Системно-деятельностный подход в духовно-нравственном воспитании
Системно-деятельностный подход
в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Ильницкая Ольга Игоревна,
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя школа № 20"
Услышу - забуду,
Увижу - запомню,
Сделаю - пойму.
Китайская пословица
Предмет нашей гордости в прошлом — большой объём фактических знаний — в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье — результаты деятельности, а деятельность — это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат — знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат — умения), педагоги приходят к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
В отечественной психолого-педагогической науке глубоко и всесторонне разработан культурно-исторический системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина. Деятельностный подход строится на положении о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
В настоящее время системно-деятельностный подход реально приходит в образование. Он является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в федеральном государственном образовательном стандарте.
Согласно с ФГОС НОО второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Современное воспитание опирается на постулат: «Нет, и не может быть школы… без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству.»
Некоторые путаются в понятиях «духовность» и «нравственность», и поэтому многие формы и методы не соответствуют принципам духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Нравственность зависит от духовности. Что такое духовность? Многие думают, что духовность – это культура. «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными». ( Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова). Духовность – это посыл нравственности. Духовность может быть разной, и какой Дух приемлет педагог, такое и воспитание нравственности у детей.
Можно выделить следующие наиболее важные духовные ценности:
– осознанное познание себя и мира. К необходимости такого познания каждый должен прийти сам, осознанно делая свой выбор;
– стремление к изменению себя в соответствии с познанными законами. Человек духовный стремится к совершенствованию (Ю.М. Орлов определяет самосовершенствование как "правильное использование опыта жизни") себя через познание себя и окружающего мира. Можно прекрасно разбираться в искусстве, знать наизусть Библию, иметь несколько высших образований, но при этом оставаться человеком бездуховным. И напротив, духовным человеком может быть неграмотный крестьянин, поклоняющийся языческим божествам или духам Природы;
– не препятствие свободному выбору других людей. Духовность предполагает уважение свободного выбора другого человека.
Средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к духовности, являются:
- Слово;
- Родительский авторитет, авторитет воспитателя, учителя;
- Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность или учение;
- Природный и предметный мир;
- Национальные обычаи, традиции, народные праздники;
- Общественное мнение (родителей, сверстников);
- Духовный и моральный климат семьи;
- Фольклор, художественная литература.
На протяжении многотысячелетней истории развития российского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.
Духовность, нравственность надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, ребенку необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Главной задачей в духовном воспитании является воспитание привычки к делам милосердия, стремления делать добро, творение красоты. «С.А. Рачинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, а в 50-е гг. ХХ века В.А. Сухомлинский на первое место в воспитании ставили задачу воспитания внутренней направленности человека, его глубинных способностей ощущения красоты мироздания, которые рождают духовную любовь к окружающему миру и к другим людям»
В словаре Ожегова дается следующее определение нравственности: «Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей. И эти связи регулируются во многом нравственными и культурными правилами, которые развивались на протяжении веков. Культура и традиции выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества.
Так как основой для успешной учебной деятельности согласно ФГОС лежит технология системно-деятельностного подхода, то и для духовно-нравственного воспитания следует использовать эту же технологию. Ведь, говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя оторвать это понятие от воспитательного процесса.
Что такое системно-деятельностный подход? Само понятие было введено в 1985 году как особого рода понятие. Основой для его понимания служит понятие «Деятельность». С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. При этом ученик выступает не в роли пассивного слушателя, а в роли непосредственного участника самого процесса. Необходимость применения данной технологии в современном образовании обусловлена тем, что:
- воспитание должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной и внеурочной;
- в современном обществе семья и школа утратили монополию на развитие и воспитание ребенка. Уже в младшем школьном возрасте он тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовно-нравственное воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Каждый учитель знает из своей практики, что только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет, что он может, а где ему еще нужно узнать или сделать для себя новые открытия.
Однако знание общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни. Для становления положительного отношения к ценностям необходим опыт их эмоционального переживания и рефлексии. В школе такой опыт переживания может возникнуть у учащегося в процессе взаимодействия:
с педагогом— приобретение школьником социального знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);
с дружественной детской средой (коллективом)— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
с социальными субъектами— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Важно понимать, что каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма, форсирование результатов недопустимо.
Современным педагогам дана возможность самим моделировать и реализовывать воспитательную деятельность, адекватную природе детства, национальным и культурным традициям. Хочется подчеркнуть, что работа по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к жизни является одним из основополагающих направлений деятельности педагога и поэтому требует особой осознанности и ответственности, владения формами деятельности. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности.
Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает прохождение следующих уровней:
приобретение ребенком социального знания (первый уровень результатов);
переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов);
приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).
Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно-ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении.
Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Системно-деятельностный подход учитывает это и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата). Выстраивая формы и содержание внеурочной деятельности школьников педагоги должны обеспечить устойчивый воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Для прохождения 1 и 2 уровней результатов: приобретение ребенком социального знания (первый уровень результатов); переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов) я в своей деятельности использую следующие уроки-занятия, которые могут продолжаться от 20 до 40 минут.
Простые и очень глубокие занятия стимулируют воображение и пробуждают Внутреннего Учителя, присутствующего в душе каждого ребенка.
Цель занятий – формирование нравственных установок, нравственного поведения, опираясь на собственный опыт переживаний, постигать логику человеческих чувств и учиться навыкам жизни.
Задачи:
активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению внутренней позиции, к формированию собственных ценностных ориентаций;
научить учащихся выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;
сформировать знания об эмоциональном мире человека и способах управления им;
развить умение чувствовать и понимать других;
развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей;
воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
«Ребенок должен продвигаться к более высокому уровню организации духа при помощи конкретных вещей». Доктор Мария Монтессори«Исследования человеческого мозга показывают, что восемьдесят три процента знаний мы получаем путем наблюдения и практики». Доктор Эдвард БоноПеред каждым занятием обсудить (вспомнить) следующие правила:
доверие;
говорим по очереди, не перебивая друг друга;
каждый сможет высказаться;
не осуждаем мнение другого.
В конце каждого занятия, подводя итог, дети под руководством учителя делают вывод или установку, содержащий тот или иной духовно-нравственный посыл.
1. Тема занятия: Волшебная звёздочка.
Оборудование
Альбомные листы, карандаши, яблоки.
Ход занятия
- Скажите, как вырастает цветок и что для этого нужно? (Цветок вырастает из маленького семечка. Чтобы это произошло, ему необходимы дождь и солнце. Так и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей) Мы будем изучать мысли и чувства людей.
- Для чего? (Чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу)
- Чувства есть у всех людей. Это радость, обида, смущение, страх, грусть, благодарность, спокойствие, злость, зависть, восторг и т. д.Это наше внутреннее состояние, тогда мы говорим: «Я чувствую в душе».А боль от укола, тепло, холод мы чувствуем на теле, телом.Все люди разные. Поэтому одни и те чувства живут в разных уголках тела. Например, когда страшно, у кого-то дрожат коленки, а другого начинается «медвежья болезнь», а ещё говорят «душа в пятки ушла». Чувства бывают приятные и не очень. Но это не значит, что они плохие или хорошие. Они просто есть, живут в нас. И мы должны научиться управлять ими, контролировать их.- Послушайте сказку «Волшебная звезда». Звучит музыка (спокойная, тихая).«Я хочу вам рассказать одну волшебную историю. Она – про те времена, когда звёзд на небе ещё не было. Эта история про Звёздочку, которая жила на Земле. Звёздочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как не старалась, на Земле её никто не замечал. Решила тогда Звёздочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: «Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы другие люди могли заметить мой свет?» В ответ на свой вопрос она услышала слова мудрого старца: «Сияние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придётся жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого?» «Я согласна», - ответила Звёздочка. Тогда волшебник в награду за её смелость, желание дарить людям сияние своего света и радость окружил её множеством других сверкающих звёзд. А чтобы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил её изображение… Попробуйте отгадать где? (Ответ: в каждом из нас.)- А ещё волшебник спрятал изображение звёздочки в яблоке.Учитель разрезает яблоко пополам и просит детей найти звёздочку, в виде которой располагаются яблочные зёрнышки. Учащимся предлагается принять от Звёздочки и Мудрого старца подарок в виде яблока. (Звучит музыка).
Итог.
Я учусь понимать себя и окружающих.
2. Тема занятия: Благодарность.
Оборудование
Блюдце с песком, железные опилки и один или два магнита. Можно включить в перечень оборудования лупу.
Ход занятия
- Можно ли они увидеть невооруженным глазом или собрать руками крошечные частицы железа, находящиеся в песке. К
- Какой инструмент мог бы помочь нам сделать это? Возьмите магнит и покажите ребятам, как он притягивает к себе частички железа.
- Блюдце с песком символизирует нашу повседневную жизнь, а магнит —это наше благодарное сердце. Благодарное сердце чутко всматривается в каждый день нашей жизни, стремясь обнаружить как можно больше благословенных мгновений. Такое сердце подобно магниту, притягивающему к себе железные пылинки.
А неблагодарное сердце подобно нашим пальцам. Как наши пальцы тщетно стараются найти крупицы железа в блюдце с песком, так и неблагодарное сердце не может найти ничего достойного похвалы. То сердце, которое исполнено благодарности и похвалы, найдет благословенные минуты в каждом часе нашей жизни.
