Авторская радикальная программа спецкурса для 7-х классов

Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39 имени П.Н.Самусенко»

РАССМОТРЕНО
Заседание МС МОУ «СОШ №39 имени П.Н.Самусенко»
Протокол № 2
от 8 ноября 2011г.
Замдиректора по НМР

Щербакова Т.А.. ________
РЕКОМЕНДОВАНО
ЭМС МАУ «ЦРО»
Протокол №
От____________
Директор МАУ «ЦРО»
г. Братска
Кускова И.Н
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №
От ____________________
Директор
МОУ «СОШ №39 имени П.Н.Самусенко»

Сусорева Л.П.







Авторская радикальная программа
элективного курса «Братск литературный»
для обучающихся 7-х классов
общеобразовательных школ



Образовательная область: филология






Автор – составитель:

Щербакова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №39 имени П.Н.Самусенко»,
высшая квалификационная категория














Братск
2011г

ПАСПОРТ
на авторскую педагогическую программу радикального типа

I раздел (заполняется автором программы)
Название разработки: «Братск литературный»
Форма разработки: образовательная радикальная программа элективного курса
Образовательная область: филология
Щербакова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 39 им. П.Н. Самусенко». 665714 г. Братск, Иркутской области, ул. Заводская, 11 б
Группа пользователей: программа предназначена для обучающихся 7-х классов
Количество часов на изучение программы: программа элективного курса «Братск литературный» рассчитана на 1 год обучения, учебно-тематический план составлен на 34 часа, 1 час в неделю.
Главная идея, целевая установка творческой разработки: изучение данной программы направлено на патриотическое и нравственное воспитание школьников, развитие познавательного интереса к богатой и разнообразной литературе родного города.

II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)
Оценка авторской педагогической разработки администрацией МОУ «СОШ № 39 им. П.Н. Самусенко»: программа элективного курса «Братск литературный» учителя русского языка и литературы Щербаковой Т.А. разработана в соответствии с основной образовательной программой школы и поддерживает одно из приоритетных направлений школы по патриотическому воспитанию школьников, расширению общелитературного кругозора.
Сфера использования авторской педагогической разработки в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения: авторская программа элективного курса «Братск литературный» предназначена для обеспечения часов школьного компонента учебного плана МОУ «СОШ № 39 им. П.Н. Самусенко».

III раздел (заполняется методической службой городских, районных отделов образования)
Авторская программа элективного курса «Братск литературный» по структуре и содержанию соответствует предъявляемым требованиям к авторским педагогическим разработкам (Приложение № 5 приказу Глав УО и ПО Иркутской области от 25.06.2004 № 1163). Рекомендована к внедрению в образовательный процесс (протокол заседания экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г. Братска
Приказ МАУ «ЦРО» г. Братска «Об утверждение решения экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» от _________ №__________).

