Сценарий классного часа по правовому воспитанию
Родительский лекторий на тему
"Воспитание ребенка в семье"
Разделы: Социальная педагогика
Добрый день, уважаемые родители!
Воспитание ребенка начинается в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания, благоговения и самообладания. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя или к добру, или к злу.
Воспитание собственного сына, дочери – важнейшая деятельность гражданина, его гражданский долг (Конституционная обязанность).
Часто слышу от родителей: «Так заняты, так заняты – некогда заняться детьми». Грош цена такому родителю, которому некогда воспитывать своего ребёнка. Значит, ему самому некогда быть человеком. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу. У такого ребёнка мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в до6ро, в учителя, в чуткость к людям.
Что значит любить ребёнка? Одни считают, что любить ребёнка - это значит заранее подготовить его к самостоятельной жизни, имея ясное представление, какого человека они хотят вырастить. Эти родители стремятся сочетать свои чувства к ребенку с разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности...
Другие уверены, что любить ребенка - это значит холить и нежить его, опекать и страховать от всяческих усилий – и физических и моральных. Эти родители, к сожалению, не хотят понять, что любовь к ребёнку хотя и очень многое в его воспитании, но не самое главное. («Любить ребёнка – это и курица умеет» - говорил А.М.Горький).
Предлагаем вашему вниманию тест «Какой вы родитель?», проверьте себя. Результаты не показывайте никому, просто потом проанализируйте свои промахи и сделайте вывод.
Тест «Какой вы родитель?»
Инструкция: отметьте те фразы, которые вы часто употребляете при общении с детьми (фразы показаны на экране, дается несколько секунд на обдумывание каждой фразы; если ее часто употребляют, то говорится, сколько баллов нужно записать):
Баллы
Сколько раз тебе повторять?.............2
Посоветуй мне, пожалуйста.0
Не знаю, что бы я без тебя делала1
И у кого ты такой уродился?...............2
Какие у тебя хорошие друзья!.............1
Ну на кого ты похож?............................2
Я в твое время..2
Ты моя опора и помощник..1
Ну что у тебя за друзья?2
О чем ты только думаешь?..............2
Какая ты у меня умница!..................1
А как ты считаешь сынок (доченька)?.....0
У всех дети как дети, а ты..2
Какой ты у меня сообразительный!......1
Посчитайте общее количество баллов. Конечно, вы понимаете, что наша игра – это лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, никто не знает, лучше вас самих.
Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствует становлению личности!
Сумма баллов 7 – 9 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самом ребенке.
10-14 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
А теперь каждый на своем листочке нарисуйте большой круг. Внутри большого круга нарисуйте членов вашей семьи, в виде маленьких кружочков. Проставьте номера в той последовательности, в какой рисовали. Нарисовали? Далее, я буду зачитывать интерпретацию, а вы внимательно смотрите на свои рисунки, сопоставляйте, анализируйте и делайте выводы.
Интерпретация:
Размеры кружков для членов семьи (кто самый большой, тот самый значимый; маленький кружок – тревожность).
Состав: кто включен в состав семьи.
Расстояние между кружками – степень эмоциональной близости.
Как нарисованы круги – если есть зачеркивания, жирные линии, обведенные – все это подчеркивает тревогу.
Кто первым нарисован, тот значим.
Уровень смещения:
вверх – неудовлетворенность статусом
вниз – недостаточная ценность
в центр – норма
в левой части – негативное отношение
Если вам интересно узнать, как ребенок видит свою семью, попросите его нарисовать семью и потом наглядно будет видно, как ваш ребенок себя чувствует в семье. Какая эмоциональная близость царит в семье.
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Наше поведение и наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Чтобы гармонизировать отношения с ребенком, взрослому человеку необходимо сначала решить собственные проблемы. В будущем это гарантирует психическое здоровье ребенка и позволит избежать конфликтов в подростковом возрасте.
Никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать.
