Технологическая карта по физике на тему Виды теплопередачи. (Теплопроводность. Конвекция. Излучение.) (8 класс)
Технологическая карта изучения темы.
Педагог: Ветрова Татьяна Анатольевна, учитель физики и информатики МБОУ «Полибинская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района Оренбургской области
Учебный предмет: физика
Класс: 8
УМК: Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская М.: Дрофа, 2011. - 255 с.
Тема урока: Виды теплопередачи. (Теплопроводность. Конвекция. Излучение.)Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о способах теплопередачи и их роли в природе, быту, технике.
Задачи урока:
а) формирование представлений о способах теплопередачи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор, интерактивная доска, http://files.school-collection.edu.ruХод урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий
1. Организационный момент.
Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ». На дерево вешаются листочки в зависимости от настроения. Настроение - цвет: красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы. Анализирует «ДЕРЕВО ЧУВСТВ». Отвечают на приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения. Умение настраиваться на занятие
2. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы узнали, что внутренняя энергия тела может изменяться без совершения работы над телом, то есть передаваться от одного тела другому или от одной части тела к другой.
(слайд презентации с разными видами теплопередачи).
Одинаковыми ли способами передается тепло от одного тела к другому?
Сколько видов теплопередачи можно выделить?
Чем они отличаются? Обсуждает с учащимися ранее изученное Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала
Ставит проблемные вопросы Показывает презентацию Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Виды теплопередачи». Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.
Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
3. Постановка цели и задач урока
«Давайте построим энергосберегающий дом».
На столе у каждого ученика картинки по теме: теплопроводность, конвекция, излучение.
Теплопроводность.
1. Выберете материал для строительства стен дома.
2.Выберете материал для отопительной системы
3. Объясните, почему вы сделали такой выбор?
Конвекция. 1.Расположите окна с проветривающей системой в квартире.
2.Расположите отопительную систему в квартире.
3. Объясните, почему вы сделали такой выбор?
Излучение. 1.Выберете цвет оконного стекла для стеклопакетов..2. Подберите цвет внешней и внутренней отделки дома и квартиры.
3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Даёт задания обучающимся.
Следит за самостоятельностью выполнения заданий.
Выводит на экран примеры правильных решений поставленных задач.
Показывает практическую значимость изучаемого материала.
Актуализирует субъективный опыт учащихся,
организует процесс целеполагания. Выбирают задание,
Работают с раздаточным материалом.
Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях.
Рецензируют ответы товарищей.
Выстраивают на интерактивной доске «Энергосберегающий дом»
Формулируют цели и задачи урока. Компетенция обучающихся в области физики. Сотрудничают с учителем и сверстниками.
Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Слушание учителя и сверстников.
Умение выражать свои мысли.
Развитие монологической речи
Регулирование своего поведение и поведения товарищей. Развитие регуляции учебной деятельности.
Взаимоконтроль выполнения задания в группах. Регуляция учебной деятельности.
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
4. Первичное усвоение новых знаний
Теплопроводность - процесс передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от более нагретой части тела к менее нагретой благодаря тепловому движению и взаимодействию частиц.
Приведите примеры наблюдения теплопроводности.
Одинаково ли все вещества проводят тепло? Как это проверить?
Демонстрация 1. Теплопроводность медного, алюминиевого и стального стержней.
Вывод: Разные металлы обладают разной теплопроводностью.
Демонстрация 2. Нальём в пробирку воду и будем нагревать верхнюю часть пробирки. Когда вода у поверхности закипит, нижняя часть пробирки только слегка нагреется.
Вывод: жидкости обладают плохой теплопроводностью.
Демонстрация 3. Наденем пробирку на палец и нагреем донышко пробирки (пробирку располагаем горлышком вниз). Тепло до пальца почти не доходит, хотя донышко пробирки сильно нагрелось.
Вывод: газы обладают плохой теплопроводностью.
Мы выяснили, что жидкости имеют плохую теплопроводность.
Почему же чайник на плите закипает достаточно быстро?
Демонстрация 4. Наблюдение нагрева жидкости в стеклянном сосуде. На дно сосуда помещает кристаллы марганцовки.
Вывод: Процесс нагревания жидкости сопровождается переносом вещества. Нижние нагретые слои поднимаются вверх, а холодные опускаются вниз.
Конвекция – это процесс переноса энергии потоками жидкости или газа.
Демонстрация 5. Подержим руку над пламенем свечи (не ниже 20 см от пламени).
Вывод: Горячий воздух от свечи поднимается вверх.
Мы выяснили, что тепло (энергия) может передаваться в результате теплопроводности или конвекции. В обоих случаях необходимо вещество: при теплопроводности тепло передаётся в результате движения и взаимодействия молекул, а при конвекции переносится струями жидкости или газа.
Как же тепло от Солнца доходит до Земли через космическое пространство?
Излучение - процесс переноса энергии невидимыми лучами.
Демонстрация 6. Зависимость способности тела поглощать тепло от цвета поверхности.
Опыт с теплоприёмником и манометром.
Вывод: Тела с чёрной поверхностью поглощают излучение лучше, чем с белой или серебристой поверхностью. Объясняет новый материал.
Демонстрирует физический эксперимент. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний.
Обеспечивает усвоение изучаемого материала.
Слушают учителя.
Наблюдают за физическим экспериментом учителя и видеофрагментами. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.
Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
5. Первичная проверка понимания
Задание 1. Составьте классификацию данных вещества и материалы по степени их теплопроводности: газы, гранит, вода, жир, серебро, подсолнечное масло, медь, кирпич, шерсть, золото, железо, пух, мрамор, мех, солома, опилки, снег, ртуть, войлок, стекловата, олово, железобетон.Теплопроводность
Хорошая Плохая
Задание 2. Сравните виды теплопередачи
Объекты
сравнения
Сравнива-
емые признаки Виды теплопередач
Теплопроводность Конвекция Излучение
Механизм передачи энергии От молекулы к молекуле в результате их теплового движения и взаимодействия Струями жидкости или газа (тёплые потоки подни-маются вверх благодаря архимедовой силе) Невидимыми лучами
В какой среде возможен данный вид теплопередачи? Преимущественно в твёрдых телах В жидкостях и газах В газе, вакууме,
любой среде
Сопровождается ли переносом вещества? Нет Да Нет
Даёт учащимся задание работать с учебником и таблицами (по желанию - индивидуально или в группах).
Наблюдает за работой учащихся, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся.
Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.
Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала.
Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала. Читают фрагменты параграфа, выделяют существенную информацию.
Заполняют таблицы.
Выполняют задания по разграничению понятий.
Систематизируют учебный материал.
Анализ содержания параграфа. Выделение существенной информации.
Логические умозаключения.
Осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.
Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном и групповом режиме.
Инициируют сотрудничество в поиске и сборе информации
Принимают решение и его реализуют. Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь использовать речь для регулирования своего действия Контролируют правильность ответов обучающихся.
Осуществляют самоконтроль понимания вопросов.
Вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
6. Первичное закрепление
Работа в группах.
Учащимся выдаются карточки с адресом сайта (тесты) и с вопросами о разных видах теплопередачи.
Теплопроводность: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b526e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.htmlПочему сиденья скамеек не делают каменными или металлическими?
В чём причина плохой теплопроводности пористых тел? Где и для чего их применяют?
Хорошо ли проводят тепло жидкости и газы?
Почему газы имеют плохую теплопроводность?
Что можно сказать о теплопроводности вакуума?
Как животные готовятся к зиме?
Зачем в стакан кладут металлическую ложку перед тем, как налить в него кипяток?
Какое практическое значение имеют полученные вами знания о теплопроводности?
Конвекция:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b526f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.htmlЗачем для наблюдения конвекции в воде в неё кладут кристаллы марганца?
Объясните механизм конвекции.
Можно ли вскипятить воду обычным способом в невесомости?
Почему нельзя долго держать руку над пламенем свечи?
Будет ли свеча гореть в невесомости? Почему?
Почему нельзя нагибаться над кастрюлей с кипящей водой?
Батареи в комнате всегда расположены внизу, почему же обычно мёрзнут ноги?
Как называются конвекционные потоки, образующиеся в атмосфере?
Какое практическое значение имеют полученные вами знания о конвекции?
Излучение:
Почему у теплоприёмника одна сторона зеркальная, а другая чёрная?
Почему для доказательства переноса энергии от нагретого тела излучением, теплоприёмник надо подносить к телу не сверху, а сбоку?
Почему бочки для летнего душа красят чёрной краской?
Почему летом предпочтительна светлая одежда?
Какое практическое значение имеют полученные вами знания об излучении? Формулирует условие задания.
Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях.
Распознают и воспроизводят изученный материал.
Принимают участие в обсуждениях.
Ставят вопросы своим товарищам и учителю
Объясняют более слабым учащимся непонятные места.
Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.
Рецензирование ответов товарищей.
Оценивание ответов и их корректировка.
Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме.
Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Показывают владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Понимать на слух ответы обучающихся.
Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь использовать речь для регулирования своего действия. Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля.
7. Домашнее задание
Д.з. Прочитайте § 25-27, стр. 79-86, подготовьте устно описание опытов по рис. 63, 65, 66, 67.
Выполните одно из заданий:
Подготовьте презентацию по одной из тем: «Разные виды теплопередачи в природе», «Учёт и использование разных видов теплопередачи в быту», «Что такое парниковый эффект?», «Теплопередача и растительный мир», «Теплопередача и животный мир», «Термос: устройство и применение».
Сконструируйте термос и проверьте его работу. Что вам пришлось учесть в работе?
Оцените свой дом или квартиру с точки зрения модели «Тёплый дом». Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.
Мотивирует выполнение домашнего задания.
Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.
Создает условия для выбора учащимися домашнего задания. Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.
Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы).
Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Осознают качество и уровень усвоения.
Определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Составляют план и последовательность действий.
Регуляция учебной деятельности.
Мотивация волевой саморегуляции.
8. Итог урока
Давайте составим синквейн для теплопроводности, конвекции и излучению.
А теперь ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».
Продолжим предложения.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило…
Мне захотелось…»,
Делятся на 3 группы.
Формулирует вопросы.
Подводит итоги учебного занятия. Выбирают задание Каждая группа составляет синквейн для своего слова
Отвечают на вопросы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывания в устной форме. Сотрудничают со сверстниками.
Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме. Развитие монологической речи
Регулирование своего поведение и поведения товарищей
Понимают на слух ответы обучающихся.
Формулируют собственное мнение и позицию. Развитие регуляции учебной деятельности.
Взаимоконтроль выполнения задания в группах
Проводят контроль, самокрнтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
9. Рефлексия
Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ». Проводит рефлексию, сравнивает и анализирует два «ДЕРЕВА ЧУВСТВ». Рефлексируют. Умение делать выводы. Взаимодействуют с учителем Уметь формулировать собственное мнение Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний. СаморегуляцияЕще один прием «Дерево чувств». Если учащиеся чувствувуют себя комфортно, то вешают в конце урока на дерево листочки одного цвета, если нет – другого. (Список цветов - настроений может быть подобран по М. Люшеру: красный – восторженное, радостное, зеленый – спокойствие, синий – грустное, неудовлетворенное, коричневый – пассивность, беспокойство и так далее).