Права человека — глазами ребенка



Республиканский конкурс творческих работ учащихся
«Права человека – глазами ребёнка»
Руководитель: учитель истории и обществознания
Ильясов Ильяс ХидировичМОУ «Мижиглинская ООШ»
368593 сел. Мижигли Кайтагского района Республики Дагестан.
Телефон: 8 903 469 11 06
Работа учащейся 8-го класса МКОУ «Мижиглинская ООШ» Кайтагского района РД. Ильясов Хидир Ильясович2015 год.
Права детей в современном мире


План
Введение ---------------------------------------------------------------------- 2
Необходимость защиты детей--------------------------------------------- 3
3. Проблемы детей в условиях Вооружённого конфликта------------- 4
4. Декларация прав ребёнка--------------------------------------------------- 5
5. Конвенция о правах ребёнка----------------------------------------------- 5
6. Наша школа – сегодня------------------------------------------------------- 8

В современных условиях Правительство страны ставит задачу формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Это требует не только совершенствования экономических и социальных
общественных отношений, но и усиления воспитательной работы в массах,
особенно среди молодого поколения.
Задача о правильном физическом развитии и нравственном воспитании
молодёжи является задачей первостепенной государственной важности. Правительство России на всех этапах развития общества уделяла и уделяет большое внимание делу постановки образования и воспитания в школах, напроизводстве, в семье, оказывает в этом помощь родителям. Поставлены задачи создания единой системы непрерывного образования путём последовательной реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы с тем, чтобы повысить эффективность обучения и воспитания, обеспечить компьютерную грамотность молодого поколения, коренным образом улучшить его подготовку к самостоятельной жизни в обществе.
Особая роль отводится делу воспитания в личности духа высокой гражданственности, уважения к законам и правилам общежития, непримиримости к любым нарушениям закона, готовности активно участвовать в охране правопорядка.
Любое правонарушение несовершеннолетнего должно рассматриваться
как недостаток в воспитательной работе, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на определённой территории – как серьёзный показатель ненадлежащей профилактической работы соответствующих органов и организаций. Поэтому решающее значение в предупреждении и искоренении правонарушений несовершеннолетних имеют мероприятия по коренному улучшению всей воспитательной работы, повышению ответственности родителей, школ за воспитание подростков, а также специальные профилактические меры государственных органов и общественных организаций.
Одной из основных форм участия граждан в воспитательно-профилактической работе с подростками являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при муниципальных образованиях.
Счастье всего мира не стоит одной слезы
на щеке невинного ребёнка.
Ф.М. Достоевский.
Может быть, писатель преувеличивал важность, недопустимость этой слезы? Ведь за известный нам исторический период «дети разных народов»
пролили озёра слёз, и не только слёз – рабского пота, крови…
И даже в наше время, когда отдельные государства отличаются чрезвычайно высоким уровнем жизни, когда наука обеспечила большие достижения в сфере производства продуктов питания и других товаров, когда наиболее развитые страны тупо, маниакально тратят сотни миллиардов на военные нужды и предметы роскоши, сотни тысяч детей ежегодно угасают, деградируют без самого необходимого для хотя бы только физического существования. В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. Революция 1917 года и гражданская война обрекла страну на разруху и голод. Распалось множество семей. Миллионы детей оказались на улице и долгие годы бродяжничали по городам страны в качестве «беспризорников», страдая от холода, голода, болезней, становясь уголовниками. Какая уж тут слеза!
В начале 30-х годов много детей погибло в результате голода в самых
хлебных районах страны – на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье, Казахстане. Еле живые проползали дети со своими родителями на железнодорожные станции, чтобы хоть куда-нибудь уехать из своих зачумленных диким голодом родных мест, но поезда проносились мимо. Дети умирали в пристанционных сквериках, на вокзалах, мёртвых стаскивали в общие ямы, а на их место приползали сотни других несчастных мучеников.
Чугунным катком прокатилась по детям нашей страны война. Они гибли под бомбами и пулями, мучились и умирали от голода, холода и болезней в осаждённом Ленинграде, оккупации, эвакуации, концентрационных лагерях. [ 3. 57-58]
Вооружённые конфликты последних десятилетий стали настоящей трагедией для гражданского населения. Число жертв среди мирных жителей в Первой мировой войне составило 5% всех погибших, во Второй мировой – 50%, в ряде последних вооружённых конфликтов – до 95%. Самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети. Вот почему ряд норм международного гуманитарного права направлен на обеспечение защиты детей в условиях вооружённого конфликта.
