В поисках утраченного…(Сравнительно — сопоставительный анализ чувашских и русских охранительных обрядов)
ХII открытая научно-практическая конференция
«Достижени -Я»
Секция «Отечество»
В поисках утраченного…
(Сравнительно – сопоставительный анализ чувашских и русских охранительных обрядов)
Выполнил:
Виссарионов Данила
ученик 6а класса
МБОУ «СОШ № 48»
г. Чебоксары ЧР
Научный руководитель:
Афанасьева Г.А.
учитель чувашского языка
Чебоксары – 2015
Содержание
Введение ………………………………………………………………… 3
1. Значение термина «Обряд». Виды обрядов ……………………….. 5
2. Сравнительная характеристика чувашских и русских обрядов очищения
2.1. Хĕр аки (девичья пашня) ………………………………................. 6 -7
2.2. Ҫěнĕ вут (новый огонь) ……………………………………………. 8
2.3. Ҫĕр хапхи (земляные ворота) …………………………………… 9 -10
Заключение…………………………………………………………… 11 - 12
Список использованной литературы…………..................................... 13
Введение
Человеческая память коротка. Но есть другая память, которая называется культура. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции. Все народы с трепетом относятся к культурному наследию и стараются сделать все, чтобы оно сохранилось для потомков. Обрядовые представления продолжают жить и в наши дни. У чувашского народа существует множество всевозможных суеверий, примет и обрядов, происхождение которых восходит к самой глубокой древности. Познакомиться с ними нам помогают уроки культуры родного края. Именно на уроках культуры родного края мы узнаем о материальной и духовной культуре своего народа. Работая по книге «Родной край.6-7 класс» мы столкнулись с интересным заданием: ознакомиться с обрядами разных народов и найти общие черты с чувашскими обрядами. Оказывается, в обрядах разных народов совпадают отдельные элементы. У монголов существует обряд, при проведении которого они разводят два костра с двух сторон и проходят все через них. Похожий элемент есть в чувашском обряде Ҫĕр хапхи (земляные ворота). Есть общие элементы в обрядах чувашей и кельтских народов. В своем обряде они объединили элементы наших охранительных обрядов: Ҫĕнĕ вутă, çĕр хапхи. Кельты также, как и чуваши во всех домах гасили огонь, а потом добывали огонь путем трения друг о друга кусков сухого дерева (у чувашей - путем трения бревен) и от этого огня разжигали новый огонь в очаге. Кроме этого кельтские народы, как и чуваши разжигали два костра с двух сторон и прогоняли по проходу скот. После этого они обходили с факелами всех животных, участки, дома (чуваши обрызгивали людей и скотину). Этот элемент, мне кажется, символизирует очищение. Кроме этого, мне кажется, в их обряде есть элементы чувашского обряда хĕр аки. Во время обряда они рыли ров вокруг места для костров (чуваши же три раза опахивали деревню). Сербы, как и чуваши, во время болезней животных проводили обряд, во время которого трением добывали «живой огонь», от которого разжигали костер и очаги в домах. Кроме того, около костра рыли туннель и прогоняли через него скот (чуваши рыли подземный ход, через который прогоняли скот). У немцев встречается элемент чувашского обряда хĕр аки. Они обходили вокруг полей с плугом, впрягали в плуг и девушек и заставляли их тянуть. Только у немцев здесь участвовали и парни, а у чувашей тянули плуг только девушки.
В нашей школе второй год подряд работает кружок «Проектная деятельность». Я с удовольствием хожу в этот кружок. В начале сентября каждый выбирал для себя тему для исследовательских работ. Одна из тем мне очень заинтересовала. И мы со своим руководителем решили изучить и исследовать старинные чувашские и русские обряды, а именно: хĕр аки, çĕр хапхи, çĕнĕ вутă.
3
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эти обряды давно исчезли, даже мои бабушки и дедушки не слышали про эти обряды. А так
хочется узнать подробнее, искать ответы на интересующие вопросы: почему проводили такие обряды, что означает каждое действие, есть ли у других народов такие обряды, какие элементы данных обрядов сохранились до наших дней. Еще давно известный русский поэт А. Блок писал: «…забывать и изгонять народную обрядность – значит навсегда отказаться понять и узнать народ»
Если рассмотреть степень научной разработанности проблемы, то здесь можно перечислить прошлых исследователей занимавшихся данной проблемой, это же конечно А.Салмин «Народная обрядность чувашей» Чебоксары,1994, Журавлев А.Ф. Охранительные обряды, связанные с падежом скота и их географическое распространение. – в кн. «Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика. Традиции. М., 1978, также 17 – томный словарь Н.И.Ашмарин. Конечно же мы Америку не откроем, но все же на основании этих исследований хочется сравнивать данные обряды двух народов и исследовать данную тему с точки зрения сохранения каких- то элементов в наше время.
