Рабочая программа дополнительного образования Введение в экологию
МУ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Программа по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Введение в экологию»
Разработчик: учитель начальных классов МАОУ СОШ №1
Дворниченко Светлана Александровна
г. Лабытнанги
2013 г.
УТВЕРЖДЕНА
Научно – методическим советом
МОУ СОШ № 1
Протокол № ________ от __________ 2013г.
Программа по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Введение в экологию»
Вид программы адаптированная
Направленность интеллектуально – развивающая
Возраст обучающихся 7 – 11 лет
Уровень освоения углублённый
Объём курса 138 часа
Срок освоения 4 года
Разработчик: Дворниченко Светлана Александровна
учитель начальных классов МАОУ СОШ №1
высшая квалификационная категория
Рецензенты:
Содержание
Пояснительная записка 3-5
Первый год занятий:
А) содержание..6-8
Б) учебно-тематический план
В) УУД
3. Второй год занятий:
А) содержание9-11
Б) учебно-тематический план
В) УУД...
4. Третий год занятий:
А) содержание..12-14
Б) учебно-тематический план
В) УУД......
5. Четвертый год занятий:
А) содержание14-16
Б) учебно-тематический план
В) УУД...1
6. Материально-техническое обеспечение.17-19
7.Литература..20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе авторской программы Александровой Ю.Н. «Юный эколог» (1-4 классы), соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир». Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно- ориентированного образования (В. В. Сериков).
Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа «Введение в экологию» ставит перед собой следующие задачи:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности природы.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов - 138. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Неживое в природе» (33 часа: теория- -30 ч; практика 3 ч);
2-й год обучения - «Экологические связи между живой и неживой природой» (35 часов: теория - 30 ч; практика - 5 ч);
3-й год обучения - «Экология животных» (35 часов: теория- -30 ч; практика 5 ч);
4-й год обучения - «Животный мир экосистем» (35 часов: теория – 26 ч; практика - 9 ч).
Новизна. Содержание программы «Введение в экологию» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью развернутостью (реализуется в течение четырех лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Введение в экологию» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:Ожидаемые результатыПредметные результаты:- интерес к познанию мира природы;- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;- осознание места и роли человека в биосфере;- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Личностные результаты: - принятие обучающимися правил здорового образа жизни;- развитие морально-этического сознания;- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовымценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.Метапредметные результаты:- овладение начальными формами исследовательской деятельности;- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;- опыт социальной и межкультурной коммуникации;- формирование коммуникативных навыков.Первый год обучения
1 класс
Количество часов: 33 часа (1 час в неделю)
Содержание
Раздел «Ведение в экологию» (теория -8 часов, практика -2 часа)
Вводное занятие. Мы - жители планеты Земля. Планета Земля в Солнечной системе. Моя малая Родина. Что такое экология? Экология и мы. Что такое окружающая среда и окружающая природа? Организм и окружающая среда. Место человека в мире природы. Первые уроки экологической этики. Невидимые нити.
Раздел « Неживое в природе» (теория -22 часа, практика -1 час)
Неживая природа. Солнце - источник тепла и света. Вода, ее признаки и свойства. Берегите воду! Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам. Кислотные дожди. Викторина «Почему нельзя?» Времена года в неживой природе. Диалоги с неживой природой.
Учебно-тематическое планирование
Номер занятия
Тема
Кол-во часов
теория
практика
Введение в экологию
8
2
1
Вводное занятие
1
2
Мы - жители планеты Земля
1
3
Планета Земля в Солнечной системе
1
4
Моя малая Родина
1
5
Что такое экология?
1
6-7
Экология и мы
2
8
Что такое окружающая среда и окружающая природа?
1
9
Первые уроки экологической этики
1
10
Невидимые нити
1
Неживое в природе
22
1
11-12
Неживая природа
2
13-14
Солнце - источник тепла и света
2
15-17
Вода, ее признаки и свойства
2
1
18-19
Берегите воду!
2
20-21
Состав и свойства почвы
2
22-23
Погода. Климат
2
24-25
Прогноз погоды
2
26-27
Предсказание по народным приметам
2
28
Кислотные дожди
1
29
Викторина «Почему нельзя?»
1
30-31
Времена года в неживой природе
2
32-33
Диалоги с неживой природой
2
К концу первого года обучения:
обучающиеся должны знать:
планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
самоценность любого организма;
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
обучающиеся должны уметь:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.