Эксперт

Председатель экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г.Братска



Пояснительная записка

В условиях модернизации российского образования особая роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит предметам гуманитарного цикла.
Актуальность 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2F
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15 программы 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fvichuga17.3dn.ru%2Fmetod%2Fprogramma.docx&lr=63&text=%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%9A%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%9C
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fvichuga17.3dn.ru%2Fmetod%2Fprogramma.docx&lr=63&text=%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%9B%D0%9E%
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15 литературного 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fvichuga17.3dn.ru%2Fmetod%2Fprogramma.docx&lr=63&text=%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%9A%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%A0%D0%90%D
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· краеведения 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fvichuga17.3dn.ru%2Fmetod%2Fprogramma.docx&lr=63&text=%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%9A%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· стимулирует интерес к изучению своей истории, народных традиций.
Сегодня перед школой, а в частности перед учителем словесности, стоит задача возвращения подрастающему поколению нравственных ориентиров, духовных истоков русской национальной культуры. На сегодняшний день в городе не существует программы для общеобразовательных школ, которая бы привела в систему богатое литературное краеведение города Братска. Данная работа - результат систематизации имеющейся в распоряжении автора и библиотек города краеведческого литературного материала.
Новизна 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fvichuga17.3dn.ru%2Fmetod%2Fprogramma.docx&lr=63&text=%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%9A%20%D0%9F%
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15 программы 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fvichuga17.3dn.ru%2Fmetod%2Fprogramma.docx&lr=63&text=%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%9A%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%9C
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности
Спецкурс «Братск литературный» призван воспитать у школьников любовь к родному краю, к своей малой родине, раскрыть творческий потенциал обучающихся. Данный курс, предлагаемый обучающимся 7 классов, является логическим продолжением завершившегося в 6 классе курса литературы Восточной Сибири и знакомит с именами братских писателей и поэтов, их творчеством.
Цель данного курса состоит в патриотическом и нравственном воспитании обучающихся, расширении их художественного и общекультурного кругозора, развитии познавательного интереса к богатой и разнообразной литературе родного города.
Задачи изучения курса:
воспитание бережного отношения и любви к своей малой родине, духовности, интереса к художественной литературе;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
приобретение навыков проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
умение анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты в соответствии с возрастом и уровнем подготовки школьников;
развитие творческих способностей обучающихся
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды занятий:
чтение и изучение доступных учащимся произведений, сопровождаемое разнообразными упражнениями и работами, направленными на развитие речевых и творческих умений школьников;
обсуждение в ходе свободной беседы или диспута произведений писателей города Братска;
различные мероприятия по пропаганде книги (литературные викторины, КВН, конкурсы, встречи с писателями и поэтами г.Братска, экскурсии в библиотеки, читательские конференции, презентации книги и т.д.)
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предусматривает знакомство школьников с обзорными и монографическими темами. Монографические темы включают в себя краткий очерк жизни и творчества писателя и те произведения, которые учащиеся должны прочитать и обсудить. В обзорах учитель дает общую характеристику творчества тех писателей, чьи произведения (по разным причинам) не могут быть изучены более или менее глубоко
В программе дается примерное распределение учебного времени на изучение каждой обзорной и монографической темы, прилагается список литературы для учителя и учащихся.
В течение обучения школьники выполняют творческие работы, готовят проекты, защищают рефераты, участвуют в конкурсах, встречах, посещают
библиотеки, проводят презентации. Учитель осуществляет мониторинг развития учебно-познавательного интереса учащихся (анкетирование входное, рубежное, публичная защита проекта по окончании курсов), при текущем контроле использует индивидуальные, фронтальные, устные и письменные формы опроса.

Ожидаемые результаты
После изучения курса учащиеся должны:
Знать:
содержание изученных произведений писателей поэтов;
личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашим городом).
Уметь:
определять особенности построения художественных произведений, давать их критическую оценку;
рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;
грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, эссе;
выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом;
давать оценку изученным произведениям, уметь анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы)
К ожидаемым результатам следует отнести:
факт осознанного продолжения  изучения  литературы Братска, Иркутской области и литературы вообще;
высокий уровень познавательной активности;
толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания.
Система оценивания успешности прохождения курса
 Изучение данного курса предполагается построить в виде лекций, практикумов, семинаров, конкурсов, защиты рефератов, иллюстраций, проектов. Содержание курса включает в себя самостоятельную работу обучающихся – написание отзывов на произведения и реферата по творчеству одного из изученных авторов.
Форма итогового контроля защита проекта по изученным темам курса

Учебно-тематическое планирование курса «Братск литературный»

Тема занятий
Формы занятий
Кол-во часов

1.
Введение. Братск в литературе 17-18веков
лекция, беседа
3

2
Обзор художественной и исторической литературы о Братске до строительства ГЭС.
лекция с элементами беседы
2

3.
Современная публицистическая и художественная проза о Братске
защита рефератов,
встреча-интервью с участником строительства города и ГЭС
2

4.
Наш город в творчестве местных поэтов.
семинарское занятие, конкурс чтецов
2

5.
Поэты Братска –детям. Художественный мир поэзии Ю. Черных, Ю. Жернакова, В. Корнилова
беседа, чтение стихотворений наизусть, защита иллюстраций
2

6.
Эхо прошедшей войны (Великая Отечественная война в творчестве поэтов-братчан)
беседа, встреча с поэтом-
ветераном войны, конкурс на лучшего чтеца
2

