Методическая разработка по финансовой грамотности
Методическая разработка по формированию финансовой грамотности.
Автор: Ефимец Ольга Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ г. Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С. Пушкина»
Аннотация
В данной методической разработке рассматривается вопрос использования информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности учителя общественных наук, а именно по формированию финансовой грамотности обучающихся основной школы.
В данной методической разработке описаны возможности применения программных продуктов и Интернет-ресурсов для обеспечения качества образования и подготовки конкурентоспособного ученика, обладающего глубокими знаниями в области финансовой грамотности.
Ключевые понятия:
Применения программных продуктов программ: Power Point, MS Word, Excel и Интернет-ресурсов для формирования знаний по финансовой грамотности. Работа с понятиями. Методы создания мотивации.
Методическая разработка по теме:
«Использование информационных технологий в преподавании общественных наук по формированию финансовой грамотности»
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 2 ступени обучения (11-13 лет), 3 ступени (14-17 лет)
План уроков:
План уроков апробации методической разработки по теме: «Использование информационных технологий в преподавании общественных наук по формированию финансовой грамотности»
07.10.2015-6 «А», «Б», «В», «Г» классах по теме: «Рынок»;
05.10.2015-9 «Г» класс по теме: «Рынок. Методы воздействия»;
05.10.2015- 8 «А», «Б», «В», «Г» класс по теме: « Рыночная экономика»;
11.01.2016-10 «В» класс, по теме: «Рыночная экономика и рыночные механизмы регулирования отношений»
Цель: Повышение эффективности образования основной школы
Задачи:
реализовывать компетентностный подход основное требование федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения ФГОС общего образования;
обеспечить качество образования и подготовки конкурентоспособного ученика, обладающего глубокими знаниями в области финансовой грамотности;
создание воспитательной среды как средство активизации жизнедеятельности школьного сообщества, формирования обучающегося - лидера, гражданина в различных видах деятельности (познавательной, социальной, творческой)
Ожидаемый результат:
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и обучающимся использовать самые различные источники информации по экономике, усилению знаний по финансовой грамотности. В современных условиях главной задачей образования является не только получение определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.
Работа с понятиями.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание» новых ФГОС указывают на необходимость достижения учащимися метапредметных и предметных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Для реализации познавательного процесса по финансовой грамотности особо актуально вносить работу педагога над формированием и развитием у обучающихся понятийного мышления – одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Понятие – итог мыслительного процесса и в то же время начало дальнейшего процесса мышления, позволяющего делать логические умозаключения. Осмысление понятий происходит посредством включения новых представлений в различную социальную среду, путём установления причинно-следственных связей и закономерностей.
При введении нового понятия выстраиваю работу по следующему алгоритму:
1. Обращение к этимологии слова.
2. Выстраивание ассоциаций.
3. Выделение существенного признака понятия.
4. Установление категориальных принадлежностей.
5. Сравнение с другими понятиями.
6. Введение понятия.
7. Выстраивание логических взаимосвязей.
Пример введения понятия «Экономика»:
1. В переводе с греческого слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. Однако в современном языке оно более многозначно.
2. Ассоциации учащихся: натуральное хозяйство, производство, природные ресурсы.
3. Существенный признак: хозяйство, удовлетворения потребностей.
4. Категориальная принадлежность: тип экономической системы по форме правления: традиционная система, рыночная, командно-административная система, смешанная система.
5. Сравнение традиционной системы и рыночной системы.
6. Экономика система общественного производства, осуществляющая собственно производство, распределение, обмен и потребление необходимых обществу материальных благ, включая продукты и услуги
7. Построение предложений, содержащих информацию о экономике.
Конструирование понятия.
Из приведённых ниже слов обучающимся учитель предлагает составить обществоведческое определение: Экономическая система.
Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий.
Пример:
Экономика– хозяйство.
Экономика – производство.
Факторы– труд.
Этап закрепления работы над понятийным аппаратом.
1. Составление и решение интерактивных кроссвордов с помощью программы Power Point по теме.
Например: кроссворд для обучающихся 8, 9 классов.
