Методическая разработка урока по географии в 6 классе по теме «Ветер»
Урок географии в 6-м классе по теме: "Ветер".
Цель урока: сформировать представление о ветре как элементе погоды.
Задачи
Образовательные:
сформировать понятие «ветер», и причинах его образования
сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров;
раскрыть значение ветров в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
Развивающие:
продолжить развитие умения наблюдать за погодой;
продолжить формировать умения анализировать, систематизировать, обобщать и представлять данные о состоянии погоды;
продолжить развивать пространственное воображение;
продолжить развивать умение работать по алгоритму.
Воспитательные:
формировать научное мировоззрение;
продолжить экологическое воспитание школьников.
Воспитывать эстетические чувства через художественный текст и рисунок;
Оборудование:Физическая карта полушарий, презентация, выполненная в программе РР.
Атласы по географии для 6-го класса.
Компьютер с мультимедийным оборудованием
Рисунки и схемы учебника
Форма организации учебной деятельности: урок-беседа с элементами самостоятельной работы учащихся.
Планируемый результат
Учащиеся должны:
знать/понимать основные виды ветров; причины возникновения ветров и их географию;
уметь называть ветры разных направлений; приводить примеры районов возникновения суточных и сезонных ветров; описывать значение ветров в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
Основное содержание:
Ветры и причина их образования.
Характеристики ветра: направление, скорость, сила.
Зависимость скорости и силы ветра от атмосферного давления.
Приборы для определения силы и скорости ветра.
Суточные и сезонные ветры.
Ход урока:
l.Организационный момент
Здравствуйте ребята! С каким настроением пришли? Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Отметьте свое настроение стикером (выберите цвет) на листе, который помечен цифрой 1. (на инструктивной карте)
Готовы к работе?
ll. Проверка домашнего задания
Возьмите лист с цифрой 2 и ответьте на утверждения «да», если согласны с утверждением и «нет», если не согласны (далее взаимопроверка, работа в парах)
lll.Изучение нового материала
1) определение темы урока
Отгадайте загадку:
«Хоть бескрылый, а летает,
безголосый, а свистит,
хоть безрукий,
но бывает груши с веток обрывает,
сосны с корнем вырывает.
Так порою он сердит.
Только что он был везде – миг – и нет его нигде.» Учитель: О каком явлении природы идет речь?
Учащиеся: о ветре (слайд № 1)
Объявление темы урока
2) Беседа о том, какой он? Что делает? (заполнение кластера)
ВЕТЕР
3) описывается ветер в литературных произведениях?
(дети зачитывают отрывки из произведений) слайд № 2
Ветер, ветер! Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе,Не боишься никого,Кроме Бога одного.
Ветер весело шумит...
Ветер по морю гуляети кораблик
4) Какие части речи употребляет автор, рассказывая о ветре? Что характеризуют слова – глаголы?
Ответ: ДвижениеУчитель: Почему?
5) Обратите внимание на движение ветра (фотоколлаж, слайд №3)
В каком направлении перемещается ветер?
6)А теперь давайте попробуем дать определение понятию «ветер»
Учитель: Ветер-это… (слайд № 4) записываем определение на нашу инструктивную карточку.
7)Учитель: как вы думаете, как образуется ветер? (высказывания детей), затем последующее объяснение нового материала.
- Главная причина возникновения ветра ( слайд № 5) – это разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности. Давайте рассмотрим образование ветра, который возникает на берегу моря и называется бризом. Этот ветер дважды меняет своё направление в течение суток. Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день. ( слайд № 6) Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода, а мы знаем, что чем выше его температура, тем он легче, и тем самым он устремляется вверх. (рисую на доске схему дневного бриза)) У поверхности Земли создаётся область низкого давления. Почему? Известно также, что для нагревания 1 см3 воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь образуется область низкого давления. Более холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Из области более высокого давления в область более низкого давления.
Образуется ветер, который носит название дневной бриз.
Ночью наоборот
Задание по рядам.
Каждой группе предлагается инструктивная карта с алгоритмом, т.е. порядком выполнения действий. Лист на котором вы отразите сведения. Добытые самостоятельно по алгоритму – это ваш будущий ЛОС-лист опорных сигналов.Вы должны будете:
1.Рассказать о своих ощущениях.
2.Определить, как меняется направление ветра в течении суток и по сезонам года, как этот ветер будет называться?
1-ый ряд: Представьте, что вы находитесь на берегу моря ночью
2-ой ряд: А вы представьте, что находитесь на берегу Тихого океана летом.
3-ий ряд: А вы представьте, что находитесь на берегу Тихого океана зимой.