Цель работы: Изучение и исследование чувашских и русских охранительных обрядов.
Задачи:
Исследовать литературу по данной теме;
Изучить и систематизировать охранительные обряды;
Проанализировать и сопоставить охранительные или очистительные обряды чувашских и русских народов;
Исследование строилось следующими методами: изучение библиографической литературы, интервьюирование, систематизация, анализ.
Таким образом, объектом исследования является чувашский и русский народ, а предметом исследования – анализ и сравнение охранительных обрядов двух народов.
Практическая значимость определяется возможностью использовать данный материал на уроках культура родного края, передать работу в краеведческий отдел районной библиотеки.
1.Значение термина «Обряд»
Обряд - совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-н. религиозные представления, бытовые традиции. Семейные обряды. Свадебный о. б. крещения. Новые обряды. О. посвящения в студенты. || прил. обрядовый, -ая, -ое и обрядный, -ая,-ое. В некоторых книгах термин «обряд» и «ритуал» имеют одинаковые значения.
В чувашском же языке такое различие отсутствует ввиду наличия сложного термина йăла-йĕрке. Как нам представляется, чувашский термин вбирает в себя оба значения. Чрезвычайно интересны его семантика и структура, почему-то не удостоившиеся до сих пор сравнительного анализа. Чувашское йăла- йĕрке получено от слияния двух слов: Йăла «установление», йĕрке «порядок», т.е. установленный порядок действий и деланий. Более того, в слове йĕрке корнем является иĕр, а в архаической форме р, что значит «след», «линия», «порядок выстроения», «натуральный ряд чисел», «принятый порядок», и - наконец - «закон». Учитывая, что в русском языке, в дополнение к приведенному И. Снуком перечню терминов, присутствует «обряд», а в чувашском - сложносочиненный термин, нам, вслед за В.Н.Топоровым, приходится пользоваться терминами «обряд» и «ритуал» параллельно. Как и следовало ожидать, аналогичная ситуация существует и у других народов
А.Салмин в своей книге «Народная обрядность чувашей» календарных обрядов делит на 3 большие группы: 1. Домашняя обрядность; 2. Общесельская обрядность; 3.Межсельская обрядность.
В данном случае мы в своей исследовательской работе будем изучать и анализировать общесельскую обрядность.
Для охраны своих поселений от злых духов и насылаемых ими опасных болезней многие народы проводили специальные обряды. Считалось, что противостоять злым духам и спасти людей может только земля – матушка и незамужняя порядочная девушка. Самые первые стихии – огонь и вода – помогали этим «женским силам». Так, очистительные обряды Ҫĕнĕ вут, çĕр хапхи, заключавшиеся в изгнании злых духов и болезней ими вызванных, обычно проводились в овраге, на берегу реки, иногда на кладбище или в доме на окраине деревни со стороны кладбища, то есть в местах, в представлении чувашей, связанных с подземным миром, который эти злые духи и населяли. В этих обрядах, обычно соединялась вера в очистительные свойства земли, огня и воды. Одним из древнейших обрядов, известных у многих народов Европы, был обряд хĕр аки
2.1. Хĕр аки (девичья пашня)
Обряд проводили в случаях страшных эпидемий – неизлечимых в то время и заразных болезней: чумы, тифа, холеры, уносивших в могилу целые семьи и деревни, а также повальных болезней домашних животных (см. фото 2)Вероятно, в глубокой древности этот обряд совершали ежегодно в честь плодородия земли и для отвращения злых духов. Еще в начале XX века немцы, швейцары, чехи, хорваты, словенцы, испанцы и некоторые другие народы Европы проводили весенний или новогодний обряд опахивания. Во время обряда по улицам, полям или вокруг селений парни, девушки тащили плуг. А в чувашском обряде участвовали только девушки.
Обряд проводили по решению стариков. Начинали с молитвы после захода солнца, ночью. Девушки выходили за околицу, выносили плуг, снимали с себя пояса, украшения, обувь, расплетали косы.