Предложите детям по очереди провести по песку магнитом, наблюдая, как тот притягивает к себе частички железа. Скажите ребятам, что эти частички — те мгновенья счастья, добра, которые им пришлось пережить в течение дня. Такими моментами могут быть воспоминания о встречах с друзьями, нечто увиденное или услышанное, вкусный завтрак или красивая одежда.
Когда первое упражнение будет выполнено, предложите ребятам снова провести магнитом по песку, чтобы припомнить те счастливые мгновения, которые они пережили в течение дня. К примеру, это может быть похвала, услышанная от кого-либо, общение с членами семьи, игры с друзьями или с домашними животными. Проводя магнитом по песку, ребята могут также вспомнить счастливые эпизоды, которые произошли в течение последних нескольких часов или же в течение всего дня.
Объясните детям, что всякий раз, когда мы выражаем благодарность за то, что происходит в нашей жизни, эта благодарность, подобно магниту, притягивает к нам все хорошее. Эту благодарность не обязательно выражать словами. Иногда это может быть просто тихое, молчаливое признание тех прекрасных качеств, которые мы видим в других людях. Магнетическая сила этой благодарности будет притягивать к нам лучшие качества окружающих. И тогда жизнь принесет нам еще больше счастливых моментов, достойных нашей благодарности.
Блюдце песка — это ситуация, магнит — это разум, который ищет хорошее в сложившейся ситуации, а частички железа —это счастливые моменты, которые может обнаружить человек.
Чтобы усилить эту аналогию, возьмите лупу и объясните ребенку, что добро увеличивает то, что мы ценим и за что благодарим. Сила искренней благодарности, исходящая из нашего сердца, способна увеличивать те моменты счастья, что запечатлены в частичках железа, скрытых в песке. Так увеличивается в размерах все, о чем мы думаем.
Итог.
Я — благодарный человек, и я с благодарностью принимаю все хорошее, что есть в моей жизни.
3. Тема занятия: Внутренняя и внешняя красота.
Оборудование
У каждого ребенка (или пары детей) один или два надутых воздушных шара и три либо четыре ненадутых.
Ход занятия
- Представьте себе, что каждый воздушный шар — это человек. Каждый из людей наполнен дыханием жизни, словно надутый шар.
- Надуйте шары, наполняя их дыханием жизни. Так же, как воздух присутствует во всех шарах, так и жизнь присутствует во всех людях.
- Мы видим только внешнюю сторону воздушного шара или внешний облик людей. Нам кажется, что именно эта, внешняя сторона и есть самая главная. Однако на самом деле намного важнее то, что находится внутри нас. Потому что именно внутреннее содержание определяет нашу внешность. Именно внутреннее содержание придает форму воздушному шару. Если бы не это внутреннее содержание, наш ненадутый шар так бы и остался бесполезным лоскутом мягкой резины.
Покажите детям ненадутые воздушные шары.
- Помните, что внутреннее содержание важнее внешнего вида. Воздух внутри нас важен, поскольку он дает нам жизнь. Так же важен наш внутренний мир — наши мысли и чувства. Именно они формируют наше сознание и наш жизненный опыт.
Продолжайте проводить аналогию с воздушным шаром: «Почему воздух так необходим воздушному шару? Что происходит с воздухом, когда мы выпускаем его из шара?» Дети поймут, что воздух, выходящий из шара, воссоединяется с окружающим воздухом.
Вы можете сравнить освобождение воздуха (или жизни) со смертью человеческого тела. Помогите детям понять, что поскольку жизненная сила воссоединяется с ее источником, так же как воздух из шара, то продолжает существовать уже в новой форме. Этот урок будет особенно полезен тому ребенку, семья которого недавно пережила смерть кого-либо из своих близких.
Итог.
Внутреннее содержание человека важнее его внешности.
4. Тема занятия: Наша взаимосвязь с другими людьми
Оборудование
Буханка хлеба с отломанными от нее кусочками различных размеров и форм.
Ход занятия
Дайте каждому ребенку по куску хлеба.
- Одинаковы ли эти куски? Что общего есть между ними, несмотря на то что все они отличаются по размеру и форме?
Объясните ребятам, что каждый кусок хлеба содержит одни и те же компоненты. Один кусок не может быть солонее или мучнистее другого.
- Эти куски хлеба похожи на людей. Ведь все мы состоим из одного и того же основного материала, хотя и отличаемся друг от друга размерами и формой. Каждый из нас — индивидуальность, но все мы - человечество. Вот почему все мы обладаем такими качествами, как миролюбие, радость, ясность ума и души, любовь, здоровье, стремление к порядку, мудрость, духовная сила и т. д.
