памяти компьютера;
нормализованное представление вещественных чисел;
битовые логические операции и их применение.
строить двоичное представление в памяти для целых и вещественных чисел;
выполнять арифметические действия с нормализованными числами;
уметь выполнять битовые логические операции с двоичными данными.
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. ПР №10. Арифметические операции.
Хранение в памяти вещественных чисел. ПР №11. Логические операции и сдвиги.
Выполнение арифметических операций с нормализованными числами.
Контрольная работа по теме «Компьютерная арифметика».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
6. Устройство компьютера (9ч.)
2
История и перспективы развития вычислительной техники.
Принципы устройства компьютеров.
Магистрально-модульная организация компьютера.
основные этапы развития вычислительной техники и их характерные черты;
принципы устройства компьютеров, понятие «архитектура»;
принципы обмена данными с внешними устройствами.
получать информацию об аппаратных средствах с помощью операционной системы и утилит;
использовать стандартные внешние устройства.
Процессор.
Моделирование работы процессора. ПР №12. Моделирование работы процессора.
Память.
Устройства ввода и вывода. ПР №13. Процессор и устройства вывода.
Контрольная работа по теме «Устройство компьютера».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
7. Программное обеспечение (13ч.)
9
Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Прикладные программы.
классификацию современного ПО;
функции и состав операционных систем;
понятия «драйвер» и «утилита»;
устройство современных файловых систем;
состав и функции систем программирования.
создавать документы с помощью текстовых процессоров;
использовать онлайн-офисы для совместного редактирования документов;
выполнять несложные операции в редакторах звуковой и видеоинформации;
устанавливать программы в одной из операционных систем.
Текстовые процессоры. Создание резюме. ПР №14. Использование возможностей текстовых процессоров.
Текстовые процессоры. Проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски. ПР №15. Использование возможностей текстовых процессоров.
Работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. ПР №16. Оформление рефератов.
Набор и оформление математических текстов. ПР №17. Оформление математических текстов.
Настольно-издательские системы. ПР №18. Знакомство с системой (Scribus).
Аудиоредакторы. ПР №19. Знакомство с аудиолредактором (Audacity).
Видеоредакторы. ПР №20. Знакомство с видеоредактором.
Системное программное обеспечение. Способы сканирования и распознавания текста. ПР №21. Сканирование и распознавание текста.
Системы программирования. Инсталляция программ. ПР №22. Инсталляция программ.
Правовая охрана программ и данных. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Программное обеспечение».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
8. Компьютерные сети (7ч.)
2
Компьютерные сети. Основные понятия. Виды компьютерных сетей.
понятия «компьютерная сеть», «сервер», «клиент», «протокол»;
классификацию компьютерных сетей;
принципы пакетного обмена данными;
принципы построения проводных и беспроводных сетей;
принципы построения и адресацию в сети Интернет.
выполнять простое тестирование сетей;
определять IP-адрес узла по известному доменному имени;
использовать поисковые системы;
использовать электронную почту.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Сеть Интернет. Адреса в Интернете.
Принципы работы компьютерных сетей. ПР №23. Тестирование сети.
Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. ПР №24. Сравнение поисковых систем.
Контрольная работа по теме «Компьютерные сети».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
9. Алгоритмизация и программирование (45ч.)
36
Простейшие программы.
основные типы данных языка программирования;
правила вычисления арифметических и логических выражений;
правила использования базовых конструкций языка программирования: оператора присваивания, условных операторов и операторов цикла;
понятие «процедура», «функция», «рекурсия», «массив», «строка»;
правила обращения к файлам для ввода и вывода данных.
составлять программы, использующие условный оператор, операторы цикла, процедуры и функции;
составлять программы, использующие рекурсивные алгоритмов;
составлять программы для обработки массивов и символьных строк;
составлять программы, использующие файлы для ввода и вывода данных;
выполнять отладку программ.
Вычисления. Стандартные функции. ПР №25. Простые вычисления.
Условный оператор. ПР №26. Ветвления.
Сложные условия. ПР №27. Сложные условия.
Множественный выбор. ПР №28. Множественный выбор.
Использование ветвлений. ПР №29. Задачи на ветвления.
Контрольная работа «Ветвления».
Цикл с условием. ПР №30. Циклы с условием.
Цикл с условием. ПР №31. Циклы с условием.
Цикл с переменной. ПР №32. Циклы с переменной.
Вложенные циклы. ПР №33. Вложенные циклы.
Контрольная работа «Циклы».
Процедуры. ПР №34. Процедуры.
Изменяемые параметры в процедурах. ПР №35. Процедуры с изменяемыми параметрами.
Функции. ПР №36. Функции.
Логические функции. ПР №37. Логические функции.
Рекурсия. ПР №38. Рекурсия.
Стек. ПР №39. Стек.
Контрольная работа «Процедуры и функции».
Массивы. Перебор элементов массива. ПР №40. Перебор элементов массива.
Линейный поиск в массиве. ПР №41. Линейный поиск.
