Родительское собрание Как помочь своему ребёнку? (1 класс)
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Как помочь своему ребёнку!
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
П. А. Венгер
Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничего не мешало. Пока вы слушали выступления, вокруг вас происходило много событий.
Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идём на работу. И всё это бегом, и заметьте, остановиться нет времени.
Закройте глаза. Представьте: над красивым черным космосом, между блестящими звездочками висит теплая круглобокая планета. Она кружится, на ней живут люди, бегают звери, летают бабочки, поют птицы, растут цветы, восходит солнце... Давайте присмотримся к планете внимательнее, еще внимательнее…
Откройте глаза. Вы заметили одну удивительную вещь? Нигде-нигде на планете больше нет вот таких замечательных пап и мам. И сколько не присматривайся, нигде больше нет на всей планете таких очаровательных детей как ваши. Вы на свете все такие единственные и неповторимые, других таких нет, сколько бы мы не искали.
Но чтобы понять своего ребёнка, необходимо стать на его место.
Есть такая сказка.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши – мама, папа, бабушка и дедушка – были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа – как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.
Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем.
Вот так и в жизни вашего ребёнка.
С одной стороны располагается школа со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей, и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.
Начало обучения в школе – один из значимых моментов в жизни человека. Многие родители гораздо больше уделяют внимания приобретению ребёнком знаний и умений, хотя личностные изменения могут сыграть как позитивную, так и негативную роль в жизни ребёнка. И если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер и трудно поддаваться исправлению.
ЗАДАНИЕ 1 БУДЕМ ЗНАКОМЫ!
Важным в период знакомства для ребёнка является стремление к признанию. Как помочь ребёнку найти своё место в новом классе? Процесс начинается с работы с именем. Имя человека несёт в себе серьёзную психологическую нагрузку. Именем не только обозначается физическая сущность ребёнка, но выражается социальное признание. Так, если ребёнок с кем-то дружит, то он называет этого человека по имени, если ему кто-то не нравится, то по фамилии.
Задание с ребёнком. Давай представим своё имя. Попробуй лучше рассмотреть его, увидеть, какого цвета буквы, какие они высокие или низкие, на что они похожи.
А теперь нарисуй своё имя так, как тебе захочется. Если рядом с именем тебе захочется что-нибудь нарисовать, то это можно сделать.
Подготовленный бейджик прикрепить к одежде и носить в школе.
ЗАДАНИЕ 2 ПРАВИЛА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Расспросить ребёнка, что он знает о правилах поведения в школе. Расскажите о своих школьных годах. Обратите внимание ребёнка, что нужно делать на уроке и на перемене.
Задание. Альбомный лист разделить на 2 части и нарисовать рисунки. Подготовить рассказ по рисунку (3-4 предложения).
ЗАДАНИЕ 3 ПОДАРОК ДРУГУ
Заготовьте круглые листы бумаги (диаметром 10-12 см). Подумайте с ребёнком, какой красивый рисунок он хотел бы нарисовать. Может это будет лес, море, река, любимая игрушка. Пусть он рисует то, что ему захочется. Обсудите, кому из одноклассников, он хотел бы подарить свой подарок.
ЗАДАНИЕ 4 ШКОЛЬНИК И ДОШКОЛЬНИК
Можно побеседовать с ребёнком о том, как изменилась их жизнь. Спросить, чем школьник отличается от дошкольника.
Задание. Альбомный лист разделить пополам. С одной стороны нарисовать дошкольника, а с другой – школьника. По каким признакам их можно отличить?
ЗАДАНИЕ 5 ДЛЯ ЧЕГО ХОДЯТ В ШКОЛУ?
- Скажи, с чем школьники ходят в школу?
- Что он с собой берёт?
- А что захочет взять с собой в школу дошкольник?
Задание. Нарисуйте рисунок-загадку: 3 предмета, которые ты кладёшь в портфель и которые нужны в школе, и один лишний , который в школе не нужен.
