Урок литературы для 10 класса «Написанная вопреки всем правилам…» (Сопоставительный анализ пьес А.П. Чехова «Чайка» и П.М. Невежина «Вторая молодость»)
Класс 10
Тема: «Написанная вопреки всем правилам…» (Попытка сопоставительного анализа пьес А.П. Чехова «Чайка» и П.М. Невежина «Вторая молодость»)
Цели:
Общедидактическая – создать условия для осмысления темы урока;
Образовательная – развивать представления учащихся о сюжете, конфликте, образах и языке драматургического произведения;
Развивающая – развивать ассоциативное, образное мышление, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; овладеть важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
Воспитательная – способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Задачи урока:
1. Помочь научиться анализировать произведения,
2. Помочь научиться осознавать собственное восприятие художественного произведения, оценивать его художественное достоинство, используя сопоставительный анализ;
3. Сообщить знания о выдающихся художественных произведениях и показать их место и роль в историко-культурном и литературном процессах России.
Формы обучения – индивидуальная, групповая, коллективная.
Предварительная работа учащихся 10 класса:
групповая форма - проектная деятельность по двум основным направлениям: 1. «Анализ пьесы А.П. Чехова «Чайка»; 2. «Анализ пьесы П.М. Невежина «Вторая молодость» (сильные ученики совместно с учителем).
Индивидуальная форма:
Первая постановка и провал пьесы А.П. Чехова «Чайка» на сцене Александринского театра 17 октября 1896 года;
Работа с мемуарной литературой;
Создание презентации.
Оборудование:
мультимедийная презентация к уроку
мультимедийный проектор, экран;
компьютер;
текст пьесы А.П. Чехова «Чайка».
План:
Организационный момент. Рефлексия – установка на успех (всё, что отобрали учащиеся, - ценный материал).
Сообщение темы урока. Целеполагание как мотивация деятельности учащихся на уроке.
Ассоциативные впечатления. Слово учителя о состоянии театральной жизни рубежа 19 – 20 веков, с включением в работу группы «мемуаристов».
Актуализация домашнего задания (новаторские черты пьес Чехова, найденные в процессе изучения «Вишневого сада).
Эмоциональный аспект урока – сообщение о грандиозном провале первой постановки «Чайки» Чехова на сцене Александринского театра (группа учащихся с комментариями учителя).
Постановка проблемного вопроса: «Почему была освистана чеховская «Чайка» и коронован водевиль?»
Сопоставительный анализ произведений Чехова и Невежина.
Уровни сравнения:
- сюжет, выводы
- композиция, выводы;
- действующие лица, выводы;
- язык, выводы.
(Обязательная работа с текстом художественных произведений).
Итоги урока. Дискуссионный момент. Общие выводы.
Рефлексия. Поощрение учащихся, проделавших сложную подготовительную работу.
Дифференцированное домашнее задание. Письменные задания на предложенные темы. (Что это – миниатюра, сочинение, проект, исследование, решает сам ученик)
Роль мультимедийной разработки в учебном занятии: компьютерная визуализация учебной информации, индивидуальный тренинг и контроль знаний учащихся, развитие нагляднообразного мышления, эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики. Использование средств мультимедиа на уроке литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более эффективным, пробудить интерес к классической литературе.
Ход урока:
Вступительное слово учителя (слайды 1, 2)
Вторая половина XIX века – наиболее драматичный период в истории русской драмы. Произошло то, что больше всего боялись все мыслящие люди своего времени: пьесы, распространяющие пошлость и дурные вкусы, потеснили оригинальную драму, убили ее своей ложью и фальшью. Период «драматургического безвременья» - так назвали некоторые критики подобное состояние русской драмы (слайд 3).
И действительно, если просмотреть журналы «Русская мысль», «Русское богатство», «Артист», «Научное обозрение», «Вестник Европы» и другие примерно с 1860 по 1900 годы, можно заметить, что пьесы русских авторов практически не публиковались. Литературные разделы журналов представлены романами, рассказами, поэзией и драмами Ибсена, Метерлинка, Гауптмана. Всё это свидетельствовало о том, что современная русская драма перестала играть существенную роль в духовной жизни общества.
Что же произошло? Лучший ответ на этот вопрос дал А.П. Чехов, внимательно наблюдая за развитием русской литературы.
Рефлексия. Постановка цели урока. В работу включается группа учащихся, работавшая с мемуарной литературой.
«В нынешних пьесах, которые приходится читать, - писал с возмущением А.П. Чехов Вл. И. Немировичу-Данченко, - автора нет, точно все они изготовляются на одной и той же фабрике, одной машиною». («Чехов в воспоминаниях». – М., 1954)Создав свой знаменитый фельетон – табель о рангах в русской литературе, упомянув Гончарова, Толстого, Щедрина, Глеба Успенского, Лескова и Гаршина, Чехов из драматургов смог назвать только одно большое имя – Александра Островского.
Но так было в начале 80-х годов. А потом, после смерти Островского, на сцене прочно утвердились такие популярные драматурги, как Шпажинский, Невежин, Аверкиев и особенно Виктор Крылов (слайд 4).
«Поверхностный, беспринципный, далекий от каких-либо социальных проблем, но весьма плодовитый автор, обладающий бойким пером и знанием мещанского зрителя, на которого он ориентировался» (Елизарова М.Е. «Творчество Чехова и вопросы реализма к. 19 века»)
Менее всего этих ныне прочно забытых драматургов интересовала большая правда искусства. Свои трагедии и комедии она мастерили, заботясь только о том, чтобы давно испытанными приемами вызвать сентиментальную слезу или громкий смех. Они стремились быть прежде всего модными и эффектными, и, не умея овладеть сердцем театрального зрителя, пытались завоевать его трескучими монологами, хлёсткими словечками и оглушительными выстрелами.