Поиск максимального элемента в массиве. ПР №42. Поиск максимального элемента массива.
Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). ПР №43. Алгоритмы обработки массивов.
Отбор элементов массива по условию. ПР №44. Отбор элементов массива по условию.
Сортировка массивов. Метод пузырька. ПР №45. Метод пузырька.
Сортировка массивов. Метод выбора. ПР №46. Метод выбора.
Сортировка массивов. Быстрая сортировка. ПР №47. Быстрая сортировка.
Двоичный поиск в массиве. ПР №48. Двоичный поиск.
Контрольная работа «Массивы».
Символьные строки. ПР №49. Посимвольная обработка строк.
Функции для работы с символьными строками. ПР №50. Функции для работы со строками.
Преобразования «строка-число». ПР №51. Преобразования «строка-число».
Строки в процедурах и функциях. ПР №52. Строки в процедурах и функциях.
Рекурсивный перебор. ПР №53. Рекурсивный перебор.
Сравнение и сортировка строк. ПР №54. Сравнение и сортировка строк.
Практикум: обработка символьных строк. ПР №55. Обработка символьных строк: сложные задачи.
Контрольная работа «Символьные строки».
Матрицы. ПР №56. Матрицы.
Матрицы. ПР №57. Обработка блоков матрицы.
Файловый ввод и вывод. ПР №58. Файловый ввод и вывод.
Обработка массивов, записанных в файле. ПР №59. Обработка массивов из файла.
Обработка смешанных данных, записанных в файле. ПР №60. Обработка смешанных данных из файла.
Систематизация и обобщение материала по теме. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
10. Методы вычислений (13ч.)
11
Точность вычислений. Решение уравнений. Метод перебора. ПР №61. Решение уравнений методом перебора.
понятие «погрешность вычислений»;
источники погрешностей при вычислениях на компьютере;
численные методы решения уравнений;
принципы дискретизации вычислительных задач;
понятия «минимум» и «максимум», «оптимальное решение»;
метод наименьших квадратов.
оценивать погрешность полученного результата;
решать уравнения, используя численные методы;
выполнять дискретизацию вычислительных задач, выбирать шаг дискретизации;
находить оптимальные решения с помощью табличных процессоров;
обрабатывать результаты эксперимента.
Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. ПР №62. Решение уравнений методом деления отрезка пополам.
Решение уравнений в табличных процессорах. ПР №63. Решение уравнений в табличных процессорах.
Дискретизация. Вычисление длины кривой. ПР №64. Вычисление длины кривой.
Дискретизация. Вычисление площадей фигур. ПР №65. Вычисление площади фигуры.
Оптимизация. Метод дихотомии. ПР №66. Оптимизация. Метод дихотомии.
Оптимизация с помощью табличных процессоров. ПР №67. Оптимизация с помощью табличных процессоров.
Статистические расчеты. ПР №68. Статистические расчеты.
Условные вычисления. ПР №69. Условные вычисления.
Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. ПР №70. Метод наименьших квадратов.
Восстановление зависимостей в табличных процессорах. ПР №71. Линии тренда. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Методы вычислений».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
11. Информационная безопасность (8ч.)
4
Вредоносные программы. Виды вредоносных программ.
понятия «шифрование», «хэширование», «стеганография»;
правила составления паролей, устойчивых к взлому;
правила безопасного использования сети Интернет.
использовать антивирусные программы;
составлять надежные пароли;
использовать программное обеспечения для шифрования данных.
Защита от вредоносных программ. ПР №72. Использование антивирусных программ.
Что такое шифрование? Хэширование и пароли. ПР №73. Простые алгоритмы шифрования данных.
Современные алгоритмы шифрования. ПР №74. Современные алгоритмы шифрования и хэширования.
Стеганография. ПР №75. Использование стеганографии.
Безопасность в Интернете. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Информационная безопасность».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
12. Систематизация и обобщение материала (3ч.)
0
Систематизация и обобщение материала по темам, пройденным в 10 классе. Подготовка к итоговой к/р.
Итоговая контрольная работа.
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Количество за год: 140 часов
75
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(11 КЛАСС)
№урока по
программе
за год
Название темы или урока по теме
Практическая
часть
Знать/
понимать
Уметь
Опыт познавательской и практической деятельности
Коррек-тировка
1. Повторение (3ч.)
0
Инструктаж ОТ и ТБ. Организация рабочего места. Повторение. Подготовка к к/р.
опасности для здоровья при работе на компьютере;
правила техники безопасности;
правила поведения в кабинете информатики.
Вводный контроль.
Анализ вводного контроля. Работа над ошибками.
2. Информация и информационные процессы (12ч.)
4
Формула Хартли.
алфавитный и вероятностный подходы к оценке количества информации;
принципы помехоустойчивого кодирования;
принципы сжатия информации;
понятие «префиксный код», условие Фано;
принципы и область применимости сжатия с потерями;
понятия «обратная связь», «система»;
кибернетический подход к исследованию систем;
понятия «информационные технологии», «информационная культура»;
основные черты информационного общества.