Второй год обучения
2 класс
Количество часов: 35 часов (1 час в неделю)
Содержание
Раздел «Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой» (теория -23 часа, практика -5 часов)
Кто улетит, а кто останется? Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Экологические связи неживой и живой природы. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Растения рядом. Растение – живой организм. Будем понимать, и любить растения! Мы за экологические поступки. Викторина «Угадай экологический знак». Экологические памятки для детей. Разнообразие царства растений. Деревья твоего двора. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Где мы растем и почему? Приспособления растений к разным средам обитания. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Хвойные и лиственные растения. Цветковые растения. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения луга, водоема и леса. Растения поля и сада. Лекарственные растения. Разнообразие ягод. Размножение растений. Такие удивительные растения! Обобщающее занятие о жизни растений. Царство грибов. Съедобные грибы. Несъедобные грибы. Микроскопические организмы.
Раздел «Мы – юные экологи» (теория -7часов)
Обобщение проделанной экологической работы за год. Праздник «Тайник Вселенной».
Летнее экологическое задание.
Учебно-тематическое планирование
Номер занятия
Тема
Кол-во часов
теория
практика
Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой
23
5
1
Кто улетит, а кто останется?
1
2
Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни
1
3
Экологические связи неживой и живой природы.
1
4
Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных
1
5
Растения рядом. Растение – живой организм
1
6
Будем понимать, и любить растения! Мы за экологические поступки
1
7
Викторина «Угадай экологический знак»
1
8
Экологические памятки для детей
1
9
Разнообразие царства растений
1
10
Деревья твоего двора
1
11
Комнатные растения
1
12
Размножение комнатных растений
1
13
Где мы растем и почему? Приспособления растений к разным средам обитания
1
14
Теплолюбивые и холодостойкие растения
1
15
Светолюбивые и теневыносливые растения
1
16
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые
1
17
Хвойные и лиственные растения
1
18
Цветковые растения
1
19
Дикорастущие и культурные растения
1
20
Дикорастущие растения луга, водоема и леса
1
21
Растения поля и сада
1
22
Лекарственные растения
1
23
Разнообразие ягод
1
24
Размножение растений
1
25
Такие удивительные растения!
1
26
Обобщающее занятие о жизни растений
27
Царство грибов. Съедобные грибы. Несъедобные грибы
1
28
Микроскопические организмы
1
Мы – юные экологи
7
-
29-31
Обобщение проделанной экологической работы за год
3
32-34
Праздник «Тайник Вселенной»
3
35
Летнее экологическое задание
1
К концу второго года обучения:
обучающиеся должны знать:
планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
самоценность любого организма;
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга);
организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
различия съедобных и несъедобных грибов;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
обучающиеся должны уметь:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе;
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.
Третий год обучения
3 класс
Количество часов: 35 часов (1 час в неделю)
Содержание
Раздел «Среда обитания» (теория -20 часов, практика -3 часа)
Среда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость приливов и отливов. Жизнь днем. Наблюдения в природе. Ночная жизнь. Сезонные изменения. Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Долговременные изменения. Сообщества Изменения сообществ. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Пищевые цепочки и связи. Регулярные изменения. Наблюдения за сообществом. Циклы в природе. Круговорот углерода в природе. Парниковый эффект. Круговорот азота в природе.
Раздел «Жизнь животных» (теория -10 часов, практика -2 часа)
Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства. Игра «В мире животных». Наблюдения в неживой природе. Вымирающие организмы. Динозавры – вымерший вид животных. Почему нужно защищать природу? Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга ЯНАО.
Учебно-тематическое планирование
Номер занятия
Тема
Кол-во часов
теория
практика
Раздел «Среда обитания»
20
3
1-2
Среда обитания.
2
3-5
Природные зоны.
3
6
Изменения окружающей среды
1
7
Зависимость приливов и отливов.
1
8
Жизнь днем.
1
9
Наблюдения в природе.
1
10
Ночная жизнь.
1
11
Сезонные изменения.
1
12
Времена года на Земле.
1
13
Год растения.
1
14
Год животного.
1
15
Долговременные изменения.
1
16
Сообщества. Изменения сообществ.
1
17
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.
1
18
Пищевые цепочки и связи.
1
19
Регулярные изменения.
1
20
Наблюдения за сообществом.
1
21
Циклы в природе. Круговорот углерода в природе.
1
22
Парниковый эффект.
1
23
Круговорот азота в природе
1
Раздел «Жизнь животных»
10
2
24-25
Жизнь животных.
2
26-27
Группы животных по способу воспроизводства
2
28
Игра «В мире животных»
1
29
Наблюдения в неживой природе.
1
30-31
Вымирающие организмы.
2
32
Динозавры – вымерший вид животных.
1
33
Почему нужно защищать природу?
1
34
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.
1
35
Красная книга ЯНАО
1
К концу третьего года обучения:
обучающиеся должны знать:
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
обучающиеся должны уметь:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе;
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости.