«Они были театральными дельцами, которые притворялись мыслителями. Самым важным достоинством пьесы они считали ее сценичность, а сценичной являлась такая пьеса, в которой были роли для актеров, желающих выступать в бенефисном спектакле». (Роскин А. «История одного провала и одного триумфа»)
Что такое «бенефис»? (слайд 5)
Бенефи́с (фр. bénéfice — доход, польза) — спектакль, устраиваемый в честь одного из выступающих актёров (например, как выражение признания мастерства бенефицианта) или работников театра. Доход от таких представлений полностью поступал в пользу этого человека — за вычетом расходов по спектаклю.
С именами этих драматургов связано формирование так называемой тенденциозной драмы, которая в 70 – 80-е годы 19 века оттесняет в репертуаре пьесы Островского, приобретая популярность якобы «злободневностью», видимостью «прямого» ответа на общественно-политические вопросы времени. У истоков этого жанра пьесы А.А. Потехина «Чиновник» и «Мишура», а своеобразной вершиной его оказывается очень нашумевшая в свое время пьеса П.М. Невежина «Вторая молодость». (слайд 6)
И сегодня мы попытаемся провести сопоставительный анализ пьес: освистанной и непонятой «Чайки» А.П. Чехова и уже упомянутой, модной «Второй молодости» П.М. Невежина. (слайд 7)
Но прежде всего попытаемся понять причину провала «Чайки».
«… пьеса произвела странное впечатление, - вспоминала писательница и переводчица Т.Л. Щепкина – Куперник. – Она удивила своей новизной, и тем, кто признавал только эффектные драмы Сарду и Дюма и пр., понравиться, конечно, не могла». (Щепкина – Куперник Т.Л. «А.П. Чехов»)
Актуализация домашнего задания. (слайд 8)
Учитель: Давайте вспомним новаторские черты, которые мы обнаружили при
изучении пьесы «Вишневый сад».
Учащиеся:
- создание «театра настроения» (вместо «театра действия»);
- новый тип конфликта, своеобразие развития действия;
- жанровые особенности: синтез лирического, трагического и комического начал;
- неоднозначность созданных образов;
- наличие лирико-психологического подтекста («подводное течение»);
- образы - символы;
- новый тип диалога, наполненность текста «случайными» репликами;
- особенности авторской позиции.
(Цитируется по книге: И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова «Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс», с. 373)Выступление группы учащихся с сообщением о постановке «Чайки» А.П. Чехова на сцене Александринского театра. (слайд 9)
Всё это, естественно, порождало сомнения в возможности удачной постановки.
«Вы знаете, как я высоко ценю Ваш талант. Вот Вам мой самый дружеский совет: бросьте писать для театра. Это совсем не Ваше дело», - писал один из поклонников творчества Чехова (цит. по книге: Немирович – Данченко В.И. «А.П. Чехов)И тем не менее Александринский театр взялся за постановку пьесы.
Ставил пьесу Е.П. Карпов – режиссер, совершенно противопоказанный «Чайке». Чехов недаром всегда его не любил.
«Евтихий Карпов, - писал он О.Л. Книппер, - суворинский режиссер, бездарный драматург, обладатель бездонно - грандиозных претензий». (цит. по книге: Паперный З.С. «Чайка» А.П. Чехова»)В театральном музее имени А.А. Бахрушина хранится рукописный конспект реферата Е. Карпова «Пьесы А.П. Чехова на сцене Московского Художественного театра». Вот как он истолковал смысл пьесы: «В грустной тишине сумерек стонет раненная в сердце Нина Заречная. А кругом мелкие, эгоистичные людишки, занятые своими пошленькими чувствованьицами, маленькими делишками».
Режиссер понял пьесу традиционно (т.е. с делением действующих лиц на одну – единственную главную героиню и окружающих ее «людишек»), не ощутил всей «многомерности и многогранности» конфликтов пьесы; его интересовала только судьба «раненной в сердце» Нины Заречной.
Актерской труппе, кроме В.Ф. Комиссаржевской, не удалось «схватить, усвоить и выявить то совершенно новое, что предлагал им Чехов» (Потапенко И.Н. «Чехов в воспоминаниях»)
Кроме того, «Чайка» шла в бенефис комической актрисы Е.И. Левкеевой, участвовавшей в водевиле Н.Я. Соловьева «Счастливый день» (вспоминаем понятие «водевиль» (франц. vaudeville) - жанр легкой комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом, сопровождающийся музыкой, куплетами, танцами).(слайд 10) Спектакль 17 октября был для нее не только бенефисным, но и юбилейным – исполнялось 25 лет ее сценической деятельности.
Интересно, что при подготовке «Чайки» Карпов хотел отдать Левкеевой роль Шамраевой, жены управляющего. Но Чехов воспротивился этому:
«Если … эту роль отдать Левкеевой, то, пожалуй, публика будет ждать от этой роли чего-нибудь смешного и разочаруется. Ведь Левкеева пользуется славой прекрасной комической актрисы, и эта слава может задавить роль» (цит. по книге: Потапенко И.Н. «Чехов в воспоминаниях»)Можно только подивиться чутью Чехова. Ведь на деле так и получилось. Хотя Левкеева и не участвовала в «Чайке», ее бенефисный водевиль во многом задавил пьесу.
