Статья на тему Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе
Отдел образования и по делам молодежи администрации
Куженерского муниципального района МБОУ «Куженерская
основная общеобразовательная школа»
«Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках
в начальной школе»
Т.А. Фокина
учитель начальных классов
п. Куженер.
2016
Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.
Шалва Амонашвили
Универсальные учебные действия это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. СЛАЙД 2 Моделирование уроков по формированию УУД дело непростое, но сегодня это требование времени. Одним из основных блоков УУД являются регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели через планирование действий к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
СЛАЙД 3 Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности, поэтому в процессе обучения ребенок должен овладеть способами и приемами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно. Одной из причин неуспеваемости ребенка становится не непонимание материала, а неумение с ним работать.
Приведем практический пример: вы взяли рецепт нового блюда, в нем записаны не только продукты, которые нужны для него, но и обязательно способ (алгоритм) приготовления. Успех приготовления зависит от того, насколько подробно и четко будет описан способ приготовления и последовательность действий, а после нескольких раз вы будете готовить его без подсказки. То же происходит и в учебном процессе. Чем четче и подробнее мы будем объяснять, как выполняется задание, тем лучше наши ученики будут его выполнять.
СЛАЙД 4 К регулятивным УУД относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Рассмотрим каждое из действий подробнее.
Постановка учебной задачи (целеполагание) СЛАЙД 5 является одним из самых трудных моментов в работе педагога. Поэтому для обучения детей правильному целеполаганию необходимо четко придерживаться особой структуры урока.
1 этап – создание «ситуации успеха». Уроки постановки учебной задачи должны начинаться с конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт ребенка. Дети должны продемонстрировать себе и другим то, что они уже знают и умеют. Задача учителя – подобрать такую практическую задачу, чтобы она решалась известным ребенку способом. Эту задачу ребенок должен выполнить индивидуально.
2 этап – возникновение ситуации «интеллектуального конфликта». После ситуации успеха учитель создает такую ситуацию, когда учебная задача по внешним признакам похожа на ту, которую дети только что с успехом решили, но ее содержательный элемент должен не позволить решить новую задачу известным способом. Возникает разрыв между знанием и незнанием. Задача педагога заключается в том, чтобы придумать специальную задачу, где бы старые знания и способы работы в новых условиях не сработали.
3 этап– фиксация места затруднения.
Дети обсуждают различные варианты решения задачи. Именно на данном этапе урока они должны испытать дефицит своих знаний, именно здесь у ребенка возникает потребность двигаться дальше в познании данного учебного предмета.
4 этап – формулировка учебной задачи учащимися и педагогом. После фиксации проблемы, учащиеся вместе с учителем вновь возвращаются к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной цели, которой им предстоит добиться на уроке.
СЛАЙД 6 Например
1. Определение “поля знания и незнания” + опора на жизненный опыт урок математики (1 класс) – даются примеры для устного счёта СЛАЙД 3
0 + 1 5 + 1
2 + 1 7 + 1
3 + 1 3 + 2
При решении последнего примера ребята приходят к выводу, что они ещё не умеют решать примеры такого вида. С помощью учителя формулируют тему урока (Прибавление числа 2.) и его цель (Научиться прибавлять число 2). После этого ребята вспоминают, что число 2 – это 1 и 1, поэтому к 3 можно прибавить число 2 по частям.
2. Выбор цели из предложенных СЛАЙД 7
Например, тема “Слова-синонимы”.
Мы начинаем изучать данную тему. Выберите из предложенных цель урока:
- Узнать, какие слова являются синонимами.
- Учиться находить синонимы в тексте.
- Тренироваться в редактировании предложений, используя синонимы.
3.Разделение учебной задачи для учащихся и для педагога. СЛАЙД 8
- Какая задача стоит передо мной (учителем)на уроке ?( научить нас (учеников ) как,)
- Какая задача стоит перед вами на уроке? (научиться )
Планирование СЛАЙД 9
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:
- обсуждение готового плана решения учебной задачи (начальный этап, 1 класс);
- работа с деформированным планом решения учебной задачи;
Так, примером работы с деформированным планом решения учебной задачи может служить урок технологиии в 1 классе по теме: « Аппликация из геометрических фигур. Изделие «Бабочка», где детям предлагается в группах составить алгоритм выполнения аппликации по данным шагам-действиям:
1.Обвести шаблоны кругов.
2. Приклеить.
3. Сложить тельце бабочки.
4. Вырезать, разделить на части.
5. Приготовить бумагу нужного цвета.
6. Дополнить деталями.