7.
«Звонкий голос братской лиры» (творчество А.Лисицы, В.Скробота, Т. Безридной, В.Монахова, И.Черемных и др.)
защита проектов
3

8.
Творчество Г.П.Михасенко
беседа, КВН, экскурсия в библиотеку имени
Г.П. Михасенко, конференция
7

9.
Творческая и общественная деятельность В.Корнилова
встреча с поэтом, презентация нового сборника,
викторина
3

10
В.С.Сербский – поэт, библиофил, создатель уникальной библиотеки поэзии.
защита рефератов,
экскурсия в библиотеку В.Сербского, эссе
2

11.
Литературные объединения города Братска
(«Истоки», «Братские роднички», «Маленький принц»)
презентация, исследовательские работы, встречи с членами объединений
2


12.
Современная текущая литература, обзор газетных и журнальных статей.
экскурсия в библиотеку, доклады
2

13.
Итоговые занятия.
публичная защита проекта
2


Содержание курса.

I. Введение. Братск в литературе 17-18 веков. (3 час)
Цели и задачи курса. Обзор литературы для учащихся. Первые страницы о «брацкой земле» (донесения основателей Братска Максима Перфильева и Поздея Фирсова, фрагменты «Жития протопопа Аввакума», «Описание древних башен в селе Братском» И.И.Воротникова)
Контрольные вопросы и задания.
В чем вы видите самобытность литературы о раннем периоде Братска?
Что такое летопись?
В чем бесценность летописных и дневниковых незамысловатых строк, оставленных нам?
Как описывают авторы Братский острог, Падунские пороги?
Узнайте имена современных летописцев города Братска.
II. Обзор художественной и документальной литературы о Братске до строительства ГЭС. (2час)
Г.Ф. Кунгуров «Артамошка Лузин». Яркая картина жизни Приангарья 18 века. Дружба людей разных национальностей. Исторический факт о восстании против братского наместника-приказчика Христофора Кафтырева (4-я часть повести «Братский острог»).
Т.Ф. Медведкова, И.Б. Муравьев «Повесть о декабристе Петре Муханове». Декабрист Петр Муханов в ссылке в Братске. Письма декабриста к матери о путешествии по Ангаре. Роль Муханова в преобразовании края.
Контрольные вопросы и задания
Можно ли назвать повесть «Артамошка Лузин» исторической? Обоснуйте свой ответ.
Как описывает Братский острог писатель? Сравните его с летописным описанием.
Заинтересовала ли вас личность декабриста Петра Муханова?
Составить компьютерную презентацию «Петр Муханов в Братском остроге», используя программу «Power Point»
III. Современная публицистическая и художественная проза о Братске (2 часа)
Тема строительства Братской ГЭС – главная тема документалистики о Братске (Очерк В.Пескова «Счастье первой тропы», П Шурыгин «У Падунского порога»,
А. Нагнойных «Наймушин и Гиндин» (в сборнике «Мы – братчане»).
Неповторимые будни и праздники строителей ГЭС и города (Ю.Скоп, В.Шугаев «Цветы в росе», Б.Костюковский «Земные братья», А.Марчук «Приснился мне город»)
Деятельность В. Рудых, руководителя городского общества краеведов, автора книг о Братске и его людях.
Контрольные вопросы и задания
Почему так многообразна и обширна публицистическая литература о Братске в 50-60-е годы прошлого века?
Кто из известных писателей и поэтов побывал в эти годы в нашем городе и оставил о нем проникновенные строки. Вспомни их.
Как ты понимаешь слова современного братского летописца В.М. Рудых: «Братск – это наш жизненный компас, это наши крылья, поднимающие нас к преодолению трудностей, которые мы переживаем со всей нашей страной – Россией»?
IV. Наш город в творчестве местных поэтов (2 часа)
Н.Снегов «Наш город», А.Лисица «Мой город», П.Юдин «Песня о городе Братске», В.Смирнов «Мой город», Б. Сальников «Возник наш город», В.Скробот «Тебе, мой Братск, всего полсотни», В.Уруков «Вам, мои братчанки», А.Яковлева «Первопроходцы», В.Громов «Созвав строителей надежных», Ю.Розовский Мой город»
Контрольные вопросы и задания
Какое из прочитанных стихотворений о Братске вы могли предложить в качестве гимна городу? Обоснуйте свой ответ.
Многие говорят, что у Братска нет будущего. Как эта мысль опровергается в стихотворениях наших поэтов?

