Консультация для воспитателей: Полифункциональность предметно-пространственной среды.
Консультация для воспитателей.
Подготовила и провела :
Воспитатель: Мамаева Людмила Борисовна.
Тема : «Развивающая предметно-пространственная среда».
В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из аспектов образовательной среды в целом, включающей, кроме вышеназванного ещё и характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) Например, развивающее пано : засегнул, расстегнул, переместил с места на место. Вариантов использования деталей очень много! Можно нанизывать на трубочку, либо пальчик все детали, можно их использовать в образовательной деятельности. А можно всё это использовать в уголке « Хозяюшка»- кормить кукол, угощать друг друга. Взять, например, обыкновенные вкладыши, которые очень любят дети. Но ведь их тоже можно использовать многопланово - полифункционально! В играх с водой, с песком, с камешками, использовать всё в том же уголке « Хозяюшка».
Мы, воспитатели, привыкли учить детей, что всё должно лежать на своих местах: посудка на кухне, вкладыши в сенсорном уголке, с машиной играем только на ковре. А дети упорно несут кружки и тарелки не туда куда нужно. Пусть дети используют игрушки так , как им этого хочется. В группах есть контейнеры с заменяемыми наполнителями ( камешки, косточки, веточки, коряшки, крышки). Воспитатели обычно не разрешают это трогать руками. Детям просто необходимо всё это потрогать. Сколько игр можно придумать с крышками! От « сухого» бассейна до дидактических игр. А непроливайки? Это и стаканчики для воды, и для изучения цвета, и для развития мелкой моторики.
Главное игрушки и пособия должны быть полифункциональными! Чем больше вариантов использования одной игрушки ( пособия), тем положительнее будет сказываться на развитии детей.