Итак, роковой день настал. 17 октября 1896 года. День премьеры «Чайки» в Александринском театре.(слайд 11)
Как вспоминает И.А. Щеглов, «на представлении присутствовала «невоспитанная публика»: купцы, приказчики, офицеры», пришедшие полюбоваться на любимую актрису и от души посмеяться.
И, конечно же, они пришли в негодование от непонятной им «Чайки». Что же произошло?
Едва только Комиссаржевская – Нина Заречная – начала читать своим проникновенным голосом в глубине сцены: «Люди, львы, орлы и куропатки…», в зале раздался смех. И началось единоборство грудного трогающего голоса актрисы с глумливым хохотом. Но силы были неравные.
(Чтение монолога подготовленной ученицей или прослушивание записи).
«Поднялся шум, - пишет А.И. Суворина, - Комиссаржевская все продолжала, , но с каждым мгновеньем – все труднее было ее слушать; в театре начался какой-то хаос: одни смеялись, другие шикали, чтобы остановить этот шум, и получился форменный кавардак» (Суворина А.И. «Воспоминания о Чехове»).
Вывезли в кресле – коляске Сорина (его роль исполнял В.Н. Давыдов) – новый приступ хохота у публики. А тут еще на радость гогочущим зрителям, «испытанным острякам», у коляски отскочило колесо – что может быть смешнее и забавнее?
Вот некоторые отзывы о спектакле, сохранившиеся в воспоминаниях И. Л. Щеглова:
«На сцене в 1-ом акте, после захода солнца, темнеет. Голос: - Почему это вдруг стало темно? Как это нелепо!
Во II—ом акте Треплев (Аполлонский) кладет у ног Нины Заречной убитую чайку. Голос: - Отчего это Аполлонский все носится с какой-то дохлой уткой? Экая дичь в самом деле!..
- Разве эта пьеса? Форменная чепуха… Разве можно ставить на сцене такую галиматью, - возмущался театральный генерал (Щеглов И.Л. «Чехов в воспоминаниях»).
Даже финал пьесы, выстрел Треплева не только не произвели впечатления на разыгравшихся зрителей, но послужили новым поводом для смеха.
После треплевского выстрела Дорн, узнав, в чем дело, наигранно спокойным тоном произносит: «Так и есть. Лопнула склянка с эфиром». Это самый напряженный момент пьесы. Но артист М.И. Писарев, игравший роль Дорна, сказал вместо «лопнула склянка» - «лопнула бутылка». Все это вызвало такой безудержный смех, хохот, выкрики из зала, что бедных артистов уже не было слышно.
Итак, «Чайка» провалилась! Режиссер Карпов всю вину за провал пьесы возложил на публику: «Прямо дикая публика! – говорил я себе… Эта постановка дала яркий пример того, как, не будучи подготовлена к пьесе, публика может убить наповал» (Карпов Е. «Постановка «Чайки»).
О том, что сам постановщик оказался не подготовленным к пониманию пьесы, Е. Карпов не догадывался.
После оглушительного провала на поруганную «Чайку» набросились газеты. Вот некоторые выдержки:
«Вчерашнее юбилейное торжество (т.е. бенефис Левкеевой) омрачено было беспримерным скандалом. Такого головокружительного падения пьесы не запомним…»
«Давно не приходилось присутствовать на таком полном провале…»
«Чайка» Чехова погибла: ее убило единогласное шиканье всей публики. Точно миллион пчел, шмелей и ос наполнили воздух зрительного зала – до того сильно и ядовито было шиканье…»
«Это просто дикая пьеса: … в ней все первобытно, примитивно, уродливо и нелепо».
Так была освистана необыкновенная «Чайка» и так был коронован обыкновенный водевиль. Но возникает закономерный вопрос: «Почему уже более 150 лет на сценах театров всего мира ставят несравненную «Чайку» и давным- давно забыли разного рода водевили, которые были популярными в конце 19 века?» Ответ на этот вопрос и даст сопоставление пьес А.П. Чехова и П.М. Невежина.
Сравнительный анализ пьес Чехова и Невежина.
Сообщение группы учащихся.
Несколько слов о Петре Михайловиче Невежине.
Петр Михайлович Невежин (1841 – 1919) учился в Московском кадетском корпусе, участвовал в Русско-турецкой войне, был ранен. Первые написанные Невежиным пьесы не пропустила цензура. Невежин обратился к островскому, который предложил ему сотрудничество, и в 1880 году совместно ими была написана комедия «Блажь». Следующую пьесу, «Старое по-новому», Невежин написал один и передал для постановки в Александринский театр. А.А. Потехин отверг ее, найдя «очень слабою и по замыслу, и по исполнению, сделанную притом грубо, аляповато и, главное, скучно», о чём он писал Островскому (Цит. по кн.: «Неизданные письма к А.Н. Островскому»).
По просьбе Невежина пьеса была переработана Островским, который затем всячески хлопотал о постановке ее в императорских театрах, где она прошла под фамилией одного Невежина.
Войдя в литературу с помощью Островского, Невежин сделался одним из самых популярных авторов тенденциозной драмы. Такие его пьесы, как «Сестра Нина» и особенно «Вторая молодость» (1887 года) были чрезвычайно репертуарны. Однако и тогда наиболее серьёзные театральные деятели понимали ограниченность Невежина – драматурга. Так, А.И. Южин иронически писал о нем:
«Ему здорово то, что другому смерть. Нет языка – на пользу: язык, мол, не книжный; нет характеров – на пользу: все, мол, у него удивительно жизненно – даже характеров нет; положение заимствовано – на пользу: никто, кроме г-на Невежина, не умеет брать так много из окружающей его действительности…» (Южин А.И. «Воспоминания, записи, статьи, письма).«Вторая молодость» - самая известная пьеса П.М. Невежина. Впервые она была поставлена на сцене в Малом и Александрийском театрах осенью 1887 года. Все рецензенты (т. е. сторонники тенденциозной драмы) отмечали прежде всего актуальность темы, объясняя именно этим выдающийся успех спектакля.