V. Поэты Братска – детям. Художественный мир поэтов Ю. Черных, Ю. Жернакова, В. Корнилова (2 часа)
Контрольные вопросы и задания
Какой мир для детей создали поэты в своих стихотворениях? Докажите.
Почему именно это стихотворение выбрали для чтения наизусть?
Защитите нарисованные вами иллюстрации к стихам поэтов.

VI. «Эхо прошедшей войны» (Великая Отечественная война в творчестве поэтов-братчан) (2 часа)
Участники войны о преданности Родине, мужестве советского солдата: Н.Снегов «Друзья-ветераны», В. Панов «Часы комбата», А. Сальников «Ветераны»
Великая Отечественная в творчестве молодых поэтов: У.Пешкова «Война», Ю.Розовский «Графиня», А.Соболев «Над окопом». Гуманистический пафос стихотворений.
Контрольные вопросы и задания
Что вы узнали о русском солдате из произведений поэтов-братчан?
Что объединяет стихотворения поэтов-ветеранов войны и молодых авторов?
Объясните смысл названия стихотворений « Часы комбата», «Графиня»

VII. «Звонкий голос братской лиры» (3 часа)
В.Громов «Зима»
А Лисица «Родная речь»,
В. Монахов «Восходит поэт», «Время стихов»
В.Скробот «Тревога», «В ладоши хлопает весна»
П.Юдин «Творчество»
А. Яковлева «А» тебе?
М.Ковешников «Ты встречаешь рассветы»
Контрольные вопросы и задания.
Какие темы затрагивают в своих стихотворениях братские поэты?
Что их тревожит, волнует? Что заставляет браться за перо?
Выучи наизусть понравившееся стихотворение. Подготовься к конкурсу чтецов.
Согласны ли вы с утверждением иркутянина Р.Филиппова, члена Союза писателей России, что «Братск – город поэтический»? Обоснуйте свой ответ.
Попытайся и ты внести лепту в «звонкий голос братской лиры».

VIII. Г.П.Михасенко (7 часов)
Жизнь и деятельность Г.П. Михасенко. Творческий путь писателя. Разножанровость творчества.
«Кандаурские мальчишки». Автобиографическая основа повести. Суровая и трудная жизнь народа в тылу в годы Великой Отечественной войны. Глубокое проникновение автора во внутренний мир детей.
«Пятая четверть». Отражение в повести романтики освоения нового, величия труда строителей Братской ГЭС. Мечта Антона и Гоши о дальних путешествиях и полетах.
«Милый Эп» - книга о юношестве, первой любви, нравственном становлении личности.
«Остров Тэнга» - остросюжетная пьеса о сохранении природы, бережном отношении к ней.
«Азбука Братска» - сборник стихотворений о Братске.
Контрольные вопросы и задания
Расскажи об общественной деятельности Г.П. Михасенко. Чем город и вы, дети, благодарны ему?
Какие эпизоды повести «Кандаурские мальчишки» произвели на тебя наиболее сильное впечатление? Объясни почему. Как Г.П. Михасенко показывает истоки той силы, которая помогла нашему народу выстоять и победить в Великой Отечественной войне?
Где развертываются события повести «Пятая четверть»? Какие чувства затронуло произведение? Удалось ли писателю передать горячие будни строительства Братской ГЭС? Каким образом?
Какое событие «Милого Эпа», на твой взгляд, является центральным? Обоснуй свое мнение. Какие проблемы волнуют героев повести? Почему повесть названа именем главного героя?
Какова основная тема пьесы «Остров Тэнга»? Актуальна ли она сегодня? Попытайтесь доказать.
Как автор рассказал об истории Сибири в «Азбуке Братска»? С каким чувством написаны стихотворения? О ком упоминает поэт в этой книге? Почему именно о них? Докажите строками стихотворений.
Самостоятельно прочитайте сказки Г.П.Михасенко («Тирлямы в подземном королевстве», «Земленыр, или Каскад приключений», «Дачные сказочные повести»). Чем они отличаются от литературных сказок других писателей?
.Составь библиографический список имеющейся в библиотеке литературы, посвященной жизни и творчеству Г.П.Михасенко.
Экскурсия в библиотеку имени Г.П.Михасенко

