Конспект урока по истории Древнего мира Древнейший Рим (5 класс)
План-конспект комбинированного урока в 5 классе
Тема урока: Древнейший Рим
Цель урока: формирование представлений о зарождении древнеримской цивилизации
Задачи урока:
А) образовательные – изучить местоположение, историю возникновения и систему управления Древнейшего Рима;
Б) воспитательные – способствовать формированию критического мышления, собственного взгляда на событие;В) развивающие – формировать умение правильно показывать на карте изучаемые объекты.
Оборудование урока: доска, мел (тема, план и термины, записанные на доске), мультимедийное оборудование, тестовый материал, карта «Древняя Италия в VII – начале III в. до н.э.».Тип урока: комбинированный
Литература и информационные источники: рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс (А. А. Вигасина, Г. И. Годера); учебник Вигасина А. А., Годера Г. И., Свенцицкой И. С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс; М. Л. Гаспаров «Капитолийская волчица»; nsportal.ru; festival.1september.ru.
Ход урока
Момент урока Время Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Оргмомент2. Проверка домашнего задания
3. Подведение итогов проверки
4. Переход к изучению новой темы, обновление темы и плана
5. Домашнее задание
6. Изучение нового материала
7. Закрепление
2 мин.
15 мин.
1 мин.
2 мин.
2 мин.
15 мин.
8 мин.
Приветствие.
Постановка перед учащимися задачи: написать проверочную работу по теме: «Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.»; приступить к знакомству с новым разделом: «Древний Рим».
Организация процесса написания проверочной работы.
Вывод по итогам изучения Древней Греции.
Обозначение связи в изучении двух больших разделов: Древней Греции и Древнего Рима; знакомство с планом новой темы.
Прочитать §44, ответить устно на 1 и 3 вопросы, выполнить задание 47 на с.47 в рабочих тетрадях.
Мы приступаем к изучению величайшего государства античности – Древнего Рима. С каким государством античности вы уже познакомились?
Работа с картой (на доске):
Если мы из Греции отправимся на запад, то окажемся у берегов великой державы – мы попадём в Италию. Сегодня вы узнаете как зародилась огромная цивилизация – увидите, что всё великое начинается с малого.
Работа с картой (в учебнике).
Посмотрите, какие горы тянутся вдоль всего полуострова?
Поэтому полуостров называется…
Пожалуй, его проще всего найти на карте – что он вам напоминает?
Какие горы прикрывают Италию с севера?
Какие народы проживали на этом полуострове?
Найдите на карте город Рим.
Кто из перечисленных народов проживал на территории Рима?
Поэтому языком римлян был…
Итак, мы выяснили, где находится Рим – город, из которого выросла мировая держава. А сейчас предлагаю вам познакомиться с легендой об основании Рима и с данными археологов и сравнить их.
В средней Италии, в низовьях реки Тибр, жил народ – латины. По преданию эту местность освоили древние троянцы, бежавшие в Италию после падения Трои. Один из царей – Амулий отобрал власть у своего старшего брата Нумитора, а его дочь – Рею Сильвию приказал сделать весталкой. Именно её сын считается основателем Рима (согласно легенде).
Откройте учебник на с. 214 и найдите в тексте ответ на вопрос: «Кто такая весталка, какие у неё обязанности и что ей запрещалось делать?»
Но случилось то, что случилось – у Реи Сильвии родились два мальчика близнеца. На вопрос : «Кто их отец?» она клялась, что сам Марс – бог войны. Её дядя, Амулий, был в гневе и приказал утопить детей. Но корзина с детьми не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов при бежала волчица и спасла их от голодной смерти накормила своим молоком. Вскоре мальчиков подобрал пастух, и вместе со своей женой они назвали их Ромулом и Ремом. Детей воспитали отважными и сильными. Когда братья выросли и узнали тайну своего рождения. То решили отомстить. Они ворвались в царский дворец, убили Амулия, а власть передали своему деду – Нумитору.
Но это только присказка, а сказка впереди. Кто же основал Рим?
Братья, Ромул и Рем, решили построить новый город на том месте, где когдо-то их спасла волчица. Но, как в жизни часто бывает, они поссорились. А из-за чего братья поссорились и к чему это привело вы сами ответите, прочитав первый абзац на с. 216.
Да, действительно, поссорились из-за ерунды, а привело это к человеческим жертвам. Но ведь этого можно было избежать, если бы Рем уважал труды брата, а не посмеялся над ним; если бы Ромул был терпеливым, а не вспыльчивым.