вычислять вероятность события и соответствующее количество информации;
оценивать время, необходимое для передачи информации по каналу связи;
использовать помехоустойчивые коды.
Информация и вероятность. Формула Шеннона.
Передача информации.
Помехоустойчивые коды.
Сжатие данных без потерь. ПР №1. Алгоритм RLE.
Алгоритм Хаффмана. ПР №2. Сравнение алгоритмов сжатия.
Виды архиваторов. ПР №3. Использование архиваторов.
Сжатие информации с потерями. ПР №4. Сжатие с потерями.
Информация и управление. Системный подход.
Информационное общество. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
3. Моделирование (13ч.)
7
Модели и моделирование. ПР №5. Моделирование работы процессора.
понятия «модель», «оригинал», «моделирование», «адекватность модели»;
виды моделей и области их применимости;
использовать модели различных типов: таблицы, диаграммы, графы;
использовать готовые модели физических явлений;
Системный подход в моделировании.
Использование графов.
Этапы моделирования.
Моделирование движения. Дискретизация. ПР №6. Моделирование движения.
понятия «диаграмма», «сетевая модель»;
этапы моделирования;
особенности компьютерных моделей;
понятие «саморегуляция»;
особенности моделирования систем массового обслуживания.
выполнять дискретизацию математических моделей;
исследовать модели с помощью электронных таблиц и собственных программ.
Модели ограниченного и неограниченного роста. ПР №7. Моделирование популяции.
Моделирование эпидемии. ПР №8. Моделирование эпидемии.
Модель «хищник-жертва». ПР №9. Модель «хищник-жертва».
Обратная связь. Саморегуляция. ПР №10. Саморегуляция.
Системы массового обслуживания.
Практическая работа: моделирование работы банка. ПР №11. Моделирование работы банка. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Моделирование».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
4. Базы данных (18ч.)
12
Информационные системы.
понятия «информационная система», «база данных», СУБД, «транзакция»;
понятия «ключ», «поле», «запись», «индекс»;
различные модели данных и их представление в табличном виде;
принципы построения реляционных баз данных;
типы связей между таблицами в реляционных базах данных;
основные принципы нормализации баз данных;
принципы построения и использования нереляционных баз данных;
принципы работы экспертных систем.
представлять данные в табличном виде;
разрабатывать и реализовывать простые реляционные базы данных;
выполнять простую нормализацию баз данных;
строить запросы, формы и отчеты в одной из СУБД;
Таблицы. Основные понятия.
Модели данных.
Реляционные базы данных.
Операции с таблицей. ПР №12. Работа с готовой таблицей.
Создание таблицы. ПР №13. Создание однотабличной базы данных.
Запросы. ПР №14. Создание запросов.
Формы. ПР №15. Создание формы.
Отчеты. ПР №16. Оформление отчета.
Язык структурных запросов (SQL). ПР №17. Язык SQL.
Многотабличные базы данных. ПР №18. Построение таблиц в реляционной БД.
Формы с подчиненной формой. ПР №19. Создание формы с подчиненной.
Запросы к многотабличным базам данных. ПР №20. Создание запроса к многотабличной БД.
Отчеты с группировкой. ПР №21. Создание отчета с группировкой.
Нереляционные базы данных. ПР №22. Нереляционные БД.
Экспертные системы ПР №23. Простая экспертная система. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Базы данных».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
5. Создание web-сайтов (16ч.)
11
Веб-сайты и веб-страницы.
понятия «гипертекст», «гипермедиа», «веб-сервер», «браузер», «скрипт»;
принцип разделения содержания (контента) и оформления сайта;
основные тэги языка HTML;
принципы построения XML-документов;
понятия «динамический HTML», DOM.
строить веб-страницы, содержащие гиперссылки, списки, таблицы, рисунки;
изменять оформление веб-страниц с помощью стилевых файлов;
выполнять простую блочную верстку;
использовать Javascript для простейшего программирования веб-страниц.
Текстовые страницы.
Оформление текстовой веб-страницы. ПР №24. Создание текстовых веб-страниц.
Списки. ПР №25. Создание списков.
Гиперссылки. Страница с гиперссылками. ПР №26. Гиперссылки.
Содержание и оформление. Стили.
Использование CSS. ПР №27. Использование CSS.
Рисунки на веб-страницах. ПР №28. Вставка рисунков в документ.
Мультимедиа. ПР №29. Вставка звука и видео в документ.
Таблицы. ПР №30. Табличная верстка.
Блоки. Блочная верстка.
Практическая работа: блочная верстка.31. Блочная верстка.
XML и XHTML. ПР №32. База данных в формате XML.
Динамический HTML.
Использование Javascript. ПР №33. Использование Javascript.
Размещение веб-сайтов. ПР №34. Сравнение вариантов хостинга.
6. Элементы теории алгоритмов (8ч.)
5
Уточнение понятие алгоритма. ПР №35. Машина Тьюринга.