ЗАДАНИЕ 6 КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ШКОЛЬНИКОМ!
Сказка о двух братьях и сильной воле
Давным-давно в одной далекой стране жили-были два брата. Они жили очень дружно и все делали вместе. Оба брата хотели стать героями.
Один брат сказал: «Герой должен быть сильным и смелым» и стал тренировать силу и ловкость. Он поднимал тяжелые камни, лазал по горам, плавал по бурной реке. А другой брат сказал, что герой должен быть упорным и настойчивым, и стал тренировать силу воли: ему хотелось бросить работу, но он доводил ее до конца, ему хотелось съесть на завтрак пирог, но он оставлял его на ужин; он научился говорить «нет» своим желаниям.
Шло время, братья выросли. Один из них стал самым сильным человеком в стране, а другой - самым настойчивым и упорным, он стал человеком с сильной волей. Но однажды случилась беда: на страну напал страшный Черный Дракон. Он уносил скот, жег дома, похищал людей
Братья решили спасти свой народ. «Я пойду и убью Дракона»,- сказал первый брат. «Сначала надо узнать, в чем его слабость»,- ответил другой брат. «Мне не нужно знать, в чем его слабость,- сказал силач,- Главное, что я сильный». И он отправился к высокой горе, на которой стоял замок Черного Дракона. «Эй, Дракон! Я пришел победить тебя! Выходи на бой»!- закричал силач. Ворота замка распахнулись, и навстречу ему вышел страшный Черный Дракон. Его черные крылья заслоняли небо, его глаза горели, как факелы, а из пасти вырывался огонь. Увидев это чудовище, силач почувствовал, как страх входит в его сердце, он начал медленно отступать от Дракона, а Дракон стал расти, расти и вдруг он щелкнул хвостом, и сильный брат превратился в камень.
Узнав о том, что случилось с силачом, его брат решил, что пришел и его черед сразиться с Драконом. Но как его победить? И он решил спросить совета у Мудрой Черепахи, которая жила на другом конце земли.
Путь к этой черепахе лежал через три очень опасных королевства. Первым было королевство Хочукалок. У человека, который попадал в это королевство, сразу появлялось множество желаний: ему хотелось получить красивую одежду, дорогие украшения, игрушки и лакомства, но стоило ему сказать «хочу», как он тут же превращался в хочукалку и навсегда оставался в этом королевстве.
У нашего героя тоже появилось множество желаний, но он собрал всю свою волю, и сказал им «нет». Поэтому ему удалось уйти из этой страны. Вторым было на его пути королевство Тыкалок, жители которого все время друг друга дергали и отвлекали от дел, поэтому в этом королевстве никто ничего не мог делать: ни работать, ни отдыхать, ни играть. Нашему герою тоже захотелось начать дергать других за руки и приставать к прохожим, но он снова вспомнил о своей воле и не стал этого делать. И хорошо поступил, потому, что иначе он бы тоже стал тыкалкой и остался бы в этом королевстве.
И наконец, третьим на его пути было самое страшное королевство - королевство Якалок. Как только он вошел в это королевство, ему сразу захотелось закричать: «Я самый умный», «Я самый смелый», «Я самый красивый», «Я самый-самый...». И здесь ему понадобилась вся сила воли, которую он тренировал много лет. Он, молча миновал и это королевство и оказался у дома Мудрой Черепахи.
- Здравствуй, Мудрая Черепаха,- сказал он.- Я пришел к тебе за советом. Пожалуйста, научи меня, как победить Черного Дракона.
- Победить Дракона может только человек с сильной волей,- ответила Черепаха.- Ты прошел три страшных королевства, значит, ты можешь сделать это. Чем сильнее воля человека, тем слабее страшный Дракон. Иди, ты победишь.
И Черепаха закрыла глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну.
