Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «С математикой – в космический полёт»


Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе
«С математикой – в космический полёт»
Программное содержание:Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. • Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.• Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке.• Закрепить знания детей о геометрических фигурах. • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года. • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. • Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше. Развивающие задачи: • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. • Развивать смекалку, зрительную память, воображение. • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитательные задачи: • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.• Воспитывать интерес к математическим занятиям.Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятияМетодические приёмы: • Игровой (использование сюрпризных моментов). • Наглядный (использование иллюстрации). • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). • Поощрение, анализ занятия. Оборудование: фланелеграф, цифры, знаки, мяч.Демонстрационный материал: схема, модель для составления арифметических задач.Раздаточный материал: карточки с заданиями, математические наборы, тетради, карандаши.Ход занятия:I - Ребятки, к нам на занятие пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая. Занятие начнем со стихотворения. Давайте, ребята, учиться считать!Запомните все , что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа,Без счета не будет на улице света,Без счета не сможет подняться ракета,И в прятки сыграть не сумеют ребята.Беритесь ребята скорей за работу.
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.- «Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь.» -« А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим».-« Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?»II - Ну вот, сели поудобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 20.Игра с мячом «Назови число»Воспитатель спрашивает:Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим (то, которое стоит после названного)?Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:«Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно будете называть предыдущее и последующее числа».III – « Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:У бабушки Даши внучка МашаКот Пушок, собака Дружок.Сколько у бабушки внуков? (1)На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)9 грибов нашел Вадим,А потом еще один.Вы ответьте на вопрос:Сколько он грибов принес?»ФизкультминуткаВ понедельник я купался, (изображаем плавание)А во вторник – рисовал. (изображаем рисование) В среду долго умывался, («умываемся») А в четверг в футбол играл. (бег на месте)В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)Очень долго танцевал. (кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)IV- « Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели. Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты .Задачки то заколдованные, зашифрованные. Здесь какие-то схемы, модели. Можно ли по этим схемам придумать задачки? Прежде чем вы составите задачки, давайте вспомним:- Из каких двух частей состоит задача? (условие, вопрос)- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить?- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить?- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?»Схема:Решение:4-1=3(от четырех отнять один осталось три)Модель:8+1=9Решение: на дереве сидело восемь птиц, к ним прилетела еще одна. Сколько всего птиц стало на дереве? (К 8 прибавить один получится 9)V - А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад нам нужно найти другие кнопки. А теперь возьмите листочек бумаги и карандаш в руки. Математический диктант. В левом верхнем углу нарисуем квадрат.В правом нижнем углу овал. В левом нижнем углу прямоугольник.В правом верхнем углу круг.А посередине треугольник.- Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.Пуск! Полетели! .VI « А пока мы с вами летим- небольшая «Умственная разминка»- Какое сейчас время года?- Сегодня четверг, а завтра?- Какие арифметические знаки вы знаете?- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?-Если стол выше стула, то стул…?-Если дорога шире тропинки, то тропинка?- Сколько месяцев в году?- Назовите зимние месяца.- Сколько ушей у трех мышей?- Сколько концов у двух палок?- Если сестра старше брата, то брат…?
VII–« Мы приземлились! Земля встречает нас хлебом и солью ».
 КОНСПЕКТ
занятия по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группы
тема: «Мышиное царство»
развивать координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость движений рук;развивать речь;закреплять развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, формировать дружеские взаимоотношения. 
Словарная работа:обогащение –   код, незваных, Ярославская губерния, озорство, князь, казначей, домоуправительница, гостеприимство, крепёжные верёвочки.
активизация –  маленькая, серенькая, быстрая, пугливая, трусливая, озорная; достопримечательность, музей,  с уважением относятся, ухитрился проникнуть, легенда, бублики – сушки, слизала, бежим, медком, шторм, матрос.
 
Материал:
демонстрационный –
выставка книг «Репка», Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о глупом мышонке»;
игрушка «Мышка»;
иллюстрации из музея с мышками, изготовленными из разных материалов;
макет корабля, на нём 5 мышат – матросов;
раздаточный -
раздаточный для стола № 1:
мелкий конструктор, лестницы, флажок, верёвочки для завязывания морских узлов, кольца для сборки якорной цепи, якорь, заготовки из полной бумаги для бинокля, спасательные круги и крепёжные верёвочки;
раздаточный для стола № 2:
ёмкость с перемешанными горохом и фасолью; ёмкость с перемешанными семечками и фасолью; бублики – сушки и верёвочка; пластилиновые кружочки – «колбаски»; мышка и сыр;
раздаточный для стола № 3:
разрезные картинки «Кот» и «Мышка»; лист бумаги с контурным изображением мышки и карандаши; мягкая маленькая игрушка «Кот» и клубок толстых ниток; дидактическое пособие «Научим пришивать пуговицы»; рубашки с пуговицами;
раздаточный для стола № 4:
разноцветные воздушные шары и нитки разного цвета; крупные бусины и плотная нитка для бус; пособия для шнуровки «Сапожок» и «Дорожка»;
для дополнительного задания:
лист бумаги с контурным точечным изображением мышки и карандаши;
Дидактическое пособие «Подбери ремешок к часам».
 
Предшествующая работа:
чтение художественной литературы;
чтение сказки С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»;
пальчиковая гимнастика;
нанизывание предметов на тонкую проволоку, на верёвочку;
собирание различных видов мозаик;
игры с пирамидками;
застёгивание пуговиц разной величины, кнопок, крючков;
завязывание верёвочек, тесёмок, ленточек разной длины;
выкладывание из палочек (спичек) разных предметов;
сортировка различного материала;
штриховка;
игры с мелким и крупным конструктором;
игры с конструктором «Лего».
 
Ход занятия.
(Дети стоят полукругом перед воспитателем).
Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей. Им хочется посмотреть, как вы подросли и чему научились. Но это ещё не все гости, к нам приедут ещё и необычные гости, попозднее.
А пока отгадайте загадку:
Маленькие ножки,
Боится кошки.
Живёт в норке,
Грызёт корки.
          (Мышка)
Вспомните и скажите, в каких сказках живёт образ мышки?
(«Репка», Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о глупом мышонке»).
Оказывается такой маленький зверёк, а такой нужный.
Вспомните, какую роль сыграла мышка в сказке «Репка»?
(мышка помогла вытащить репку).
Скажите, а какая мышка бывает, подберите слова – признаки. Кому передадут мышку, тот и назовёт слово – признак.
(дети передают по кругу игрушку – мышку. Называют при этом: маленькая, серенькая, быстрая, пугливая, трусливая, озорная и т.д.).
Я вам хочу рассказать легенду о мышке. Как иначе можно сказать про легенду?
(Сказание, история).
Итак, внимание. Плывут по Волге пароходы  - причаливают. Едут туристические автобусы – останавливаются. Идут туристы – задерживаются. Где, где? Да в городе Мышкине Ярославской губернии. В этом городе много достопримечательностей, а так же есть музей мыши. Жители этого города с уважением относятся к мыши. Легенда рассказывает о том, что в давние времена охотился в этих лесах князь, притомился и задремал на высоком солнечно – сосновом волжском берегу. Проснулся потому, что мышь позволила пробежать по его лицу. Рассердиться не успел – рядом змея оказалась. Мышь, спасаясь от змеи, то ли от отчаяния, то ли намеренно по князю пробежала – жизнь ему спасла!
А музей – чудо как хорош! Там есть мышь домоуправительница строгая в очках, вяжет, настоящая английская леди. Есть и Фёдор – казначей российский.
А вокруг огромное  мышиной царство: и сидят, и стоят по одному, парами, семьями.
Мыши изготовлены из разных материалов: из лоскутков, стекла, фарфора, папье-маше, мыши – аппликации на фартуках, расписные деревянные доски с изображением мыши. Есть мыши – иностранцы – подарены другими странами: из Польши, Германии, из стран Прибалтики. Есть в продаже глиняные, расписные свистульки, купишь такую мышку, посвистишь и почувствуешь весёлое озорство! (Показ иллюстраций).
Вот такая легенда.
Теперь пришло время узнать, что же за необычные гости к нам приехали?
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты.
Догадались, кто это? (Показ иллюстрации «Кораблик с мышками – матросами»).
Эти гости может из того самого города Мышкина? А может, из какого другого? Но гости есть гости и мы должны им оказать гостеприимство.
Вначале давайте им покажем, что умеют наши пальчики. Они такие же быстрые, как Мышки.
Эта ручка – мышка,
Эта ручка – кошка.
Пять маленьких мышек
Забрались в кладовку,
В бочонках и банках
Орудуют ловко.
На сыр забирается первая мышка,
В сметану ныряет вторая мышка,
А третья - с тарелки всё масло слизала,
Четвёртая - в миску с крупою попала.
А пятая мышка
Медком угощается.
Все сыты, довольны (изображают мимикой мышку).
Вдруг кот просыпается, (испуг, выпускают когти).
«Бежим», - пропищала подружкам малышка
И спрятались в норку проказницы мышки!
(все пальчики прячутся в норку левой руки).
(Рассаживаю мышек по одной на каждый стол и
предлагаю детям занять свои места).
Дети, я предлагаю полакомиться мышкам сыром. Но ответьте, сыр, какой формы? По размеру и по толщине одинаковый?
(Ответы детей).
Пока мышки будут у нас гостить, мы позаботимся, чтобы обратное путешествие для них было безопасно: а для этого надо проверить оснащение корабля, запас продуктов, ведь в море всё может случиться: непогода, шторм. Поэтому мы сейчас займёмся выполнением работ.
У вас на столах лежат задания, которые надо выполнить.
 