IX. Творческая и общественная деятельность В.Корнилова (3 часа)
Очерк жизни и творчества писателя. Живописность поэтического стиля поэта.
Стихотворения-посвящения: «Памяти Николая Рубцова», «Геннадию Павловичу Михасенко», « Бабушкины сказки», «Байкал».
Лирика любви («Моя душа полна тобой», «Твои глаза и песни соловья», «О юности»).
Публицистическая проза. «Штрихи к портретам земляков»: о Ю.Черных «Стихов живые голоса», о Г.Михасенко «Волшебный сказочник из страны детства»
Контрольные вопросы и задания
Согласны ли вы, что лирика поэта живописна? Каков лирический герой его произведений? Как память сердца помогает поэту продолжать духовный опыт?
Проведи исследование, кому и в связи с чем В.Корнилов посвятил свои стихотворения.

X. В.С.Сербский (2 часа)
В.Сербский – член Всероссийской ассоциации библиофилов, член международного общества пушкинистов, создатель уникальной библиотеки, поэт.
Трагедия семьи в его творчестве (сборник стихотворений «Беседы с портретами родителей»)
Экскурсия в библиотеку В.Сербского.
Контрольные вопросы и задания
Прочитайте стихотворения В.С.Сербского из сборников «Беседы с портретами родителей» или «Запретная тема». Как непростая жизнь будущего крупнейшего библиофила Сибири отражена в поэзии?
Составьте библиографию имеющейся дома библиотеки.

XI. Литературные объединения города Братска (2 часа)
«Истоки» - городское литературное объединение, давшее путевку в жизнь многим начинающим авторам
«Братские роднички» - детский литературный клуб, созданный на базе Центра детского и юношеского творчества №2. первый коллективный сборник «Сердцу светлого праздника хочется»
«Маленький принц» - литературное объединение юных авторов, организованное при Центре детского и юношеского творчества №1.
Контрольные вопросы и задания
Самостоятельно познакомься с одним из небольших поэтических сборников:
Б.Сальникова «Сонеты», В. Скробота «Я радуюсь весне». Напиши к нему аннотацию.
О чем пишут юные поэты Братска? О чем написал бы ты?
Посещение заседания клуба «Братские роднички»

XII. Современная текущая литература. Обзор газетных и журнальных статей. (2 часа)
Экскурсии в библиотеку

XIII. Подведение итогов. Публичная защита проекта по изученным темам курса. (2часа)
Примерные темы:
Своеобразие художественной литературы писателей-братчан.
Великая Отечественная война в творчестве братских поэтов
Защита проекта «Город Братск в творчестве Г.П.Михасенко»
Создание странички на школьном сайте по теме «Братск литературный»



