Системность управления образовательным процессом
Инновационные ресурсы развития методической службы гимназии
Методическая деятельностьуправляемый, ресурсообеспеченный, эффективный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг
Главная ценность любого образовательного учреждения – его кадры, которые рассматриваются как одна из заинтересованных сторон (в системе менеджмента качества), или как внутренние клиенты (с позиции маркетинговых технологий в управлении). Основные цели маркетинга – сохранение и привлечение клиента (сотрудника), сохранение его ценности.
Менеджерам приходится работать и руководить командами, и именно объединение результатов отличной работы одного человека с деятельностью команды с наибольшей вероятностью приведет к успеху в работе.
Схема организационно-управленческой структуры школы на основе «принципы колеса»колеса команд колесо команды исполнителей «управленцев» разных уровнейКоманда – это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач.
• Время: процесс командообразования «времяёмкий». Чтобы рабочая группа стала командой, требуется немало времени.• Эмоционально-волевой ресурс: чтобы члены группы стали командой, требуются значительные усилия, направленные на формирование «командного духа»; возможно, потребуется дополнительное обучение членов команды.• «Человеческий фактор»: в команде резко возрастает ценность человека, директора школы и каждому члену команды нужно быть к этому психологически готовым.• Демократичность: административно-командный стиль управления в команде «не проходит«Эксклюзивность»: модель команды не всегда пригодна для «тиражирования», каждую новую команду нужно создавать с особой тщательностью и бережностью.• Хрупкость: в команде многое держится на взаимоотношениях между ее членами, на «командном духе», системе ценностей, философии развития. Это категории тонкие и требуют постоянной поддержки, сопровождения.Создавая команду, важно помнить и о ее «минусах»:
Актуальность проблемыНеобходимым условием развития гимназии как динамического развивающегося инновационного образовательного пространства является переход к модели личностно-ориентированной методической системы.
Условия перевода системы МР в режим развития:Наличие концепции и программы развития гимназии и методической системы в ней;Моделирование методического процесса как системы, способствующей саморазвитию личности педагогов;Наличие сплоченного по общности цели коллектива учащихся и учителей;Организация оптимальной системы самоуправления;Система эффективной научно-методической деятельности;Проведение в гимназии инновационной, экспериментальной работы;Наличие достаточной учебно-материальной базы, информационных и др. образовательных ресурсов;Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями всех участников образовательного процесса.
Критерии личностно ориентированной системы методической работыСоздания системы условий (ситуаций), обеспечивающих проявление и развитие личностного потенциала педагогов.Основные тенденции:доминирование индивидуально-групповых форм;использование активных форм и методов работы; технологичность;деятельностный подход к обучению;педагогика сотрудничества.
Критерии эффективности развития методической системы гимназии:Создание системы условий (ситуаций), требующих проявления и развития личностного потенциала педагогов;Обеспечение образованности каждого учителя и создание возможностей для его индивидуального продвижения и самореализации;Информационное и методическое обеспечение профессионального развития учителя;Консультативная помощь учителю в самореализации через создание «авторской» методической или педагогической системы;Интегрирующая функция руководства на ценностно-ориентационном уровне;Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников образовательного процесса;Активизация социальной позиции учителя.
ГипотезаФормирование личностно-ориентированной методической системы гимназии предполагает переход от технологической модели организации НМР к ценностно-ориентированной, что позволит активно включить процессы самопознания, самореализации, саморазвития всех участников образовательного процесса как ресурсы развития гимназии
Цели: Сделать педагога активным субъектом методического процесса, помочь каждому педагогу в самопознании, саморегуляции, саморазвитии, в выявлении и использовании собственного педагогического опыта;Разработать конструкцию содержания методического образования, в котором овладение содержанием образования органически сочетается с усвоением личностного опыта;Разработать систему самоанализа деятельности, мониторинга, диагностики, отслеживания продуктивности совместной деятельности учителя и ученика.
Задачи:Выявление степени удовлетворенности педагогов результатами своей деятельности;Выявление причин, препятствующих совершенствованию педагогического мастерства и оптимизации учебно-воспитательной работы в гимназии;Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе для повышения мотивации и уровня самооценки педагогов; Обеспечение методологического и научно-методического руководства самостоятельной работы педагогов по совершенствованию профессиональных умений и навыков;Создание системы повышения профессиональной компетентности педагогов, способствующей росту не только профессиональных, но и личностных качеств учителя.Создание современной информационно-технологической базы для развертывания экспериментальной работы в гимназии;Структурирование управленческой сферы на основе формирования гибких горизонтальных информационных связей. Организация оптимальной системы самоуправления на основе уровневой модели методического процесса.
Приоритетные направленияОбеспечение образованности каждого учителя и создание возможностей для его индивидуального продвижения и самореализации;Обобщение и распространение передового педагогического опыта по педагогике сотрудничества;Активное освоение коммуникативных методов обучения;Информационное и методическое обеспечение профессионального развития учителя; Консультативная помощь учителю в самореализации через создание инновационной методической и педагогической системы;Осознание взаимоотношений «учитель-ученик» как равноправных субъектов образовательного процесса; Установление горизонтальных связей самоуправления и саморегуляции на уровне межпредметных временных творческих групп учителе (проектная деятельность).