В «Московском фельетоне» рецензент «Нового времени» писал:
«…поставлена в Малом театре «Вторая молодость» г. Невежина. В одну неделю пьеса уже успела выдержать 5 представлений с полным сбором. Дело давно неслыханное, успех вполне заслуженный… Наша публицистика, наши юристы давно говорят о необходимости изменения разводных законов; г. Невежин доказывает нам ту же тему в конкретных образах, полных жизни и правды. Есть в его пьесе грехи, есть резкие переходы, но все эти мелочи стушевываются перед цельностью и силой общей картины» («Новое время», 1887, 24 октября).
Известный театральный критик М.Н. Ремезов так оценивал постановку Малого театра:
«Чуткий к «злобам дня», автор положил в основу очень современный и очень серьезный вопрос о разводе… В этом живая драма, разыгрывающаяся не на сцене только, а в действительной жизни» («Русская мысль», 1887, № 11).
Горячо приняла пьесу и петербургская публика:
«Пьеса имела решительный успех и, несмотря на ее крупные недостатки, заключает в себе действительные элементы драмы» («Новое время», 1887, 18 ноября).
Учитель: Итак, самая репертуарная пьеса того времени и освистанная «Чайка»…
При сопоставлении обеих пьес мы будем придерживаться основных принципов сравнительного анализа, разработанных ведущими литературоведами, в частности Веселовским А.
1 уровень сопоставления – сюжет. (слайды 12, 13)
П.М. Невежин «Вторая молодость» А.П. Чехов «Чайка»
В центре – главные герои – Готовцев Константин Сергеевич и Телегина, а вокруг них жена Готовцева, Валентина, их дети и все остальные – родственники и знакомые; некоторым из них автор доверяет сказать несколько реплик.
Готовцев Константин Сергеевич, еще недавно любящий муж и отец трех детей, всегда спокойный и уравновешенный, вдруг решительно меняется: становится раздражительным, избегает семью и родственников. Такова завязка. Она уже захватила зрителя.
Вскоре мы узнаем истину. Оказывается, Константин Сергеевич увлекся молодой учительницей музыки Татьяной Телегиной, дающей уроки младшей дочери Готовцева – Лидочке. Телегина, после того как ей отказывают в месте, дает ему согласие стать его женой.
Далее события разворачиваются еще стремительнее. Семья Готовцева покидает дом и, демонстрируя независимое от отца положение, поселяется у дяди Егора Парусова, человека «чести и слова». Жена Готовцева, Валентина, оставляет общество и решает посвятить себя всецело воспитанию детей. Она гордо отказывается от поддержки мужа, возвращает нераспечатанными его письма.
Так проходит 4 месяца. Но отца помнят. И потому, когда он приходит в дом, все воспринимают это как возвращение. В семье поселяется надежда. Но, оказывается, Готовцев пришел просить у жены.. развода, на что получает решительный отказ. Все возмущены, обрушивают всю свою ненависть на разлучницу Телегину, которая разрушила семью, отняла отца, довела мать до нервного срыва. Обстановка накаляется… Зритель ждет развязки.
Виталий, старший сын Готовцева, пытаясь вызвать Телегину на откровенный разговор и получив насмешку в лицо, убивает ее. Его судят и ссылают. Готовцев ищет пути примирения с семьей, но получает гордый отказ.
Все, пьеса закончена. Зритель выходит расстроенный. Ему жаль Виталия, его мать, но он ничего не вынес из театра, кроме того, о чем писали впоследствии газеты: «нужно изменить закон о разводе». Но зрителю было интересно, а это главное! Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, – актриса, гостит в его имении вместе со своим сыном, Константином Гавриловичем Треплевым, и с Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом. Сам Константин Треплев также пытается писать. Собравшиеся в имении готовятся смотреть пьесу, поставленную Треплевым среди естественных декораций. Играть в ней единственную роль должна Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую Константин влюблен. Родители Нины категорически против ее увлечения театром, и поэтому она должна приехать в усадьбу тайно. Среди ожидающих спектакль также Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина; его жена – Полина Андреевна и его дочь Маша; Евгений Сергеевич Дорн, доктор; Семен Семенович Медведенко, учитель. Медведенко безответно влюблен в Машу, но та не отвечает ему взаимностью, потому что любит Константина Треплева. Наконец приезжает Заречная. Нина Заречная, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст в духе декадентской литературы, что тут же отмечает Аркадина. Во время всей читки зрители постоянно переговариваются, несмотря на замечания Треплева. Вскоре ему это надоедает, и он, вспылив, прекращает представление и уходит. Маша спешит за ним, чтобы отыскать его и успокоить.
Проходит несколько дней. Действие переносится на площадку для крокета. Отец и мачеха Нины Заречной уехали в Тверь на три дня, и это дало ей возможность приехать в имение Сорина. Нина ходит по саду и удивляется тому, что жизнь знаменитых актеров и писателей точно такая же, как жизнь обыкновенных людей. Треплев приносит ей убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Нина же говорит ему, что почти перестала понимать его, так как он стал выражать свои мысли и чувства символами. Константин пытается объясниться, но, увидев показавшегося Тригорина, быстро уходит. Нина и Тригорин остаются вдвоем. Нина восхищается тем миром, в котором живут Тригорин и Аркадина. Тригорин же рисует свою жизнь как мучительное существование. Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в книжечку новый сюжет для небольшого рассказа о девушке, похожей на чайку: «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил её».