Он подошел к воротам замка, в котором жил Черный Дракон, и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, расправил свои черные крылья и пошел навстречу смельчаку. Герою стало страшно при виде чудовища, но он собрал свою волю и поборол страх, он стоял на месте и не отступал, ни на шаг. И вдруг... страшный Дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше, пока совсем не исчез! Черепаха сказала правду: чем сильнее воля человека, тем слабее злой Дракон.
Как только Дракон исчез, рассыпался и его черный замок, а навстречу герою выбежали живые и невредимые жители страны, среди которых был и его брат. С тех пор они жили счастливо. Так сильная воля помогла герою победить зло.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Почему первый брат потерпел поражение?
Что такое сила воли, как ее тренировал второй брат?
Какие испытания проходил второй брат? Как они связаны с силой воли?
Чем может тебе помочь сильная воля? Как ты ее мог бы тренировать?
Для развития силы воли надо поставить цель, научиться чему-то: убирать постель, вешать одежду на вешалку, завязывать шнурки.
Постепенно поощряйте самостоятельное выполнение ребёнком таких действий.
ЗАДАНИЕ 7 РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА
Побеседуйте с ребёнком о режиме дня. Расскажите ему, что в природе всё идёт по порядку: лето- осень- зима- весна; день- вечер- ночь- утро. Человек тоже живёт по определённому порядку: спит- бодрствует, работает- отдыхает. Помогают человеку в этом часы. Рассмотрите их.
Задание. Нарисуйте 3 диска часов с циферблатом. Зарисуйте положение большой и маленькой стрелки, чтобы ребёнок посмотрел и запомнил:
* во сколько надо просыпаться;
* во сколько надо выходить из дому в школу;
* во сколько надо ложиться спать.
ЗАДАНИЕ 8 ОЦЕНКА
Помогите ребёнку сформировать реалистическое восприятие результатов своей деятельности. Это умение важно не только для успешного освоения учебной программы, но и для развития личности в целом.
После выполнения задания в тетради обсудите с ребёнком результаты работы с разных аспектов.
Нарисуйте 3 вертикальные линии и обозначьте буквами:
П – правильность выполнения;
К – красота выполнения;
Б – быстрота.
На соответствующей линейке пусть ребёнок отметит крестиком, как получилась у него работа.
П К Б
* самая верхняя точка – получилось очень хорошо, лучше нельзя.
* средняя точка – получилось наполовину.
* нижняя точка – ничего не получилось.
Условный знак можно ставить в любой точке линии.
Обратите внимание ребёнка, что работы бывают разными.
Иногда можно выполнить задание некрасиво, но быстро и правильно. А иногда работу выполняют долго, но «ЗАТО» она получается красивой и правильной.
Используйте слово «ЗАТО» в воспитании ребёнка. Это слово помогает найти что-то хорошее, даже в самых трудных ситуациях. Если что-то не получается, мы можем обратиться к слову «ЗАТО». Это снижает тревогу ребёнка и повышает чувство уверенности в своих силах.
ЗАДАНИЕ 9 УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ
Поговорите с ребёнком о том, как надо дружить. Вспомните стихи и песни о дружбе. Какие правила нужно выполнять в игре.
* Делись с другими ребятами.
* Если выиграл, радуйся, но не задавайся.
* Не ссорься по пустякам, не ябедничай.
* Соблюдай правила, не пытайся выиграть нечестным путём.
* Если проиграл, старайся не обижаться.
Тебе повезёт в другой раз!
ЗАДАНИЕ 10 УЧИМСЯ РАБОТАТЬ ДРУЖНО
Обсудите с ребёнком правила общения. Почему их надо выполнять? Что будет, если правила не выполнять?
Правила общения.
* Называйте одноклассников по имени, не обзывайте.
* Говори спокойным голосом, не старайся всех перекричать.
* Будь вежливым: говори волшебные слова: пожалуйста, спасибо, извини.
* Нельзя брать чужие вещи без спросу.
* Нельзя делать другому человеку больно (бить, обижать).
* Не перебивай, когда кто-то говорит.
* Не ябедничай!