По горизонтали. 1. Подделка подлинных или составление фальшивых документов. (Подлог.) 2. Столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор. (Конфликт.) 3. Рост цен в результате того, что общий объем бумажных денег, находящихся в обращении, превышает сумму, необходимую для обращения данной массы. (Инфляция.) 4. Кассир, хранитель казны. (Казначей.) 5. Потенциальный покупатель на аукционе. (Аукционер.) 6. Денежное выражение стоимости товара. С ее помощью косвенно выражается величина затрат труда, заключенного в товаре. (Цена.) 7. Обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. (Налог.)
По вертикали. 8. Ежегодный доход, распределяемый между акционерами. (Дивиденд.) 9. Ценная бумага, дающая ее владельцу право дохода в виде фиксированной процентной ставки. (Облигация )
10. Предоставление кому-то преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения, например налоговые. (Льготы.) 11. Кто определяет при свободе рыночных отношений, в каком количестве и куда должны поступать произведенные товары? (Покупатель.) 12. Продажа с публичного торга, способ продажи товаров на основе конкурса покупателей. (Аукцион.) 13. Посредник, содействующий заключению различных сделок между заинтересованными сторонами - клиентами, по их поручению и за их счет. (Брокер.) 14. Ценные бумаги, выпускаемые акционерным обществом и дающие право их владельцу на получение определенного дохода из прибылей акционерного общества. (Акции.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Игра «Бинго», с помощью программы Power Point.
Обучающиеся имеют разный набор понятий по определённой теме. Учитель
даёт определение понятию, учащийся закрывает понятие в таблице. Побеждает тот, кто первым справился с работой. Пример: понятия по теме «Типы экономических систем»
3. Работа над понятиями при составлении индивидуальной образовательной траектории.
4. Составление обществоведческого словаря. Пример: экономический словарь по теме «Деньги», 9-й класс.
1. Вексель – письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении срока требовать от должника уплаты обозначенной на векселе суммы.
2. Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента (измерителя стоимости всех товаров).
3. Денежная масса – сумма наличных и безналичных денег, выполняющих различные функции.
4. Составление учащимся «Карты понятия».
5. Составит кластер понятия.
Примером является составление бизнес-плана обучающегося 10 класса на уроке обществознания по теме: « Бизнес»
Бизнес план детской парикмахерской предусматривает открытие заведения, рассчитанного на 7 посадочных мест (3 для девочек и 3 для мальчиков , 1 маникюрное кресло).Оптимальная организационно-правовая форма ведения парикмахерского бизнеса – индивидуальный предприниматель. Этот вариант является оптимальным по ряду причин, однако основная из них состоит в том, что потенциальными потребителями парикмахерских услуг будут выступать физические лица.Степень успешности проекта оценивается как высокая, так как спрос на парикмахерские услуги стабилен даже, несмотря на большое число заведений предлагающих подобные услуги.Описание предприятия.Предполагается открытие парикмахерской, рассчитанной на 7 посадочных мест, включающих 3 кресла для мальчиков и 3 кресла для девочек , 1 кресло для родителя с режимом работы с 9.00 до 21.00.Описание услуг.Предполагается открытие парикмахерской, оказывающей следующие виды услуг:Простая стрижка
Модельная стрижка волосы короче 30 см , длиннее 30 см
Фигурный выстриг простой (полоски, молнии) сложный (рисунок)
Первая стрижка срезание локона в оригинальный конверт, фото процесса первой стрижки на память (высылается на e-mail)
Креативная стрижка
Стрижка под машинку налолог (1 насадка)
Стрижка под машинку (2 насадки и более)
Стрижка чёлки простая чёлка косая, фигурная, глубокая
Подравнивание кончиков волос одним срезом до 5 см в несколько срезов
Праздничная причёска лак, цветная тушь с неоновым свечением, украшения
Причёска на основе кос
Блеск-тату
Мытьё головы
Помимо основных услуг можно добавить дополнительные услуги, которые будут пользоваться спросом у посетителей, например, услуги визажиста и мастера маникюра .Анализ рынка.В данном разделе необходимо дать характеристику рынку парикмахерских услуг Вашего населённого пункта в целом и района, в котором непосредственно предполагается открытие парикмахерской.Документация, необходимая для открытия парикмахерской- разрешение СЭС- разрешение госпожнадзора- сертификат мастера-парикмахераДополнительно можно изучить документ, который будет регламентировать деятельность Вашего бизнеса. Это «Правила сертификации парикмахерских услуг» от 16.11.1999 года.