Те, кто сидит за первым столом, должны выполнить оснащение корабля:
Стол № 1:
выложить корабль (лодочку) из мелкого конструктора, установить лестницу, закрепить флажок;
здесь верёвочки для завязывания морских узлов;
из этих колец надо собрать якорную цепь, прикрепить к нему якорь;
из этих заготовок плотной бумаги сделать корабль;
спасательные круги привязать крепёжными верёвочками.
 
Стол № 2. Вам необходимо заготовить продукты для наших мышек – матросов:
рассортировать в эти мисочки горох и фасоль;
а в эти мисочки разделить семечки и фасоль;
чтобы бублики – сушки не рассыпались в пути, их надо нанизать на  верёвочку;
из пластилиновых кружочков – надо сделать для мышек «колбаски»;
уточнить: какая мышка доберётся до сыра.
 
Стола № 3: защитить мышек от кошки и кота:
собрать из разрезных картинок «Кота» и «Мышку»;
закрасить изображение мышки, чтобы спрятать её от кошки (лист бумаги с контурным изображением мышки и карандаши);
маленький котик хотел охотиться за мышками и запутался в нитках клубочка
(игрушка «Кот» и клубок толстых ниток);
пришить матросам – мышкам пуговицы (дидактическое пособие «Научим пришивать пуговицы»);
застегнуть на рубашке пуговицы для мышек.
 
Те, кто из вас сидит за столом № 4:
привязать к каждому шарику подходящую по цвету нитку для украшения корабля (разноцветные воздушные шары и нитки разного цвета);
приготовить подарки для девочек – мышек: крупные бусины нанизать на  плотную нитку, сделать бусы;
зашнуровать сапожки и отремонтировать дорожку (пособия для шнуровки «Сапожок» и «Дорожка»).
 
(Для дополнительного задания:
лист бумаги с контурным точечным изображением мышки и карандаши;
Дидактическое пособие «Подбери ремешок к часам»).
(Дети выполняют свою работу, воспитатель оказывает индивидуальную работу, напоминает о качестве, о мышатах – матросах, получают дополнительное задание).
 
Работу заканчиваем, наводите порядок на своём рабочем месте.
Молодцы, все справились с заданием. А теперь настало время для гостей рассказать стихи.
(Показ пальчикового театра).
Пушистой серой мышке
Звонил усатый кот:
- Ну, как у вас делишки?
Как жизнь у вас идёт?
А мышка отвечает:
- Простите, милый кот,
Вчера у нас в подъезде
Установили код.
Попробуйте, Василий,
Его вы угадать,
А после приходите…
- Я очень буду рад!
А что установили в подъезде? Я не понял.
- Код – замок с цифрами от всяких гостей незваных.
Но Василий как – то всё – таки ухитрился проникнуть в дом.
 
(Магнитный театр)
Эй, мышка, не зевай!
Поскорее убегай!
Убегай из этих мест,
А то кошка тебя съест!
Занятие  по  математике(подготовительная  к  школе  группа)
Программное содержание: закреплять знания детей о порядковом счете; упражнять в увеличении и уменьшении числа пределах 10; в составлении и решении простых арифметических задач с помощью символов; закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; упражнять в составлении числа из двух меньших; упражнять в деление предметов на 2, 4 равных части и находить заданную часть; развивать логическое мышление, память, внимание.
Оборудование:картинки  с изображением сказочных героев: колобок, ежик, заяц, мышка, волк, медведь, белка, лиса;
 числовой ряд;
полоски цветной бумаги;
листочки в клеточку;
 простые карандаши;
 карточки с таблицей «Буквы – числа», примеры;
ножницы;
подносы;
Монгольская игра – 9 шт.
Ход занятия
Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним русскую народную сказку «Колобок». А так как  страна Сказок и страна Математика – это близкие подруги. Предлагаю вам русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Посмотрим, что из этого  получится.Вспомним начало сказки:«Жили-были старик со старухой. Вот и просит  старик: - Испеки мне, старуха, колобок.Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть (т.е. остудиться).(Показ картинки Колобка). - Что было дальше? Дети: Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке.Воспитатель: катится Колобок, катится, а навстречу ему …Ежик.(Показ картинки ежа). Ежик: Колобок, Колобок, я тебя съем!- Не ешь меня, Ежик, лучше задай мне задачи.Воспитатель: давайте поможем Колобку решить задачи, иначе Ежик может съесть его.Задания Ежика1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?                          2. Сколько орехов в пустом стакане?                          3. Если съесть одну сливу, что останется?                          4. У кого больше лап: у утки или утенка?                          5. Сколько хвостов у трех котов?                         6. Сколько ушей у двух мышей?Ежик отпустил  Колобка.Катится Колобок дальше, а навстречу ему Заяц.(Показ картинки зайца)Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!- Не ешь меня, Заяц, лучше вопросы трудные и задания сложные  задай.
Задания Зайца Какое число следует за числом 7?
Какое число стоит перед числом 9?
Назовите  числа больше 4, но меньше 7.
Назовите  числа больше 2, но меньше 5.
 Сколько дней в недели?
Назовите соседей среды.
Как называется 5 день недели?
Сколько месяцев в году? 
Заяц отпустил Колобка.Катится Колобок дальше, а навстречу ему Мышка.(Показ картинки  мышки)          Мышка: -Колобок, Колобок, я тебя съем!-Не ешь меня, Мышка, лучше примеры или задачи наитруднейшие задай.Задания Мышки
Принесла я с поля 5 колосков, а потом еще 2. Сколько колосков у меня стало? Решите эту задачу с использованием числового ряда. (Дети выкладывают решение задачи с помощью символов).
На ветке сидело 6 воробьев, 3 из них улетели. Сколько воробьев осталось на ветке?
А теперь ты  сам, Колобок, придумай задачу и выложи её с помощью символов. (Дети выкладывают свою задачу, а потом её проговаривают.)
Отпустила Мышка Колобка, и покатился Колобок дальше.Катится Колобок, катится, а навстречу ему Медведь.(Показ картинки  медведя)-Колобок, Колобок, я тебя съем!-Не ешь меня, Медведь, лучше мне вопросы математические задай.
Задания Медведя
Есть у меня  2 медвежонка. Все время между собой спорят: у кого больше, у кого меньше. Вот хочу им по 1 полотенцу подарить, а вот как сделать их одинаковыми – не знаю. ( Дети делят полоски  на 2 части). Воспитатель показывает 1полоску и говорит: «А может эта полоска длиннее?» ( Ответы детей.)
Тогда помоги мне, Колобок, разделить вот эту полоску на  4 части. Это будут салфетки – мне, медведице и 2 медвежатам. (Дети делят полоски на 4 части.)  Сколько же мне достанется?  Медведице? 2 медвежатам?  (Ответы детей.)
Спасибо тебе, Медведь. И покатился Колобок дальше.Катится Колобок, катится, а навстречу ему Белочка.(Показ картинки белочки)-Колобок, Колобок, я тебя съем!-Не ешь меня, Белочка, лучше подари мне игру.-Хорошо. Вставайте в круг быстрее. Поиграем в игру «3, 13, 30». С помощью считалочки выберем ведущего: 1, 2, 3, 4 ,5Нам друзей не сосчитать.А без друга  в жизни туго, Выходи скорей из круга.Если ведущий говорит: «3» - все игроки разводят руки в стороны, если 13 – поднимают руки вверх, если 30 – руки на пояс.Ведущий называет любое из этих 3  чисел. Кто  ошибается, тот становится ведущим. Выигрывает тот, кто ни разу не был ведущим.Колобок поблагодарил Белочку, и покатился дальше.Катится Колобок, катится, а навстречу ему серый Волк.(Показ картинки волка)-Колобок, Колобок, я тебя съем!-Не ешь меня серый Волк, лучше в игру мою поиграй «Продолжай – не зевай».7 – это 6+..7 -  это 5+…7 – это 4+…7 – это 3+…7 – это 2+… 7 – это 1+…
И покатился Колобок дальше.Катится Колобок, катится, а навстречу ему Лиса.(Показ картинки лисы)- Колобок, Колобок, я тебя съем!- Не ешь меня, Лиса, а лучше задания какие-нибудь хитрющие задай.
Задания ЛисыЗдесь зашифрованы слова. Расшифровать сможет их только тот, кто правильно решит примеры. Получив ответ, нужно вместо цифры подставить соответствующую ей букву и прочитать получившиеся слова.  
А Д З И М О Р С К
1 2 3 4 5 6 7 8 9
 
