Авторская педагогическая разработка адаптационного типа Программа «Основы театрального мастерства»

Авторская педагогическая разработка
адаптационного типа
Программа
«Основы актерского мастерства»
Автор-составитель: Новосад К.В. – преподаватель театральных дисциплин
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В современном мире большинство детей подвержены сильному влиянию телевидения, компьютерных игр, а так же всемирной паутины виртуального мира и общения в Интернете. При всей их кажущейся яркости, занимательности, следует осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. А ведь именно воображение становится локомотивом всей творческой деятельности, общего развития, реализуемых в игровой форме.
Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры.
Полихудожественная театральная среда способствует развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству. Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.
Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее, что театр способствует социальной и психологической адаптации детей их личностному росту. Помогает активизировать затрудненные процессы общения, сделать их радостными и плодотворными. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя.
Театр – коллективное искусство. Во-первых, театральная постановка – «продукт» совместной деятельности, требующей концентрации сил каждого обучающегося. Во-вторых, разнообразие постановочных задач дает возможность каждому ребенку максимально реализовать свои возможности и способности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.
Основной язык театрального искусства – действие, основные формы – диалог и игра. А игра и общение являются для обучающихся ведущей психологической деятельностью.
Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют детям приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
Окунувшись в мир творчества, ребенок может раскрыть и реализовать свое «Я», подготовить себя к взрослой жизни.
Творчество, выраженное в театральной постановке - это один из способов освоения окружающего мира, социальной и психологической адаптации ребенка в обществе.
Таким образом, программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы обусловлена объективной потребностью совершенствования процессов развития и воспитания обучающихся, в данном случае средствами театрального искусства.
Новизна авторской программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств обучающихся в театральной студии.
Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского, адаптированное для работы с детьми.
Программа обучения основам театрального мастерства рассчитана на__________ обучения. Возраст от 3- 15лет. Наполняемость группы: 4-10 человек. Формирование групп происходит с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.
Занятия проводятся один раза в неделю 30 минут (с детьми 3-6 лет) и 10-45 минут (7-15 лет). .Вид обучения групповой.
Цель программы:
Развитие творческих и коммуникативных компетенций личности ребенка, средствами актерского мастерства.
Задачи программы:
1.Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в актерском мастерстве.
2.Овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
3.Развитие творческих и актерских способностей обучающихся через совершенствование речевой культуры.
4.Формирование у детей нравственного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям, толерантности и способности к продуктивной коммуникации.
5.Формирование художественного вкуса, интереса к театру.
6.Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе.
7.Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время.
Методика и технология преподавания
Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой.
Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве.
Любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и практически проверить на себе эти знания, получает реальную возможность сделать это, обучаясь по данной программе. Данная программа обучения основам актерского мастерства направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом подростке, на выражение его личного «Я».
Весь процесс обучения строится на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач.
При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности детей.
В процессе обучения решаются следующие проблемы:
Раскрепощение обучающихся. Снятие зажимов, комплексов.
Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка.
Обеспечение обучающихся всевозможными средствами для раскрытия способностей.
Это значит, что все занятия должны быть направлены на развитие следующих качеств: наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма, партнерских отношений в коллективе, умение формулировать свои мысли, умение донести свои идеи и ощущения до зрителя.
В программе используются развивающие методики. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Чтобы развивать способности обучающихся, создается ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей.
На протяжении всего учебного процесса при подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого–возрастные особенности детей. Каждый обучающийся проходит путь от упражнения к этюдам. Обучающиеся и педагог – участники совместного творческого процесса.
Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:
От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
Вовлечение в творческий процесс всех обучающихся.
Смена типа и ритма работы.
От простого к сложному.
Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.
ОПИСАНИЕ.
«Актерское мастерство» - направлен на освоение навыков актерского мастерства.
Основные темы:
«Организация внимания, воображения, памяти»
«Сценическое действие»
«Творческая мастерская
« Самостоятельная творческая работа».
Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение обучения помочь детям направить свое внимание в творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить обучающихся для работы в творческом коллективе. Открыть для детей поведение (действие) как основной материал актерского поведения. Далее - выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителями, Следующий этап - познакомить с технологией создания характера на сцене.
В процессе всего обучения используются Общеразвивающие игры, Специальные театральные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые.