В целях защиты от последствий военных действий дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны. Они имеют право на заботу, медицинскую и иную помощь (например, получение посылок с продуктами питания, одеждой, обувью).
Детям до 15 лет, осиротевшим или разлучённым со своими семьями, обеспечивается содержание, обучение и воспитание в духе тех культурных традиций, которые были в семье ребёнка; при эвакуации фиксируется вся информация о ребёнке, что должно облегчить восстановление связи с родственниками.
Если ребёнок оказался на оккупированной территории, то ни его гражданская принадлежность, ни гражданский статус не могут быть изменены оккупирующей стороной. Дети не должны зачислятся в зависящие от оккупирующей стороны военные формирования или организации. Не достигшие 18 лет не должны направляться на принудительные работы. Дети в условиях вооружённого конфликта пользуются особым уважением, стороны в конфликте обеспечивают им защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста.
Международное гуманитарное право запрещает как принудительный призыв, так и зачисление в армию детей-добровольцев, не достигших 15 лет. В значительной степени это связано с тем, что участие детей в вооружённых конфликтах создаёт смертельную опасность для них самих. Ребёнок может сначала совершить поступок, а потом уже раздумывать о его целесообразности. И все же если вопреки нормам гуманитарного права дети участвуют в военных действиях, оказывается задержанными с оружием в руках и попадают в плен, то особая защита, предоставляемая им международным гуманитарным правом, продолжает действовать. В случае ареста или задержания дети должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых. Если ребёнок совершил преступление, за которое предусмотрена смертная казнь, то смертный приговор не приводится в исполнение. [2. 12-13]
Во время немеждународных конфликтов дети также имеют право на гуманное обращение и им обеспечиваются необходимая защита и помощь.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, будучи чрезвычайно уязвимыми, отличаясь от мира взрослых. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Её содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. «Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности, - провозглашает, например, она, - нуждается в любви и понимании». «Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту». [3. 59]
20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребёнка. Большое значение этой Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна и тем, что она является обязательством на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построит справедливый, гуманный мир.
Конвенция – достаточно большой документ. Чтобы сориентироваться в многообразии её содержания, перечислим её основные положения.
Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
Каждый ребёнок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства.
Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Убеждения ребёнка подвергаются внимательному рассмотрению.
Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия.
Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба в отсутствии заботы, включая эксплуатацию.
Неполноценные дети имеют право на специальное обращение, обучение и заботу.
Ребёнок имеет право на пользование наиболее совершёнными услугами
системы здравоохранения всех детей.
Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка. Образование должно готовить ребёнка к жизни в духе понимания, мира и терпимости.
Дети должны иметь время на отдых и игры и одинаковые возможности заниматься культурой и творческой деятельностью.
Дети принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.
Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законнодательства, должно способствовать развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, должно быть направлено на их реинтеграцию в обществе.
Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и их привлечения к производству или торговле такими средствами. [4. 4-7]
Как мы видим, львиная доля положений Конвенции обращена к правительственным органам и организациям – наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители. другие члены семьи для того, чтобы ребёнок чувствовал себя достаточно благополучным.
Несмотря на то что Конвенция обращена главным образом к взрослым, сами дети не могут оставаться в неведении относительно её содержания. Это важно, во-первых, для сиюминутной нынешней жизни: они должны знать, на что имеют право. Во-вторых, усваивая содержание Конвенции, они имеют возможность, став взрослыми, вести себя по отношению к собственным детям в соответствии с осознанными принципами и нормами.
В рамках республиканской программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» в Кайтагском районе проведена определённая работа. В вечернее и ночное время суток совместно с работниками ОВД и народными дружинниками проводятся рейдовые мероприятия, в ходе которых проверяются места массового скопления подростков с целью выявления молодёжи употребляющей наркотики и алкоголь. Проводится специальные рейды по торговым точкам с целью установления фактов продажи алкогольных напитков и табачных изделий лицам не достигшим 18 лет. При проведении в районе зрелищных мероприятий запрещается явная, либо скрытое употребление наркотических средств, алкогольных напитков и табачных изделий.