5 – 3 =        3 + 2 =        9 – 1 =       4 + 4 =        10 – 1 =
3 + 3 =        5 – 1 =        1 + 0 =       7 – 1 =         5 + 1 =
6 – 1 =        5 + 2 =        8 – 6 =       10 – 1 =        6 – 1 =
дом            мир             сад             сок                ком
6 – 3 =        7 + 2 =          2 + 3 =          3 – 1 =
2 + 2 =        3 + 3 =          7 – 1 =          5 – 4 =
4 + 1 =         1 + 6 =         4 – 2 =          3 + 2 =
6 – 5 =         2 – 1 =          1 + 0 =          1 + 0 =     
Зима             кора             мода             дама
Слова вы расшифровали верно. А теперь наитруднейшее задание. Это графический диктант. (Дети рисуют бабочку).Колобок поблагодарил Лису и покатился дальше и дальше по дорожке.  По пути встречался со многими лесными жителями, узнавал много нового и свои знания передавал другим.И для вас, ребята, Колобок оставил задание, которое он советует выполнить вместе с родителями. Это игра-головоломка.Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.Анализ занятия.Ребята, получилась у нас сказка?А что больше всего понравилось в сказке?
К вопросу о сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста в процессе обучения математике в детском саду

В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья человека. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны. К сожалению, в силу недостаточного культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека.
Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья детей дошкольного возраста. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым (А.А. Баранов, Н.Н. Куинджи, И.С. Песчаная, Г.Н. Сердюковская, Т.И. Стукалова, А.М. Черных).
Анализ показателей состояния здоровья дошкольников за последнее десятилетие выявил неблагоприятные тенденции: в 2,7 раза сократилось количество детей 1-ой группы здоровья (с 15,6 до 5,7%), в то же время в 2,3 раза возросла численность 3-ей группы здоровья (с 11,8 до 26,9%). Большинство детей (60-70%) во всех возрастных группах имеют 3-4 морфофункциональных отклонения, только 10-20% детей 1-2 отклонения.
По данным С.С. Бычковой, причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:
резкое снижение жизненного уровня в стране в сочетании с социальной нестабильностью;
неблагоприятная экологическая обстановка в России;
стрессовая тактика педагогического воздействия;
ухудшение состояния здоровья матери;
дефицит двигательной активности;
несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности;
массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
неполноценное питание;
отсутствие системы в работе по формированию здорового образа жизни.
Поэтому укрепление и сохранение здоровья на этапе дошкольного детства – это одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования на современном этапе.
Министерство образования России обращает внимание на то, что умственная и физическая нагрузка в ДОУ непрерывно увеличивается (инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»). В практике ДОУ нередки случаи, когда применяется классно-урочная система занятий с детьми старшего дошкольного возраста по типу школьного урока, образовательный процесс перегружен дополнительными занятиями, и не остается достаточного времени на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольника. Все это вызывает у детей переутомления, невротизацию, отражается на состоянии их здоровья и эмоционального благополучия, становясь в дальнейшем причиной школьной дезадаптации. Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное к нему внимание со стороны педагогов и родителей, инструкторов по физическому воспитанию, медицинского персонала дошкольного учреждения.
Здоровьесберегающая деятельность ДОУ должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей дошкольников. Это в первую очередь, использование управляемых форм, не требующих дополнительных финансовых затрат:
использование эффективных методов обучения;
реальная разгрузка содержания образования;
повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
улучшение организации питания детей;
рационализация досуговой деятельности, летнего отдыха детей.
Приоритетными направлениями организации здоровьесберегающей среды в ДОУ, на наш взгляд, являются: учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая и коррекционная работа, научно-методическая и информационно-просветительская работа.
Остановимся на учебно-воспитательной работе, которая предполагает:
соблюдение режима учебных занятий детей разновозрастных групп;
организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки;
составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;
создание условий для развития индивидуальных способностей;
организация динамических пауз с обязательным пребыванием на открытом воздухе;
создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму разных возрастных групп.
Рассматривая обучение как систему постоянно повторяющихся воздействий на ребенка, образующий у него определенный динамический стереотип, необходимо соблюдать не только организационные требования (регулярность занятий, системность, правильность чередования с играми, нормирование времени занятий, наполняемость группы, обстановка занятия, дидактические материалы и т.п.), но и требования дидактики развивающего обучения.В связи с этим максимально допустимое количество занятий в первую половину дня в младших и средних группах – не более двух продолжительностью 10-15 минут, в старших и подготовительных группах – не более трех. Продолжительность занятия в старшей группе 20-25 минут, а в подготовительной группе не более 25-30 минут [2].Необходимо не перегружать детей занятиями, регламентировать учебную нагрузку с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка, проводить физкультминутки, которые являются неотъемлемой составной частью практически любого занятия. В структуре каждого занятия по математике необходимо предусмотреть смену видов деятельности, перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание перерыва педагог в каждом случае определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, или пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз или упражнения на релаксацию, игры. Приведем несколько примеров таких минуток отдыха, которые наиболее эффективны на занятиях по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
В соответствии с изучаемым материалом на занятиях по математике физкультминутки можно варьировать в зависимости от вида и темы проводимого занятия, времени года, возраста и индивидуальных психофизических особенностей детей. Например,
***
Раз, два – стоит ракета,Три, четыре – самолет. Раз, два – хлопок в ладоши, А потом на каждый счёт.Раз, два, три, четыре –Руки выше, плечи шире. Раз, два, три, четыре –И на месте походили. Раз, два, три, четыре, пять, Нам пора опять писать.
***
Столько раз поднимем руки,Сколько точек в этом круге. Сколько ёлочек зеленых,Столько сделаем наклонов.Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас.***
Раз – подняться, потянуться,Два – нагнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.
Проанализировав психолого-педагогическую, методико-математическую литературу, изучив опыт работы ДОУ г. Белгорода, следует отметить, что во многих образовательных учреждениях созданы «Картотеки физкультминуток», которые помогают педагогам грамотно соединить работу по снятию у детей интеллектуального и физического утомления с осознанным проведением коррекции отклонений в развитии, с закреплением полученных знаний и умений по математике.
На наш взгляд, целесообразно в физкультминутки включать упражнения с «волшебным» карандашом, которые направлены в первую очередь на суставную гимнастику кисти и пальцев, точность и координацию их движений. Помимо этого они способствуют развитию подвижности глаз, пространственной ориентировке на своей руке, зрительного и осязательного восприятия, зрительного внимания и зрительной памяти.
Для проведения физкультминутки необходимо, чтобы в распоряжении дошкольника был шестиугольный карандаш без заточки. Это эффективный тренажер для развития моторики, который можно применять на протяжении всего дошкольного периода. Эти физкультминутки можно включать в любое занятие, так как направленность упражнений с карандашом имеет универсальный характер. Например, можно включить в физкультминутки следующие упражнения: «Прокатывание карандаша в ладонях», «Вращение карандаша подушечками пальцев», «Мост», «Карандаш за ухом» и др. [1].
А.С. Краснянская, В.Н. Антюшина рекомендуют применять физкультминутки с «волшебным» карандашом на протяжении дошкольного периода, начиная с 4-летнего возраста.
Пальчиковые игры также являются необходимой составляющей занятия по математике, например:
«Пальчики».
Раз-два-три-четыре-пять –Вышли пальчики гулять. Раз-два-три-четыре-пять –В домик спрятались опять.
В этой игре детям предлагается поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
«Здравствуй».
Здравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ветерок,Здравствуй, маленький дубок!Мы живем в одном краю –Всех я вас приветствую!
В этой игре детям предлагается пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.По мнению известных психологов и физиологов (Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Л.Ф. Обуховой, Г.А. Цукерман), особый интерес доставляют детям игры с мячом, которые тоже можно проводить на занятиях по математике. Ежедневная работа с мячом снимает у ребенка отрицательную энергию, стресс, эмоциональную перегрузку. В процессе этих игр развивается мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, и все это благоприятно отражается на дальнейшем их обучении в школе. Приведем примеры таких игр «Веселый счет», «Считай дальше», «Назови соседей числа», «Концовка» и др. Дети должны помнить, что отвечать можно после того, как пойман мяч, нельзя выкрикивать раньше времени и подсказывать товарищу. Например, игра «Назови скорей» проводится с целью закрепления временных представлений у старших дошкольников. Дети встают в круг. У педагога мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос:
Какой сегодня день недели?
Какое сейчас время года?
Сколько ушей у двух малышей?
Сколько частей в сутках?
Сколько будет пять плюс один?
Какой день недели наступает после воскресенья? И т.д.
Таким образом, дошкольный возраст – это важный период, когда закладываются основы физического здоровья, сохранение и укрепление которого всеми доступными средствами является приоритетными задачами дошкольного образования.
Физкультминутка в кругу.
Игра “Будь внимателен”.
Воспитатель демонстрирует детям цифры и дает задания:
1. Прохлопайте больше на 1 раз.
2. Присядьте, пожалуйста, меньше на 1 раз.
3. Потянитесь на носочках столько же раз.
4. Наклонитесь вперед на 1 раз больше.
5. Подпрыгните, пожалуйста, на 1 раз меньше.