понятия «алгоритм», «универсальный исполнитель»;
понятие «алгоритмически неразрешимая задача»;
понятие «сложность алгоритма»;
принципы доказательства правильности программ.
составлять простые программы для одного из универсальных исполнителей;
оценивать вычислительную сложность изученных алгоритмов;
доказывать правильность простых программ.
Универсальные исполнители. ПР №36. Машина Поста.
Универсальные исполнители. ПР №37. Нормальные алгорифмы Маркова.
Алгоритмически неразрешимые задачи. ПР №38. Вычислимые функции.
Сложность вычислений.
Доказательство правильности программ. ПР №39. Инвариант цикла. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Элементы теории алгоритмов».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
7. Алгоритмизация и программирование (25ч.)
21
Решето Эратосфена. ПР №40. Решето Эратосфена.
алгоритм поиска простых чисел с помощью «решета Эратосфена»;
понятие «длинного числа», принципы хранения и выполнения операций с «длинными» числами;
понятие структуры (записи), основные операции со структурами;
понятия «динамический массив», «список», «стек», «очередь», «дек» и операции с ними;
понятие «дерево» и области применения этой структуры данных;
понятия «граф», «узел», «ребро»;
простые алгоритмы на графах;
принцип динамического программирования.
использовать решето Эратосфена;
программировать простые операции с «длинными» числами;
использовать различные структуры, грамотно выбирать структуру для конкретной задачи;
программировать простые алгоритмы на графах;
программировать алгоритмы, использующие динамическое программирование.
Длинные числа. ПР №41. «Длинные числа».
Структуры (записи). ПР №42. Ввод и вывод структур.
Структуры (записи). ПР №43. Чтение структур из файла.
Структуры (записи). ПР №44. Сортировка структур с помощью указателей.
Динамические массивы. ПР №45. Динамические массивы.
Динамические массивы. ПР №46. Расширяющиеся динамические массивы.
Списки. ПР №47. Алфавитно-частотный словарь.
Использование модулей. ПР №48. Модули.
Стек. ПР №49. Вычисление арифметических выражений.
Стек. ПР №50. Проверка скобочных выражений.
Очередь. Дек. ПР №51. Заливка области.
Деревья. Основные понятия.
Вычисление арифметических выражений. ПР №52. Вычисление арифметических выражений.
Хранение двоичного дерева в массиве. ПР №53. Хранение двоичного дерева в массиве.
Графы. Основные понятия.
Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала). ПР №54. Алгоритм Прима-Крускала.
Поиск кратчайших путей в графе. ПР №55. Алгоритм Дейкстры.
Поиск кратчайших путей в графе. ПР №56. Алгоритм Флойда-Уоршелла.
Динамическое программирование. ПР №57. Числа Фибоначчи.
Динамическое программирование. ПР №58. Задача о куче.
Динамическое программирование. ПР №59. Количество программ.
Динамическое программирование. ПР №60. Размер монет. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
8. Объектно-ориентированное программирование (14ч.)
5
Что такое ООП?
принципы ООП;
понятия «объект», «класс», «абстракция», «инкапсуляция», «наследование», «полиморфизм», «виртуальный метод»;
как строится иерархия классов.
выполнять объектно-ориентированный анализ несложных задач;
строить иерархию объектов;
программировать простые задачи с использованием ООП;
строить программы с графическим интерфейсом в одной из RAD-сред.
Создание объектов в программе.
Скрытие внутреннего устройства. ПР №61. Скрытие внутреннего устройства объектов.
Иерархия классов.
Классы логических элементов.
Программы с графическим интерфейсом.
Работа в среде быстрой разработки программ.
Объекты и их свойства. ПР №62. Создание формы в RAD-среде.
Использование готовых компонентов. ПР №63. Использование компонентов.
Использование готовых компонентов. ПР №64. Компоненты для ввода и вывода данных.
Совершенствование компонентов. ПР №65. Разработка компонентов.
Модель и представление. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Объектно-ориентированное программирование».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
9. Компьютерная графика и анимация (12ч.)
8
Основы растровой графики.
характеристики цифровых изображений;
принципы сканирования и выбора режимов сканирования;
понятия «слой», «канал», «фильтр».
выполнять коррекцию фотографий (уровни, цвет, яркость, контраст);
работать с областями;
работать с многослойными изображениями;
использовать каналы;
выбирать формат для хранения различных типов изображений;
Ввод цифровых изображений. Кадрирование. ПР №66. Ввод и кадрирование изображений.
Коррекция фотографий. ПР №67. Коррекция фотографий.
Работа с областями. ПР №68. Работа с областями.
Фильтры.
Многослойные изображения. ПР №69. Многослойные изображения.
Каналы. ПР №70. Каналы
Иллюстраций для веб-сайтов. ПР №71. Иллюстрации для веб-сайтов.
создавать анимированные изображения.
GIF-анимация. ПР №72. GIF-анимация
Контуры. ПР №73. Контуры. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «Компьютерная графика и анимация».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
10. 3d моделирование и анимация (16ч.)