Самая главная девушка, единственная дочь в семье, не имевшая ни братьев, ни сестер, полностью обнаженная, тянула плуг. Остальные девушки помогали ей – тянули плуг за веревки. Так девушки три раза опахивали всю деревню по кругу. На перекрестках дорог прочерчивали кресты и оставляли жертвенные лепешки. В полученную борозду бросали обломки железных предметов.
Сзади идущая группа людей могла хлестать кнутами, стучать железными предметами, кричать – то есть создавать шум, прогонять злых духов. Во время обряда всех чужих людей – не односельчан – выставляли за внешнюю сторону борозды, мужчин, появлявшихся на улице, хлестали плетьми, как бы очищая от злых духов (см. фото4).Заканчивая обряд по утро, после него все участники обязательно купались в реке.
Такой же обряд проводили и русские, но этот ритуал получил название «опахивание» селения. Из селения выбирали двух благочестивых вдов, которые нагие с иконою в руках, с живым котом и петухом обходили три раза вокруг деревни и обошедши хоронили в землю петуха и кошку.
Из этого следует, проводили замкнутую полосу вокруг селения, тем самым замыкая магический круг вокруг деревни. Предполагалась, что злые духи не смогут переступить эту черту, где нет начала и конца.
Мужчины не должны были подсматривать это строго каралось (см. фото 3) Очевидно, невинность девушек и продолжающаяся чистота вдов – участниц ритуала, служила залогом чистоты опахивания. Как мы видим, опахивание нередко сопровождалось жертвоприношением, чтобы умилостивить Коровью смерть, если, например, в деревне начал «падать» скот. Борозда создавалась путем переворачивания дерна во внутреннюю сторону круга. Тянущие соху женщины время от времени кричали: «Огораживаем железной оградой!» В борозду местами бросали куски железа или втыкали иголки, что породило другое название обряда – тимĕр карта «ЖЕЛЕЗНАЯ ОГРАДА». А железо, по поверьям ряда народов, отпугивает нежелательных духов и болезни.
6
Проводя борозду, на перекрестках дорог делали крестообразные надрезы, что разумеется, нельзя считать поздним влиянием христианства на чувашский обряд. Крест как символ у чувашей имеет глубокие корни. Например, крест или ямочка на хлебе сохранился, перекрестное движение канатов при добывании нового огня, рябиновый крестик на шее теленка, крест как элемент орнамента - все они означают солнце. Некоторые источники утверждают. Что мужчины в обряде участвовали. Группа мужчин следовала за женщинами, двигая бочку с зажжённой смолой. Они же стреляли из ружей. Все это разумеется, было направлено на изгнание нежелательных болезней за пределы деревни.
Таким образом, можно сделать вывод, что борозда вокруг деревни это символическое обновление деревни, свободной от болезней и нечистот.
7
2.2. Ҫěнĕ вут (новый огонь)
Одним из охранительных обрядов, направленных против возникновения эпидемий и болезней скота, были обряды çĕнĕ вут (см.фото5). Основой добывания «нового огня» было стремление участников обновить устаревший огонь, который проводился ежегодно, позднее новый огонь стали добывать раз в три года. Участником обряда выступала вся деревня.
В назначенный день в деревне во всех домах тушили огонь. В поле устанавливали два столба и поперечину между ними. Две группы мужчин тянули веревки в разные стороны, вращая поперечное бревно, пока в одном из концов не начинал тлеть огонь. От него раскладывали большой костер. Все жители разносили угольки по домам и с добрыми молитвами к вут ама разжигали огонь в своих печах (см. фото 6).
И у русского народа можно наблюдать такой обряд. Но у них этот обряд называется вытирание «живого огня». Как и чуваши, русские в этот по приказу через десятского потушили в очагах огни, и у земляных ворот доставали деревянный огонь, получившийся от трения кусков дерева, доставали его очень долго, в других селениях более суток не могли достать, и печи были нетопленные, так как надо было взять огонь из этого источника.
Из этого следует, что путем трения дерева о дерево добывался чистый и неоскверненный, а потому священный огонь. Наиболее распространенные названия огня – живой, деревянный, новый. Перед возжиганием огня обязательно в селении гасятся огни на божницах, запрещается курить, в противном случае огонь не вспыхнет.