В учреждениях образования и культуры района, в том числе в МКОУ «Мижиглинская основная общеобразовательная школа», проводятся тематические вечера, круглые столы дискуссии по проблемам наркомании. В марте 2009 г. в райбиблиотеке проведён диспут на тему: «Что дурманит разум молодых» 4 апреля, в день официального открытия года молодёжи в районе, проведён легкоатлетический пробег под девизом: «Молодёжь против наркотиков», в котором приняли участие более 200 молодых людей. Победители пробега были награждены грамотами и ценными подарками. Подобный пробег под девизом: «Молодёжь Кайтага за здоровый образ жизни» был проведён 30 октября 2009 г., в котором приняли участие более 160 учащихся общеобразовательных школ района. Учащиеся 9-го класса МКОУ «Мижиглинская ООШ» тоже принимали активное участие в этих пробегах. В нашей школе прошли конкурсы рисунков и сочинений на тему: «Мир без наркотиков». Вопросы профилактики наркомании являются актуальными темами классных часов проводимых классными руководителями нашей школы.
В целях реализации постановления правительства Республики Дагестан от 27 февраля 2009 года № 52 «О проведении в Республике Дагестан Года молодёжи» в МКОУ «Мижиглинская основная общеобразовательная школа» были проведены следующие мероприятия:
Легкоалетический пробег под девизом Мы против террора и наркотиков» среди учащихся старших классов.
Классные часы «Книги для детей».
Экскурсии учащихся нашей школы в г. Дербент в крепость «Нарын-Кала», исторический и краеведческий музеи г. Дербента, крепость «Кала-Корейш», исторические и памятные места района и села.
Принимали участие в районном конкурсе среди старших вожатых общеобразовательных школ района «Вожатая года», где наша вожатая Керимова Г.М. заняла первое место.
МКОУ «Мижиглинская основная общеобразовательная школа» проводит целенаправленную работу по реализации Республиканской программы «Патриотическое воспитание граждан в Республике Дагестан» на 2007-2009 годы. Школа строит свою работу в этом направлении в соответствии с районной программой «Патриотическое воспитание граждан» на 2014-2016 годы. Особую значимость этой работе придавало на празднование 10-летия разгрома бандформирований, вторгшихся в 1999 году в Дагестан. Традиционным стало в школе празднование Дня защитника Отечества, День Победы, встречи учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами интернационалистами, конкурсы патриотической песни, конкурсы рефератов государственных символов России и Дагестана, проводятся мероприятия приуроченные ко дню рождения нашего земляка – Героя Советского Союза Алисултанова Султана Кадырбековича, мероприятия посвящённые Гамзатовским дням «Белые журавли». Изучению истории и традиций своего края способствуют экскурсии по памятным и знаменательным местам республики.
В рамках реализации Государственного приоритетного национального проекта «Образование» школа получила автобус для подвоза выпускников нашей школы в МКОО «Шилягинская СОШ» с целью получения ими среднего (полного) образования. Школа имеет два компьютера с подключением к сети интернет, но к сожалению это недостаточно для полного обеспечения компьютерной грамотности учащихся. Здание школы старая, приспособленная, всего пять классных помещений, нет помещений для проведения кружковых занятий, библиотека школы и пищеблок размещены вне школы, все внеклассные мероприятия проводятся во дворе школы под открытым небом, нет условий для должного физического развития детей. Несмотря на отсутствие ряда условий для развития личности учащихся, администрация школы делает всё возможное и не возможное для выполнения государственных образовательных стандартов. Хочется надеяться на то, что в счастливом будущем дети нашего села получат новую типовую школу для полной реализации своих прав детства.
Слово о том, что дети - наше будущее, могут быть материализованы только при должном правовом, финансовом обеспечении. Проблема детства – главная в любой стране, в том числе и в нашей. Потому что без детей не будет России и Дагестана.
Используемая литература.
В.С. Пронина, Б.А. Столбов, Положения о комиссиях по делам
несовершеннолетних, Москва «Юридическая литература» 1988 г.
К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова, Международное
гуманитарное право, Москва «Юриспруденция» 2006 г.
А.Ф. Никитин, Н.Г. Суворова, Школьникам о праве,
Москва «Просвещение» 1992 г.
Краткое содержание Конвенции о правах ребёнка.
Дагестанская Правда № 23-24 от 29 января 2010 года.
Патимат Геличова, Магомед Юнусов, Дети – будущее Дагестана.