14
Введение в 3D-графику. Проекции. ПР №74. Управление сценой.
основные принципы работы с 3D-моделями.
выполнять преобразования объектов;
строить и редактировать сеточные модели;
использовать текстуры, модификаторы, контуры;
выполнять рендеринг, выбирать его параметры;
строить простые сцены с помощью языка VRML.
Работа с объектами. ПР №75. Работа с объектами.
Сеточные модели. ПР №76. Сеточные модели.
Модификаторы. ПР №77. Модификаторы.
Контуры. ПР №78. Пластина.
Контуры. ПР №79. Тела вращения.
Материалы и текстуры. ПР №80. Материалы.
Текстуры. ПР №81. Текстуры.
UV-развертка. ПР №82. UV-развертка.
Рендеринг. ПР №83. Рендеринг.
Анимация. ПР №84. Анимация.
Анимация. Ключевые формы. ПР №85. Анимация. Ключевые формы.
Анимация. Арматура. ПР №86. Анимация. Арматура.
Язык VRML. ПР №87. Язык VRML. Подготовка к к/р.
Контрольная работа по теме «3d моделирование и анимация».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
11. Систематизация и обобщение материала (3ч.)
0
Систематизация и обобщение материала по темам, пройденным в 10 классе. Подготовка к итоговой к/р.
Итоговая контрольная работа.
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Количество за год: 140 часов
87
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
(10 КЛАСС)
№ п/п
№ урока по
порядку
Раздел
Тема урока
Практическая работа
4
Информация и
информационные процессы
Информатика и информация. Информационные процессы.
ПР №1. Оформление документа.
6
Структура информации (простые структуры).
ПР №2. Структуризация информации (таблица, списки).
7
Иерархия. Деревья.
ПР №3. Структуризация информации (деревья).
8
Графы.
ПР №4. Графы.
11
Кодирование
информации
Язык и алфавит. Кодирование. Декодирование.
ПР №5. Декодирование.
17
Другие системы счисления.
ПР №6. Необычные системы счисления.
25
Логические
основы компьютера
Логика и компьютер. Логические операции.
ПР №7. Тренажёр «Логика».
28
Диаграммы Эйлера-Венна.
ПР №8. Исследование запросов для поисковых систем.
37
Компьютерная арифметика
Хранение в памяти целых чисел.
ПР №9. Целые числа в памяти.
38
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски.
ПР №10. Арифметические операции.
39
Хранение в памяти вещественных чисел.
ПР №11. Логические операции и сдвиги.
47
Устройство
компьютера
Моделирование работы процессора.
ПР №12. Моделирование работы процессора.
49
Устройства ввода и вывода.
ПР №13. Процессор и устройства вывода.
53
Программное
обеспечение
Текстовые процессоры. Создание резюме.
ПР №14. Использование возможностей текстовых процессоров.
54
Текстовые процессоры. Проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски.
ПР №15. Использование возможностей текстовых процессоров.
55
Работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников.
ПР №16. Оформление рефератов.
56
Набор и оформление математических текстов.
ПР №17. Оформление математических текстов.
57
Настольно-издательские системы.
ПР №18. Знакомство с системой (Scribus).
58
Аудиоредакторы.
ПР №19. Знакомство с аудиолредактором (Audacity).
59
Видеоредакторы.
ПР №20. Знакомство с видеоредактором.
60
Системное программное обеспечение. Способы сканирования и распознавания текста.
ПР №21. Сканирование и распознавание текста.
61
Системы программирования. Инсталляция программ.
ПР №22. Инсталляция программ.
68
Компьютерные
сети
Принципы работы компьютерных сетей.
ПР №23. Тестирование сети.
69
Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете.
ПР №24. Сравнение поисковых систем.
73
Алгоритмизация и программирование
Вычисления. Стандартные функции.
ПР №25. Простые вычисления.
74
Условный оператор.
ПР №26. Ветвления.
75
Сложные условия.
ПР №27. Сложные условия.
76
Множественный выбор.
ПР №28. Множественный выбор.
77
Использование ветвлений.
ПР №29. Задачи на ветвления.
79
Цикл с условием.
ПР №30. Циклы с условием.
80
Цикл с условием.
ПР №31. Циклы с условием.
81
Цикл с переменной.
ПР №32. Циклы с переменной.
82
Вложенные циклы.
ПР №33. Вложенные циклы.
84
Процедуры.
ПР №34. Процедуры.
85
Изменяемые параметры в процедурах.
ПР №35. Процедуры с изменяемыми параметрами.
86
Функции.
ПР №36. Функции.
87
Логические функции.
ПР №37. Логические функции.
88
Рекурсия.
ПР №38. Рекурсия.
89
Стек.
ПР №39. Стек.
91
Массивы. Перебор элементов массива.
ПР №40. Перебор элементов массива.
92
Линейный поиск в массиве.
ПР №41. Линейный поиск.
93
Поиск максимального элемента в массиве.