От çĕнĕ вут – прямой переход к обряду прохождения в земляные ворота çĕр хапхи. Другое название обряда – çĕр витĕр кăларни «проведение сквозь землю». Обряд проводился также после частых пожаров. Все начиналось с совета стариков, которые выносили решение о необходимости совершить обряд прохождения в земляные ворота для избавления от бедствий. О своем решении старики сообщили всему селу. В назначенный день, как правило в среду или пятницу, все должны вымыться в бане и одеть чистые белые холщовые рубахи. Поэтому в тех селах, где население к началу XX века носило уже цветные ситцевые сорочки, на этот случай приберегали старинные холщовые.
Местом проведения служила территория за пределами селения. Хорошим местом считалось старое место данной деревни
2.3. Ҫĕр хапхи (земляные ворота)
Для проведения обряда поперек холма или на склоне оврага прорывали подземный ход. Около его входа разжигали два костра, сверху крест – накрест подвешивали две сабли. Рядом с выходом ставили бочку с заговоренной водой. Через этот ход проходили все жители деревни. Первым шел молодой парень – единственный сын в семье, за ним все мужчины, женщины, дети. Затем прогоняли весь скот: лошадей, коров, овец. На выходе жрец веничком из веток обрызгивал людей и скотину водой.
Для устройства çĕр хапхи выбирали место неровное – на берегу, в овраге, между двумя глубокими впадинами. Рыть проем шли человек десять, копали с двух сторон одновременно навстречу друг другу. Рыли проем такой ширины, чтобы в сквозное отверстие свободно могли пройти люди и крупные домашние животные наверху, чтобы земля не осыпалась, прикрепляли доску, под доской подвешивали две сабли, обращенные друг к другу остриями. Иногда пользовались готовыми символами: например, полевые ворота вполне заменяли земляные (см. фото 7) Первым сквозь землю проходил единственный ив чьей – либо семье сын, за ним следовали мужчины, потом женщины, после проводили коров, овец и других животных (см.фото8). Прохождение совершали до трех раз. Еще до начала прохождения по бокам выхода ставят две кадки с водой. Одна из знахарок очищает воду с помощью специальной молитвы, прося тура уберечь Всех выходящих из земляных ворот окропляют водой с помощью веника людей и животных от болезней. При этом говорят: «Будь здоров». С целью окончательного изгнания злых духов над земляными воротами стреляли из ружья.
Как правило, после завершения обряда сооружения разрушается. Вернувшись домой, старики молились, содержание молитв не сохранилось, о нем можно лишь догадываться.
К началу XX века обряд совершается все реже и, наконец, постепенно исчезает. Сохранились лишь отдельные элементы. Следы его отразились в топонимике. Так, в Саратовской области существовала урочище под названием Ҫĕр хапхи, представляющее собой яму в глубоком овраге. Будто через данное отверстие, когда – то Тура прогнал овец, коров, лошадей. Это место почиталось чувашами
Вот как описывают обряд земляные ворота русский исследователь А. Журавлев в своей статье: «Лет 11 тому назад был падеж скота настолько сильный, что ветеринарная служба была бессильна, а потому крестьяне обращались для прекращения падежа к следующему средству: в улице, по которой гоняют скот на пастбище, сделаны были земляные ворота, состоящие из двух берез, вершины которых сплетали в одно место и обкладывали дерном и землею».
С времен язычества земля считалась сильным очищающим средством. Поэтому во всех обрядах восточных славян (в том числе русских) ворота, через которые прогоняют скот, представляли собой остов из жердей в виде триумфальной арки, которую обязательно обкладывали дерном.
Таким образом, охранительные или очистительные обряды, заключавшиеся в изгнании злых духов и болезней, символизировал очищения и как бы новое рождение живых существ из земли матушки.
10
Заключение
Итак, моя работа подходит к концу. Делая заключение своей работы хочется отметить, что сюжеты данных обрядов связаны скорее всего с мифологическим представлением о сотворении мира. Чуваши верили, что сначала Небо располагалась очень низко над Землей, «до него можно было дотянуться с забора». Однако, согласно мифу, женщина оскорбила его, забросив наверх краюшку хлеба, которой вытерла испачкавшегося ребенка. Возмущенное Небо отделилось от Земли и с грохотом поднялось вверх. За ним последовали небесные светила (луна и солнце) и верховный бог Тураш. Чуваши представляют этот космогонический акт, как брак и расставание космических супругов, причем Небо ассоциировалось с мужским существом, а Земля – с женским. Брак Неба и Земли приносит плодородие, они служат источником жизни, от него зависит благополучие земледельцев, приход весны, наступление осени с обильным урожаем. На основе этой связи «держится Вселенная» Со временем разлучения Неба и Земли обязанностью человека, по вине которого и произошло это событие, является устройство каждой весной свадьбы Земли и Неба.
