Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию Избирательное право


Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию.
Тема: «Избирательное право».
Целевая аудитория: ученики 9-11 классов.Автор: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №8» г. Симферополя Республика Крым.
Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов.
Цель: раскрыть понятие избирательного права как системы конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.
Задачи:
Образовательная:
- раскрыть понятия «права и свободы», «выборы», «избирательное право», «избирательная система» и т.п.
- раскрыть важность реализации гражданами политических прав;
- показать разнообразие избирательных систем, общее и особенности;
- раскрыть значение избирательного права для поддержания демократии в государстве.
Развивающая:
- развитие умения работать с нормативно-правовыми актами;
- развитие логического мышления, умения анализировать, систематизировать полученные знания;
- развитие умения формулировать, высказывать и отстаивать собственное мнение.
Воспитательная:
- воспитание  активной жизненной позиции;
- воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам граждан государства.
Оборудование: Конституция РФ, Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», раздаточные материалы, мультимедийная аппаратура, материалы для оформления аппликации и т.д.
Ход мероприятия.
Организационный момент: Учащиеся объединяются в группы. Рассаживаются по группам. Группам предоставляются раздаточные материалы, тексты Конституции РФ и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
«Ожидания»: цели, актуализация, мотивация.
Учитель называет тему мероприятия. Предлагает учащимся подумать и написать на предоставленных листках бумаги разного цвета, что они ожидают от темы сегодняшнего разговора.
По окончанию работы учащиеся проговаривают свои ожидания. Учитель приклеивает листочки с «ожиданиями» на большой лист бумаги, прикрепленный к доске. Листочки крепятся таким образом, чтобы получилось очертание дома. Учитель спрашивает: «Что у нас получилось?». Ответы ребят: «Дом». Учитель объясняет, что данный дом – это символ нашего государства, в котором мы все живем.
Затем учитель предлагает детям выполнить задания по группам. Каждая группа должна с помощью текста Конституции РФ выбрать определенные права и свободы граждан РФ и написать их на предоставленных листах бумаги (для каждой группы лист бумаги определенного цвета).
1-я группа работает с личностными правами и свободами граждан РФ, 2-я группа выбирает политические права, 3-я группа – социально-экономические права, 4-я группа – культурные.
После окончания работы с текстом Конституции один человек от группы зачитывает выбранные права и свободы в соответствие с задание своей группы. Учитель приклеивает листы с ответами на задание таким образом, что получаются столпы, поддерживающие крышу «дома – государства».
Учитель спрашивает, почему мы укрепили крышу дома правами и свободами граждан. Спрашивает: «Что будет с домом, если убрать или разрушить один из столпов, например, политические права?». Учащиеся отвечают, что, скорее всего, дом разрушится. Учитель подводит ребят к выводу, что государство держится на всех сферах общественной жизни. В частности, большую роль в государстве играют пава и свободы, в частности политические права граждан.
Учитель объявляет, что сегодня мы поговорим об одном из важных политических прав – праве участвовать в управлении делами государства.
Обсуждение в большой группе. По ходу обсуждения ребята могут пользоваться текстом Конституции, в частности статье 32 Конституции.
Вопросы для обсуждения:
- Каким образом граждане России могут осуществить свое право участвовать в управлении делами государства? (непосредственно и/или через своих представителей).
- В какие органы власти имеют право избирать или избираться граждане РФ? (органы государственной власти и органы местного самоуправления).
- В каком политическом процессе могут участвовать граждане России? (референдуме).
- Кто не имеет права избирать или быть избранным? (граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).
По мере ответов на поставленные вопросы на интерактивной доске появляются:
- определение «Избирательная система».
- Схема «Непосредственная и представительная демократия».
- Схема «Активное и пассивное избирательное право»
- Определение «Референдум и виды референдумов».
По окончанию обсуждения учитель дополняет, что существуют различные избирательные системы. Так, при использовании пропорциональной системы учитывается количество поданных голосов, и в соответствии с ними распределяются депутатские мандаты при выборах в парламент. В случае применения мажоритарной системы мандаты распределяются по избирательным округам на основе большинства поданных голосов. Смешанная избирательная система это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства. Рассказ учителя иллюстрируется схемами – таблицами на экране интерактивной доски.
Работа в группах. Задание группам: обсудить и аргументировать свою точку зрения: «Какая из избирательных систем кажется вам более приемлемой для правового государства?»
После презентации точек зрения групп, учитель, для того, что провести промежуточные рефлексии, задает учащимся вопрос: «Для чего мы обсуждали данные вопросы?»
Следующим этапом мероприятия является работа по методу «Займи позицию…».
Ребятам предлагается после того, как учитель выскажет определенное утверждение, занять место возле одного из плакатов, развешенных на противоположных стенах класса. Плакаты гласят: «Согласен», «Не согласен», «Согласен, но…», «Не согласен, но…». После того, как дети занимают место возле плаката, им предлагается объяснить свой выбор.
Примечание: Если после обсуждения, ученик изменил свою точку зрения, он может перейти к другому плакату, пояснив свой переход.
Утверждения:
- «Выборы позволяют людям выразить свою волю».
- «Выборы позволяют людям сформировать такую государственную власть, которая могла бы отражать их интересы».
- «Обязательным принципом избирательной системы должно быть тайное голосование».
- «Для решения особо важных проблем государства необходимо использовать референдум».
- «По закону запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений… гражданам, не достигшим 18 лет, и анонимным жертвователям».
Вопрос учителя: «Как вы думаете, почему мы обсуждали эти вопросы?».
По окончанию работы, учитель проводит этап «Итоги». Учащихся просят вспомнить, какие вопросы обсуждались на занятии.
В качестве рефлексии учитель просит ребят одним словом – прилагательным определить значение темы занятия «Избирательное право». Предполагаемые ответы: «важное», «значимое», «интересное», «государственное» и т.д.
В заключении учитель благодарит учащихся за работу. Напоминает, что они являются гражданами нашего государства – Российской Федерации. Со дня совершеннолетия будут полностью дееспособны и смогут в полном объеме реализовывать свои права, в том числе и право избирать и быть избранными.
Литература
Конституция Российской Федерации. – М., 2014. -64 с.
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12135919/#ixzz42F6JLVm8Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_53536/Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/136247/#ixzz42F8HoMx2
Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры. – М., 2014. – 240 с.