(работают с учебниками и листами опорных сигналов. Первый ряд изображает на ЛОС схему ночного бриза, второй ряд - летнего муссона. третий ряд - зимнего муссона)
После объяснения второй группы (один ученик из 1 ряда) у доски на слайде №7, делаем вывод, что такое бриз? (слайд № 8)
Аналогично работают ряд №2 и № 3(слайды № 9 и № 10)
Делаем вывод, что такое муссон (слайд № 11)
8. Что же является главной причиной образования ветра?
Разность атмосферного давления.
Задание: Сравнить бризы и муссоны. Заполнить таблицу.(слайд № 12)
Черты Бриз Муссон
1. Причина образования 2. Территории, где встречаются 3. Когда меняют свое направление 4. Сколько раз меняют свое направление 9.Промежуточный контроль. Задание на доске : заполнить пропуски(слайд № 13)
10.Ветер характеризуется тремя показателями: направление, скорость и сила.
Деятельность учащихся: определяют в каком направлении дует ветер и в каком случае он будет сильнее? ( слайд № 14)
Дети самостоятельно устанавливают причинно-следственную связь – чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер.
11.Направление ветра определяется с помощью флюгера ( слайд № 15)
Флюгер – прибор, состоящий из металлической пластинки, вращающейся по вертикальной оси по направлению ветра.
12.Ветер называется по той стороне горизонта, откуда он дует.
Ответьте на вопросы:
Флюгер повернулся на восток .Откуда дует ветер?( с запада)
Флюгер повернулся на юго-запад. Откуда дует ветер? ( с с-в)
(слайд № 16)
13. Сила ветра определяется по шкале Бофорта .Учебник стр.176.приложение № 3.Эту шкалу предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 году.Знакомимся со шкалой:
Как называется самый слабый ветер? (штиль)
Отгадайте по описанию. Какой это ветер?
Вода - высокие волны, начинающие закручиваться; плотные потоки пены; брызги ухудшают видимость. На Земле – ломает ветки и сучья, заметно задерживает всякое движение против ветра
Как называется ветер 12-ти бальной силы? ( ураган)
13. Итак. Почему дует ветер?
Схема. Установить причинно-следственные связи ( слайд № 17)- у доски работает ученик
14.Значение ветра ( работа с книгой)
Откройте учебник на стр.93.найдите пункт 5.В течении 4 минут изучите его и выделите основные значения ветра в жизни человека.( слайды № 19,20,21.22,23)
Значение ветра в природе и в жизнедеятельности человека
Если бы в природе не происходило движения воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печёт солнце, стало бы ещё жарче. В холодных странах стало бы ещё холоднее. Но ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух — в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных — теплее.( слайд № 19)
Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, дождь и снег были бы только над водной поверхностью.( слайд № 20)
От пыли заводских труб и газов автомобилей портится воздух. Ветер уносит испорченный воздух и вместо него приносит чистый воздух лесов и полей.
Ветер — большая сила, которой пользуются люди. Он приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодца или пруда, вырабатывают электричество.( слайд № 21)
Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли. Они двигались очень медленно — при помощи вёсел. Грести вёслами было тяжело. Потом люди научились пользоваться ветром. На корабли стали ставить мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабли вперёд.
Переносит на большое расстояние семена растений.
Участвует в формировании рельефа (например, таких как барханов – песчаных холмов сложенных наносами песка, создает причудливые формы). ( слайды № 22, 23)
Ветер – враг ( видео, слайд № 24)
lV. Закрепление.
3адание: ответить на вопросы теста (в случае затруднения обратиться к учебнику).
Тест по теме «ВЕТЕР»
1. Ветер это:
а) вертикальное перемещение воздуха
б) горизонтальное перемещение воздуха
2. В чем причина возникновения ветра:
а) разница в давлении
б) разница в температуре
в) разница в увлажнении
3. Бриз это ветер:
а) дующий меняющий направление 2 раза в сутки
б) дующий в горах
в) дующий в пустыне Сахара, жаркий и сухой
4. В каком случае ветер бывает сильнее:
а) давление над сушей 758 мм, над морем-760
б) давление над сушей 757 мм, над морем - 752
5. Направление ветра определяется прибором:
а) барометр
б) флюгер
в) гигрометр
6. Ветер, дующий с юга называется:
а) северным
б) южным
в) восточным
7. Чем больше разница в давлении тем
а) сильнее ветер
б) ветер слабее
в) сила ветра не зависит от разницы
Ребята, отметьте свое настроение на листочках на конец урока (стикер на нижнем углу листка)
V.Домашнее задание ( слайд № 25) №29 (1,2,3,5),работа в тетради,
по желанию:
Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?».
Выставление оценок за урок.