Зиннатуллина Анфиса Миннихайдаровна, воспитатель I квалификационной категории
Статья отнесена к разделу:
Конспект занятия по математике в подготовительной логопедической группе "Сокровища старого замка"
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать
количественный и порядковый счёт в пределах 10.
Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Предварительная работа воспитателя:
Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
Приготовить сундук с «кладом» – настольной игрой.
Приготовить телеграмму.
Словарная работа: путешествия, числоград, мель, стражник, сокровище. Методические приёмы:
Успокаивающие упражнения перед занятием.
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал: «телеграмма», телефон, цветок, иллюстрация к задаче, ребус, иллюстрация двери, настольная игра.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, конверт с геометрическими фигурами, ручки, карточки с числовыми домиками.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях:
воспитывать выдержку у Эмиля X.
активизировать Алсу Т., Алёну К.
проконтролировать Алёну, Алсу, Колю при решении конструктивной задачи.
Структура занятия:
Игровая ситуация: путешествие в страну математики, чтение телеграммы Феи.
Разминка.
Постройка «корабля» из геометрических фигур.
Определение времени отплытия.
Туман в море.
Загадки Феи.
Задача.
Числоград.
Ребус.
Рисование по клеткам.
Итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Заходим в групповую комнату. Приветствуем приглашенных гостей.
Воспитатель: Сегодня утром нам доставили телеграмму от Феи из страны «Математика»: «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи. Фея!»Воспитатель: Проведём разминку. Если стол выше стула, то стул?Дети: Ниже стола.Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка?Дети: Уже дороги.Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?Дети: Короче линейки.Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка?Дети: Тоньше верёвки.Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат?Дети: Младше сестры.Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в плавание?Дети: Надо построить корабль!Воспитатель: Достаньте геометрические фигуры из конвертов.– Сколько у вас всего геометрических фигур? – Сколько у вас треугольников? (4)– Сколько у вас четырёхугольников? (3) Воспитатель: Приступайте к строительству. (Приложение 1).
Дети работают за столами. По заданному контуру конструируют из геометрических фигур корабль. После того, как дети выполнили задание, педагог хвалит их за трудолюбие.
Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями.Воспитатель: Итак, отправляемся. Приготовьте пульт управления. Начинаем отсчёт.
Дети находят, показывают и называют цифры на карточке – таблице от 1 до 10 и обратно. Цифры на карточке расположены в произвольном порядке. (Приложение 2)
Воспитатель: И вот мы уже в море.
Раздаётся телефонный звонок. Педагог «принимает» сообщение.
Воспитатель: Дети, я получила сообщение с другого корабля. Послушайте внимательно:
«Наш корабль сел на мельИ матросы всю неделюКарамель на мели ели».
– Чтобы помочь матросам надо громко и чётко передать это сообщение другим кораблям.
Дети повторяют сообщение.
Воспитатель: Нас услышали и спешат на помощь. А мы отправляемся дальше.
– Ой, а на море опустился туман времени. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы: – Сколько дней матросы сидели на мели? (7)– Почему вы так думаете? (В неделе 7 дней.)– Какой день недели сегодня? – Какой день недели был вчера? – Какой день недели будет завтра? – Какой день недели между понедельником и средой? – Какой день недели до вторника? – Какой день недели после среды?
Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечать какой он по счёту (четверг, пятница, воскресенье).Воспитатель: Сколько времён года вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает детям выйти из-за столов и встать в круг.
Динамический этюд: Дети выполняют движения, сопровождающий стихотворный текст под музыку:
В году четыре времени,И все они дружны.Эти 4 времениРебята знать должны!Зимой год начинаетсяВсё снегом покрывается.Весною продолжается,Листочки появляются.Летом солнце греет,И листья зеленеют.Осенью листва желтеет,Ветер сорвёт еёИ по полям развеет.А после осени опятьЗима год будет продолжать.
Воспитатель: Сколько месяцев в каждом времени года?(Ответы детей).Воспитатель: Поиграем в игру «Найди свое время года? Подойдите к столу и возьмите карточки с названием месяца.
Звучит тихая, спокойная музыка. Дети берут по одной карточке и, прочитав название месяца, находят иллюстрацию времени года.
Воспитатель: Какое время года изображено на вашей картине?(Ответы детей).Воспитатель: Назовите: осенние, зимние, весенние, летние месяцы.Воспитатель: Какое время года сейчас? Какой сейчас месяц?
Физкультминутка
Отшумели все метелиИ морозы не трещат.С крыш закапали капелиИ сосульки в ряд висят.Веселее и теплее стали мартовские дни,В нашем садике в аллеяхУж проталины видны.Звонко тинькает синица возле нашего окна,В двери к нам уже стучитсяНастоящая Весна!
Воспитатель: Молодцы. Мы быстро продвигаемся вперед. Мы уже у острова. Надо сбросить якорь.
Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики перебираем И цепочку получаем».
Воспитатель: На острове растут необыкновенные цветы. На каждом цветке – задание – загадки Феи.Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки:
У бабушки Даши внучка МашаКот Пушок, собака Дружок.Сколько у бабушки внуков? (1)
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)
Воспитатель: Молодцы. Следующее задание Феи: надо побывать на лесной поляне, где зайчата собрались поиграть в мяч. (Приложение 3).– Сколько зайчат играют? – Сколько еще идут к ним?(Ответы детей). Воспитатель: Составьте задачу про зайчат.Дети составляют задачу: на поляне 5 зайчат играют в мяч, к ним пришли еще 2 зайчонка.Сколько зайчат на поляне?Воспитатель: Выделите условие задачи. Повторите вопрос к задаче. Как будем решать задачу?(Ответы детей).Воспитатель: Выложите решение с помощью цифр и знаков.(Работа детей за столами).Воспитатель: Прочитайте запись.Воспитатель: Какой ответ у задачи?(Ответы детей).Воспитатель: На какое действие задача?(Ответы детей: задача на сложение).Воспитатель: Молодцы Вы научились составлять и решать задачи!Воспитатель: Следующее задание Феи – помочь жителям города Числограда. Дома в этом городе необычные: на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают число дома. Заселите домики числами. (Приложение 4).– Проверяем. Комментируем. (В домике числа 6 находятся пары 1–5, 2–4...)Воспитатель: Мы справились еще с одним заданием Феи и оказались перед старым замком.Где же нам искать сокровище? Ведь замок такой большой.Воспитатель: В этом нам поможет ребус, вы должны прочитать его. (Приложение 5). (Дети разгадывают ребус). (По-два-л)Воспитатель: Правильно! Но дверь в подвал охраняет невидимый стражник. Надо узнать, кто это и назвать его.Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:
2 – вверх 2 – вправо1 – вверх 2 – вправо1 – вверх1 – вправо4 – вниз 6 – вправо2 – вверх1 – вправо8 – вниз1 – влево3 – вверх1 – влево 3 – вниз1 – влево3 – вверх4 – влево3 – вниз1 – влево3 – вверх 1 – влево3 – вниз1 – влево6 – вверх2 – влево
Воспитатель: Кто же это охраняет замок?Дети: Это собака.Воспитатель: С каким сложным заданием вы справились, потому что были настойчивы ивнимательны. Как я горжусь вами!Воспитатель: Осталось открыть дверь, но на двери висит замок. Надо разгадать код замка!– Я задумала число, если к этому числу прибавить 1, то тогда получится 6. Какое число я задумала? (5)Воспитатель: Молодцы! Мы справились со всеми заданиями и нашли сокровище. Фея благодарит вас за хорошую игру.Воспитатель: А нам пора в детский сад. Закройте глаза. Обратный счет.– Вот и закончилось наше путешествие.– Кто считает, что он занимался хорошо?– Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровище.
Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе "В стране математики"
Сергиенко Антонина Михайловна, Воспитатель Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Цели: Закрепить умение ориентироваться в пространстве, Закрепить умение пользоваться планом,Закрепить представления последовательности дней недели, Закрепить знания о объемных фигурах: цилиндр, конус, параллелепипед, куб, шар,Повторить состав числа в пределах 10,Продолжать учить решать примеры, читать арифметические записи, Продолжать составлять и решать задачи,Формировать навыки самоконтроля и самооценки
Материал:
План группы; объемные фигуры: параллелепипед, куб, шар, цилиндр, конус;
Сюжетные картинки на составление задач; кубик, линейка с геометрическими фигурами, карандаш, листы бумаги;
Карточки – состав числа, карточки с заданиями, мяч.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а путешествовать мы будем с вами по нашей группе. Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это? (план группы). Да это план, на нем указаны те места (ИЗО, центр воды и песка, центр речевого развития, библиотека, центр математики, природный уголок), где лежат карточки с заданиями, которые мы с вами должны сегодня выполнить.
А поможет в этом математический волшебный кубик, какое число выпадет – там и будем искать задание.
I задание.
“Чудесный мешочек”.
Воспитатель: Предлагаю вам на ощупь определить, какая объемная фигура лежит в мешочке (куб, цилиндр, шар, параллелепипед, конус – разного цвета).
Катя: Я взяла куб. У него 6 сторон, 8 углов, он красного цвета, его нельзя прокатить, он сделан из дерева.
(ответы детей)
II задание.
“Составление и решение задач”
Воспитатель: Разбейтесь на пары. Один составляет задачу, другой отвечает. (карточки с изображениями животных, цветов..)
Маша: Юра на полянке гуляло 6 гусей к ним пришли еще 4 гуся. Сколько стало гусей гулять на полянке?
Юра: На полянке стало гулять 10 гусей.
(ответы остальных детей)
III задание.
Игра “Назови соседей”.
Воспитатель: Я называю число или день недели вы должны назвать их соседей.
Воспитатель: понедельник – воскресенье - вторник, пять – четыре и шесть.
IV задание.
“Состав числа”.
Воспитатель: У вас карточки с цифрами. Вы, должны написать, из каких двух наименьших чисел состоит ваше число.
V задание.
“Вопрос-ответ”.
Воспитатель: У каждого из вас карточка с заданием, вы читаете задание и отвечаете.
Продолжи 10,9,.. (8, 7, 6, 5. 4, 3, 2, 1)
Сколько дней в неделе? Назови.
Посчитай по порядку (первый, второй, третий, четвертый..)
Продолжи 2,4….(6, 8, 10, 12..)
Сколько месяцев в году? Назови.
Что лишнее: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (круг)
Прочитай и реши пример: 2+3=5
Какие две цифры похожи друг на друга. (6 и 9)
Прочитай и реши пример: 10-5=5
Сколько часов в сутках? (24)
Из какой геометрической фигуры можно сделать круг (квадрат)
Какая оценка самая плохая в школе, а самая лучшая? (2 и 5)
VI задание.
“Отгадай математические загадки”.
Воспитатель:
Шесть грибов нашел ВадимА потом еще один.Вы ответьте на вопрос:Сколько он грибов принес?
(7)
У одного цветкаЧетыре лепестка.А сколько лепестковУ двух таких цветков?
(8)
Две веселые мартышкиПокупать ходили книжки.И купили книг по пять,Чтобы было, что читать.Только глупые мартышкиСосчитать не могут книжки.Ты мартышкам помоги,Сколько книг у них, скажи
(10)
К серой цапле на урокПрилетело семь сорок,А из них лишь две сорокиПриготовили уроки.Сколько лодырей-сорок,Прилетело на урок?
(5)
Подарил утятам ежикВосемь кожаных сапожек.Кто ответит из ребят,Сколько было всех утят?
(4)
VII задание.
“Моделирование из геометрических фигур”.
Вам нужно смоделировать из геометрических фигур предметы постарайтесь, чтобы они у вас были разные.
Наше путешествие по группе закончено, впереди вас ждет школьная жизнь.
Педагог: Ребята! Прежде чем начнем наше путешествие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
- Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)
- Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)
- Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.
Сегодня с вами мы отправляемся в путешествие по математическим станциям, где вы будете считать, складывать, вычитать, сравнивать числа, решать сложные примеры и “веселые” задачи, а еще вас ждут загадки, сюрпризы и приятные неожиданности. Путешествовать будем на поезде. Садитесь поудобнее, и в путь!
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Космическое путешествие" Цель занятия. Совершенствовать навыки прямого и обратного счета; закрепить названия геометрических фигур: «прямоугольник», «ромб», «трапеция», «пятиугольник», «овал», «шестиугольник» и т.д.; упражнять детей в ориентировке на листе бумаги в клетку; закрепить пространственные представления (вверху – внизу, слева – справа); закрепить навык измерения  жидкости с помощью условной мерки; упражнять в решении примеров на сложение и вычитание (в пределах 10); проверить умение составлять целое из частей и называть каждую дробную часть; учить решать логические задачи: развивать слуховое внимание, мышление, память; уточнить представление детей о планетах космоса; воспитывать желание делать добрые поступки.
Материалы.
- картинки с изображением космоса и космонавтов (для оформления);