Проходит неделя. В столовой дома Сорина Маша признается Тригорину, что любит Треплева и, чтобы вырвать эту любовь из своего сердца, выходит замуж за Медведенко, хотя и не любит его. Тригорин собирается уезжать в Москву вместе с Аркадиной. Нина Заречная собирается тоже уезжать, так как мечтает стать актрисой. Нина дарит Тригорину медальон, где обозначены строки из его книги. Открыв книгу на нужном месте, тот читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её». Тригорин хочет последовать за Ниной, так как ему кажется, что это то самое чувство, которое он искал всю жизнь. Узнав об этом, Ирина Аркадина на коленях умоляет не покидать её. Однако, согласившись на словах, Тригорин договаривается с Ниной о тайном свидании по дороге в Москву.Проходит два года. Сорину уже шестьдесят два, он очень болен, но так же полон жаждой жить. Медведенко и Маша женаты, у них есть ребенок, но счастья в их браке нет. Маше отвратительны и муж, и ребенок, а сам Медведенко очень от этого страдает. Треплев рассказывает Дорну, который интересуется Ниной Заречной, ее судьбу. Она убежала из дома и сошлась с Тригориным. У них родился ребенок, но вскоре умер. Тригорин уже разлюбил её и вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины все складывалось еще хуже. Играла она много, но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Её родители знать её не хотят и не пускают к дому даже близко.
Нина появляется совершенно неожиданно. Константин, в который раз признается ей в любви и верности. Нина не принимает его жертвы. Она до сих пор любит Тригорина, в чём и признается Треплеву. Она уезжает в провинцию играть в театре и приглашает Треплева взглянуть на ее игру, когда она станет великой актрисой. Треплев после ее ухода рвет все свои рукописи, затем уходит в соседнюю комнату. В покинутой им комнате собираются Аркадина, Тригорин, Дорн и другие. Раздается выстрел. Дорн, сказав, что это лопнула его пробирка, уходит на шум. Вернувшись, он отводит Тригорина в сторону и просит его увести куда-нибудь Ирину Николаевну, потому что её сын застрелился.
Дополнительный материал:
Публика шла на комедию, а «ей показывали какую-то психопатию».
Ее невозможно рассказать, нельзя даже указать, кого сделал Чехов главным героем.
Константина Треплева, который пишет странную пьесу и которого бросает любимая девушка, что приводит его к самоубийству.
Нину Заречную, мечтавшую стать актрисой и ставшей ею, пройдя через мучения и боль…
Нина ходит по саду и удивляется тому, что жизнь знаменитых актёров и писателей точно такая же, как жизнь обыкновенных людей, со своими бытовыми ссорами, перепалками, слезами и радостями, со своими хлопотами. Треплев приносит ей убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Нина же говорит ему, что почти перестала понимать его, так как он стал выражать свои мысли и чувства символами. Константин пытается объясниться, но, увидев показавшегося Тригорина, быстро уходит.
А может, актрису Аркадину или Тригорина, беллетриста, довольно знаменитого, хотя ему нет ещё сорока. О нем отзываются как о человеке умном, простом, несколько меланхоличном и очень порядочном…
В столовой дома Сорина Маша признается Тригорину, что любит Треплева и, чтобы вырвать эту любовь из своего сердца, выходит замуж за Медведенко, хотя и не любит его. Тригорин собирается уезжать в Москву вместе с Аркадиной. Ирина Николаевна уезжает из-за сына, который стрелялся, а теперь собирается вызвать Тригорина на дуэль…
Проходит два года. Треплев после ухода Нины Заречной рвёт все свои рукописи и бросает их под стол, затем уходит в соседнюю комнату. В покинутой им комнате собираются Аркадина, Тригорин, Дорн и другие. Собираются играть и петь. Раздаётся выстрел. Дорн, сказав, что это, очевидно, лопнула его пробирка, уходит на шум. Вернувшись, он отводит Тригорина в сторону и просит его увести куда-нибудь Ирину Николаевну, потому что ее сын, Константин Гаврилович, застрелился.
Можно твердо сказать одно: в пьесе нет одной сюжетной линии. Здесь столько же сюжетов, сколько действующих лиц: каждый переживает свою драму, и никто никому не может помочь.
Нет прямо обозначенных мотивировок взаимоотношений персонажей, нет сюжетного движения, которые вело бы к определенной развязке, выражало бы «ясную» мысль.
В пьесе существуют и так называемые «лишние», не связанные с основными событиями персонажи, что истолковывалось, как «незнание элементарных требований сцены».
«Когда пишешь о сюжете, постоянно ловишь себя на мысли, что сюжет здесь не строится. Он мучительно прокладывает себе дорогу, все время завязывается новыми узлами, которым нет развязки» (Паперный З.С. «Чайка» Чехова»).
«Вся беда в том, - писал известный театральный критик А.Р. Кугель, - что г. Чехов едва ли знает, к чему он все рассказывает» («Петербургская газета», 1896, 19 октября).
«На сцене толпится много лиц, почти не связанных с действием пьесы… Все эти лица, составляющие фон пьесы, задуманы недурно, но благодаря тому, что автор не сумел связать их с действием, остаются почти не обрисованными…» (И.А. «Новая пьеса Чехова. Письмо из Петербурга).Выводы:
Пьеса Невежина строится традиционно: интригующая завязка, эффектные выходы и не менее эффектные уходы, трескучие монологи, громкие слова о самопожертвовании и, наконец, выстрел почти под занавес. Сюжет прост, пересказать его не стоит большого труда. Зрителю ничего не вынес из театра. Но ему было интересно, а это «главное!», что требует тенденциозная драма.