Так и наша жизнь может стать лучше, счастливее, если мы будем чуточку добрее к окружающим.
Итак, согласно легенде, в 753 г. до н.э. Ромул основал город (на том месте, где их спасла волчица) и назвал его своим именем – Рим – по-латински Рома=Ромул.
Но научные данные отличаются от легендарных. Согласно археологическим раскопкам, Рим возник гораздо раньше 753-го г. до н.э. Воинственные римляне всё время воевали со своими соседями – нападали на них, захватывали их земли и в конечном итоге город разросся до того, что стал занимать территорию семи холмов (В 6 в. до н.э.)
Что можно сказать о месте обитания первых италийских племён? Было там по-настоящему хорошо: прекрасный тёплый климат, обилие полезных ископаемых в горах, плюс ко всему прочему прекрасные плодородные почвы, т.е. «край, напоминающий рай». Там выращивали ячмень и пшеницу, виноград и лён, разводили рогатый скот, свиней, коней.
А какое главное занятие было у греков?
Итак, в Риме были все необходимые условия для проживания, поэтому они все свои усилия они сосредоточили на завоевании соседних территорий.
А теперь рассмотрим, кто же управлял Римом.
Потомки старейших жителей Рима называли себя патрициями (они правили целиком и полностью); а потомки тех, кто прибыл из других областей назывались плебеями (оказались фактически бесправными).
Высшая власть принадлежала народному собранию, состоявшему исключительно из патрициев. Они имели право объявлять войну, заключать мир и выбирать царя. Согласно легенде царей в Риме было 7. Последний из них, Тарквиний по прозвищу Гордый, проявил себя таким образом, что римляне, мало того, что его выгнали, так ещё и царей с того времени решили не выбирать.
А как римляне без царей смогли завоевать всю Италию, это вы узнаете на следующем уроке.
А теперь проверим себя – нужно будет продолжить предложение:
- полуостров, на котором находится Италия…
- по форме он похож на …
С севера Италию защищают горы…
Вдоль всего полуострова протянулись горы…
По легенде основателем Рима был…
Легендарная дата основания Рима…
Он находился на территории племени…
Кто такие плебеи?
Итак, мы с вами выяснили:
- где находится Рим;
- как он был основан, с точки зрения легенды и науки;
- как жили древние римляне и кто ими управлял.
На следующем уроке мы с вами узнаем как изменилась система управления в Риме и до каких размеров выросло государство.
А сейчас предлагаю вам посмотреть в атласе, какого могущества достигнет Рим ко 2му веку.
Приветствие.
Уяснение задачи, подготовка к написанию проверочной работы.
Дети отвечают на вопросы тестирования по пройденной главе
«Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.»
Осмысление значимости наследия Древней Греции
Осознание важности изучения предстоящего раздела, запись темы и плана в тетрадях.
Один из учеников зачитывает формулировку вопросов
Мы изучили Древнюю Грецию
Один из учеников показывает Грецию на карте
Открывают учебник на с. 213
Апеннины
АпеннинскийСапожок
Альпы
Галлы, этруски, латины, самниты, умбры
Один из учеников показывает на большой карте
ЛатиныЛатинский язык
Смотрят на карту – где находится Рим
Подготовка к восприятию первого пункта плана – Легенда об основании Рима
Знакомство с легендой
Весталка – это жрица богини огня; она должна была жить при храме Весты и подбрасывать дрова в очаг богини; ей запрещалось выходить замуж и иметь детей.
См. иллюстрацию с изображением капитолийской волчицы на мультимедийном оборудовании
Когда Ромул начал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через неё. Взбешённый Ромул нанес брату удар, оказавшийся смертельным.
Восприятие второго пункта плана – Город на семи холмах
Рассматривание иллюстрации холмов на мультимедийном оборудовании
Торговля
Восприятие третьего пункта плана – Управление в Древнейшем Риме
Рассматривают на мультимедийном оборудовании схему «Жители Рима» (с определением понятий «патриции», «плебеи») и переносят её в тетради
Смотрят на карте территорию Италии
АпеннинскийСапожок
Альпы
Апеннины
Ромул
753 г. до н.э.
ЛатиновПлебеи – это потомки переселенцев из других областей
Работа с картой «Рим – мировая держава»: находят и показывают Рим, Италию; называют государства Восточного Средиземноморья, которые будут подчинены Риму ко 2 веку.