Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)
Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
Тема работы: Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Номинация: методический конструкт урока
Форма: урок
Автор:
Зубова Римма Александровна
учитель начальных классов
кв.к. первая
р.т. 8 (34365) 2-68-90
Асбестовский городской округ, 2015 г
Пояснительная записка
УМК «Перспектива»
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: анализ ситуаций.
Образовательные технологии: ТРКМ, ИКТ
Методы обучения: диалогический и исследовательский.
Актуальность: Данный урок является тринадцатым уроком литературного чтения раздела «Мир народной сказки». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Для обучения учебному сотрудничеству, была использована работа в парах и группах– одна из форм организации деятельности учащихся на уроке. Результативность обучения связана с мотивацией учения, поэтому предпочтение на уроке были отданы таким видам деятельности учащихся, которые моделировали жизненные ситуации.
Новизна: В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход. Введение в урок проблемного диалога, позволило создать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. С целью формирования у учащихся предметных и метапредметных результатов, урок был построен с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Применяя инновационную технологию развития критического мышления посредством чтения и письма, позволило включение учащихся в творческую деятельность, где предполагается формирование полноценной мыслительной деятельности ученика, иными словами, где школьник учится мыслить – основной путь современного развивающего обучения. В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.
Цель: Сформировать предметные и универсальные учебные действия на основе применения ранее сформированных знаний о народной сказке, её особенностях и видах.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»,
учить анализировать и оценивать прочитанное,
научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Развивающие:
развивать умения учащихся критически мыслить;
развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательные:
воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.
Планируемый результат:
Предметные умения:
Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.
Работать с содержанием текста сказки.
Читать сказку по ролям.
Инсценировать сказку.
Личностные умения:
Проявлять:
- интерес к народной сказке и её героям;
- позитивное отношение к чтению народных сказок.
Метапредметные умения
ПознавательныеУУД:
определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Регулятивные УУД:
выполнять учебное действие по плану;
выполнять учебное задание в соответствие с целью;
осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания
Коммуникативные УУД:
излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя план;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Основные понятия: сказка, жанр
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык
Организация пространства: фронтальная, парная, групповая работа
Дидактический материал и оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный;
- презентация «Лиса и журавль» русская народная сказка;
- «Литературное чтение». 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская
- словарь С.И. Ожегова;
- карточки для самостоятельной работы.
Структура проведения урока
I. Стадия вызова
1.1. Мотивация к учебной деятельности учащихся
1.2. Актуализация опорных знаний и способов действий
1.3. Постановка темы и задач урока
II. Стадия осмысления
2.1. Словарная работа
2.2. Чтение с остановками
2.3. Вторичное восприятие текста
2.4. Чтение по ролям
2.5. Физминутка2.6. Работа над нравственной идеей текста
2.7. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм
III. Стадия рефлексия
3.1. Проверка, коррекция, оценка знаний и способов деятельности
IY. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
4.1. Подведение итога занятия
Технологическая карта изучения темы
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые универсальные учебные действия
I. Стадия вызова
1.1. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке.
1.2. Актуализация опорных знаний и способов действий.
Цель: актуализировать знания и изученные способы действий, достаточных
для проблемного изложения нового знания;
определить содержательные рамки урока.
1.3. Сообщение темы и цели урока
Цель: согласовать тему и цель урока.
II.Стадия осмысления.
2.1. Словарная работа
2.2. Чтение с остановками
Текст разбит на смысловые части, остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации)2.3. Вторичное восприятие текста.
Задача: уметь выделять в тексте основную часть, выражать свои эмоции в выразительном чтении.
2.4. Чтение по ролям
2.5. Физминутка.
Задача этапа: психологическая и физическая разрядка.
2.6. Работа над нравственной идеей текста.
Задача этапа: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, обсуждение прочитанного.
2.7. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.
III. Стадия рефлексии
Задача этапа: систематизация и обобщение полученных знаний.
3.1. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
IY. Информация о домашнем задании (на творческом уровне)
Цель: обсудить домашнее задание.
Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока, формировать интерес к произведениям народного творчества. Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме, обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться!
- Мне очень хочется, чтобы эти строки сегодня стали для нас девизом урока.
- Давайте попробуем определить, чем мы будем сегодня на уроке литературного чтения заниматься? В качестве подсказок используйте опорные слова ( открываются на доске)
читать….…
Учиться:
( (осознанно читать) высказывать.…
( свои мысли…)
обсуждать…
находить…
сравнивать…
- Ребята, как вам кажется, что поможет сделать наш труд на уроке плодотворным и результативным?
- Верно, только тот труд, который человек выполняет с интересом и радостью, основанный на знаниях, дружбе и взаимовыручке, приносит хорошие результаты.
Тем, кто любит приключенья,
Я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
-Кто согласен с этим высказыванием?