Четвертый год обучения
4 класс
Количество часов: 35 часов (1 час в неделю)
Содержание
Раздел «Моря и океаны» (теория -5 часов, практика -1 час)
Моря и океаны. Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы. Прибрежные птицы. Рыбы. Форма тела. «Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. Нефтяные загрязнения. Экологический проект «Чистый берег». Нелетающие птицы. Раздел «Равнины» (теория -3 часа, практика -1 час)
Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Африканская саванна. Сообщества животных. Равнинные хищники.
Раздел «Пустыни» (теория -2 часа, практика -1 час)
Пустыни. Вода в пустыне. Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур. Пустыни Евразии. Экологический проект «Нет продвижению пустынь!»
Раздел «Леса» (теория -3 часа, практика -1 час)
Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. Подготовка экологического проекта «Жизнь леса». Зима в северных лесах. Жители северных лесов. Исчезающие виды животных.
Раздел «Полярные районы» (теория -2 часа)
Полярные районы. Арктика. Антарктида. Животный мир полярных районов. Растительный мир полярных районов.
Раздел «Горы» (теория -1 час)
Горы. Жизнь в горном климате.
Раздел «Реки и озера» (теория -2 часа)
Реки и озера. Путь реки. Жизнь у рек и озер. Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов.
Раздел «Реки и озера нашего края» (теория -1 час, практика -2 часа)
Животный мир возле рек и озер ЯНАО. Экскурсия в краеведческий музей. Викторина «День птиц».
Раздел «Влажные тропические леса» (теория -3 часа)
Амазонка – неповторимый тропический мир. Животный мир Амазонки. Влажные тропические леса. Подстилка влажного леса. Истребление влажных лесов. Карабкающиеся и парящие животные. Хищники влажных лесов.
Раздел «Человек и животные» (теория -4 часа, практика – 1 час)
Жизнь среди людей. Домашние животные. Люди и паразиты. Бактерии и вирусы. Викторина «Собаки – наши друзья». Исчезающие виды.
Раздел «Заключение» (практика -2 часа)
Экскурсия в природу. Брейн-ринг «В мире животных».
Учебно-тематическое планирование
Номер занятия
Тема
Кол-во часов
теория
практика
Раздел «Моря и океаны»
5
1
Моря и океаны. Различные части океанов.
1
Морские птицы. Прибрежные птицы.
1
Рыбы. Форма тела.
1
«Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки.
1
Нефтяные загрязнения. Экологический проект «Чистый берег».
1
Нелетающие птицы.
1
Раздел «Равнины»
3
1
Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон
1
Африканская саванна.
1
Сообщества животных. Равнинные хищники.
1
1
Раздел «Пустыни»
2
1
Пустыни. Вода в пустыне. Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур.
1
Пустыни Евразии.
1
Экологический проект «Нет продвижению пустынь!»
1
Раздел «Леса»
3
1
Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных.
1
Подготовка экологического проекта «Жизнь леса».
1
Зима в северных лесах. Жители северных лесов.
1
Исчезающие виды животных..
1
Раздел «Полярные районы»
2
-
Полярные районы. Арктика. Антарктида.
1
Животный мир полярных районов. Растительный мир полярных районов.
1
Раздел «Горы»
1
-
Горы. Жизнь в горном климате.
1
Раздел «Реки и озера»
2
-
Реки и озера. Путь реки. Жизнь у рек и озер.
1
Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов.
1
Раздел «Реки и озера нашего края»
1
2
Животный мир возле рек и озер ЯНАО.
1
Экскурсия в краеведческий музей.
1
Викторина «День птиц».
1
Раздел «Влажные тропические леса»
3
-
Амазонка – неповторимый тропический мир. Животный мир Амазонки
1
Влажные тропические леса. Подстилка влажного леса. Истребление влажных лесов.
1
Карабкающиеся и парящие животные. Хищники влажных лесов.
1
Раздел «Человек и животные»
4
1
Жизнь среди людей. Домашние животные.
1
Люди и паразиты. Бактерии и вирусы.
1
Викторина «Собаки – наши друзья».
1
Исчезающие виды.
2
Раздел «Заключение»
-
2
Экскурсия в природу.
1
Брейн-ринг «В мире животных».
1
К концу четвертого года обучения:
обучающиеся должны знать:
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
различать основные органы и системы органов человека, их функции;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
знать основные свойства воздуха, воды;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
обучающиеся должны уметь:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе;
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.д.
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Энциклопедии
«История России», Аванта+, 2009
1 шт.
«Животный мир», Росмэн, 2002
1 шт.
«Большая книга вопросов и ответов», Эксмо, 2003
1 шт.