- карточки (по количеству детей) с нарисованными геометрическими фигурами (Рис.1);
Рис.1
- картинки специалистов экипажа, составленные из геометрических фигур (на столе у каждого ребенка) (Рис.2);
Рис.2
- демонстрационный лист в крупную клетку (с точкой);
- картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн);
- силуэтная модель пришельца (Рис.3);
Рис.3
- сосуды (3) с разными по цвету жидкостями, измерительная кружка;
- карточки с примерами; набор цифр;
- картинка – перевертыш («Молодая леди - пожилая дама») (Рис.5);
Рис.5
- круги (3) в виде планет, поделенные на равные части (10, 6, 3) (Рис.6);
- картинки героев: птица – Говорун (Рис.7), робот Железяка (Рис.4).                                          
Для детей: цифры от 0 до 10; листы в клетку с точкой; картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн);  карандаши
ход занятия- Ребята, я хочу загадать вам загадку:
Голубая, круглая
В небе проплывает,
На ней мы все живем,
Как ее называют?
(планета Земля)
- Какие вы еще знаете планеты? (ответы детей)
- А вы хотели бы побывать космонавтами и отправиться в полет?
- Очень хорошо!
- На любом космическом корабле есть экипаж, который состоит из разных специалистов. Мы создадим свой экипаж и узнаем, кто кем будет на корабле. Для этого выберите себе карточку с геометрическими фигурами, назовите их. Теперь найдите на столах картинку – специалиста экипажа, составленную из этих фигур. (Рис.1), (Рис.2).
Воспитатель просит детей занять свои места и называет специальности экипажа: радист, пилот, связист и т. д.
- Внимание, приготовились к запуску корабля. Выложите пульт управления на столе в виде цифрового ряда от 0 до 10. Начинаем обратный счет, помогайте мне: 10– 9– 8- 7 -…0 - пуск!
Звучит космическая музыка группы «Спей-с».
- Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами. Положите перед собой монитор (лист в клетку), найдите на своём столе разные планеты.
- А сейчас, выложим вид космического неба на мониторы.
- В верхнем левом углу мы наблюдаем за Солнцем, в правом нижнем углу появилась голубая планета – Нептун, в левом нижнем углу красная планета – Марс, а в правом верхнем углу планета – Сатурн.
Дети выкладывают планеты на своих мониторах – листах.
- Кто хочет вывести картинку с планетами на большой экран?
- Ребята, проверьте у всех ли такой вид на мониторе.
- На моем экране появилась непонятная точка. Что бы это могло быть?
- Для обнаружения объекта возьмите свои космические карандаши, приступаем к работе.
Графический диктант.
Проведите линию от точки:
3 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.
- Космонавты, какой объект вы обнаружили? (ответы детей) (Рис.3)
Воспитатель выставляет готовую модель пришельца на экран и картинку робота Железяки. (Рис.4)
- Это пришелец из космоса, с планеты Роботов. Он подает сигнал бедствия, просит помощи. Роботы его планеты заржавели, их срочно нужно смазать специальным маслом. Масло находится в одном из сосудов, но в каком из них он не знает. Он знает только то, что масла больше, чем другой жидкости. Пришелец не может определить, где больше, а где меньше.
- Космонавты, как узнать, где масло? (ответы детей)
- Как мы можем узнать в каком сосуде жидкости больше?
- Чем можно измерить? (измерительной кружкой)
На столе находится три сосуда с красной, голубой и желтой водой. Дети измеряют, переливая поочередно жидкости в один измерительный сосуд, воспитатель делает отметки на кружке.
- Какой жидкости оказалось больше?
- Какая жидкость является маслом для смазки роботов?
- Вот, молодцы! Пришелец вам очень благодарен!
Роботы снова могут двигаться и хотят вступить с нами в контакт, приглашают вас на разминку.
Физминутка (ритмические движения под космическую музыку).
- Нам надо спешить. Прошу экипаж занять свои места, мы продолжаем наше космическое путешествие.
Звучит космическая музыка.
- Мы приближаемся к планете Венера. Все жители этой планеты были прекрасными, молодыми девушками. Но планету заколдовал злой колдун Глос, и все девушки превратились в старых бабушек.
Показать картинку – перевертыш (Рис.5).
- Чтобы их расколдовать, надо подобрать шифр, а для этого нужно решить примеры.
5
Дети выполняют задание у доски, решают примеры.
- Мы подобрали вместе шифр и расколдовали планету. Все жители опять стали красивыми, молодыми девушками.
Воспитатель незаметно переворачивает картинку-перевертыш.
- Миссия выполнена, а нам пора лететь дальше.
Звучит космическая музыка
– Я слышу сигнал SOS.
Звучит сигнал бедствия.
- Планета Сатурн просит помощи. В планету попал метеорит, и она раскололась на части. Части разлетелись в космосе и смешались с другими частями космических тел, комет, астероидов.
- Внимание, задание экипажу: собрать планету Сатурн из десяти одинаковых по размеру частей.
Дети подходят к столу и вместе собирают планеты, из трёх планет находят нужную. (Рис.6)
- На сколько частей раскололась планета? (10)
- Возьмем каждый по одной части и поочерёдно выложим планету на доске, называя каждую часть. (1/10 часть планеты, 2/10 части планеты и т. д. до 10/10 – целая планета).
- Прошу всех занять свои места и приготовиться к полету.
Звучит космическая музыка
- Но что такое? Кажется, мы сбились с курса. Придется нам обратиться за помощью к говорунам. Держим курс на планету Говорунов.
Поставить картинку птицы Говорун (Рис.7).
- Птица Говорун отличается умом и сообразительностью. (Запись голоса птицы Говорун)
- Птица Говорун укажет нам путь, если мы ответим на ее хитрые вопросы.
Вопросы Говоруна в записи:
Вы, космонавты корабля, летящего от планеты Земля до планеты Говорунов, время в полете 2 часа. Сколько лет космонавтам? (6 – 7 лет)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
У космического животного 2 лапы спереди, 2 лапы сзади, 2 справа, 2 слева. Сколько лап у этого животного? (четыре)
На какое дерево садится Говорун во время проливного дождя? (на мокрое)
Сколько минут варится вареное яйцо? (нисколько)
Птица Говорун на перелет от своего гнезда до Космодрома потратил 3 минуты. Сколько времени он потратит на перелет, если полетит с подружкой? (три минуты)
- Молодцы, вы ответили на все вопросы, и мы можем возвращаться на Землю. Ведем обратный счет: 10, 9, 8  и т. д. до 0.
Звучит космическая музыка.
- Мы приземлились, вы можете выйти из нашего космического корабля. Пришельцы с других планет благодарят вас за помощь и отличную работу. Вы проявили не только смекалку и ум, но доброту и отзывчивость!
Авторы: воспитатель I квалификационной категории С.Н. Горькова, воспитатель I квалификационной категории Вырывдина Ж.Г. (МДОУ №229 «Голубой ручеек», г. Кемерово).
 