- Несмотря на то что все мы разные и по-разному поступаем, в каждом из нас есть общие качества. Однако в некоторых людях эти качества могут быть скрыты очень глубоко, поскольку люди просто не подозревают о том, что они ими обладают. Мы можем помочь таким людям обнаружить в себе эти качества —любовь, мир в душе, порядок, здоровье и доброту, —которые, как мы знаем, у них есть. То же самое можно сказать и о животных, и о растениях
Итог.
Я — часть человечества, и мне присущи лучшие его качества.
5. Тема занятия: Что посеешь, то и пожнёшь или Закон бумеранга.
Оборудование
Отрезок резинки. Можно также использовать бумеранг, игрушку «йо-йо» или бумажный рожок, который раскручивается, когда в него дуют, а потом снова скручивается.
Ход занятия
«Закон бумеранга» — одно из многих названий основного закона, известного как закон причины и следствия. Цель данного урока состоит в том, чтобы еще раз напомнить себе: все приходит на круги своя и что посеешь —то и пожнешь.
Намотайте конец резинки вокруг пальца и несколько раз покажите детям, как она растягивается и затем сжимается.
- Закон причины и следствия гласит, что всякое действие заканчивается в той же точке, из которой оно началось, —точно так же, как растягивается и сжимается эта резинка. Все пущенное во Вселенную — будь то мысль, слово или же действие — обязательно возвращается в исходную точку, из которой оно начало свой путь. Так, посылая окружающим нас людям дружелюбные мысли и действия, мы встретим такое же дружелюбие с их стороны.
Натяните резинку и предложите кому-нибудь из детей сказать что-то приятное своему товарищу. Теперь отпустите конец резинки и попросите этого товарища сказать что-нибудь приятное в ответ. Затем попросите кого-нибудь из ребят высказать критическую мысль в адрес своего товарища.
При этом снова натяните резинку и затем отпустите ее конец, показывая, что критика также возвращается к нам.
Если у вас имеется игрушка «йо-йо», бросьте ее и одновременно произнесите какое-нибудь хорошее слово, например «любовь». Когда «йо-йо» вернется к вам, повторите слово «любовь» еще раз, чтобы подтвердить «возвращение любви». Затем продемонстрируйте, как возвращается критика.
- «Что посеешь — то и пожнешь» — эта пословица как нельзя лучше выражает смысл «закона бумеранга». Если мы будем добры и всегда готовы оказать помощь другому человеку, мы обязательно встретим людей, которые также будут добры и всегда подадут нам руку помощи. Если же мы будем бояться друг друга, постоянно опасаясь пострадать от чего-то или же что-то потерять, то, скорее всего, наши опасения сбудутся.
Закончите урок на мажорной ноте. Дайте ребятам возможность проявить фантазию, стремление к творчеству и умение избирательно подходить к мыслям и чувствам, которые им предстоит впустить в свой внутренний мир. Мысли и чувства всегда предшествуют действию.
Итог.
От меня исходит только хорошее, и только хорошее приходит ко мне.
6. Тема занятия: Связанные одной нитью
Оборудование
Несколько разных по цвету и размеру бусинок или пуговиц с двумя или четырьмя отверстиями. Длинный шнурок или нить. Работая с группой детей, раздайте каждому ребенку по шнурку или нитке либо пусть дети по очереди нанизывают бусины (или пуговицы) на одну длинную нить.
Ход занятия
- Шнур символизирует общество людей, бусинки (или пуговицы) — это наша индивидуальность, а разнообразие цветов, форм и материала, из которого сделаны бусинки (или пуговицы), будет указывать на различия в наших характерах и во внешности.
- Выберите себе несколько бусин (или пуговиц), чтобы затем нанизать их на нить. Представьте, что каждая бусина (или пуговица) — это ты сам(а), а также близкие или знакомые тебе люди: папа, мама, сестренка, брат, учитель, соседи и т. д. Каждая бусина (или пуговица), так же как и человек, имеет свои индивидуальные свойства и неповторимую внешность.
- Всех этих людей объединяет нечто общее. Подобно нити, которая соединяет бусины (или пуговицы), через сердце каждого человека проходит «нить», которая зовется доброта, сердечность, отзывчивость, благодарное сердце. (Дети должны понять, что, говоря о сердце, вы не имеете в виду сердце как один из органов человеческого тела.)
- Прекрасно, что так же, как за разнообразием цветов и форм этих бусин (или пуговиц) мы видим связывающую их воедино нить, мы можем обнаружить за неповторимостью наших лиц и характеров то, что нас объединяет, то, что является центром нашей души. Это объединяющее начало —совершенно. Оно —самое главное, что в нас есть. Если мы будем смотреть на людей как на отдельные пуговицы разных цветов и форм, то почувствуем себя очень одинокими и разрозненными. Но если мы вспомним, что все мы связаны одной духовной нитью, то ощутим свою близость с другими людьми. И тогда мы уже не будем просто смотреть на внешний облик человека, но постараемся раскрыть для себя самые сокровенные, самые прекрасные свойства его души».