«Экология» (школьная), Русич, 2000
1 шт.
«Экология» (познавательная), Русич, 1999
1 шт.
«Большая энциклопедия эрудита», Махаон, 2004
1 шт.
Таблицы:
Ориентирование по солнцу
1 шт.
Холмистая равнина
1 шт.
Овраг
1 шт.
На Крайнем Севере
1 шт.
Тайга
1 шт.
Тундра
1 шт.
Смешанный лес
1 шт.
Луг
1 шт.
Степь
1 шт.
Полевые культуры
1 шт.
Сорные растения
1 шт.
Бахча
1 шт.
Пустыня
1 шт.
Черноморское побережье Кавказа
1 шт.
Чайная плантация
1 шт.
Внутренние органы человека
1 шт.
Скелет человека
1 шт.
Мышцы
1 шт.
Органы пищеварения
1 шт.
Кровеносная система
1 шт.
Нервная система
1 шт.
Что нас окружает
1 шт.
Части растений
1 шт.
Деревья
1 шт.
Кустарники и травы
1 шт.
Грибы
1 шт.
Лиственные и хвойные растения
1 шт.
Лето
1 шт.
Осень
1 шт.
Зима
1 шт.
Весна
1 шт.
Режим дня школьника
1 шт.
Насекомые
1 шт.
Перелетные птицы
1 шт.
Зимующие птицы
1 шт.
Дикие звери
1 шт.
На ферме зимой
1 шт.
На свиноферме
1 шт.
Размножение растений черенками
1 шт.
Размножение растений усами
1 шт.
Размножение растений корневыми отпрысками
1 шт.
Размножение растений отводками
1 шт.
Комнатные растения
1 шт.
Ядовитые растения
1 шт.
Грибы
1 шт.
Овощи и фрукты
1 шт.
Цветы
1 шт.
Обитатели морей
1 шт.
Ягоды
1 шт.
Птицы
1 шт.
Животные
1 шт.
Ледяная зона
1 шт.
Тундра
1 шт.
Карты:
Карта России (географическая)
1 шт.
Природные зоны
1 шт.
Карта Европы
1 шт.
Демонстрационный материал
Набор муляжей овощей
1 шт.
Набор муляжей грибов
1 шт.
Набор муляжей фруктов
1 шт.
Набор для проведения опытов
1 шт.
Материал к стенду «Фенологические наблюдения»
1 шт.
Лупа
1 шт.
Атлас «Природоведение»
5 шт.
Набор слайдов для кодоскопа «Природоведение»
1 шт.
Коллекция «Почва и ее состав»
1 шт.
Коллекция «Голосеменные растения»
3 шт.
Коллекция шишек и семян
2 шт.
Коллекция «Основные виды промышленного сырья»
1 шт.
Коллекция «Поделочные камни»
1 шт.
Коллекция плодов и семян
1 шт.
Коллекция «Насекомые»
1 шт.
Гербарий дикорастущих растений
3 шт.
Гербарий деревьев и кустарников
1 шт.
Гербарий для начальной школы
1 шт.
Гербарий культурных растений
2 шт.
Гербарий лекарственных растений
1 шт.
Гербарий «Основные группы растений»
1 шт.
Пособие «Ягоды»
1 шт.
Пособие «Птицы»
1 шт.
Пособие «Рептилии»
1 шт.
Пособие «Цветы»
1 шт.
Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой»
1 шт.
Объемная модель «Цветок яблони»
1 шт.
Объемная модель «Цветок тюльпана»
1 шт.
Объемная модель «Цветок вишни»
1 шт.
Объемная модель «Цветок кукурузы»
1 шт.
Объемная модель «Почка с надпочечником»
1 шт.
Объемная модель «Сердце»
1 шт.
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
25 шт.
Стол учительский с тумбой.
1
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
5
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
1
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
1
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
1
Плазменная панель
1
Компьютер
1
Принтер лазерный
1
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы
Цифровые образовательные ресурсы
Ознакомление с окружающим миром
Насекомые. Птицы
Природоведение-1
Природоведение-2
Улица полна неожиданностей (ПДД)
National Geographic:
Сибирские тигры
Львы Шимпанзе
Кошки
Гориллы
Повелители льдов
Большие панды
Гигантские медведи
Властелин полярных просторов
Царство великого медведя
Гиганты Арктики
Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;
СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
Литература:
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010 – 331 с.
Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001
Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М.: Недра, 1991.
Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.
Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина – М.: Вита - Пресс, 1995.
Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.
Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.
Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.
Садчикова, О. Г. и др. Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
Хренов Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов – М.: Агропромиздат, 1991.
Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
Энциклопедия. Неизвестное об известном – М.: РОСМЕН, 1998.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.
15