-Какие произведения вам особенно интересны?
-Много на свете прекрасных стихов, увлекательных рассказов. Но все дети на свете любят, конечно, сказки.
Игра «Чей это голос?»
-Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
тоненький, тихий, плачущий (заяц)
низкий, говорит врастяжку (медведь)
звонкий, чёткий (петух)
вкрадчивый, льстивый, сладкий (лиса)
- К нам в гости пришла Лиса Патрикеевна (выставляю картинку) и принесла корзинку «СКАЗКА», куда мы положим свои знания об этом жанре литературы. Посовещайтесь в паре, что вы знаете о сказке? (Слайд 2)
- Расскажите Патрикеевне, какие знания вы положили в эту корзинку.
-Как вы думаете, с каким словом связано слово сказка? (ответы)
- Итак, слово «сказка» от слова «сказывать, рассказывать». Значит, это повествовательный текст, где главное – описываемые события. Но события эти были вымышлены. Рассказывались сказки народом с целью развлечения.
- Что мы, как читатели-исследователи будем искать в русской народной сказке? (мудрость)
-А теперь Лиса Патрикеевна предлагает вам послушать слова и догадаться, о какой сказке идёт речь и что в ней может происходить?
(Лиса, журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, дружба кончилась)
- Ребята, вы догадались. Сегодня мы будем читать русскую сказку «Лиса и журавль». (Слайд 3)
Задача этапа: привлечь к осмысленному чтению, развивать умение анализировать текст, умение выражать свои мысли
- Как вы понимаете значение слов? (Слайд 4)
Потчевать – угощает.
Не обессудь – не суди, не отнесись строго.
Несолоно хлебала – остался ни с чем.
- Как вы понимаете слово пир?
- Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова (стр. 667).
Хорошо читающий ученик (по закладке на нужной странице в словаре) находит толкование слова и зачитывает.
Выразительное чтение сказки учителем.
Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:
—Приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!
Пришёл журавль на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:
—Кушай, дорогой, кушай, голубчик! Сама стряпала.
Журавль стук – стук носом по тарелке, стучал-стучал — ничего в рот не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и съела. И говорит:
—Больше потчевать нечем.
Спасибо и на этом, — отвечает журавль. — Приходи завтра ко мне.
Остановка:
- Вам понравилось, как вела себя лиса? Почему?
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Чем может закончиться сказка?
После ответов учащихся, им предлагается задание придумать концовку сказки.
Далее учитель заканчивает чтение сказки.
На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил её в высокий кувшин с узким горлышком, поставил на стол и потчует:
—Кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.Вертится лисонька вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает — ничего достать не может. А журавль клюёт себе да клюет, пока всё не съел. И говорит:
—Больше угощать нечем.
Пошла лиса домой - не солоно хлебала. На этом у них с журавлём и дружба кончилась.
Ожидали вы, что у сказки может быть такой конец?
- Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чем сказка?».
- Прочитайте сказку еще раз и попытайтесь запомнить последовательность событий в сказке.
Восстановление последовательности событий в сказке.
Перед началом работы - инструктаж. Проверка – по слайду. Поочередно открываются строчки. (Слайд 5)
1. Лиса с журавлем подружились.
2. Лиса пригласила журавля в гости.
3. Лиса угощает журавля.
4. Журавль пригласил лису в гости.
5. Журавль угощает лису.
6. С тех пор дружба врозь.
Работа над выразительностью, драматизация.- Найдите в тексте слова, о чём говорила лиса, когда приглашала журавля в гости?- Она действительно хотела его угостить или посмеяться над ним?- Как нужно сказать её слова, чтобы было ясно, что она не от души приглашает журавля, а хочет обмануть?- Сыграй роль лисы. - Используя мимику, жесты сыграйте роль журавля. --Какой он?(Растерянный, ничего не понимает, а лиса хитрая, решила журавля разыграть).- Разыгрывается сцена «Лиса пригласила журавля в гости».
- А сейчас попробуйте сыграть в парах отрывок «Журавль угощает лису».- Какой журавль? А лиса?- Используя мимику, жесты, слова лисы и журавля сыграйте их роли.
- Анализ работы детей. Что удалось, что нет.
- Встаньте возле своих парт, играем:
Лиска, лисонька, лиса,
Рыжехвостая краса!
Лиска раненько встает,
Лапки моет, воду пьет.
Прибирает лиска в норке
И выходит на пригорок:
Раз, два, три, четыре, пять-
Лиска хочет сильной стать!
- Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?
- Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему?
- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
- А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научиться есть из тарелки, а лиса из кувшина?
Чтобы вы могли разобраться в идее этой сказки, поработайте по карточкам.
Первый вариант подчеркнёт слова, которые можно отнести к лисе, а второй – к характеристике журавля. Обсудите результаты с соседом.