Познавательная деятельность  с  детьми  старшей группы  детского сада
Тема:  Игра-путешествие в космос
Цель:1) Закрепить представления детей о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.2) Повторить порядковый счет.3) Называть «цвет — форму—размер».4) Развивать внимание, логическое мышление, воображение, амять.
5) Закрепить счёт   в пределах 10, определить числа больше, меньше на 1.
 Материалы к занятию: Демонстрационный картинки - отгадки к загадкам о видах транспорта. 1-2 лишних вида транспорта; лист с нарисованной по точкам ракетой; геометрические фигуры; таблицы с цифрами для закрепления знания состава чисел в пределах 10:
Раздаточный - карточки с точками и цифрами (ракета); фломастеры.
 
Ход:
I. Игра: «Выбираем транспорт».
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправляемся путешествовать по космосу. А вы знаете,   кто летает в космос?
(Ответы детей)
Воспитатель: Значит, сегодня мы будем космонавтами. Давайте выберем такой вид транспорта, который позволит нам летать по космосу и вовремя вернуться домой. Отгадайте загадки:
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
Кто на бегу,
Пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед
И сам себя.
Да и меня с тобой?
(Паровоз)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы отправиться в космос на этом транспорте?
Ответы детей (нет)
Воспитатель: Почему?
Ответы детей  (он не умеет летать…)
Воспитатель: Я с вами согласна, а может у вас какие - то есть варианты, на чём мы можем полететь, давайте подумаем вместе.
Ответы детей (самолёт, ракета)
Воспитатель: Я подумала над вашими предложениями и хочу сказать вам, что на самолёте – это хорошо, у него есть крылья, он умеет летать, но высоко он не взлетит - в космос. А вот ракета действительно нам подходит, но у нас её нет. Но не отчаивайтесь, мы можем смастерить её сами. Кто мне скажет из чего можно сделать ракету?
Ответы детей  (из кубиков, стульев)
Воспитатель: Я согласна с вами, что из этих материалов    мы можем сделать ракету, но я предлагаю сделать ракету из столов. Как вы думаете это возможно?
Ответы детей   
Воспитатель: А теперь, будущие космонавты, прошу всех занять свои места.
Воспитатель: Для того, чтобы взлететь нам нужно зарисовать схему нашей ракеты.
Перед каждым из вас лежит схема, вам нужно соединить на своих планах точки по порядку - и получится схема. Дети соединяют точки и получают картинку ракеты. Проверка - по готовому образцу:
Воспитатель: Ребята, у нас получилось несколько маленьких ракет, и одна большая. Как вы думаете, на какой ракете нам нужно отправиться в космос?
Ответы детей  (на большой)
Воспитатель:  почему на большой, а не на маленькой?Ответы детей  
Воспитатель: Я с вами согласна и поэтому прошу вас всех пристегнуться, все готовы?
                        1,2,3 – ракета лети.
                        Я думаю, вам всем будет очень интересно посмотреть в окно.
                        Что вы видите?
Ответы детей  (море, лес, дома…)
 Воспитатель: Я вместе с вами смотрю в окно и вижу необычные звёзды (на ткани геометрические фигуры)
                         Кто мне скажет, на что они похожи?
Ответы детей: на геометрические фигуры.
 Воспитатель: Назовите их?
Ответы детей: квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.
Воспитатель:  Подумайте и скажите, какой формы нет звезды?
Дети: Круглой
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю собрать звёзды, но для этого нужно одеть и застегнуть космические жилеты.
II. Игра: «Звёзды».
  На полу  два обруча так, что образуется три отдельных области пересечения.
Воспитатель: Внутри красного облака захотели жить все красные звёзды, внутри оранжевого – все круглые. В области пересечения двух облаков поселятся звёзды, обладающие признаками: цветом красные, формой круглые.
- Какие звёзды лежат вне обоих облаков? (Все звёзды – не красные и не круглые: синие, жёлтые, треугольные, квадратные, овальные).
Сосчитайте сколько звёзд внутри красного облака?
Ответы детей: 10
Воспитатель: Сосчитайте сколько звёзд в области пересечения?
Ответы детей: 9
Воспитатель: Каких звёзд больше и насколько? (на 1)
                         Сосчитайте сколько звёзд внутри оранжевого облака? (9)
                         Каких звёзд меньше и насколько? (на 1)
 Уважаемые космонавты прошу всех вас занять свои места, мы отправляемся на планету Луна.
  1,2,3 – ракета лети.
Воспитатель: Когда я была маленькой,  мне папа рассказывал очень много про звёзды, и мы вместе с ним смотрели на них и видели различные силуэты. А ещё он мне рассказал сказку про звёзды и я хочу вам её рассказать.
               Однажды звёздочка пошла на охоту,
               Взяла она лук, две стрелы подлинней.
               Подумала звезда: «Что будет, когда я
               Пущу от себя две стрелы посильней?»
               Подумала звезда и сделала это,
               И вот получился угол:
               Красивый, весёлый, две стенки имеет.
Воспитатель: Кто мне скажет, как называется этот угол?
Ответы детей: Острый угол
Воспитатель: Какие фигуры имеют острый угол?
Ответы детей: треугольник, конус, пирамида.
Воспитатель: Открывай скорее тетрадь,
               В ней мы будем рисовать
               Карандаш возьми скорей
               И рисуй ты посмелей.
 В уголок поставим точку, и проведём от неё два луча, или две прямые – горизонтальную и наклонную.
III. Игра: «Волшебная тропинка».
Воспитатель: Ну вот мы и прилетели на Луну, Я вижу портреты жителей планеты Луна, но туда нам не добраться потому что тропинка сломана. Тропинка - вся необыкновенная, математическая состоит из цифр, их нужно собрать по порядку, но нам нужны очень внимательные и ответственные космонавты, которые справятся с заданием. Среди вас есть такие?
Ответы детей
Воспитатель: Тогда не будем медлить и построим тропинку.
                         С какой цифры начинается тропинка? (10)
                          Ведётся счёт в обратную сторону.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему жители оставили нам портреты, а сами не вышли нас встречать? Может они не воспитанные?
Ответы детей
Воспитатель: Мои дорогие детки,  я послушала каждого из вас и поняла, что мы для жителей этой планеты чужие, и они ещё нас побаиваются, потому что не знают нас. Но они хотят с нами дружить, раз оставили эти портреты. Давайте, каждый из вас возьмите портрет с собой на планету земля и дома раскрасит вместе с мамой и папой, а ещё расскажет им куда летал, на чём, что видели, что рисовали? Пускай ваши родители познакомятся с вашими новыми друзьями.
Воспитатель: Но для того, чтобы вернуться на ракету нам нужно ответить на вопросы.
Покажите числа больше 8. Найдите числа меньше 5. Какое число спряталось между 3 и 5. Какое число стоит перед числом  6. Какое число стоит после 9.
Воспитатель: А теперь прошу друзья вас занять свои места, наш дальний путь- планета Земля.
VI Игра: «Весёлая карусель».
На планете земля живут в мире и согласии самые разные животные. Вот зайчата и мышата собрались на карусели покататься. Посчитайте, сколько зверят?
Ответы детей: 5
Воспитатель: Назовите, кто выше всех. Кто ниже всех? Кто слева? Кто справа? Кто между зайцем и лягушкой? Между мышкой и петушком?
Воспитатель: все жители разноцветной улицы очень любят веселиться и кататься на каруселях. Давайте мы с вами к ним присоединимся и тоже покатаемся на карусели.
Дети встают в круг:  Еле - еле карусели
                                  Закрутились и запели,
                                  А потом бегом, бегом.
                                  Тише, тише не спешите
                                   Карусель остановите.
                               Раз, два вот и кончилась игра.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Интегрированное занятие по развитию математических и художественно-творческих способностей детей "В гостях у сказки"
Балуева Алла Викторовна, воспитатель
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками

Программное содержание:
Развивать умение решать логические задачи на основе зрительно - воспринимаемой информации.
Закреплять представление о равенстве групп предметов на основе счета.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (большой, маленький)
Учить соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.
Упражнять в навыках закрашивания предметов, используя прием примакивания.
Воспитывать чувство сопереживания, взаимовыручки, помощи ближнему.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал.
Ведущий:
В сказке может все случится Наша сказка впереди Сказка в двери к нам стучится Скажем сказке “ Заходи!”
Ребята! А вы хотите попасть в сказку ?
Дети: Да!
Ведущий: Жили – были Квадрат и Арифметика. И была у них дочка Математика. Вот как то раз ушли родители на работу, а Математика осталась возле дома на поляночке играть со своими друзьями Кругом и Треугольником.
Налетели вдруг откуда не возьмись Гуси-Лебеди и унесли Математику на крыльях к Бабе-Яге в ее избушку на курьих ножках. Ребята, надо выручать девочку Математику. Правда, одной мне не справиться.
Дети: Мы поможем.
Ведущий: Круг и Треугольник показали нам дорогу. Путь туда неблизкий,
трудный. Давайте возьмем с собой в дорогу немного продуктов, вдруг проголодаемся. Ну, вот мы и готовы. В добрый путь! Посмотрите, что это там впереди?
Дети: Печка!
Ведущий: Давайте спросим у печки, не знает ли она, в какую сторону унесли Гуси-Лебеди девочку Математику.
Дети: Печка! Печка! Покажи, в какую сторону унесли Гуси-Лебеди девочку Математику?
Печка: Сначала отгадайте мои задачки, тогда и скажу. Испекла я пирожки, только они разные получились. У меня есть два блюда, нужно узнать на какое блюдо какие пирожки положить.
Ведущий: Дети! Давайте посмотрим, что за пирожки испекла печка? Одинаковые они или разные?
Дети: Разные. Одни большие, другие маленькие.
Ведущий: А тарелочки одинаковые или разные?
Дети: Разные! Одна большая, а другая маленькая.
Ведущий: Как вы думаете, как нужно разложить пирожки?
Дети: На большую тарелочку – большие пирожки, на маленькую – маленькие.
Ведущий: Вот, Печка, справились ребята с заданием. Покажи нам дорогу, пожалуйста.
Печка: А сначала узнайте, какие здесь пирожки с капустой, а какие с картошкой.
Ведущий: Как же нам узнать, ведь не видно же. Дети, как можно узнать где какие пирожки.
Дети высказывают свои предположения.
Дети: Попробовать.
Ведущий: Иди,..., попробуй, с чем пирожок (с капустой), значит на другой тарелочке... (с картошкой).
Печка: Молодцы, ребята, идите прямо и не сворачивайте. До свидания.
Ведущий: Да! Не так-то просто спасти нашу девочку, Математику. Посмотрите, ребята, что это там впереди.
Дети: Яблонька!
Ведущий: Давайте спросим у яблоньки, не видела ли она, в какую сторону понесли Гуси-Лебеди девочку Математику.
Дети: Яблонька, яблонька, скажи, куда понесли Гуси-Лебеди девочку Математику?
Яблонька: Выполните мое задание, тогда скажу. Посчитайте фрукты на дереве и скажите чего больше.
Ведущий: Ребята, что вы видите на дереве.
Дети: Яблоки и груши.
Ведущий: Сколько яблок, посчитайте.
Дети: 1–2–3, три яблока.
Ведущий: А груш?
Дети. 1–2, две.
Ведущий: Как вы думаете, чего больше, яблок или груш?
Дети: Яблок.
Ведущий: А как сделать, чтобы стало поровну?
Дети: Нужно добавить одну грушу.
Ведущий: Что можно сказать про яблоки и груши?
Дети: Их поровну.
Ведущий: Ребята! А разве груши бывают белыми? Посмотрите, какие они не спелые, не сочные.
Дети: Нет! Они бывают красные, желтые, зеленые.
Ведущий: А давайте мы сделаем приятно яблоньке, украсим яблоки и груши. Смотрите, под деревом лежит разная краска и салфеточки, а кисточек нет. Как же мы без кисточек раскрасим фрукты?
Дети: Салфетку можно смять, обмокнуть в краску и раскрасить фрукты
Ведущий: А как это называется?
Дети: Примакивание.
Дети раскрашивают фруктов и прикрепляют к дереву.
Ведущий: Ребята, мы выполнили задания яблоньки, но она почему-то молчит. Может мы что- то сделали не так? Подумайте, пожалуйста.
Дети думают, размышляют.
Дети: На яблоне груши не растут.
Яблонька: Молодцы! Идите прямо, до речки, она подскажет вам дорогу.
Ведущий: Спасибо, яблонька, а груши мы возьмем с собой. Ребята, понюхайте, а чем это так вкусно пахнет? Закройте глазки и прислушайтесь, где-то журчит речка. Как вы думаете, что у нас впереди?
Дети: Молочная река, кисельные берега.
Ведущий: А как же нам перейти через нее, какая речка?
Дети: Глубокая, широкая.
Ведущий: Смотрите, кто-то разрушил мостик, как вы думаете, кто это мог сделать?
Дети высказывают предположения.
Ведущий: А мостик-то не простой, а геометрический. Посмотрите, какая первая фигура (квадрат), вторая – круг, третья - треугольник, четвертая – опять квадрат. Как вы думаете, какую фигуру нужно положить следующей, чтобы достроить мостик?
Дети выкладывают геометрические фигуры.
Ведущий: Вот и готов наш мостик. Давайте перейдем по нему друг за другом. Первым пойдет Никита, он мальчик. Вторым..., третьим..., и т.д.
Дети друг за другом переходят мост.
Ведущий: Что это там виднеется?
Дети: Дом Бабы Яги, избушка на курьих ножках
Ведущий: Давайте подойдем поближе и поговорим с Бабой Ягой, вдруг нам удастся уговорить ее отдать нам девочку Математику.
Подходят к избушке Бабы Яги.
Ведущий: Здравствуй, Баба Яга.
Дети: Здравствуйте!
Баба Яга: Привет, чего надо, зачем пришли?
Ведущий: Слышали мы, что у тебя живет девочка Математика, не могла бы ты нам ее отдать. Ее родители будут переживать, да и нам без Математики никак нельзя.
Баба Яга: Еще чего, Математику они захотели, я ее сама люблю. Вот сейчас я ей пообедаю и стану академиком математических наук.
Ведущий: Что ты, что ты! Математику нельзя есть, она нужна всем людям на земле.
Баба Яга: Тогда давайте что-нибудь взамен, я очень голодная, только чтобы это было что-то математическое. Чтобы хотя бы профессором стать.
Ведущий: Не знаю, не знаю, чтобы стать профессором, нужно много заниматься. Ребята, что мы можем предложить Бабе Яге?
Дети: Давайте сделаем для Бабы Яги математические бутерброды.
Ведущий: Ребята, открывайте рюкзаки, доставайте продукты. Посмотрите, какой формы у нас хлеб?
Дети: Квадратный, овальный, треугольный, прямоугольный.
Ведущий: А колбаса?
Дети: Круглая, квадратная.
Ведущий: А сыр?
Дети: Круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный.
Ведущий: Что ж, дети, давайте сделаем на квадратном хлебе картинку из квадратов, На овальном хлебе.. .(из овалов), на треугольном хлебе и т.д. А что бы было красивее, можно будет добавить к картинке одну деталь другой формы. Баба Яга, а где у тебя можно детям руки помыть?
Баба Яга: А вот у меня тазик стоит, там и мойте.
Ведущий: Ребята, кто хочет делать квадратный бутерброд? А ты из чего будешь делать? А ты? Давайте дружнее приниматься за дело.
Дети делают бутерброды, ведущий по ходу уточняет у детей, какие продукты они будут брать
Ведущий: Что ты взял? А куда ты положишь овальный сыр? Какие еще круглые продукты ты возьмешь и т.д.
Баба Яга: Эх, говорят есть такая штука, компьютером называется. Вот бы мне его сюда. Я б его съела и сразу бы компьютерщиком стала.
Ведущий: Хорошо, Баба Яга, мы тебе поможем.
Воспитатель вместе с детьми делают из продуктов компьютер.
Ведущий: Вот и готово! Посмотри Баба Яга, угодили мы тебе?
Баба Яга: Вот спасибо, уважили старушку, теперь я вся математическая
буду. Спасибо вам, дети! Вот вам ваша Математика, а теперь идите прямо и никуда не сворачивайте и домой попадете, а мне обедать пора, до свидания.
Ведущий: Ну что, дети, вот мы и спасли девочку Математику, давайте возьмем ее с собой, она нам очень нужна.
Дети прощаются и уходят в группу с воспитателем.