Конспект урока по литературе на тему:Нравственные проблемы в рассказе Ю. Яковлева Рыцарь Вася (5 класс)


Урок по литературе в 6 классе. Слайд 1.
Тема урока: Нравственные проблемы в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася».
Организация класса.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости, но вы пожалуйста не волнуйтесь .
Слайд 2. Наш урок я хотела бы начать с фразы Юрия Олеши:
«Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг». Я вам желаю, чтобы ваша золотая полка любимых книг сегодня пополнилась.
Этап «вызов».
Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Юрия Яковлева «Рыцарь Вася». Работать мы будем с вами в рабочих картах, они у вас на столах. Подпишите ее: фамилия, имя.
Слайд 3. Вы знакомы с творчеством Юрия Яковлева?
-Прежде чем мы перейдем непосредственно к чтению рассказа, давайте подумаем, о чем будет этот рассказ или о ком? Прием «мозговой штурм».
Слайд 4. По щелчку.
-Кто такой рыцарь?
Ответы и предположения детей.
Показ картинки.
Алина перед уроком посмотрела в словарь, какое толкование этому слову дает Ожегов.
Зачитаем справку из словаря.
Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах.
Запишите из определения ключевые слова в рабочую карту.
Что записали?
– В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.
– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)
– А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)
Этап «Осмысления»
А теперь обратимся к самому рассказу. Прием «Чтение с остановками».
Чтение 1 отрывка учителем до слов «Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.»
О ком повествует автор в начале текста? (подросток)
– Как выглядел Вася?
«… куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги…все считали, что причина его полноты – обжорство»
Как вы думаете, какой характер может скрываться под внешностью этого героя?
Чтение 2 отрывка до слов «проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»
О чем повествует прочитанный отрывок?
– Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет)
– Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)
– Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)
Слайд 5. Давайте заполним небольшую таблицу, где запишем в 1 столбик действующие лица, а во второй столбик – их отношение к Васе. Второй столбик записываем коротко.
Каких действующих лиц можем записать? Работа в парах.
Найдите в паре и запишите.
Действующие лица Отношение к Васе
Приятели Тюфяк
Мама Слон в фарфоровой лавке!
Приятель «На такого толстого никакие доспехи не налезут.»
Учитель Делает замечания, лопалось терпение, и она отправляла его на место…
Автор А в груди его билось благородное сердце рыцаря.
Читатель Поднимаем руку, кто закончили. Итак, что получилось. Опрос.
-Как должен ко всем относится Вася?
-А как бы вы поступили, испытывая такое отношение к себе?
- А что делает герой в ответ на эти обидные слова? Найдите цитату во 2 отрывке!!
«Он привык к судьбе неудачника и сердился только на самого себя».
Предпоследняя строчка – это авторское отношение. Это можно найти в самом начале 2 отрывка.
И у нас осталась последняя строка пустая, туда в 1 столбик впишите слово – читатель, это вы.
А вот свое мнение, я вам предлагаю выразить, тогда когда будет прочитан весь рассказ. Договорились. Слайд 6. Проверка.
Как вы думаете, о чем будет дальше написано в рассказе? Отвечают.
Посмотрим, исполнятся ли ваши прогнозы.
Чтение 3 отрывка до слов «Он быстро уснул.»
Итак, подтвердились ваши предположения?
– Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? 
(спасение малыша)
А как бы вы поступили на месте Васи?
Как вы думаете, что же может ожидать ученика, который спас первоклашку? Мнения.
Давайте дочитаем рассказ.
Чтение 4 отрывка до конца.
Нашего героя наградили по достоинству?
- Согласны ли вы с концом рассказа? (Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)
- Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия?
Почему нет – докажите?
(Не ступил бы на лед, трус, лгун)
- Прав ли Вася, что смолчал о лжи?
( С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что раскрыть ложь – это тоже подвиг, поступок).
- Почему рассказ называется не тюфяк, а рыцарь Вася?
Потому что Вася обладает всеми качествами настоящего рыцаря: благородный, скромный, мужественный, самоотверженный, не злой, не реагировал на обиды, готовил себя к подвигу внутренне, оказался верен своей мечте. ДРУГАЯ ДУША.
Сейчас запишите свое мнение в таблицу о герое.
Этап «Рефлексии».
- Действительно, поступок человека говорит о многом! Что нужно, чтобы стать рыцарем?
(Не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, и быть готовым прийти на помощь людям).
- Совершил ли Вася подвиг? Стал ли настоящим рыцарем?
Давайте вернемся к нашей таблице, где мы написали авторское отношение к герою.
«А в его груди билось благородное сердце рыцаря».Какое качество выделяет автор в герое? (благородство)
Слайд 7. Что такое благородство? Это сложное слово? Из каких слов состоит? Благо и родить. Сможете подобрать синонимы к этому слову.
честность
бескорыстность
возвышенность
великодушие
рыцарство
нравственность
Алина. Давайте обратимся к словарю Ожегова. (Высокая нравственность. Самоотверженность, честность). Запишите определение в рабочую карту.
Эти качества присутствуют у нашего героя?
– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)
Какие проблемы поднимает автор в данном рассказе? (Нравственные)
О каких проблемах мы говорили сегодня на уроке? (нравственных).
Давайте сформулируем тему урока.
Нравственные проблемы в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася». Запишите тему в рабочую карту.
В чем заключалась цель нашего урока?
Слайд 9. – Какие нравственные уроки даёт нам писатель? Заполнение мини-кластера.
Быть добрыми, не озлобляться, быть мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью.
Учит тому, чтобы и дети, и взрослые понимали хорошо друг друга.
Слайд 10. Давайте напишем синквейн по теме нашего урока в рабочей карте на сердце. Предствим, что это благородное сердце рыцаря.
Какое слово возьмем за основу? Благородство.
2 прилагательных, 3 глагола, предложение и синоним.
Зачитывают.
Слайд 11. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (7-10 предложений) на тему: Что значит быть рыцарем?