В обрядах опахивания, добывания нового огня и прохождения сквозь земляные ворота обнаруживается разделение роли действий между мужчинами и женщинами: первые добывали огонь, вторые – опахивали деревню. Обращает вместе с тем внимание та исключительная роль, которая выпадает на долю невинной девушки, единственного в семье дитья, и такого же холостого сына; он играет первенствующую роль при добывании огня, она – при опахивании, оба они первыми проходят сквозь отверстие в земле. Последнее явление вытекает из убеждения в необходимости совершения обряда, поскольку он является священным, лицом высоконравственным, в данном случае невинной девушкой и холостым парнем потому, что у чувашей, как и у многих других народов, нравственность понимается в половом, преимущественно, ее смысле.
Изучая и сравнивая данные обряды двух народов, мы пришли к такому выводу, что в древности наши предки такие обряды проводили с целью очищения и обновления, также чтобы уберечь людей от разных болезней и нечистей.
Некоторые элементы старинных обрядов используют и сегодня. Например, у русского народа существует обряд «пронимания» или «протаскивания, который символизирует «перерождение» и очищение от всякого негатива. Такая магическая церемония имитирует протаскивание или продевание через какой-либо предмет, имеющий углубление, сквозное отверстие или развилку. Например, ворота, дверь, окно, печка, ворот и рукава одежды, хомут, кольцо и даже обычное дерево с развилкой.
11
Наиболее известный в русской и чувашской традиции пронимальный обряд – родовспомогательный, когда повитуха или родственница роженицы открывала в доме все двери.
Или другой пример, после похорон в деревнях до захода в дом во дворе моют руки. Раньше знахари для избавления от тоски, для лечения больных и для восстановления сил после долгой болезни, дерево рассекалось вдоль ствола, и в полученную расщелину «продевали» человека. Но проще всего было найти старое дерево с большой расщелиной. Для каждого вида телесного недуга использовалась отдельное дерево: для избавления от душевных страданий – осина, от зубной боли – рябина, от женских болезней – липа. От грыж и опухолей – дерево с наплывом(наростом) на стволе. После обряда больной облачался в чистую одежду, а старая одежда оставлялось в «ущемленном» дереве, на месте расщелины.
Таким образом, по представлениям наших предков, человек – это часть светлого мира, такая же, как и дерево, камень, птица, вода, ветер, огонь. Но человек ответственен за порядок в этом мире. Ведь именно человек совершает что – то плохое, грешит, и порядок в мире нарушается – приходят беды, болезни, стихийные бедствия. Чтобы как – то вернуть в мир порядок наши предки проводили разные обряды. До появления мировых религий многие народы проводили аналогичные обряды, которые похожи друг на друга.
Что же я узнал нового? Смог ли ответить на свои интересующие вопросы сравнивая обряды двух народов. Какие же выводы могу сделать для себя.
Итак, прогон через земляной тоннель, ров, уподобленный в народном сознании печи и материнскому лону, символизировал новое рождение Человека и скота, оставившего болезнь под землей, миру мертвых. Соединение ритуала прогона с очищение «живым» огнем усиливало символическое направленность всего обряда на новое рождение.
12
Список литературы
Енькка Е.В. Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI – XIX веков. Учебное пособие для 6 – 7 класса. – Чебоксары,2004
Власов В. Г. Русский народный календарь. – Советская этнография, 1985, №4, с.22–36
Воронов А. Древний народный обычай. – ОГВ, 1887, №95, с.886
А.Салмин «Народная обрядность чувашей» Чебоксары,1994
Журавлев А.Ф. Охранительные обряды, связанные с падежом скота и их географическое распространение. – в кн. «Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика. Традиции. М., 1978
http: //www.gumer. info/ - Энциклопедия обрядов и обычаев. Библиотека Гумер – культурология (дата обращения декабрь 2014 – январь 2015г.)
http: //www.ethno museum.ru/ - Российский этнографический музей (дата обращения декабрь 2014 – январь 2015г.)
8. С. И. Ожегов "Словарь русского языка" Издательство "Советская энциклопедия", 2004 год. 1198 стр. Москва "Оникс 21 век"
13