ПРОГРАММА «Новый педагогический профессионализм»1. Формирование технологической культуры и повышение предметной квалификации педагогов в системе курсовой подготовки на базе Института современного образования (список учителей в приложении) и КОИПК и ПРО.2. Формирование технологической, психологической и коммуникативной компетенций педагогов через систему обучающих семинаров в форме деловых игр под руководством методистов Института современного образования.
ПРОГРАММА «Новый педагогический профессионализм» 3. Формирование технологической культуры и повышение предметной квалификации педагогов в системе методической работы школы: 1) организация работы проблемной группы «Безотметочное обучение в начальных классах»; тема года: «Развитие навыков адекватной самооценки и рефлексии учащихся в переходный период от начальных классов к среднему звену» 2) организация работы межпредметной проблемной группы «Медиаобразование в системе преподавания базовых и профильных предметов»3) проведение городского методического семинара «Информационные технологии и медиаобразование»;
ПРОГРАММА «Новый педагогический профессионализм»Становление информационно-компьютерной компетентности учителя в рамках проекта «Развитие гимназии на основе информатизации»:- разработка учебных компьютерных проектов;- работа в локальной сети и в сети Интернет;- конкурс компьютерных презентаций в формате Power Point;- интеграция компьютерных технологий в преподавание предметов: физики, математики, русского языка, английского языка, химии, биологии, географии, МХК, краеведения.
Модель методической службы: Научно-методическая работа - методическая и опытно-экспериментальная работа в гимназии организуется как строго направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий (методик, программ и т. д.) обучения, воспитания, развития детей и управления методической работы. Научно-исследовательская работа – педагогический эксперимент является важнейшей составляющей методической исследовательской работы, проводимой педагогами и администрацией в гимназии по той или иной проблеме
Структурные уровни:1. Индивидуальный – научно-методическая работа учителей по планам индивидуальной исследовательской и экспериментальной работы.2. В составе творческих проблемных групп по разработке определенного направления.3. В составе временных творческих объединений по решению текущих задач эксперимента4. На уровне экспериментальной площадки гимназии5.На уровне общей научно-методической проблемы гимназии текущего года
Структурные уровни: 6. На уровне многолетних целевых программ развития гимназии:«Управление гимназией на основе системной компьютеризации»;«Одаренные дети»;«Интеграция медиаобразования с базовым и профильным в образовательном пространстве гимназии»; «Воспитательная деятельность гимназии на основе системного технологического подхода»;Программа эколого-валеологического воспитания «Здоровье».
Нормативно-правовая база опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности учителей гимназииПоложение о научно-методической службе МОУ гимназии № 32;Положение о научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности педагогических работников МОУ гимназии № 32; Положение о научно-практической конференции педагогов МОУ гимназии № 32; Положение о конкурсе на лучшую методическую кафедру;Положение о творческой (проблемной) группе учителей МОУ гимназии № 32;Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей;Положение о формах непрерывного образования педагогов МОУ гимназии № 32;
Совет гимназииСовет учащихся, НОУПедагогический совет, Научное общество учителейКафедра естественных наукКафедра Физики и информатикиКафедра гуманитарных наук Кафедра начальных классов МО технологииКафедра математикиНМСоветЭкспериментальная работа гимназииСтруктура управления методической службой МОУ гимназии №32
Информационно-организационное обеспечение управления НМРСтруктурирование управленческой сферы на основе формирования гибких горизонтальных информационных связей. Организация оптимальной системы самоуправления на основе уровневой модели организации методического процесса. Делегирование функций контроля (перевод на самоконтроль), целеполагания, планирования на уровни творческих групп, лабораторий, индивидуальный уровень методической работы. Передача учителю авторских, а не только исполнительских полномочий.Формирование нормативной базы деятельности временных творческих коллективов, межпредметных лабораторий.