ПР №42. Поиск максимального элемента массива.
94
Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг).
ПР №43. Алгоритмы обработки массивов.
95
Отбор элементов массива по условию.
ПР №44. Отбор элементов массива по условию.
96
Сортировка массивов. Метод пузырька.
ПР №45. Метод пузырька.
97
Сортировка массивов. Метод выбора.
ПР №46. Метод выбора.
98
Сортировка массивов. Быстрая сортировка.
ПР №47. Быстрая сортировка.
99
Двоичный поиск в массиве.
ПР №48. Двоичный поиск.
101
Символьные строки.
ПР №49. Посимвольная обработка строк.
102
Функции для работы с символьными строками.
ПР №50. Функции для работы со строками.
103
Преобразования «строка-число».
ПР №51. Преобразования «строка-число».
104
Строки в процедурах и функциях.
ПР №52. Строки в процедурах и функциях.
105
Рекурсивный перебор.
ПР №53. Рекурсивный перебор.
106
Сравнение и сортировка строк.
ПР №54. Сравнение и сортировка строк.
107
Практикум: обработка символьных строк.
ПР №55. Обработка символьных строк: сложные задачи.
109
Матрицы.
ПР №56. Матрицы.
110
Матрицы.
ПР №57. Обработка блоков матрицы.
111
Файловый ввод и вывод.
ПР №58. Файловый ввод и вывод.
112
Обработка массивов, записанных в файле.
ПР №59. Обработка массивов из файла.
113
Обработка смешанных данных, записанных в файле.
ПР №60. Обработка смешанных данных из файла.
117
Методы
вычислений
Точность вычислений. Решение уравнений. Метод перебора.
ПР №61. Решение уравнений методом перебора.
118
Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам.
ПР №62. Решение уравнений методом деления отрезка пополам.
119
Решение уравнений в табличных процессорах.
ПР №63. Решение уравнений в табличных процессорах.
120
Дискретизация. Вычисление длины кривой.
ПР №64. Вычисление длины кривой.
121
Дискретизация. Вычисление площадей фигур.
ПР №65. Вычисление площади фигуры.
122
Оптимизация. Метод дихотомии.
ПР №66. Оптимизация. Метод дихотомии.
123
Оптимизация с помощью табличных процессоров.
ПР №67. Оптимизация с помощью табличных процессоров.
124
Статистические расчеты.
ПР №68. Статистические расчеты.
125
Условные вычисления.
ПР №69. Условные вычисления.
126
Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов.
ПР №70. Метод наименьших квадратов.
127
Восстановление зависимостей в табличных процессорах.
ПР №71. Линии тренда.
131
Информационная безопасность
Защита от вредоносных программ.
ПР №72. Использование антивирусных программ.
132
Что такое шифрование? Хэширование и пароли.
ПР №73. Простые алгоритмы шифрования данных.
133
Современные алгоритмы шифрования.
ПР №74. Современные алгоритмы шифрования и хэширования.
134
Стеганография.
ПР №75. Использование стеганографии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
(11 КЛАСС)
№ п/п
№ урока по
порядку
Раздел
Тема урока
Практическая работа
5
Информация и информационные процессы
Сжатие данных без потерь.
ПР №1. Алгоритм RLE.
6
Алгоритм Хаффмана.
ПР №2. Сравнение алгоритмов сжатия.
7
Виды архиваторов.
ПР №3. Использование архиваторов.
8
Сжатие информации с потерями.
ПР №4. Сжатие с потерями.
13
Моделирование
Модели и моделирование.
ПР №5. Моделирование работы процессора.
17
Моделирование движения. Дискретизация.
ПР №6. Моделирование движения.
18
Модели ограниченного и неограниченного роста.
ПР №7. Моделирование популяции.
19
Моделирование эпидемии.
ПР №8. Моделирование эпидемии.
20
Модель «хищник-жертва».
ПР №9. Модель «хищник-жертва».
21
Обратная связь. Саморегуляция.
ПР №10. Саморегуляция.
23
Практическая работа: моделирование работы банка.
ПР №11. Моделирование работы банка.
30
Базы данных
Операции с таблицей.
ПР №12. Работа с готовой таблицей.
31
Создание таблицы.
ПР №13. Создание однотабличной базы данных.
32
Запросы.
ПР №14. Создание запросов.
33
Формы.
ПР №15. Создание формы.
34
Отчеты.
ПР №16. Оформление отчета.
35
Язык структурных запросов (SQL).
ПР №17. Язык SQL.
36
Многотабличные базы данных.
ПР №18. Построение таблиц в реляционной БД.
37
Формы с подчиненной формой.
ПР №19. Создание формы с подчиненной.
38
Запросы к многотабличным базам данных.
ПР №20. Создание запроса к многотабличной БД.
39
Отчеты с группировкой.
ПР №21. Создание отчета с группировкой.
40
Нереляционные базы данных.
ПР №22. Нереляционные БД.
41
Экспертные системы
ПР №23. Простая экспертная система.