Пьеса Чехова «странная», «написанная вопреки всем правилам», ее невозможно пересказать, невозможно даже указать, кто главный герой. Здесь нет сюжетного движения, которое выражало бы «ясную» мысль (т. е. зритель не понимает, ему приходится думать, а он пришел развлекаться). На сцене много «лишних» персонажей, эпизодов, деталей, не связанных с основными событиями (по мнению многих зрителей, они вовсе не нужны).
2 уровень сопоставления – жанр и композиция. (слайды 14, 15)
Невежин «Вторая молодость» Чехов «Чайка»
Драма.
4 действия.
Завязка – уход Готовцева из семьи (1 действие);
Развитие действия – 2 действие, между 1 и 2 действиями проходит 4 месяца;
Кульминация – выстрел Виталия (3 действие);
Развязка – ссылка Виталия (4 действие).
Здесь все, как в любой бытовой пьесе: с 1-го действия нагнетается напряженность, сгущается атмосфера на протяжении всей пьесы, логично разрешившаяся выстрелом и убийством.
Герои сами готовят поле для своей деятельности: Готовцев любит Телегину и не скрывает этого; добиваясь ее любви, получает согласие. Решивший убить Телегину Виталий совершает убийство.
Пьеса идет ровно, без срывов и роковых случайностей.
В основе - банальный «любовный треугольник»: Готовцев – Телегина и оскорбленная Валентина Готовцева, за которую мстит сын Виталий.
В пьесе одна трагедия – трагедия семьи, которую бросил отец. Этой трагедии подчинено все: и характеры действующих лиц, и их реплики, монологи и диалоги, и даже трагическая развязка – выстрел Виталия.
Развязка подготовлена всем ходом пьесы и воспринимается как нечто даже необходимое, чтобы разрядить обстановку. «Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви» (Чехов А.П. Из письма А.С. Суворину от 21 октября 1895 г.)
«Чайка» состоит из 4 действий, но делится на две части.
В первых 3-х действия идут непрерывно – провал пьесы Треплева, начало романа Нины с Тригориным. В 4-ом действии мы встречаемся с героями спустя 2 года.
Можно сказать, что «Чайка» состоит из развёрнутой завязки (3 действия) и развязки. Основное действие – то, что происходит с героями за 2 года, - осталось за сценой.
Такое построение обостряет развитие действующих лиц: они как бы предстают в двух обличиях – ДО и ПОСЛЕ. Это особенно показывает изменения в судьбе молодых героев: Треплев становится писателем, Нина – актрисой. И, наоборот, подчеркивает статичность, неизменность старого поколения.
Можно сказать, что «Чайка» состоит не из 4-х, а из 5-ти действий: есть еще дополнительное, обозначенное одной ремаркой действие между третьим и четвертым. Оно-то и насыщено событиями: за это время Нина сходится с Тригориным, у нее рождается и умирает ребенок, она становится актрисой; Маша, без любви, выходит за учителя, у них рождается ребенок; Треплев становится сравнительно знаменитым писателем.
Развязка «странная»: по ходу пьесы мы знаем, что Треплев уже стрелялся, но неудачно. Невольно возникает мысль, что человек, однажды стоявший между жизнью и смертью, не решится больше на самоубийство. Но Чехов заставляет Треплева снова стреляться и как: «направо за сценой выстрел…»
Вместо «любовного треугольника» - «странная цепь роковых привязанностей, любовных увлечений – безнадежно односторонних, как будто провисающих в воздухе» (Паперный З.С. «Чайка» Чехова»).
Любовь неудачная, трагическая.
Медведенко любит Машу, она – Константина Треплева. Треплев любит нину Заречную, она увлекается известным писателем Тригориным. Тот сходится с ней, но затем остывает и возвращается к старой привязанности – к актрисе Аркадиной, матери Треплева.
Сюжет развивается независимо от чувств и желаний героев.
Здесь все случайно, нет закономерностей: случайно приезжает с Аркадиной Тригорин, и Нина увлекается им. Случайность собирает в усадьбе представителей двух поколений – старого и нового искусства. Эта случайность заканчивается провалом пьесы Треплева и, как следствие, его самоубийством.
Каждый герой появляется вместе со своей трагедией:
Треплев: Дядя. Что может быть отчаяннее и глупее положения…
Сорин: Трагедия моей жизни… Меня никогда не любили женщины.
Полина Андреевна: Вам хочется, чтобы я страдала…
Тригорин: Я чувствую, что съедаю собственную жизнь…
Выводы:
Судьбы героев Чехова недосказаны. Причина самоубийства Треплева не поддается однозначному истолкованию. Что толкнуло его на этот шаг: неудачная любовь, разочарование в своих творческих силах, ложность его пути в искусстве? Прямых ответов пьеса не дает. Характерно также, что самоубийство Треплева, хотя и заканчивает пьесу, но не подводит последнюю черту, т.к. «Чайка» не пьеса о Треплеве. Что ожидает Нину Заречную, как сложится жизнь Маши – об этом можно только догадываться.
Дополнительный материал:
«… трехчленная структура пьесы, где время является неотъемлемой частью: первые три действия, 2 года вне сценического времени и финал. Теперь можно уточнить определение «Чайки» как пьесы, состоящей только из завязки и развязки» (Паперный З.С. «Чайка» Чехова»).
«Голуба, это же несценично, - писал директор одного из частных театров Петербурга Ф.А. Корн, - вы заставляете человека стреляться за сценой и даже не даете ему поговорить…» (Щепкина – Куперник Т.Л. «Из воспоминаний о Чехове»).