Информационно-аналитический центр гимназии Матрицу оценки качества образовательного процесса БРОКО: заполняет экспертная группа по итогам учебного года Технология блочно-рейтинговой оценки результатов деятельности работников гимназииТехнология компетентностного подхода
Информационно-аналитический центр гимназииЭлектронная версия блочно-рейтинговой системы оценки качества (БРОКО)
Наименование потребностиМотивы деятельностиНекоторые способы удовлетворения потребностей педагогаСамовыражениеРост профессионального мастерства.Общекультурное развитие.Работа, позволяющая проявлять свои возможности и реализовывать свои идеи.Лидерство. Привлечение к участию в инновационной деятельности. Включение в коллективную деятельность в составе творческих проблемных групп, команд – разработчиков проектов.Признание и самоутверждениеОщущение успеха, признание, одобрение, возможность действовать самостоятельно, перспективы продвижения.Обобщение опыта работы, публикации, привлечение к управленческой деятельности.Принадлежность и причастностьВозможность полноценного общения, хорошие отношения с сотрудниками, информированность, участие в выработке решения.Привлечение к общественной работе, привлечение к коллективному анализу проблем организации, совместное проведение досуга (экскурсии, вечера и т.д.)Мотивационная сфера педагогов: ориентиры, потребности и способы их удовлетворения
Мотивы к труду педагогов гимназииВознаграждения, которые используются для профессионального развитияМотив самоутверждения,достижения социального успеха– направление на различные проблемные конференции, семинары;- выдвижение на профессиональные престижные конкурсы;– содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций; – представительство от гимназии на ответственных мероприятиях;– привлечение к руководству методическими службами гимназии;– получение права на проведение семинаров, курсов для коллег;– назначение на должность методиста, ответственного за стажировку молодых специалистов, студентов - практикантов с оплатой этой работы;– вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни гимназииСТИМУЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА МОУ ГИМНАЗИИ № 32
Мотивы к труду педагогов гимназииВознаграждения, которые используются для профессионального развитияМотив самостоятельности,реализация себя в педагогической деятельности как творческой– открытие собственного мастер-класса для учителей гимназии; – повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать наиболее удобный (желаемый) график работы (расписания); – содействовать в получении гранта, престижной премии;– содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы и ее распространение;- перевод на самоконтрольСТИМУЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА МОУ ГИМНАЗИИ № 32
Мотивы к труду педагогов гимназииВознаграждения, которые используются для профессионального развитияМотив личного развития,приобретения новой информации– направление на стажировку или престижные курсы;– представление времени на методическую работу (работа на дому);– творческий отпуск в каникулярное время;– дополнительные дни к отпуску;– оплата второго высшего образования (переподготовки) по интересующей учителя специальности;– оплата научно-методической литературыПотребность быть в коллективе– вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школыСТИМУЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА МОУ ГИМНАЗИИ № 32
ВыводУровневая дифференциация и интеграция методической системы гимназии позволяют удовлетворять образовательные запросы всех участников образовательного процесса, рассматривать НМР как комплексную систему, оптимизировать образовательный процесс в целом. Открытие на базе МОУ гимназии № 32 экспериментальных площадок различного уровня, вовлечение большей части педагогического коллектива в исследовательскую деятельность, предполагающую овладение не только новыми технологиями обучения, но и психологическим анализом, навыками целеполагания, прогнозирования, проектирования, отвечает стратегической линии управления гимназией как динамической саморазвивающейся инновационной системой.
Группы международных проектовПроектная группа системы менеджмента качестваПереговорная площадка «учитель-администрация»Проектная группа «Портфолио»Лаборатории оценки качества образованияПроектная группа «Школьное питание»Центр профессиональной ориентации Инициативная группа проектной деятельностиПереговорная площадка «учитель-администрация-семья»Социо-валео-психологическая службаИнформационно-аналитический центрОбщественно-государственное управление гимназиейКомандная работа администрации гимназииСоциальное партнерство
Группа тьюторовСменная группа по преемствен-ностиЭлектронное портфолиоЛаборатории оценки качества образованияГруппаздоровьесбе-регающих технологийИнформационно-аналитический центрПроектная группа «Электронный журнал»Проектная группа «Портфолио»Проектная группа «Информатизация образования»Объединение творческих групп по внедрению инновационных технологийПредметные лабораторииМетодические предметные кафедрыПереговорная площадка «учитель-администрация»Переговорная площадка «учитель-администрация-семья»Социо-валео-психологическая службаНаучно-методический советКомандная работа педагоговНезависимые эксперты
Группы научно-технических проектовВолонтерские группыГруппа экологических проектовПроектная группа «Школьное питание»Группа мониторинга качества образованияИнформационно-аналитический центрГруппа дизайн-проектовПроектная группа «Спортивный центр»Совет родителейШкольный парламентПереговорная площадка «учитель-администрация-семья»Социо-валео-психологическая службаУправляющий совет гимназииНаучное общество учащихся и педагоговКомандная работа педагогов, учащихся, родителей
Организация методической, экспериментальной деятельности, повышение квалификацииЗадание 1. Используя понятия: коллектив, команда, группа, распределите виды методической, экспериментальной деятельности образовательного учреждения, направленные на повышение качества образования.Задание 2. Сформулируйте критерии и показатели эффективности деятельности методической службы.
КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЯЗадание 3. Сегодня во всех странах мира сформировалось устойчивое убеждение о том, что требуемые временем изменения в практике работы школы могут быть осуществлены только при активном участии учительства, поскольку именно учителя являются проводниками и реализаторами новых идей в практическую деятельность образовательных учреждений. Конкурсы педагогических достижений, несомненно, являются значимым стимулом профессионального роста учителя. Разработайте проект конкурса педагогических достижений (номинации и критерии оценки) в области достижения нового качества образования. Представьте проект положения о конкурсе, предложите номинации, определите критерии оценки.