Программа элективного курса «Введение в ЕГЭ» 10 класс
Программа элективного курса «Введение в ЕГЭ» 10 класс
Пояснительная записка
Элективный курс «Введение в ЕГЭ (русский язык)» может быть использован
в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 - х классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа составлена в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение элективного курса.
В соответствии с учебным планом МКОУ Евстратовская СОШ на изучение курса в 10 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, ДОН, ККИДППО по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Программа рассчитана на 70 часов: 2 часа в неделю.
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Срок реализации программы – 1 год.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
изучения элективного курса «Введение в ЕГЭ (русский язык)».
№
п/п
Тематика курса
кол-во часов
теорети
ческая часть
практи
ческая
часть
формы итоговой работы
10 класс
1
Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ
2
1
1
2
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.
1
0,5
0,5
3
Орфоэпические нормы русского языка
1
1
4
Словообразовательные нормы
2
2
5
Лексические нормы
3
3
ТДР
6
Морфологические нормы и орфография
10
10
ТДР
7
Синтаксические нормы и пунктуация
15
15
ТДР
8
Повторение трудных тем орфографии и пунктуации
3
3
9
Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка
10
10
ТДР
10
Исходный текст (проблемы, авторская позиция)
5
5
11
Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения.
10
0,5
9,5
12
Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ)
4
4
Пробный ЕГЭ
13
Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ.
Обобщающее повторение
4
4
Мини-сочинение
И т о г о
70
2
70
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. ЕГЭ-2009. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо»,
2009 г. В книге помещён «Свод правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.)».
3. Е.П. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Краснодар, 2007г.
4. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2008 года в
Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2009 года. Р.М.Гриценко,
Е.Л.Николаевская;
5. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2009 года в
Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2010 года. Р.М.Гриценко,
Е.Л.Николаевская.
6. Методические рекомендации ККИДППО для ОУ Краснодарского края о преподавании
русского языка в 2009-2010 учебном году;
7. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
8. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
9. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. Приложение 1
«Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ »: 2008, 2009 гг.
2. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Учебное пособие. Краснодар, 2007 г.
3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.
Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ »: 2008, 2009 гг.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».
7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».
Учебно – методическое обеспечение
Таблицы
Комплекты карточек
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программного материала элективного курса «Введение в ЕГЭ (русский язык)»
№№
занят.
Дата по лану
Дата по факту
Тема занятия
форма заня-тия /соответ- ствие зада-
ниям ЕГЭ
1
03.09
Введение.
Особенности ЕГЭ по русскому языку
лекция
2
05.09
Спецификация, кодификатор и демонстрационная
версия экзаменационной работы.
практикум
3
10.09
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.
Словари русского языка.
лекция
практикум
4
12.09
Орфоэпические нормы. Основные правила орфо-эпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
работа с тестами
А1
5-6
17.09
19.09
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне.
практикум
А2, А11
7
24.09
Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике.
самост.работа
А3
8-9
26.09
01.10
Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.
работа с тестами
В1
10
03.10
Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.
практикум
А3
11
08.10
Морфологический анализ слов разных частей речи.
исслед.работа
А10, В2
12
10.10
Грамматические и речевые ошибки на морфологи-ческом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.
самост.работа
А10
13
15.10
Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.
практикум
А12
14
17.10
Правописание корней и приставок.
практикум
А13, А14
15
22.10
Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени.
исслед.работа
А15
16
24.10
Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н- и –НН-).
тренинг
А16
17
29.10
Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.
работа с тестами
А17
18
31.10
Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов.
исслед.работа
А18
19
12.11
Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.
самост.работа
20-21
14.11
19.11
Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.
тренинг
А5, В3
22
21.11
Предложение. Порядок слов в предложении. Грам-матическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предло-жения, способы их выражения.
практикум
А8
23
26.11
Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.
практикум
А9, В4
24
28.11
Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласова-ние определений с определяемым словом)
тренинг
А5
25
03.12
Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчи-ненных предложений.
практикум
А5, А19, А20
26
05.12
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.
практикум
А4
27
10.12
Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы» ( А19-А26).
самост.работа
А26
28-29
12.12
17.12
Знаки препинания в простом предложении (с од-нородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)
работа с тестами
А19,А20, А22
В5, В6
30
19.12
Предложения со словами и конструкциями, грам-матически не связанными с членами предложения
работа с тестами
А21
31
24.12
Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях
практикум
А23, А24
32
26.12
Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью
работа с тестами
А25
33-34
26.12
Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26,
В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)
35
14.01
Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы)
тренинг
А1-А11
36
16.01
Повторение трудных тем орфографии
тренинг
А12-А18
37
21.01
Повторение трудных тем синтаксиса
тренинг
А19-А26
38
23.01
Микротекст (структура, смысловая и композиции-
оная целостность текста). Логико-смысловые отно-шения между частями текста.
работа / текст
А6, А7
39
28.01
Основная и дополнительная информация текста.
Информационная обработка текста.
исслед.работа
А27, А28
40
30.01
Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).
работа / текст
В7
41
42
43
04.02
06.02
11.02
Функционально-смысловые типы речи, их отличи-тельные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.
практикум.
А29
44
13.02
Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
практикум
А29
45
46
18.02
20.02
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)
мини-исслед.
В8
47
48
25.02
27.02
Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония
и др.) Умение находить их в тексте.
мини-исслед.
В8
49
04.03
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
В8
50
06.02
Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» (А6, А7, А27-А30, В8).
А6, А7, А27-
30, В8
51
11.03
Коммуникативный уровень выполнения экзаме-национной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)
лекция
практикум
52
13.03
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.
работа / текст
53
18.03
Формулировка проблем исходного текста. Пробле-матика текстов предыдущих лет. Варианты форму-лировок проблемы. Анализ текстов и проблем
лучших экзаменационных работ прошлых лет.
практикум
К1
54
20.03
Проблема и её комментарий. Способы коммен-тария проблемы, его письменное оформление.
мини-сочин.
К2
55
01.04
Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.
мини-сочин.
К3
56
03.04
Аргументация собственного мнения по проблеме.
Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.
мини-сочин.
К4, К11
57
58
08.04
10.04
Анализ письменных работ выпускников предыду-щих лет с точки зрения правильности и убедитель-ности приводимых аргументов.
исслед.работа
К4
59
15.04
Смысловая цельность, речевая связность и после-довательность изложения письменной работы
практикум
К5
60
17.04
Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.
практикум
К6, К12
61
62
22.04
24.04
Тренировочно-диагностическая работа (написа-ние сочинения)
сочинение
К1-К12
63
64
29.04
06.05
Анализ и редактирование своих работ
самост.работа
65
66
08.05
13.05
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.
тренинг
67
15.05
Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ
А, В, С
68
20.05
Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ
мини-исслед.
К1-К12
69
22.05
Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я справлюсь с работой на .. баллов») - письменная работа с аргументацией уверенности.
психологич. практикум,
мини-сочинение
70
Резервное занятие
15