Литература для учителя

Библиофил Сибири. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988
Братск Острожный. Музей освоения Ангары, 2001.
Братский поэт – Лисица. Биография. «Знамя», 2005, №97-98.
Буцык О. История стихотворения А.В. Лисицы «Первая школа», Откровение, спецвыпуск, апрель, 2003.
Гантваргер О. Прописан в ребячьих сердцах. Михасенко Г.П. Кандаурские мальчишки Неугомонные бездельники: Повести. Иркутск, Восточно-Сибирское издательство, 1991.
Герасимов В. Летопись Братска. Издательство Иркутского университета, 1992.
Герасимов В. С чего начинался Братский острог. Знамя, 2001, №62-63
Иванов В. Биографическая справка о Г. .Михасенко. Иркутские писатели детям. Москва, 1995.
Ионова О. Известный и всегда Михасенко, Братск, 2006
Их именами названы улицы Братска. Братск, 1990
Кобенков А. Защищающий Слово. Сербский В. Заросли судьбы. Иркутск, 2003
Корнилов В. К 60-летию Ю.Черных. Иркутск, 2001.
Литературная Сибирь. Критико-биобиблиографический словарь писателей Восточной Сибири, Восточно-Сибирское издательство, Иркутск, 1986
Масленников И. Человек и его дело: очерки по истории Братскгэсстроя, Москва, Энергоатомиздат, 1994.
О творчестве Г.П. Михасенко. Дайджест. Иркутск, 2000
Полюс мужества. Издательство «Современная Россия», Москва, 1963
Помню, верю, люблю Итротека юного краеведа, Братск, 1995
Раппопорт Е. Г.П.Михасенко: биографический очерк, Литературная Сибирь, Иркутск, 1971
Рудых В. Башня Братского острога. Братск, 1990.
Рудых В. Город Братск. Восточно-Сибирское издательство, Иркутск, 1972.
Рудых В. Братск в литературе и искусстве: краткий обзор с комментариями. Братск, 1995.
Смирнов С. Братчанин Геннадий Михасенко, Сибирячок, 2001, №2
Черемных И. Солдаты войны. Братск, 1999.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения, журнал «Практика административной работы», №6, 2003г.
Шахерова О. Литература Восточной Сибири. Программа факультативного курса для 9 класса.
Шинкарев Л. Сибирь: откуда она пошла и куда она идет. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1974.
Это было на Ангаре. Москва, «Молодая гвардия», 1974.
Юкаш А., Тропинина О. Стихотворение «Памяти Юрия Черных» В.В. Корнилова, Откровение, спецвыпуск, апрель, 2003.




Литература для обучающихся

Братск – Пушкину. Сборник произведений поэтов и писателей города Братска, Братск, 1995
Братчане на фронте и в тылу: рассказы, очерки, зарисовки, интервью. БрГУ, 2005
Ветер Братска. Сборник стихотворений, Братск, 1996
Герасимов В. С чего начинался Братский острог. Знамя, 2001, 362-63
Жернаков Ю. Басни. Братск, 1993
Жернаков Ю. Сказ об Ангариде, Братск 2000
И пальцы просятся к перу. Поэты Братска, Иркутское книжное издательство «Символ», 1991
Корнилов В. «Бабушкины сказки». Издательство «Иркутский писатель», 2000
Корнилов В. Верю, боль моя в храмы войдет, Издательство «Иркутский писатель», 2004
Корнилов В. Наедине с сердцем. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1993.
Корнилов В. Родниковые души России, «Воскресенье», Москва, 1998
Корнилов В. Родниковые души России: стихотворения. Москва, «Воскресенье», 1998.
Марчук А. Приснился мне город, Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1978
Михасенко Г. Азбука Братска, Братск, 1992
Михасенко Г. Собрание сочинений в 3 томах, Братск, «Вектор», 2001
Михасенко Г. Тирлямы в подземном королевстве: сказочная повесть. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973.
Михасенко Г. Я дружу с бабой Ягой: повести. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979
Монахов В.Второе пришествие бытия: стихи. Иркутск, «Символ», 1993.
Писатели Восточной Сибири, учебная хрестоматия для 5-6 классов, Иркутск, 2001
Подскочин Ю. Братчане на фронте и в тылу. Иркутск, 1995
Полюс мужества. Издательство «Современная Россия», Москва, 1963
Приставкин А. Ангара-река, Москва, Профиздат, 1977
Сальников Б. Сонеты, Санкт-Петербург, 1998
Сербский В. Заросли судьбы. Иркутск, 2003 г
Сердцу светлого праздника хочется. Сборник стихов, рассказов, статей, Иркутск, «Улисс», 1995
Скробот В. «Я радуюсь весне», Иркутск 1990г, Восточно-Сибирское книжное издательство.
Уходил на войну сибиряк. Стихи поэтов-сибиряков о Великой Отечественной войне, Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985
Хрульков А. Березовый снег: стихи. Братск, издательство АО «Каскад», 1994
Хрульков А. Маленькая рощица: стихи. Братск, издательство АО «Каскад», 1994
Хрульков А. Часы с кукушкой Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984
Черных Ю. Веселый разговор. Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1982
Черных Ю. Хотите – проверьте! Издательство «Малыш», Москва, 1987
Эхо прошедшей войны. Сборник, Братск, 2005





Заголовок 215