Урок русской литературы по повести А.С. Пушкина Капитанская дочка. Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку
УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
Тема:А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку
Цель:продолжить работу над содержанием повести, развивать навыки работы с произведением, совершенствовать умение определять основную мысль произведения и видеть ее отражение в названии, а также навыки анализа отдельного эпизода. Продолжить работу над формированием навыков характеризовать литературных героев. Развивать умения брать участие в коллективном обсуждении, дискуссии, высказываться. Способствовать формированию у учащихся качеств характера, присущих положительным героям.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, репродукция одного из портретов Екатерины II кисти В.Боровиковского, рисунок С.Герасимова, 1951г.
На журнальном столе фотовыставка (45 листов) «А.С. Пушкин»; А.Сахаров, С.Троицкий «Живое слово в истории»; В.И. Буганов «Емельян Пугачев»; библиографический словарь «Русские писатели»; «100 великих имен» - «А.С. Пушкин», «Екатерина II», творческие работы учащихся.
На доске запись «Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой?». «Почему А.С.Пушкин дал название своему творению «Капитанская дочка»? Согласны ли вы с авторским вариантом?».
На каждой парте, у каждого ученика, план характеристики литературного произведения, черновик.
Мебель расположена в форме «Дискуссионный клуб» (способствует индивидуальной работе, групповой, работе в парах, дискуссии).
Тип урока: комбинированный.
Урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный этап.
1. Объявление темы, цели, программы урока.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа по карточкам.
Что такое историческая повесть? Докажите, что «Капитанская дочка» - историческая повесть. Можете воспользоваться картой.
Как погибли комендант с женой?
Почему Пугачев не казнил Гринева?
За кого выдавал себя Пугачев?
Почему Гринев был арестован и предстал перед военным судом?
Какова роль эпиграфов к главам? В частности, «Береги честь смолоду»?
2. Индивидуально.
Чтение письменного сочинения-рассуждения (миниатюры) «Что привлекает меня в образе Гринева?»
Чтение наизусть отрывка из повести.
3. Итог проверки домашнего задания.
III. Работа над темой урока.
1. Вступительное слово учителя.
Конечно же, привлекает наше внимание героиня Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости. Я для себя отметила на предыдущих уроках вашу симпатию к ней.
В результате исследования текста нам необходимо набрать материал для устного сочинения-характеристики, что будет вашим домашним заданием. Перед вами план. Прошу на черновиках делать заметки. Я ожидаю от вас в конце урока наброски, черновой вариант характеристики. Напоминаю, что нужно говорить доказательно, аргументировано.
2. Аналитическая беседа по содержанию.
Итак, какая же она, Маша Миронова? Какой мы видим героиню впервые? Нарисуйте ее портрет. Что значит нарисовать портрет? Как сложились ее отношения с молодыми людьми: Швабриным и Гриневым? Почему? (Диалог Марьи Ивановны и Петра Гринева).
Гринева полюбил Машу и предложил ей руку и сердце. Согласилась ли она? При каком условии? О какой черте характера это свидетельствует? (Воспитанности, деликатности).
Как разворачиваются события в крепости? Почему девушка не уехала? Почему отец приказал надеть на дочь сарафан?
Физкультминутка
Как сложилась жизнь Маши в крепости, занятой восставшими? Выборочное чтение.
И снова Швабрин, но уже на стороне мятежников. Вот оно спасение! Стоит согласиться стать его женой?! (Преданность и верность любимому человеку).
Где мы находим Машу после подавления мятежа? Куда занесла судьба героиню? Как ей живется в доме родителей любимого? (Умение находить общий язык, почтительное уважение к старшим).
Что тревожит Машу? Какая мысль не покидает ее? И на что она решается. (Прошение у государыни милости к своему жениху).
Воспроизведем эпизод встречи с императрицей (инсценированный диалог).
Как вы считаете, догадывалась ли она, что говорила с императрицей? (Деликатность, женская интуиция, умение оценить ситуацию).
3. Обобщение и выводы.
Какая же она, Маша Миронова? Какими качествами характера обладает? Перечислим, что мы записали.
Я назову некоторые. Если вы не согласны – уберите лишнее. Маша Миронова – скромная, решительная, эгоистичная, самостоятельная, ограниченная (узкий кругозор, с небольшими познаниями, с узкими интересами…).
4. Устное сочинение-характеристика, составленное учащимися.
5. Прием «Микрофон».
Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой? Докажите. (Верная слову, преданная, настоящая дочь своих родителей, пронесшая чувство любви не замаранным).
Какое впечатление произвела на вас Маша в начале произведения и как раскрывается ее характер в любви к Гриневу?
Повесть называется «Капитанская дочка». Согласны ли вы с авторским вариантом?
Слово учителя
Это один из прекраснейших женских образов в классической литературе… Достойная дочь своих родителей. Гуманная, преданная, искренняя, ей чужда пошлость, обладающая чувством достоинства, умеющая ради любимого человека совершить поступок. Мы встретимся еще с интересными женскими образами в литературе.