«Чайка» построена в соответствии с общим человеческим принципом изображения жизни как процесса, не разложимого на замкнутые, законченные эпизоды» (Бялый Г.А. «Чехов и русский реализм»).
«Твоя «Чайка» прерывается внезапно, оставляя зрителя дорисовывать себе будущее» (Кони А.Ф. «Чехов в воспоминаниях»).
3 уровень сопоставления – действующие лица. (слайды 16, 17)
Невежин «Вторая молодость» Чехов «Чайка»
Герои неопределенные, бесхарактерные.
«У него в пьесах не образы, а роли. Роль строится не на непрерывности и постоянном прояснении характера, а на цепочке эффектных выходов, выигрышных моментов. Каждый из которых именно в этот сценический эпизод должен обладать ударной силой и при этом как бы вовсе не принимается в расчет, насколько он вяжется с другими эпизодами» (Журавлева А.И. «Русская драма эпохи А.Н.Островского»).
Виталий – истеричный юноша, кричащий что-то о чести и долге на протяжении всей драмы: «Эта женщина надругалась над нами, разбила семью и безнаказанно блаженствует…» (д. 2,явл. 2); «Я иду туда, где должен быть…»(д. 2, явл. 9). Он убивает Телегину, сопровождая действие громкой фразой:
Виталий: Никто тебя не может спасти. Вот тебе (стреляет). За мать… за всех нас! (д. 3, явл. 9).
Это честолюбивый юноша, возмущающийся тем, что он, как архитектор. Не может найти себе место, потому что «делом завладели старики, а молодежь держат в загоне»; он отчасти оскорблен тем, они «попади к дяде на хлеба». Но его образ цельного впечатления не оставляет, как и убитая им Татьяна Телегина.
Невозможно понять, кто она: хитрая разлучница, разбившая семью из-за холодного расчета «устроить себе жизнь и не слоняться в непогодь по урокам». или действительно любящая женщина, стремящаяся иметь хорошего мужа и свою семью: «Я люблю его … всей душой привязалась к нему» (д. 3, явл. 1).
Валентина Готовцева производит впечатление «святой великомученицы», и «невольно удивляешься тому, как это Готовцев мог счастливо прожить много лет с такой несносной супругой и давно не сбежал от этой дамы печального образа» (Ремезов Н.М. «Вторая молодость» П. Невежина»).
Готовцев – «довольно неуклюжее создание», как расценила его газета «Новое время». Он человек без цели, оказавшийся во власти событий. Не согласись Телегина стать его женой, он так бы украдкой «вздыхал, подкарауливал ее и тихонько пожимал ей руку».
Даже некоторая решительность в его характере, когда он требует от жены развода, продиктована лишь страхом потерять Телегину, которую он действительно любит. «Чайка» - единственная крупная вещь Чехова, непосредственно посвященная теме искусства. Автор рассказывает о своем затаенном – о трудном пути художника, о сущности художественного таланта, о том, что такое человеческое счастье.
Треплев, Нина Заречная, Аркадина, Тригорин – люди искусства. Их взаимоотношения и составляют узловые моменты сюжета.
Константин Треплев с его «маниакальной мыслью о новых формах» - один из полюсов пьесы. Это человек, для которого подлинное искусство, свободное, чистое, не знающее рутины, дороже жизни. Более того, в начале он считает, что искусство должно быть свободно и от грубой действительности. На слова Сорина: «Через 200 лет ничего не будет», - Треплев отвечает: «Так вот пусть изобразят нам это ничего». И еще более определенно разъясняет Нине, недовольной, что в его пьесе нет живых лиц: «Живые лица! Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как она должна быть, а такою, как она представляется в мечтах».
«Треплев – художник с несомненными задатками новатора, но без той внутренней силы и дисциплины духа, которая нужна смелым реформаторам. Он поглощен вопросами о судьбе искусства, театра, о выработке новых форм и вместе с тем он занят собой и обуреваем жаждой познания» (Бялый Г.А. «Чехов и русский реализм»). У него две великие страсти: искусство и Нина. Первое действие овеяно высокими чувствами влюбленного и драматурга-дебютанта. Провал пьесы становится и провалом любви Треплева. Во 2-ом действии он скажет: «Это началось с того вечера, когда глупо провалилась моя пьеса. Женщины не прощают неуспеха».
В поиске подлинного искусства и в любви к Нине Треплев «весь, без остатка» (Паперный З.С.) Он любит Нину – значит, никого больше не видит. Он полная противоположность Тригорину с его колебаниями, с его, как говорит о нем Треплев, «и тут, и там». Формула Треплева: «там или нигде».
Тригорин же придерживается традиционных форм в литературе, но его отношение к ней «серьезно и строго, в его взглядах на задачи писателя много родственного Чехову, в его суждениях о процессе и психологии литературной работы есть нечто от Мопассана» (Бялый Г.А.).
Как и Аркадина, он также в высшей степени профессионален в своем искусстве. Ему «нет … покоя от самого себя», от постоянной ловли фраз, эпитетов и т.п. «Ловлю себя и вас на каждой фразе, на каждом слове и спешу скорее запереть все эти фразы и слова в свою литературную кладовую: авось пригодится!»
Но вся эта ежедневная и ежечасная погоня за фразами и словами, которые могут пригодится, приводит к тому, что он, по собственному ощущению, отстает от жизни, от науки, от гражданских задач современности. Иногда этот профессионализм граничит с диким бездушием; вспомним известные его слова во 2-ом действии: «Сюжет мелькнул… Сюжет для небольшого рассказа» и в последнем акте: «… созрел мотив, надо только возобновить в памяти само место действия». В первом случае слова «сюжет мелькнул» как предсказание судьбы Нины Заречной, во втором – «созрел мотив» - как итого всего, что произошло между Ниной и Тригориным.