Давайте познакомимся с возможными ошибками воспитания, которые могут привести к большим последствиям. Но для начала мы будем предлагать вам ситуации.
Ситуация 1. Выполнение домашнего задания.
Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать.
Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.
Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор – его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.
Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам.
Вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.
Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.
Ситуация 2. «Совсем нет времени, чтобы заняться ребенком!»
Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать на стороне родственные души или привлекать внимание взрослых плохим поведением.
Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть с ним, поговорить, помочь ребенку по домашним делам, рассказать интересную, поучительную историю или обсудить мультфильм.
Если ребенок пришел в школу без выполненных уроков, получил замечания от учителя, ребенок получает стресс. Учитель в школе объяснил, показал, научил. Домашнее задание какое? ДОМАШНЕЕ. Его ребенок обязан делать дома, под контролем родителей в обязательном порядке (см. Правила выполнения домашнего задания)
Ситуация 3. «Меры наказания!»
Физические наказания могут привести к утрате у ребенка отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям, которые часто его наказывают, появляется враждебность.
Наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние, осуждение собственного поведения.
Ребенок всегда должен знать, за что его наказывают. Объясняя ему его провинность, не обсуждайте его личность, а обсуждайте проступок, который совершил ребенок.
Самое эффективное наказание – посадить на диван и заставить прочесть конкретный рассказ и пересказать его.
Ситуация 4. «Тактичность родителей»
Уважаемые родители, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок не слышал учителя в школе, не подрывайте авторитет педагога, не обсуждайте его в присутствии ребенка.
Помните учитель, тоже человек, у него есть своя семья и дети. Он тоже хочет, после работы уделить внимание своим домочадцам, а не работать учителем дома по телефону.
Если вы хотите ознакомиться с успехами вашего ребенка в школе, приходите непосредственно в школу. Этим самым вы покажите ребенку свою заинтересованность в его обучении и свой контроль, что будет стимулировать желание хорошо учиться.
Спасибо за ваше сотрудничество. А в заключении для вас некоторые советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье.
ПОМНИТЕ!!!
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Психологи рекомендуют Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые. Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ.
Сколько раз тебе повторять?
Посоветуй мне, пожалуйста
Не знаю, что бы я без тебя делала
И у кого ты такой уродился?
Какие у тебя хорошие друзья!
Ну на кого ты похож?
Я в твое время
Ты моя опора и помощник
Ну что у тебя за друзья?
О чем ты только думаешь?
Какая ты у меня умница!
А как ты считаешь сынок (доченька)?
У всех дети как дети, а ты
Сколько раз тебе повторять?
Посоветуй мне, пожалуйста
Не знаю, что бы я без тебя делала
И у кого ты такой уродился?
Какие у тебя хорошие друзья!
Ну на кого ты похож?
Я в твое время
Ты моя опора и помощник
Ну что у тебя за друзья?
О чем ты только думаешь?
Какая ты у меня умница!
А как ты считаешь сынок (доченька)?
У всех дети как дети, а ты
Сколько раз тебе повторять?
Посоветуй мне, пожалуйста
Не знаю, что бы я без тебя делала
И у кого ты такой уродился?
Какие у тебя хорошие друзья!
Ну на кого ты похож?
Я в твое время
Ты моя опора и помощник
Ну что у тебя за друзья?
О чем ты только думаешь?
Какая ты у меня умница!
А как ты считаешь сынок (доченька)?
У всех дети как дети, а ты
Сколько раз тебе повторять?
Посоветуй мне, пожалуйста
Не знаю, что бы я без тебя делала
И у кого ты такой уродился?
Какие у тебя хорошие друзья!
Ну на кого ты похож?
Я в твое время
Ты моя опора и помощник
Ну что у тебя за друзья?
О чем ты только думаешь?
Какая ты у меня умница!
А как ты считаешь сынок (доченька)?
У всех дети как дети, а ты
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315