Реализации проекта.
Первым шагом в реализации проекта по открытию парикмахерской станет поиск и подбор помещения. Заметим, что санитарно-эпидемиологическими нормами предусмотрена площадь 7 квадратных метров на одно работающее парикмахерское кресло. Следовательно, минимальный размер парикмахерской, рассчитанной на 7 посадочных мест составит 50 квадратных метра.Оптимальным решением станет выкуп 2-х или 3-х-комнатной квартиры на первом этаже жилого многоквартирного дома с последующим переводом её в нежилое помещение , либо выкуп нежилого помещения подходящего размера на первом или цокольном этаже в предусмотренном для этого здании (либо в новостройке). Возможна также и аренда подходящего помещения.Следующим шагом станет ремонт помещения, в случае если он необходим, и его оформление.После этого необходимо закупить оборудование для парикмахерской. Понадобится следующее оборудование:- парикмахерские кресла – 6 штук- зеркала – 6 штук- раковины-мойки – 6 штук- полки универсальные – 2 штуки- шкаф для одежды – 1 штука- машинки для стрижки, фены, расчёски, ножницы – по 12 штук каждого наименования- шампуни, лаки, крема и т.д. – на 3 месяца работы
-маникюрное кресло
-маникюрные принадлежности
Также необходимо нанять персонал. Это могут быть как мастера со своей клиентурой, недовольные условиями работы в соседних парикмахерских, так и новички, недавно окончившие курсы. Всего потребуется 9 мастеров, для которых необходимо установить плавающий график работы.После того, как оборудование закуплено и парикмахерская готова к работе, можно открываться и начинать привлекать клиентов. Помимо привлекательной и заметной вывески необходимо использовать установку стендеров на людных соседних улицах, расклейку объявлений в подъезде близлежащих домов и раздачу листовок с обязательным указанием цены услуг.
Финансовый план.
В данном разделе бизнес-плана мы дадим подробную финансовую характеристику данного проекта. Итак, для открытия парикмахерской Вам потребуются:Расходы:- помещение – от 2.000.000 рублей- оборудование – от 200.000 рублей- зарплата персонала – 8000 рублей (10% от общей выручки)- бухгалтерия – 80.000 рублей в год (аутсорс)- реклама – 30.000 рублейИтого: 2.318.000 рублей для старта проекта.Заметим, что сумма необходимого стартового капитала будет гораздо меньше в варианте с арендой помещения.Доходы:- оказание услуг – от 400 рублей чистой прибыли в сутки с каждого мастераИтого: от 90.000 рублей чистой прибыли в месяц.Как видно из финансового плана, окупаемость парикмахерской составляет порядка двух лет, однако это пессимистичный прогноз. Средневзвешенный прогноз окупаемости, основанный на анализе работы существующих парикмахерских, составляет 7-14 месяцев.
Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 го класса. Изучение понятий не должно сводиться к элементарному заучиванию терминов. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ обучающиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.
Внедрение государственных образовательных стандартов реализуется путем разработки технологий обучения по развитию интеллектуальных и творческих способностей, методик анализа, коммуникативных методик мыслительной, проектной деятельности. Актуальность данной методической разработки в требованиях к современному образованию. Основным требованием к системе образования является использование информационных технологий обучения. Образование становится постепенно информационно открытым и выходит за стены учебных заведений. Формируется особая образовательная среда, в которой будет возможна реализация идеи обучения человека на протяжении всей жизни. Новые информационные технологии создают огромные возможности их использование в педагогическом процессе.