Упражнения и игры, применяемые на занятиях: «Знакомство – дразнилка», «На слуховое восприятие», «Снежный ком», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Большое зеркало», «Суета», «Зернышко», « Чудо – юдо из яйца», «Поводырь», «Диспетчер», «Тень», «Профессионалы», «Картина», «Скульптура», «Стеклянный шар», «Рецепты», «На действия с воображаемыми предметами», «Оправдай позу» и др.
От упражнений на развитие внимания, воображения обучающиеся переходят к освоению законов сценического действия на примере этюдов. Этюд считается азбукой искусства. Это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением «Если бы».
Этюды делятся на: одиночные, дуэтные, массовые. Начинается обучение с этюдов «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюды бывают: на смену психофизического состояния, на вынужденное молчание, на вынужденное общение, на органическое молчание, этюд - импровизация.
Именно на этюдах и в специальных упражнениях отрабатываются логика словесных и бессловесных действий, логика общения и взаимодействия.
Задача педагога сделать эти упражнения приемлемыми для данного возраста и вложить в эти этюды мысль о необходимости самостоятельного анализа. Тогда этюд принимает еще и статус социальной игры. Эта игра имеет огромное значение в социальном созревании детей, так как она является главным источником социального опыта.
В эту игру вступают те или иные социальные отношения, действуют различные социальные чувства – и это расширяет и обогащает внутренний мир подростка.
Все упражнения направлены на освоение главного языка сцены - языка действия. Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Все обучающиеся проходят путь от упражнения, этюда – к участию в творческой постановке.
Занятие по актерскому мастерству состоит из следующих блоков:
Тренинг (упражнения на внимание, воображение).
Содержательная часть, включающая в себя специальные упражнения, этюды по освоению темы занятия.
Подведение итогов.
В программе отдельно выделена тема «Творческая мастерская», где обучающиеся имеют возможность для творческого поиска и работы над самостоятельной творческой темой. Обучающиеся получают теоретические знания и практические навыки в работе над театрализованными представлениями, конкурсно-игровыми программами, что позволяет расширить диапазон творческой деятельности детей.
Итог данной деятельности представлен в конкретном выходе на зрительскую аудиторию. Тема « Самостоятельная творческая работа» - В рамках этой темы обучающиеся имеют возможность для самовыражения при выборе драматургического материала, работе в группе или самостоятельно.
Именно в самостоятельной творческой работе применяются полученные на занятиях знания и навыки для создания сценического образа и поиска и выбора того или иного средства выразительности, для выражения своего творческого «Я».
Дети учатся анализировать свою работу и работу своих товарищей. Не боятся логичного и доказательного изложения своей точки зрения.
Степень творческого развития обучающихся определяется по их активности, умению выстроить логику поведения на сценической площадке, органичности поведения в условиях вымысла, развитости фантазии и воображения.
Для оценки результатов обучения используются: творческие показы, выступления, конкурсы, открытые занятия, участие в спектаклях.
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.
Выполнять простейшие физические действия.
Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.
Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека.
Определять замысел, сценическую задачу этюда.
Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.
Коллективно выполнять задания.
Выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору учащихся.
Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела.
Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.
Оправдывать установленные мизансцены.
Точно соблюдать авторский текст.
Различать компоненты актерской выразительности.
Раскладывать сквозное действие на простые физические действия.
Определять событийный ряд, выстраивать линию поведения персонажа и реально осуществлять ее на сцене.
Выстраивать мизансцены.
Применять полученные навыки в работе над образом.
Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.
Ожидаемый конечный результат:
1. Умение использовать полученные знания в области актерского мастерства.
2. Владение навыками актерского мастерства: взаимодействие с партнерами, действие в предлагаемых обстоятельствах, импровизация и общение со зри телем.
3.Учащиеся чувствуют себя раскованно.
4.Правильно ориентируются в этических вопросах.
5.Умеют ценить труд коллектива.
6.Ощущают потребность в творчестве и самовыражении.
Содержание программы.
0т 3-7 лет.
1.Вводное занятие – 3 часа.
Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о театре.
Обсуждение плана работы. Особенности занятий актерского мастерства. Требования к знаниям и умениям.
Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.
2.Актерское мастерство.
1. Организация внимания, воображения, памяти.
Внимание. Воображение. Память.
Снятие зажимов и комплексов. Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества.
2.Итоговое занятие.
От 8-12лет.