Добрая грубая
находчивая умная
хитрая лиса льстивая
коварная жадная
глупая злая
умный находчивый
простак журавль добрый
хитрый доверчивый
жадный злой
- Теперь попробуем ответить на вопрос:
«Чему учит эта сказка?»
Составление на доске «рыбьего скелета» смысла сказки:
Чему учит сказка?
пригласила коварная
угощала хитрая
поверил доверчивый
Как аукнется, так и откликнется.
- Докажите, что народ осуждает обоих героев.
- Почему лиса себя так вела? (себя очень любит)
- А журавль? (не смог быть великодушным)
- Сделаем вывод, чему ещё учит эта сказка? (если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек.)
Объясните смысл пословиц. (Слайд 6)
Звал гостей, а накупил костей.
Как аукнется, так и откликнется.
- Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки?
- Итак, с каким жанром литературы мы работали на уроке? (со сказкой)
- Вспомним, что мы знали о сказках?
- Что мы узнали о сказках? Какое знание вам захотелось добавить в «корзину» Лисы Патрикеевны?
- Почему сказки читать интересно?
- Почему сказки читать полезно?
- Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на этом уроке, заполните лист самооценки: если на уроке вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок синим; если редко – желтым; не делали - красным.
- У кого получились все кружки синими, выйдите к доске. У кого только 4 кружка синих – встаньте. У кого только 3 – поднимите руку.
- Давайте похлопаем лучшим мыслителям и исследователям!
На выбор: (Слайд 7)
1. Выразительное чтение сказки по ролям (стр. 84 – 85)
2. Выразительное чтение сказки + нарисовать иллюстрацию к ней.
3. Пересказ сказки по составленному плану.
(Слайд 8)
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Положительный настрой на урок
Рассуждения и высказывания детей.
Заполнение «корзины идей» в паре
СКАЗКА – народная мудрость;
- устный жанр литературы;
- придуманная история;
- сочинял народ и т.д.
Мотивация на получение новых знаний.
Предположения детей
Первичная оценка образов и поступков героев.
Дети устно обсуждают в парах.
Жужжащее чтение
Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы по 4 -5 человек. Каждая группа получает набор из шести карточек, которые наклеивает на картон в правильной последовательности событий в сказке (план).
Несколько человек играют роль лисы, а остальные дети анализируют.
Работа в парах:
1 вариант играет роль лисы,
2 вариант - роль журавля.
Ходьба на месте, изображают движение.
Индивидуальная работа по вариантам
Взаимопроверка
Высказывание детей
Обращаются к «корзине идей», повторяют и дополняют полученные
знания.
Ответы учащихся:
(мы учимся жить на поступках героев сказки, это поучительные истории).
Заполняют лист самооценки:
Я объяснял значения слов ….
Я помогал составлять план….
Я предлагал идеи для записи …
Я читал выразительно вслух…
Я отвечал на вопросы учителя….
Подсчет результатов. Использовать знания для решения новой учебной задачи (предметные, регулятивные)
интерес к народной сказке и её героям (личностные)
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога (коммуникативные)
определять тему обосновывать своё мнение (познавательные )позитивное отношение к чтению народных сказок (личностные)
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания (коммуникативные)адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания (коммуникативные)определять структуру сказки и обосновывать своё мнение (познавательные)
выполнять учебное действие по плану (регулятивные)
выполнять учебное задание в соответствие с целью (регулятивные)
осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания
(регулятивные)
определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение (познавательные )осуществлять самооценку при выполнении учебного задания
(регулятивные)
Литература
Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» 1- 4 классы/ Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011 г.
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011 г.
Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.В.Бойкина. - М.: Просвещение, 2012
Словарь русского языка /С.И. Ожегов; Под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24 –е изд. – М.: ООО «Изд-во «Мир и Образование» , 2007, - 1200 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060.
Интернет – ресурсы: Презентация уроков «Начальная школа»
http://nachalka/info/about/193Приложение 1
Восстановление последовательности событий в сказке.
(Раздаточный материал)
Лиса с журавлем подружились.
Лиса пригласила журавля в гости.
Лиса угощает журавля.
Журавль пригласил лису в гости.
Журавль угощает лису.
С тех пор дружба врозь.
Приложение 2
Характеристика героев сказки
(Раздаточный материал)
Карточка 1.
добрая грубая
находчивая умная
хитрая лиса льстивая
коварная жадная
глупая
злая
Карточка 2.
умный находчивый
простак журавль добрый
хитрый доверчивый
жадный злой
Приложение 3
Лист самооценки
(Раздаточный материал)
Я объяснял(а) значения слов
Я помогал(а) составлять план
Я предлагал(а) идеи для записи
Я читал(а) выразительно вслух
Я отвечал(а) на вопросы учителя