46
Создание web-сайтов
Оформление текстовой веб-страницы.
ПР №24. Создание текстовых веб-страниц.
47
Списки.
ПР №25. Создание списков.
48
Гиперссылки. Страница с гиперссылками.
ПР №26. Гиперссылки.
50
Использование CSS.
ПР №27. Использование CSS.
51
Рисунки на веб-страницах.
ПР №28. Вставка рисунков в документ.
52
Мультимедиа.
ПР №29. Вставка звука и видео в документ.
53
Таблицы.
ПР №30. Табличная верстка.
55
Практическая работа: блочная верстка.
ПР №31. Блочная верстка.
56
XML и XHTML.
ПР №32. База данных в формате XML.
58
Использование Javascript.
ПР №33. Использование Javascript.
59
Размещение веб-сайтов.
ПР №34. Сравнение вариантов хостинга.
60
Элементы теории алгоритмов
Уточнение понятие алгоритма.
ПР №35. Машина Тьюринга.
61
Универсальные исполнители.
ПР №36. Машина Поста.
62
Универсальные исполнители.
ПР №37. Нормальные алгорифмы Маркова.
63
Алгоритмически неразрешимые задачи.
ПР №38. Вычислимые функции.
65
Доказательство правильности программ.
ПР №39. Инвариант цикла.
68
Алгоритмизация и программирование
Решето Эратосфена.
ПР №40. Решето Эратосфена.
69
Длинные числа.
ПР №41. «Длинные числа».
70
Структуры (записи).
ПР №42. Ввод и вывод структур.
71
Структуры (записи).
ПР №43. Чтение структур из файла.
72
Структуры (записи).
ПР №44. Сортировка структур с помощью указателей.
73
Динамические массивы.
ПР №45. Динамические массивы.
74
Динамические массивы.
ПР №46. Расширяющиеся динамические массивы.
75
Списки.
ПР №47. Алфавитно-частотный словарь.
76
Использование модулей.
ПР №48. Модули.
77
Стек.
ПР №49. Вычисление арифметических выражений.
78
Стек.
ПР №50. Проверка скобочных выражений.
79
Очередь. Дек.
ПР №51. Заливка области.
81
Вычисление арифметических выражений.
ПР №52. Вычисление арифметических выражений.
82
Хранение двоичного дерева в массиве.
ПР №53. Хранение двоичного дерева в массиве.
84
Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала).
ПР №54. Алгоритм Прима-Крускала.
85
Поиск кратчайших путей в графе.
ПР №55. Алгоритм Дейкстры.
86
Поиск кратчайших путей в графе.
ПР №56. Алгоритм Флойда-Уоршелла.
87
Динамическое программирование.
ПР №57. Числа Фибоначчи.
88
Динамическое программирование.
ПР №58. Задача о куче.
89
Динамическое программирование.
ПР №59. Количество программ.
90
Динамическое программирование.
ПР №60. Размер монет.
95
Объектно-ориентированное программирование
Скрытие внутреннего устройства.
ПР №61. Скрытие внутреннего устройства объектов.
100
Объекты и их свойства.
ПР №62. Создание формы в RAD-среде.
101
Использование готовых компонентов.
ПР №63. Использование компонентов.
102
Использование готовых компонентов.
ПР №64. Компоненты для ввода и вывода данных.
103
Совершенствование компонентов.
ПР №65. Разработка компонентов.
108
Компьютерная графика и анимация
Ввод цифровых изображений. Кадрирование.
ПР №66. Ввод и кадрирование изображений.
109
Коррекция фотографий.
ПР №67. Коррекция фотографий.
110
Работа с областями.
ПР №68. Работа с областями.
112
Многослойные изображения.
ПР №69. Многослойные изображения.
113
Каналы.
ПР №70. Каналы
114
Иллюстраций для веб-сайтов.
ПР №71. Иллюстрации для веб-сайтов.
115
GIF-анимация.
ПР №72. GIF-анимация
116
Контуры.
ПР №73. Контуры.
119
3d моделирование и анимация
Введение в 3D-графику. Проекции.
ПР №74. Управление сценой.
120
Работа с объектами.
ПР №75. Работа с объектами.
121
Сеточные модели.
ПР №76. Сеточные модели.
122
Модификаторы.
ПР №77. Модификаторы.
123
Контуры.
ПР №78. Пластина.
124
Контуры.
ПР №79. Тела вращения.
125
Материалы и текстуры.
ПР №80. Материалы.
126
Текстуры.
ПР №81. Текстуры.
127
UV-развертка.
ПР №82. UV-развертка.
128
Рендеринг.
ПР №83. Рендеринг.
129
Анимация.
ПР №84. Анимация.
130
Анимация. Ключевые формы.
ПР №85. Анимация. Ключевые формы.
131
Анимация. Арматура.
ПР №86. Анимация. Арматура.
132
Язык VRML.