Преподавание истории и обществознания не может находиться в стороне от глобального явления информатизации общества, создания единого информационного пространства. Также преподаватель истории и обществознания должен реализовывать компетентностный подход основное требование федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. ФГОС общего образования предполагает развитие у обучающихся в ходе изучения истории и обществознания социально-адаптивной, когнитивной, информационно-технологической и коммуникативной компетенций. Специфика дисциплин «История» и «Обществознание» требует от обучающихся умение работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ. История изобилует большим количеством дат, фактов, персоналий, понятий. Обществознание изобилует множеством определений, вызывающих затруднения у обучающихся, особенно раздела «Экономика». Однако в современном мире постепенно отпадает необходимость перегружать память, потому что имеются технические хранилища информации (компьютерные базы данных, Интернет), и важно научить подростков пользоваться ими. Таким образом, существуют противоречия между:
1) знаниевым содержанием образования, традиционным вербализированным обучением в рамках классно-урочной системы и потребностью информационного общества в формировании информационных компетенций обучающихся, в том числе умений самостоятельного поиска знаний в Глобальной сети Интернет с целью решения значимых содержательных учебных задач;
2) увеличивающимся объемом учебного материала по дисциплине и снижением потенциальных возможностей обучающихся, низким уровнем развития общеучебных умений и навыков.
Решить эти противоречия, на мой взгляд, возможно, с помощью внедрения информационных технологий в образовательный процесс, формирования информационной среды учебной дисциплины, развития информационных компетенций обучающихся. Причём, процесс развития этих компетенций будет протекать успешно, если реализуется деятельностный подход к построению образовательного процесса, т. е. обучающимися осуществляется самостоятельный поиск, изучение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и обучающимся использовать самые различные источники информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у обучащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является использование программ: Power Point, MS Word, Excel. В программе Power Point учителем и обуучащимися составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, обществознания, а также во внеклассной работе, проектной деятельности. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Программа Power Point также дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, экономические диаграммы.
Текстовый редактор MS Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С его помощью, как учитель, так и учащийся может создать дидактические материалы для системного мониторинга.
Электронные таблицы Excel можно применять на уроках истории и обществознания при изучении социально-экономических тем по усилению финансовой грамотности. Данные таблицы позволяют проводить сравнительный анализ данных по изученным темам.
Также большое значение для развития учащихся имеет использование ИКТ в проектной деятельности, позволяет выделить содержимое понятий, аргументировать их, исследовать и сделать вывод.
Использование на уроках общественного цикла увеличивает объем информации, позволяет свободно использовать современные интерактивные технологии. Интернет дает возможность использования образовательных ресурсов для поиска источников, текстов монографий, различных статей, рефератов, помощи электронных библиотек.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии способны стимулировать познавательный интерес к предметам общественного цикла, создавать творческую атмосферу в обучении и стать эффективным инструментом в руках учителя и обучающегося.
Приемы мотивирования обучающихся к изучению основ финансовой грамотности.
Методы создания мотивации.
Методика успеха.
Самостоятельная работа.
Приемы сравнения.
Самоконтроль.
Чередование приемов работы.
Использование инновационных технологий, например кейс-технология.
Пример №1
Тема: Рыночная экономика и рыночные механизмы регулирования.
Кейс-технологияэтапы:
КЕЙС-СТАДИ
Этап мотивации
Деление класса на группы
Раздача кейсов, инструктаж работы с кейсами
Работа учащихся с кейсами
Предъявление решений
Рефлексия
Сценарий урока.
.
Определение проблемы.
Проблема: учащиеся не умеют работать с информацией (решать ситуации)
Цель урока:
Создать условия для развития универсальных учебных действий в результате которых ученик научится:
Задачи:
Предметные результаты: называть особенности рыночных систем.
Метапредметные результаты: решать гражданско-правовые ситуации.
Анализировать правовую социальную информацию (Гражданский кодекс РФ).
Выстраивать межличностные отношения в группе, принимать коллективные решения.
Планировать свои действия в группе.
Личностные результаты: защищать свои права в сфере гражданских правоотношений.
Работа в группах по материалам кейса.
Кейс №1 Экономика традиционного типа.
Кейс №2 Экономика рыночного механизма.
Кейс №3 Смешанная экономическая система.
Кейс №4 Экономические задачи.
IV. Презентация результатов работы.
Использование современных технологий и методов дает мне, как учителю истории и обществознания дает возможность создавать собственные оригинальные информационные объекты по финансовой грамотности, подбирать дополнительные наглядные материала по теме урока и компьютерные презентации, которые помогают в создании и разработке уроков, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Результативность использования учебно-методических материалов.