Если в ходе урока создалась соответствующая обстановка, предложите ребятам успокоить свое сознание и на несколько минут углубиться в собственный внутренний мир, чтобы найти в себе эту связующую всех нас нить любви, мира и совершенства.
Итог.
Каждый человек обладает добротой, отзывчивостью. Я ищу совершенство в других людях и в себе.
7 - 8. Тема занятия: Не судите. (занятие можно разделить на два этапа)
Оборудование
Для первого этапа
Пазлы (набор), разрезанный на части портрет.
Для второго этапа
Каждому ребенку по листу белой бумаги с маленьким отверстием в середине. Можно предложить детям самим проделать отверстие с помощью карандаша.
Ход занятия
Первый этап
Раздайте детям фрагменты картинок (отдельные пазлы)
- Можете ли вы сказать, что изображено на всей картинке? (Дети поймут, что им недостает фактов для того, чтобы точно описать картинку, и все, что им остается, — это строить предположения.)
- То же самое происходит, когда мы пытаемся судить об окружающем нас мире и особенно о малознакомых людях.
Покажите детям фрагмент картинки с изображением уха или носа.
- Насколько сложно нам что-то сказать о лице человека, имея перед собой всего лишь этот маленький фрагмент, настолько же трудно судить о человеке исходя из его внешности или того или иного поступка. Чтобы судить о людях справедливо, нам нужно очень хорошо знать их прошлое и настоящее. Без этих знаний наши суждения будут ошибочными. Все, что мы видим вокруг, —лишь фрагменты картины, которую нам не суждено увидеть целиком. Поэтому не стоит думать, что мы вправе судить о целом по его фрагментам. Тот, кто это понимает, обладает мудростью. А мудрость — это больше чем суждение.
Второй этап
Раздайте детям листы бумаги.
- Проделайте в центре своего листа маленькое отверстие, через которое можно было бы смотреть.
- Посмотрите на меня через отверстия в ваших листах бумаги и скажите, что вы видите.
- Теперь взгляните через отверстие на нашу комнату. Обратите внимание: ваш обзор ограничен размерами отверстия. Заметьте, каждый из вас может видеть лишь то, что находится непосредственно перед ним.
- Большинство из нас смотрит на мир словно через замочную скважину. Точно так же мы смотрим и на других людей. Приблизьтесь и посмотрите друг на друга сквозь ваши «замочные скважины». Сколь малую часть другого человека вы можете видеть сейчас, столь же мало вы можете судить о людях или вещах. Наши знания, на данном уровне развития, очень ограничены. Поэтому мы должны быть очень осторожными в своих суждениях о людях и событиях. Ведь мы не видим целой картины. Нам не хватает информации.
Итог.
Я изучаю мир и людей. Не суди без достаточных знаний.
9. Тема занятия: Уменьшить проблему наполовину
Оборудование
Картофелина или комок глины, небольшая разделочная доска, столовый нож.
Ход занятия
- Столкнувшись с проблемой, не злись на нее, и ты уменьшишь ее наполовину.
- Жизнь — это школа. Жизнь преподает нам прекрасные уроки. Эти уроки мы извлекаем, пытаясь решить собственные проблемы. Наше отношение к проблемам —часть этих уроков. Ведь учение может стать либо увлечением, либо мучением.
- Представьте себе, что эта картофелина (или комок глины) — некая наша проблема. Я знаю, как можно уменьшить эту проблему ровно наполовину.
- Знаете ли вы, как это сделать? (Вполне вероятно, что они подскажут вам свои оригинальные рецепты решения проблем. И все же подскажите ребятам, что, для того чтобы справиться с проблемой, нужно перестать злиться и прекратить сетовать на нее.)
Разрежьте картофелину на две половинки. Напишите на одной из половинок слово "злоба". Покажите эту половинку всем присутствующим, подчеркнув, что именно злоба делает проблему больше, чем она есть на самом деле.
- Когда мы отпускаем от себя нашу злобу, а проблему пытаемся решить, мы не только уменьшаем размеры проблемы, но и освобождаем свою энергию, которая необходима нам для поиска правильного решения. Негодование, как и все прочие отрицательные эмоции, —это форма выражения страха, который сдерживает нашу энергию.
- Как только вы научитесь воспринимать очередную проблему как новое испытание, как еще один любопытный урок — вы сразу заметите, что проблем у вас стало вдвое меньше. И еще: никогда не пытайтесь бороться с проблемой в одиночку. Помните о том, что родные и друзья всегда рядом с вами и готовы прийти к вам на помощь.
Итог.
Я воспринимаю проблемы как испытания и пытаюсь решить ее. Я отпускаю от себя негативные эмоции.