ПР №87. Язык VRML. Подготовка к к/р.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Выпускник на углубленном уровне научится:
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; понимать задачи построения кода, обеспечивающего по возможности меньшую среднюю длину сообщения при известной частоте символов, и кода, допускающего диагностику ошибок;
строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции; выполнять эквивалентные преобразования этих выражений, используя законы алгебры логики (в частности, свойства дизъюнкции, конъюнкции, правила де Моргана, связь импликации с дизъюнкцией);
строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице истинности; определять истинность высказывания, составленного из элементарных высказываний с помощью логических операций, если известна истинность входящих в него элементарных высказываний; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать логические уравнения;
строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать выигрышную стратегию игры;
записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием; использовать при решении задач свойства позиционной записи числа, в частности признак делимости числа на основание системы счисления;
записывать действительные числа в экспоненциальной форме; применять знания о представлении чисел в памяти компьютера;
описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер (весовых матриц); решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов, в частности задачу построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа и определения количества различных путей между вершинами;
формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.); понимать содержание тезиса Черча–Тьюринга;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы и размер используемой памяти при заданных исходных данных; асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от размера исходных данных); определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов;
анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений и при каких исходных значениях возможно получение указанных результатов;
создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, связанные с анализом элементарных функций (в том числе приближенных вычислений), записью чисел в позиционной системе счисления, делимостью целых чисел; линейной обработкой последовательностей и массивов чисел (в том числе алгоритмы сортировки), анализом строк, а также рекурсивные алгоритмы;
применять метод сохранения промежуточных результатов (метод динамического программирования) для создания полиномиальных (не переборных) алгоритмов решения различных задач; примеры: поиск минимального пути в ориентированном ациклическом графе, подсчет количества путей;
создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных алгоритмов и методов;
применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья, очереди; применять при составлении алгоритмов базовые операции со структурами данных;
использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для изучения языке программирования;
использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки символьных строк; выполнять обработку данных, хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с текстовыми и двоичными файлами; выделять подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной задачи в полном объеме; реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать подпрограммы в единую программу; использовать модульный принцип построения программ; использовать библиотеки стандартных подпрограмм;
применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;
выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты, описывать на формальном языке их свойства и методы; реализовывать объектно-ориентированный подход для решения задач средней сложности на выбранном языке программирования;
выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде программирования; использовать при разработке программ стандартные библиотеки языка программирования и внешние библиотеки программ; создавать многокомпонентные программные продукты в среде программирования;
инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для решения учебных задач по выбранной специализации;
пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ, инструкции по их использованию и отчеты по выполненным проектным работам;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; анализировать соответствие модели реальному объекту или процессу; проводить эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; выбирать конфигурацию компьютера в соответствии с решаемыми задачами;
понимать назначение, а также основные принципы устройства и работы современных операционных систем; знать виды и назначение системного программного обеспечения;
владеть принципами организации иерархических файловых систем и именования файлов; использовать шаблоны для описания группы файлов;
использовать на практике общие правила проведения исследовательского проекта (постановка задачи, выбор методов исследования, подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета); планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм;
владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их структуре, средствах создания и работы, в том числе выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
использовать компьютерные сети для обмена данными при решении прикладных задач;
организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать работу протоколов сети TCP/IP и определять маску сети);
понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети;
представлять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений (сайты, блоги и др.);
применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права);
проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче информации; определять пропускную способность и помехозащищенность канала связи, искажение информации при передаче по каналам связи, а также использовать алгоритмы сжатия данных (алгоритм LZW и др.);
использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов окружающего мира; использовать префиксные деревья и другие виды деревьев при решении алгоритмических задач, в том числе при анализе кодов;
использовать знания о методе «разделяй и властвуй»;
приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые имеют различную сложность; использовать понятие переборного алгоритма;
использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и недостатки двух языков программирования;
создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;
использовать информационно-коммуникационные технологии при моделировании и анализе процессов и явлений в соответствии с выбранным профилем;
осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных целей;
проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и согласованности) исходных данных и валидацию (проверку достоверности) результатов натурных и компьютерных экспериментов;
использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных, в том числе – статистической обработки;
использовать методы машинного обучения при анализе данных; использовать представление о проблеме хранения и обработки больших данных;
создавать многотабличные базы данных; работе с базами данных и справочными системами с помощью веб-интерфейса.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными, тестовых или практическими заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п,
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала);
«1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Опенка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность, устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4». если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
не смол ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
отказался отвечать на вопросы учителя.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. В ходе обучения есть возможность рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Программа
Учебник
Методическое пособие
Контрольно-измерительные материалы
Бородин М.Б. Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы / сост. М.Н.Бородин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Поляков К.Ю. Информатика. Программа для старшей школы: 10-11 классы. Углубленный уровень / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч./ К.Ю.Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч./ К.Ю.Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Бородин М.Н. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Тесты к учебнику «Информатика. Углублённый уровень» для 10-11 классов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/tests.htm)
Материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
13PAGE 15
13PAGE 14115