Конспект воспитательского часа по правовому воспитанию


Конспект воспитательского часа по правовому воспитанию
«Я в ответе за свои поступки»
(младший школьный возраст)
Цель: формирование представлений об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.
Задачи:
обучающие:
формировать понятия и представления об ответственности несовершеннолетних.
коррекционно-развивающие:
развивать чувство ответственности за свои поступки.
воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к закону.
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня я хочу предложить тему для занятия, которая поможет вам разобраться каким должен быть законопослушный гражданин своей страны.
(Слово законопослушный вывешивается на доске.  Законопослушный гражданин подчиняется действующим законам, принимает их)
Объявление темы, постановка цели.
Предлагаю вам составить тему из заданных модулей.
я ли за- знаю кон Дети из частей собирают тему занятия.
Правильно, тема нашего занятия: «Знаю ли я закон»
Сегодня мы с вами повторим, что такое административная и уголовная ответственность. С какого возраста она наступает.
Основная часть.
Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в мир Российского законодательства.
Давным-давно, во времена, когда ещё не было законов, народ, используя житейский опыт и предостерегая людей от проступков за которые нужно будет отвечать, слагал пословицы и поговорки. Многие из них актуальны и в наше время.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом.
Как вы понимаете эту пословицу?
Дополните знакомые вам пословицы:
Украсть – в беду … (попасть).
Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом)
Закон, не конь, куда хочешь, туда (не воротишь) (старинная).
Закон не глядит на поклон.(объяснить)
Закон задним числом не пишется.(обьяснить)
Как вы понимаете смысл этих народных изречений? (Обсуждение)
Дав порядок нам Закон,Ограничил нам свободу.И суров — собою он,   Говорит, как жить народу.
Помните, в любой жизненной ситуации вы должны  быть достойными справедливыми людьми, уважать закон.
Именно знания законов помогут вам поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни вам самим, ни вашим родителям, ни другим окружающим вас людям.
А чтобы назвать, где в наше время прописаны законы, вам необходимо разгадать анаграммы:
МИНДИСИТРАЫТВНЙА, КСОДЕК
ЙУОГОВНЛЫ, КОКЕСД
ЙТУДОРВО, ЕКОСДК
ЗАНОК ОБ ОБВРАИЗОАНИ
ЙСЕЕЙНМЫ, КСОЕКД
ТУВСА, КОЛШЫ
Правильно законы прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», «Административном кодексе», в Уставе учреждения.
Ребята, большую часть дня вы находитесь в школе, а после занятий возвращаетесь в группу. У вас свободное время, рядом нет воспитателя, которые контролируют ваше поведение и как показывают факты, большинство правонарушений дети совершают в свободное от школы время.
Мы с вами рассмотрим два вида правонарушений: это уголовные и административные правонарушения.
1 восп . Административный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 16 лет, а до достижения шестнадцатилетнего возраста ответственность за правонарушения несовершеннолетних несут родители.
2 восп. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 14 лет, но это не значит, что до 14 лет подростки не наказываются. По решению суда их могут направить в специальное учреждение закрытого типа, сроком до трёх лет.
Я попрошу вас ответить на некоторые вопросы.
На доске развешаны карточки: 14 лет,16 лет,18 лет
Детям раздаются вопросы:
До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)
С какого возраста наступает административная ответственность? (16)
С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)
С какого возраста несовершеннолетнему можно устроиться на работу? (14)
До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)
Читают вопрос и подходят к той карточке, которую считают правильным ответом. (Обсуждение)
Административные правонарушения мы с вами рассмотрим на примере героев наших любимых книг и фильмов. (Раздаются ситуации)
1ситуация Мама отправила Петю Зубова в школу, зная, что он опоздал на первый урок. Петя в школу не пошел, а стал разгуливать по улице и мешать гражданам (рыбак, продавец, милиционер). Как вы считаете, кто виноват в этой ситуации и будет ли наказана мама Пети? «Сказка о потерянном времени»
2 ситуация Витя Малеев придя в школу не был настроен на рабочий лад, на уроках мешал учителю, разговаривал, не выполнял задания, надсмехался над товарищами. Как вы считаете, кто понесёт ответственность за безобразное поведение Вити? «Витя Малеев в школе и дома»
3 ситуация Посмотрим, что делал Сережа гуляя во дворе ,из фильма «Тайна железной двери». Он обзывал своих товарищей, сквернословил, толкал других ребят, забирал их вещи и не реагировал на замечания старших. Кто ответит за эти безобразия ?
4 ситуация Коля Клюквин, чтобы повеселиться, решил написать смешные стишки на парте и не просто написать, а нацарапать, пусть друзья читают и смеются. Кого накажут в этот раз? «Приключения Коли Клюквина»
Ситуации разбираются и обсуждаются.
На доске с одной стороны «Административная ответственность», с другой стороны «Уголовная ответственность». Дети читают карточки и выбирают ту сторону, которую считают правильной.
Какой вид ответственности несёт гражданин России за данное нарушение?
Подросток появился на улице в нетрезвом виде (Административная ответственность)
Избил одноклассника (Уголовная ответственность)
Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная ответственность)
Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная ответственность)
Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная ответственность)
Обсуждение.
Подведение итогов.
Мы рассмотрели несколько наиболее часто встречающихся ситуаций. Чтобы вы не делали, вы всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. И должны вести себя так, чтобы окружающим было легко и приятно с вами общаться.
Хотите, чтобы вас считали самостоятельными и ответственными людьми? Докажите это! А как можно это доказать?
Выполняя свои обязанности:
Не нарушать закон.
Уважать права и свободы других лиц.
Сохранять природу и окружающую среду.
Защищать Отечество.
Молодцы! Мне очень приятно осознавать, что вы понимаете всю меру ответственности за совершение противоправных действий. Так давайте будем законопослушными гражданами нашей великой страны. Спасибо за работу.