10. Тема занятия: Слово не воробей
Оборудование
Миска с водой, солонка и чайная ложка
Ход занятия
- Слова, которые были сказаны однажды, не могут вернуться назад. По крайней мере, это противоречит физическим законам. Только добрые дела способны повернуть слова вспять.
- Солонка —это мы сами. Соль — это наши слова. Миска воды — это человек, которому наши слова адресованы.
- Высыпьте соль в воду. Посмотрите, как слова растворяются в другом человеке, если он принимает их близко к сердцу. Припомните свою недавнюю ссору с кем-либо, говоря, что, конечно же, сейчас вы сожалеете о тех обидных словах, которыми обзывали того человека.
- Насыпая соль в воду, скажите: "Вот те слова, которые я произносил: дурак, ленивый, лгун, чокнутый, неудачник. Конечно же, я хотел бы взять свои слова обратно, поскольку они случайно вырвались у меня. Но как я могу их вернуть! Нет, их не вернутъ, как не вернуть кристаллов соли, растворившихся в этой воде".
- Наши слова и мысли впадают в окружающий нас океан информации. Нам никогда не удастся вернуть наши слова и мысли, как не удастся восстановить эту соль. Поэтому всегда следует хорошенько подумать над тем, что мы хотим сказать. Начиная разговор, подумайте, как отразятся ваши слова на окружающей атмосфере. Она ведь и без того сильно загрязнена. Радость или боль принесут ваши слова другому человеку!
- То же самое можно утверждать и о мыслях. Мы можем нейтрализовать негативные мысли, заменив их позитивными, конструктивными суждениями. Например, вместо того, чтобы думать о ком-то как о неудачнике, мы можем стремиться найти в нем качества победителя. Опасайтесь пересолить вашу воду негативными суждениями. Это может вредно отразиться на окружающей нас информационной атмосфере.
- Позитивные утверждения помогут «выпарить» соль негативных суждений. Все наши ошибки могут быть исправлены благодаря добрым поступкам и мыслям. Помните, что детей нельзя оставлять наедине с чувством вины. Пусть они узнают, что благодаря позитивным установкам можно избавиться от прошлых ошибок и получить прощение.
Итог.
Я тщательно слежу за своими словами и мыслями
11 - 12. Тема занятия: Скрытые возможности (занятие можно разделить на два этапа)
Оборудование
Сырое куриное яйцо, небольшое стеклянное блюдо и жеода (одной половинки жеоды будет достаточно, однако ребятам будет еще интереснее, если у вас будут две половинки, склеенные скотчем).
Ход занятия
Часть 1
Покажите детям куриное яйцо и поговорите с ними о том, что оно само по себе уже является чудом.
- Таким же чудом являются и люди. Если бы к нам сюда вдруг попал человек, приехавший из страны, в которой никогда не видели куриных яиц, то, как вы думаете, смог бы он догадаться, что из этой скорлупы может вылупиться цыпленок?
Разбейте яйцо и вылейте его содержимое на блюдо.
- Вероятно, этот человек попытался бы обнаружить в яйце следы перьев, глаз или ног, и, убедившись, что ничего подобного здесь нет, он сделал бы вывод, что живое существо не может возникнуть из такого вот липкого месива. И тем не менее, если яйцо подержать определенное время в тепле, содержимое этой скорлупы превратится в самого настоящего цыпленка.
- То же самое происходит и с нами. Наши возможности, наши скрытые таланты не смогут проявиться, если мы не будем в них верить и не будем их развивать. Конечно, в этом нам помогают родители, но многое зависит и от нас самих. Ведь в нас изначально заложено все необходимое. Мы сформировались, мы совершенны. Но все же нам, словно маленьким цыплятам, нужно выбраться из своей скорлупы. И сделать это мы должны сами. Никто не сделает этого за нас.
Часть 2
Вторая аналогия связана с жеодой — невзрачным серым камнем. Разрезав этот камень, мы обнаружим внутри великолепные разноцветные кристаллы. Покажите детям склеенную скотчем жеоду.
- Этот камень является символическим воплощением человеческого характера. Его острые грани и пятна на его поверхности —это наши видимые недостатки, наши ошибки и дурные привычки.
С этими словами разделите камень на две половины и покажите детям внутреннюю часть одной из половин.
- Подобно тому как в этом унылом камне мы неожиданно обнаружили свет и красоту, точно так же мы можем открыть удивительный свет, любовь и гения в каждом из нас. Это и есть наш истинный характер, наше истинное «я», которое может быть совсем не похоже на нашу внешнюю оболочку.
Превращение гусеницы в куколку, а затем в бабочку тоже удачная аналогия, которую можно использовать на этом уроке.
Итог.
Я признаю все прекрасное, что есть в людях и во мне, а мои слова и действия отражают мою истинную сущность.