СЛАЙД 10
- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
Прочитай задачу
Выдели условие задачи
Запиши решение
Запиши ответ
- составление своего плана решения учебной задачи
Ребята с удовольствием выполняют задания такого рода и у них получается вот такой план (с помощью учителя):
- Вспомним, что мы знаем
- Попробуем
- Проверим сделанные выводы
- Применим полученные знания
Составление более сложного алгоритма, плана -
- Вспоминаем то, что мы знаем
- Решаем проблему, открываем новые знания
- Сравниваем свой вывод с авторским
- Применяем новые знания, развиваем умения
Урок письма – знакомство с новой буквой
- разбор элементов новой буквы
- прописывание новой буквы
- учимся соединять ее с другими буквами
- новая буква в словах и предложениях
Отмечу, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. СЛАЙД 11 Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать:
1.что нужно оценивать
2. зачем оценивать
3. какие формы оценок существуют.
Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:
1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения,
2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.
3) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием
СЛАЙД 12 Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении)
Дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства.
Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:
Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.
Светофор – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:
Красный – нужна помощь!
Зелёный – я умею сам.
Жёлтый – умею, но не уверен ещё.
Смайлики – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).
Необходимо различать эмоциональную и содержательную оценки своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», СЛАЙД 13 на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается уже в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец. Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры. Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв, а дальше ученики соблюдают уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности. Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.
Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.
С целью обучения самооценке на начальном этапе, после ответа ученика учитель задавали такие вопросы:
· Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить?
· Удалось ли получить результат? Как ты оцениваешь свою работу?
· Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?
· Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?
Далее предлагали другим ученикам оценить ответ одноклассника. Для этого предлагались слова-клише, с целью развития речи детей: «я считаю, потому что, рекомендую» и др.
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.
Помочь ребенку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе, с другой стороны, столь же здоровую самокритичность одна из центральных задач школы
Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения.
Для отработки умения оценивать себя и других можно использовать работу в парах двумя способами:
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.
СЛАЙД 14 Для формирования оценочной самостоятельности можно использовать задания типа:
«Одноклассник сказал Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю», «Проверь вывод по», «Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?»,
СЛАЙД 15 Придавая исключительное значение поиску и исправлению собственных ошибок, невозможно не признать: если ученик активный деятель, а таким его следует видеть, он будет делать ошибки.
Это находит свое подтверждение в целой россыпи пословиц: «Только тот не ошибается, кто ничего не делает», «Конь о четырех ногах и тот спотыкается», «На ошибках учатся», «Умей ошибаться, умей и поправляться».
В курсе «Технология» создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения действий с поставленной целью. Материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся осуществлять самоконтроль выполняемых действий, корректировку хода работы.
Портфолио. Портфель ученика.Основной смысл портфолио – показать всё, на что ты способен. Есть специальный раздел, где ребёнок оценивает свои ЗУН на начало изучаемой темы и на конец ее изучения.Портфель достижений может помочь ученику:
- оценить его успехи;
- спланировать дальнейшее обучение;
- показать свои достижения окружающим.
Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. СЛАЙД 16 Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?
Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка.
Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. Например, перенос слов.
После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки.
Для формирования прогностической оценки можно использовать задания типа:
- «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»
- «Преднамеренная ошибка» Например, учащимся даётся упражнение по русскому языку; надо найти ошибки и в своей тетради сделать работу над ошибками
Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия. С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, СЛАЙД 17 направленного на анализ основания собственно способа действия, т. е. взгляда на себя, когда, обращаясь к собственным действиям, человек отдает себе полный отчет о том, что и как он делает.
- Одним из приёмов, позволяющих учащимся оценить уровень активности на уроке (своей, одноклассника, класса), называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша). Уровни активности - высокий, средний, низкий
- незаконченное предложение СЛАЙД 15
Например,
- Я узнал, что
- Я научился
- Мне удалось
- Мне было трудно
эмоциональная рефлексия (цвет, рисунок, смайлики, фигура и т.д.)
Например: СЛАЙД 16
- Покажите цветочек
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 У меня всё получалось, я молодец
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Я старался, но не всё получалось
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Я испытывал затруднения, мне было скучно
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над регулятивных УУД, но это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны, формирование всех УУД происходит на всех этапах урока.
СЛАЙД 18 Метапредметные результаты (в т.ч. и регулятивные УУД) будут достигнуты тогда, когда дети увидят, как можно использовать эти умения на уроках по разным предметам. Поэтому организовывать такую деятельность следует каждый день, не реже чем на двух уроках по разным предметам. Работа над одним умением специально организуется не менее 3 раз в неделю, иначе оно не сформируется.
13PAGE 15
13PAGE 141015