Апробация методической разработки 2015-2016 учебного года показала очевидные преимущества данной методической разработки в учебном процессе. Данная методическая разработка повышает качество и эффективность учебно-воспитательного процесса по разделу «Экономика» на уроках истории, обществознания, позволяет получить объективные знания в области финансовой грамотности. Данное направление формирует стремление к познанию экономики как науки, изучению экономических проблем и в целом формированию финансовой грамотности подрастающего поколения.
Обучающиеся в гимназии стали активнее участвовать в конкурсах разных уровней по экономике. Результатом данного направления методической работы стали победы во всероссийском конкурсе «Денежные истории». Так, наши обучающиеся заняли призовые места: Щеголева Е.-1 место, Бурлакова П.-1 место, Дерезина А.-2 место, Ефимец А.-3 место. Также обучающиеся 9,10 класса активно участвуют в региональной конференции одаренных детей по секции «Экономика», выступая с научно-исследовательскими проектами. В 2015 году обучающиеся 8-10 классов заняли пять призовых мест.
Содержание данной методической разработки соответствует ФГОС, проектирование уроков построено на основе системно - деятельностного (компетентностного) подхода. Целью данной методической разработки стало общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся с точки зрения финансовой грамотности.
Методическое мастерство учителя раскрывается в ходе методической разработки с помощью инновационных технологий и методов обучения.
Интерактивные технологии, использованные учителем: кейс-технология, технология критического мышления, проектная деятельность. Кейс-технология позволяет решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует обучающихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, погружая обучающих в реальные ситуации.
Проектная деятельность движет обучающихся к планированию деятельности. Технология критического мышления формирует ключевые компетенции.
В ходе уроков по данной методической разработке, обучающиеся активно работали в группах с кейсами: знакомились с ситуацией, ее особенностями, выделяли основную проблему, анализировали последствия и оценивали значимость.Внедряя в серию уроков методы данной методической разработки «Использование информационных технологий в преподавании общественных наук по формированию» первое, что я старалась – это создать коллаборативную среду, среду сотрудничества. При выборе того или иного приема для создания коллаборативной среды, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. На уроках мной были применены такие приемы как психологический тренинг, работа в группах, в «домашних» группах, в парах. Для себя я сделала вывод, что работа в группах это эффективный инструмент вовлечения старшеклассников в учебный процесс. Активно работаю совместно с обучающимися научно-исследовательскими работами. Так, в 2015 году мои обучающиеся выступали на научно-практической конференции города Шахты «Эрудит»
Скайрк А., 11В, работа по обществознанию «Экономика Древней Руси» (школьная и городская конференция); (отмечена дипломом призера в городской научно-практической конференции)
Стариков А., работа по обществознанию: «Товары Древней Руси»
( отмечена дипломом призера в городской научно-практической конференции)
Фомичева В.,11в, работа по обществознанию «Малый бизнес» (отмечена дипломом призера в городской научно-практической конференции)
Результатом внедрения данной методической разработки стали участие и победы обучающихся в муниципальных, региональных, федеральных олимпиадах и конкурсах, интеллектуальных марафонах и т.д.
Учебный год
Название олимпиады,
конкурса и т.д.
Ф.И. учащегося, класс
Результат
Федеральный уровень
2014-2015
Олимпиада по истории
« С.Ю. Витте - великий
реформатор России»
Годлевская Анна
финалист
Молодежный чемпионат по
Обществознанию
ПарфеноваН.8г
Чернятьев Д.8г
Самсонова А.8а
Верховецкий Н.8б
Клещевская Л.8г
Зобов Д 8а
ЮщенкоВ.8а
СологубА.8г
ГорностаевВ.8г
Сертификат участника
2014-2015
Молодежный чемпионат
по истории
Зобов Д 9а
ЮщенкоВ.8а
СологубА.9г
ГорностаевВ.9г
Тараноа Л 9а
Оганесян А.9В
Сертификат участника
2014-2015
Всероссийский конкурс « Гуманитарная битва»
Дерезина А.
Скайрк А.
Тулупова С.