13. Тема занятия: Смотри на картину, а не на раму
Оборудование
Картина в красивой рамке, закрытая листом бумаги.
Ход занятия
- Было бы очень странно, если бы мы, придя в картинную галерею, стали любоваться красотой и изяществом рам, а не теми шедеврами, которые находятся в этих рамах. Однако именно так мы и поступаем, когда заботимся о своем теле, вместо того, чтобы сосредоточиться на любви и душе, которые живут в наших телах. Прежде всего нам следует думать о том шедевре, что был помещен в хрупкие и недолговечные рамки наших тел.
Вы можете провести аналогию со скафандром космонавта.
- Если бы мы захотели отправиться в путешествие на другую планету, нам потребовались бы скафандры космонавтов. Но и пребывая на нашей планете, мы также одеты в специальные космические скафандры. Эти скафандры — наши тела. Ведь мы существовали еще до того, как обрели свои тела, и будем существовать, когда оставим их.
Предложите детям поиграть в посетителей картинной галереи, которые любуются рамками, или в космонавтов, примеряющих космические скафандры. Напоминайте детям о том, что им следует искать в других людях внутренний свет и духовные качества, а не увлекаться красотой рамок или космических скафандров.
Итог.
Мне нравится видеть сквозь рамку человеческого тела душу человека.
14. Тема занятия: Подобное притягивает подобное
Оборудование
Один или два сильных магнита, маркер, две полоски бумаги с ленточками на них, лоток с небольшими предметами (некоторые из них содержат железо или сталь). Это могут быть самые простые предметы, которые всегда встречаются на кухне: салфетница, соломинка, зубочистка, карандаш, скрепка для бумаг, мерная ложка, картофелечистка, крышка от бидона или чайника, штопор, гвоздь, баночка из-под специй, ножницы, таймер для варки яиц, щипцы для колки орехов, солонка и т. п. (Заранее проверьте, какие из выбранных вами предметов притягивает магнит, и запомните их)
Ход занятия
Разрешите детям немного поиграть с магнитом. Пусть они понаблюдают за тем, какие из предметов притягиваются магнитом, а какие нет. Если дети не знают, сообщите им, что магнит притягивает те предметы, которые содержат в себе железо.
- Существует закон, который гласит: «Подобное притягивает подобное». Этот закон называют законом притяжения. Его считают самым главным законом нашей Вселенной. Согласно этому закону, когда у нас возникают те или иные мысли и чувства, наше тело посылает импульс энергии. Одновременно мы привлекаем к себе извне такую же энергию или вибрацию.
- Позвольте мне рассказать вам, как действует этот закон. Представим себе, что все находящиеся здесь предметы, включая магнит, —это наши мысли. Допустим, что наш магнит — счастливая мысль (прикрепите к магниту полоску бумаги с надписью «Счастливая мысль»). Например, это может быть мысль: «У меня много замечательных друзей».
- Вот перед нами на лотке два предмета. Один из них представляет собой радостную мысль: «Я хорошо пою» (покажите детям намагничивающийся предмет). А другой предмет — это грустная мысль: «Спортсмен из меня никудышный» (покажите ребятам не намагничивающийся предмет). Как вы думаете, какую из этих двух мыслей притянет к себе наша «Счастливая мысль»? (Дождитесь ответа детей.) Вспомните, закон гласит: «Подобное притягивает подобное». Вполне понятно, что она притянет к себе радостную мысль. Давайте проверим, повторится ли это снова. Вот мысли: «Учитель любит меня» и «Мой братец —жалкий негодник». Наверняка наша «Счастливая мысль» притянет к себе то, что вызывает у вас радость» (сразу же удаляйте с лотка те предметы, которые вам больше не понадобятся).
- Теперь давайте возьмем другой магнит (если у вас их два, либо же измените название имеющегося у вас одного магнита) и назовем его «Несчастная мысль». Вам знакомы такие мысли, как: «Бедный я, несчастный!» и «Никто меня не любит»? Как вы думаете, какие мысли привлечет к себе такое высказывание? Вспомните закон. Вполне возможно, что, если вы сосредоточитесь на этой мысли, никто не захочет с вами играть. Вы можете назвать примеры несчастных мыслей? Каждая из них влечет за собой другую, такую же несчастную». Пользуясь магнитом и другими предметами, покажите, как одна несчастная мысль притягивает к себе другие подобные ей мысли.
- Люди, у которых возникают только счастливые мысли, притягивают к себе счастливых людей, с которыми всегда приятно общаться. И наоборот, те, кого чаще всего посещают несчастные мысли, притягивают к себе людей несчастных и унылых, вместе с их грустным жизненным опытом. Все люди посылают различные импульсы, в зависимости от того, какой энергией — позитивной либо негативной — они заряжены. В ответ на их сигналы к ним поступает либо позитивная, либо негативная энергия.