Судьба Нины складывается по-иному. В интересе Нины к Тригорину и в отталкивании Треплева ясно проступает одна мечта – поступить на сцену. Раньше она подсознательно связывала эту мечту с Треплевым. Теперь – со знаменитым Тригориным. Разговор с ним начинается с ее фразы: «Не правда ли, странная пьеса». Никакого стремления хоть как-то заступиться за пьесу Треплева, осмеянную и провалившуюся.
Нина после провала сразу забыла о Треплеве – ей просто не до его переживаний. Перед ней Тригорин , с которым она связывает свое будущее.
Конец пьесы выдержан уже совершенно в другом тоне. При встрече с Треплевым она признается: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а умение терпеть. Умей нести свой крест и веруй».
Нина и Треплев входят в пьесу одними, а уходят как будто другими. Особенно это относится к образу Нины. Стоит лишь вдуматься в ее слова во время последнего разговора с Треплевым: «Зачем вы говорите, что целовали землю, по которой я ходила? Меня надо убить».
Именно в них – суд героини над собой, над своей прежней суетностью, погоне за славой.
Выводы:
При всех различиях и разногласиях молодых героев – есть в них нечто родственное: их сближает неравнодушие, увлеченность, глубоко ощущаемая преданность искусству. Чутко и нежно относится «младшее поколение» к старшим. Это особенно ощутимо у Треплева по отношению к матери, которая, кстати, осмеяла пьесу сына. У нее не хватило времени прочитать, что пишет ее сын, а вот что говорит Треплев сразу после того, как убегает Нина: - Нехорошо, если кто-нибудь встретит ее в саду и потом скажет маме. Это может огорчить маму…
4 уровень сопоставления – язык пьесы Чехова. (слайды 18, 19)
Театральный язык Чехова был нов, непривычен, труден, его критиковали, ему сопротивлялись.
Советский исследователь А. Рынкевич писал: «Пьесу надо читать не как сюжетный роман, с нетерпением ожидая развязки, а как хорошие стихи, вчитываясь в каждую строку, в каждую реплику, проникаясь настроением произведения» (Рынкевич А. «Вершины драматургии А. Чехова»).
Каждый герой говорит своим, только ему присущим языком, отражающим его внутреннее содержание.
Сравним два объяснения в любви Нине двух героев.
Объяснение ТреплеваОбъяснение ТригоринаТреплев. Не уезжайте рано, умоляю вас.
Нина. Нельзя.
Треплев. А если я поеду к вам, Нина? Я всю ночь буду стоять в саду и смотреть на ваше окно.
Нина. Нельзя, вас заметит сторож. Трезор еще не привык к вам и будет лаять.
Треплев. Я люблю вас… Тригорин. Вы так прекрасны… О, какое счастье думать, что мы скоро увидимся! Я опять увижу эти чудные глаза, невыразимо прекрасную, нежную улыбку, эти кроткие черты, выражение ангельской чистоты… Дорогая моя…
Выводы:
Каждая фраза Треплева – не высказывание, а недосказанность. Признание Тригорина сделано ровными словами, причем довольно литературными, шаблонными фразами. Вспомним признание Аркадиной в любви к Тригорину: «Ты мой… Ты мой… И этот лоб мой, и глаза мои, и эти прекрасные шелковистые волосы тоже мои… Ты весь мой».
Поистине «эти прекрасные шелковистые волосы» в монологе Аркадиной и «эти чудные глаза» в признании Тригорина достойны друг друга.
Каждое слово в пьесе символично и не проходит бесследно для героев. Слова выполняют более сложную функцию, нежели служат просто наименованием, становятся образами, имеющими свой, символический смысл. Но это уже темы для домашних исследований.
IV. Выводы с урока. (слайд 20)
А.П. Чехов, используя все лучшие достижения драматургии критического реализма, особенно опыт А.Н. Островского и И.С. Тургенева, выступает как новатор в русской драматургии.
Ему принадлежат нововведения в области сюжета (несколько сюжетных линий), развития действия (осложнено дополнительными эпизодами), в отборе главных героев (нет одного главного героя, и все герои играют важную роль).
Как новатор А.П. Чехов впервые применил в драме образ-символ, связывающий пьесу изнутри, и микросюжеты, разновидностью которых являются литературные темы и мотивы.
Для выявления новаторских черт в пьесе был проведен сравнительный анализ произведения Чехова с пьесой П.М. Невежина «Вторая молодость», который проводился по определенным единицам сравнения: сюжет, композиция, развитие действия, главные герои, язык.
Все выводы, полученные в результате сопоставления, свидетельствуют о том, что в лице А.П. Чехова в русской драматургии появилась «новая драма», принесшая в русскую театральную жизнь новое течение и свежую струю времени.
«После «Чайки» на сцене стала немыслима прежняя дикость, ложь и мишура» (Щеглов И.Л. «Чехов в воспоминаниях современников»).
Домашнее задание (на выбор учащихся): (слайд 21)
Письменные задания:
Образы-символы в пьесе Чехова «Чайка».
Особенности ремарок в пьесе Чехова «Чайка».
Шекспировские мотивы в пьесе Чехова «Чайка».
Тургеневские мотивы в пьесе Чехова «Чайка».
Анекдотические истории в пьесе как разновидность микросюжета.
Почему Чехов назвал свою пьесу «комедией»?