Диплом призера
Диплом участника
Диплом призера
2014-2015
СГЮА международный конкурс « Юридический дебют»
ПроскураЕ.
Скайрк А.
СтариковА.
Диплом призера
Диплом участника
Диплом призера
2014-2015
Всероссийский молодежный чемпионат по истории
Рясной Д.
Диплом призера
2014-2015
Олимпиада школьников СПГУ по обществознанию
Стариков А.
Диплом 3 степени
2014-2015
С_В Олимпиада СВОШ
Проскура Е.
Дерезина А.
Диплом призера
Диплом призера
2014-2015
Олимпиада «МГИМО» заочный тур
Стариков А.
Диплом призера
2014-2015
Олимпиада «МГИМО» очный тур
Стариков А.
Диплом 3 степени
Региональный уровень
2015
Методическая разработка экскурсии по теме « Хранители воинской славы»
Скайрк А.8г
Почетная грамота участника
2014-2015
Экскурсионный проект
Цушба Э9г
победитель
Региональная всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» ОВИО «Наше наследие
ДерезинаА.9г
победитель
Региональная всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» ОВИО «Наше наследие
Меликян В.9г
победитель
Региональная олимпиада по истории
Дерезина А.9г
Свидетельство
участника
Конкурс сочинений-эссе
« Сталинградская битва»
Самсонова А.9а
Свидетельство
участника
2014-2015
ДерезинаА.9г
победитель
Региональная всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» ОВИО «Наше наследие
Дерезина А.10в
призер
Региональная олимпиада по истории
Стариков А.10в
призер
Региональная олимпиада по истории
Дерезина А.10в
Свидетельство
участника
Региональная олимпиада по обществознанию
Дерезина А.10в
Свидетельство
участника
Региональная олимпиада по обществознанию
Стариков А.10в
призер
Региональная олимпиада по избирательному праву
Тулупова С. 6а
Свидетельство
участника
2014-2015
ДерезинаА.9г
победитель
Региональная всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» ОВИО «Наше наследие
Дерезина А.11в
призер
Региональная олимпиада по истории
Стариков А.11в
участник
Региональная олимпиада по истории
Чернятьев Д. 11В
Свидетельство
участника
Региональная олимпиада по истории
Дерезина А.11в
Свидетельство
участника
Региональная олимпиада по обществознанию
Дерезина А.11в
Свидетельство
участника
Региональная олимпиада по обществознанию
Стариков А.11в
призер
Региональная олимпиада по обществознанию
Фомичева В. 11В
Свидетельство
участника
Региональная олимпиада по избирательному праву
Тулупова С. 6а
Свидетельство
участника
2014-2015
ЮФУ 12 научно-практическая конференция
Секция « История»
Стариков А.11в
Свидетельство
участника
ЮФУ 12 научно-практическая конференция
Секция « Обществознание»
Фомичева В. 11В
Свидетельство
участника
2014-2015
Городская олимпиада по истории
Дерезина Алина
призер
Олимпиада по ОПК
Дерезина А.,
Сертификат
участника
2014-2015
Славянские чтения
Тулупова С.
призер
2014-2015
Конкурс юных экскурсоводов
Скайрк А.
победитель
Список литературы и источников:
1.Буланова – Топоркова М.В. “Педагогические технологии”, М-Р-н-Д, 2014 г.
2.Господарик Ю Л. Электронная хрестоматия в Интернете как средство поддержки школьного учебника истории.// Журнал «Преподавание истории и обшествознания в школе». 2011. № 2.
3.Ваисова JI. М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обшествознанию. //Журнал «Преподавание истории в школе:-. 2009. № 2. 2.
4.Господарик Ю. Л. Электронная хрестоматия в Интернете как средство поддержки школьного учебника истории.// Журнал «Преподавание истории и обшествознания в школе». 2005. № 2. 3. Драхлер А. Б. Ресурсы Интернета и уроки истории в средней школе.//Настольная книга учителя истории. М.,2009. 4.
5.Проблема использования информационных технологии и преподавании предметов социально-гуманитарного никла //Журнал «Преподавание истории о школе». 2007. № 2. 7. Ушакова О. А. Использование электронных пособий на уроках истории./ Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2012.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 415