1.Вводное занятие .
Итоги 1 года обучения. Обсуждение плана работы на год.
Требования к знаниям и умениям. График занятий и репетиций.
Организационные вопросы.
Инструктаж по технике безопасности.
2.Актерское мастерство.
1.Организация внимания, воображения, памяти.
Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры
2.Сценическое действие.
Элементы сценического действия.
Бессловесные элементы действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». (Повторение).
Словесные действия. 11 способов словесного действия.
Логика действий и предлагаемые обстоятельства.
Связь словесных элементов действия с бессловесными.
Упражнения и ролевые игры.
Составные образа роли.
Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.
Работа над индивидуальностью.
3.Творческая мастерская.
Театрализованное представление.
Особенности написания сценария.
Работа над театрализованным представлением.
Музыкальное и сценическое оформление.
Общение со зрительным залом.
4.Итоговое занятие.
0т 13-15 лет.
1. Вводное занятие.
Итоги 2 года обучения. План работы на год.
Требования к знаниям и умениям.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Актерское мастерство.
1. Организация внимания, воображения, памяти.
Актерский тренинг.
Внимание и воображение.
Психологический жест.
Импровизация.
2. Сценическое действие.
Общение.
Логика межличностного общения.
Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности.
Параметры общения.
Характер персонажа.
Работа над ролью в спектакле.
Характер и характерность.
Рисунок роли.
Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.
3. Самостоятельная творческая работа.
Выбор отрывка.
Этюдные пробы.
Показ и анализ работы.
Применение полученных знаний в создании характера сценического образа.
Поиск средств органичности и выразительности.
Музыкальное и световое оформление отрывка.
4. Итоговое занятие.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Возрастная категория 3-6 лет.
№ Название раздела Кол-во часов
1 Вводное занятие 1
2 Актерское мастерство
2.1. Организация внимания, воображения, памяти
2.2. Сценическое действие
2.3. Творческая мастерская
2.4. Итоговое занятие Возрастная категория 7-12 лет.
№ Название раздела Кол-во часов
1 Вводное занятие 1
2 Актерское мастерство
2.1. Организация внимания, воображения, памяти
2.2. Сценическое действие
2.3. Творческая мастерская
2.4. Итоговое занятие Возрастная категория 12-15 лет.
№ Название раздела Кол-во часов
1 Вводное занятие 1
2 Актерское мастерство
2.1. Организация внимания, воображения, памяти.
2.2. Сценическое действие.
2.3. Самостоятельная творческая работа.
2.4. Итоговое занятие. Список литературы.
А.П.Ершова, В.М. Букатов «Актерская грамота» Программа 4-х летнего курса обучения в театральных школах, студиях 1995г.
А. Н. Петрова «Сценическая речь» М., Искусство 1981г.
А.И.Фоминцев. Методическое пособие «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы», К., 2003г.
В. М. Букатов « Педагогические таинства дидактических игр» из серии Библиотека педагога-практика, Москва, «Флинта»,1997г.
Дом, который построили «Мы». Авторская модель образовательного учреждения М., 2000 г.
Е. Р. Ганелин. Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург, СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002г.
О.В.Бакалец «Основы театрального искусства» Программа 3-х летнего дополнительного образования детей . Муром 2009г.
Театр – студия «Дали». Программы. Уроки. Репертуар ч. 1 – 2 М., ВЦХТ, 2001 г.
Э.Г. Чурилова. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников». М., «Владос» 2003 г.
Ю. И. Рубина, Т.Ф. Завадская «Театральная самодеятельность школьников» М., Просвещение 1983 г.
11. А. Никитина «Театр, где играют дети» М., «Владос», 2001г.
Б. Вернеке. История русского театра XVIII-XIX века, – М.: Искусство, 2003.
К. С. Станиславский «Работа актера над собой» М., 1985 г.
К.С.Станиславский «Работа над этюдом».
М.Чехов "Путь актера" (актерское мастерство).
Немирович – Данченко В. Рождение театра. – М., 1999.
Репертуарно-методическая библиотечка, серия «Я вхожу в мир искусств».
Словарь по мировой художественной культуре / Под ред. А. П. Садо
хина. - М.: Академия, 2001.
Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М.: Просвещение, 2001.
Театр: Энциклопедия. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2002. 
Царёв М. Мир театра. – М.: Просвещение, 1987.