Итог.
Я думаю о хорошем и притягиваю к себе только хорошее
15 - 16. Тема занятия: Наши мысли. (занятие можно разделить на два этапа)
Оборудование
К части 1
Прозрачный стакан, на три четверти наполненный водой, бутылка с пищевым красителем, ложка, небольшое количество жидкого отбеливателя в маленьком стаканчике и пипетка.
К части 2
Стакан, бобы в количестве, достаточном для того, чтобы заполнить стакан.
Ход занятия
Часть 1
- Стакан символизирует наше сознание, а вода — это мысли, которые есть в нашем сознании. В данный момент сознание наполнено ясными и чистыми мыслями.
- Приведите примеры позитивных, счастливых мыслей, которые символизирует чистая вода. Капните в воду каплю пищевого красителя. Это —негативная мысль.
- Какие именно мысли это могут быть. Приведите свой пример такой мысли. Например: "Надоели мне эти наставления родителей!" или "Не буду делать домашнее задание сегодня, всё равно не спросят!" Приведя подобный пример негативной мысли, вы тут же можете капнуть в стакан еще одну каплю красителя и сказать: "Оп! Еще одной негативной мыслью стало больше".
- Что могло стать причиной этих мыслей? Помните "подобное притягивает подобное". Это — тот самый закон, согласно которому одна негативная мысль способна притягивать к себе другие подобные мысли. Продолжайте наполнять стакан «негативными мыслями», пока вода в нем не окрасится полностью.
- Припомните те негативные утверждения, которые наиболее часто приходилось слышать в школе или по телевидению. Люди, сознание которых переполнено негативными мыслями, чувствуют себя очень утомленными, поскольку они расходуют свою физическую энергию в три раза быстрее, чем те, кто умеет мыслить позитивно.
- Как можно было бы избавиться от всего того, что несет в себе негативную энергию: от всех мыслей, связанных с нашими страхами, сомнениями и недостатками? (Приведите ребятам примеры положительных установок, которые могли бы им помочь)
- Иногда нам может понадобиться несколько позитивных мыслей, чтобы справиться с одной негативной. Это происходит потому, что негативные мысли связаны с большим количеством чувств и эмоций, чем позитивные мысли.
-Подкрашенная вода в стакане — это один из их страхов или недостатков. Вместе с ребятами сформулируйте установку, с помощью которой дети могли бы справиться с этим своим страхом либо недостатком. Произнеся слова этой установки, попросите детей капнуть в подкрашенную воду каплю отбеливателя. Пусть дети многократно повторят эту установку, с каждым разом добавляя в стакан по капле отбеливателя. Например, если у детей есть опасение, что они не способны к учебе или же что они не так способны, как их товарищи по классу, предложите им следующую установку: «Я —умница!», «У меня прекрасные способности!» или «Я быстро обучаюсь». Постоянно помешивайте воду в стакане, чтобы отбеливатель мог лучше раствориться. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока вода в стакане опять не станет прозрачной, т. е. «позитивной». (Готовясь к уроку, поэкспериментируйте. Тогда вы будете заранее знать, сколько отбеливателя вам потребуется, чтобы справиться с «негативом»!)
Часть 2
Ход занятия
Возьмите стакан, доверху наполненный водой, и достаточное количество бобов.
- Вода в стакане — это негативные мысли, наполняющие наше сознание. Бобы — это те установки, которые могут вытеснить негатив из нашего сознания. Пусть более крупные бобы будут теми установками, в которые мы вкладываем больше чувств и эмоций. Такие установки содержат в себе больше позитива, поскольку наши чувства и эмоции обладают конструктивной энергией.
- Как и в предыдущем случае, вода в стакане —это один конкретный недостаток или страх, от которого им предстоит избавиться. Каждый боб — это одна конкретная позитивная установка. (Например, если ваш ребенок испытывает недостаток в друзьях, предложите ему такую установку: "У меня появляются все новые и новые друзья", "Я — добрый человек, способный дружить", "Я внимателен к нуждам других людей", "У меня много друзей, потому что я сам умею дружит" или "У меня полно друзей".
Итог.
Я чувствую себя хорошо, поскольку думаю и говорю о хорошем.
Использованная литература:
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18—22.
2. Григорьев Д. В. Организация внеурочной деятельности на ступени начального общего образования [Электронный ресурс] URL: http://fgos.isiorao.ru/conference/index.php (дата обращения: 12.04.2012).
3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — М.: Просвещение, 2010. — С. 223.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.
5. Токарева О.Г. Разработка внеклассных занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся младших классов. - [Электронный ресурс]: http://www.openclass.ru/node/357269
6. Дженкинс Пегги Дж. Воспитание духовности у детей/ Перев. с англ. —М: ООО Издательский дом «София», 2004. — 224 с.